Перейти к содержанию

Казнить нельзя помиловать


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

12_(11).jpg

 

В Москве пройдет дискуссионный вечер о смертной казни

 

К Всемирному дню борьбы со смертной казнью 1 декабря в Москве пройдет дискуссионный вечер, посвященный этой проблеме. Об этом «Благовест-инфо» сообщили организаторы мероприятия – центр социальных и культурно-просветительских услуг «Друзья общины святого Эгидия».

 

Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую? Как утвердить ценность жизни человека? На неоднозначную тему смертной казни организаторы предлагают поразмышлять вместе с протоиереем Александром Борисовым, членом Комиссии по помилованию при президенте РФ (1994–2001) и Виталием Лейбиным, главным редактором журнала «Русский репортер».

 

Вход свободный, необходима предварительная регистрация: [email protected].

 

Встреча пройдет 1 декабря в 18:30 по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 7, стр.1 (м. Цветной бульвар).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

333_(6).jpg

 

«Насилие лишь умножает насилие»

 

К Всемирному дню борьбы со смертной казнью 1 декабря был приурочен в Москве дискуссионный вечер, который провел центр социальных и культурно-просветительских услуг «Друзья Общины святого Эгидия». Своими мыслями о проблеме смертной казни с участниками, среди которых было много молодежи, поделились протоиерей Александром Борисов, настоятель московского храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, и Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер». Фоном встречи стало изображение Колизея, на котором в этот день высвечивался огромный баннер «No justice without life» («Нет закона\справедливости без жизни»).

 

Почему «Община св. Эгидия», которая известна по всему миру своей помощью бедным, бездомным, старикам, мигрантам, а также своим международным миротворческим служением, стала заниматься темой смертной казни? Рассказывая об этом, Алессандро Салаконе, представитель Общины св. Эгидия в России, упомянул о том, что все началось с многолетней переписки, которую с 1996 г. члены Общины вели с Домеником, приговоренным к смертной казни в Техасе.

 

«Доменик открыл для нас целый мир, рассказал о жизни в камере смертника, о которой мы и не подозревали. Мы поняли, что приговоренные к смертной казни беднее всех бедных – они живут, зная дату собственной смерти… Мы ощутили несправедливость, которая есть в этом вопросе о справедливости [наказания]», – рассказал Салаконе. Он подчеркнул, что члены Общины подходят к вопросу смертной казни не с точки зрения идеологии и не оправдывают тех, кто совершил страшные преступления, но призывают «быть бдительными» при рассмотрении этих вопросов, исходя из того, что смертная казнь – это «убийство, которое совершает государство во имя справедливости».

 

Необходимо учитывать не только судебные ошибки, примеров которых достаточно, но и влияние института смертной казни на общество в целом: известно, что дискуссия о смертной казни возобновляется в периоды нарастающего ожесточения в обществе. «Сегодня общество имеет другие инструменты, чтобы наказать преступников. А злом нельзя отвечать на зло: по статистике, смертная казнь не является сдерживающим фактором для роста насилия в обществе. Наоборот: насилие лишь умножает насилие. В тех странах, где меньше государственного насилия, преступность уменьшается», – сказал Салаконе.

 

Протоиерей Александр Борисов был приглашен на встречу не только как авторитетный пастырь, но и как человек, имеющий к теме самое непосредственное отношение: в 1992–2001 гг. он был членом Комиссии по помилованию при президенте РФ. Как рассказал о. Александр, Комиссию возглавил писатель Анатолий Приставкин, в нее вошли известные литераторы (Булат Окуджава, Лев Разгон, Феликс Светов, Мариэтта Чудакова, Роберт Рождественский и др.), журналисты, адвокаты и общественные деятели. Комиссия рассматривала прошения о помиловании и представляла свои решения на утверждение Президента.

 

В первый же год существования Комиссия помиловала более 2700 человек, а всего за 10 лет по рекомендации Комиссии президент помиловал 69 856 осужденных, из них 12 856 приговоренных к смерти получили пожизненный срок. По словам священника, процент рецидива из тех, кто был помилован по ходатайству, был в 10 раз меньше, чем обычно (лишь 7% против 70%; он пояснил, что Комиссия занималась не только отменой смертной казни, но и другими наказаниями за менее тяжкие преступления).

 

Как вспоминал о.Александр, первое, что он сделал, став членом этой Комиссии, – попросил списки ожидающих смертной казни и разослал им Евангелия и письма. Пришло много ответов, некоторые поразили священника настолько, что он вот уже 29 лет ведет переписку с одним из «пожизненных», который пережил в тюрьме глубокое обращение. И таких людей немало, поэтому о. Александр подчеркивает, что, помимо вероятности судебной ошибки, есть еще не менее важный довод против смертной казни: «Нам не должно быть безразлично, каким человек уходит из жизни – обозленным бандитом или раскаявшимся грешником.

 

Надо дать человеку, совершившему преступление, время и возможность осмыслить то, что он совершил, по-другому посмотреть на свою жизнь, тем более что сейчас для этого есть все условия: возможна встреча со священником, доступно Евангелие, многие книги». Священник рассказал, что в течение нескольких лет он сразу после Пасхальной литургии отправляется в Заполярье, где в колонии «Полярная сова» в Харпе его уже ждут 65-70 «пожизненных», желающих исповедаться и причаститься. «Все эти преступники раскаиваются, некоторые даже благодарны Богу за то, что оказались здесь, говорят: так бы я на воле и дальше грабил-убивал. Тем более что часто они совершают преступление в таком опьянении, что даже не помнят, как все происходило. Сейчас они читают Евангелие, молятся. Это совершенно другие, покаявшиеся люди. Не было бы моратория на смертную казнь, их бы давно расстреляли», – свидетельствует о. Александр.

 

222_(15).jpg

 

Виталий Лейбин посвятил свое выступлению анализу российского общественного мнения относительно смертной казни. Как известно, статистические опросы последних лет подтверждают, что большинство россиян (69% на 1 ноября 2019 г.) выступают за применение смертной казни. Эта цифра может быть больше или меньше, в общественном мнении могут появляться новые требования (например, о введении смертной казни за взяточничество), но В. Лейбин констатирует, что общественное мнение в любой стране, как правило, весьма консервативно и будет требовать от государства жестких мер – не потому, что «народ такой злой», а потому, что «общество в целом чувствует себя небезопасно».

 

Таким образом, «терапия» общественного мнения состоит не только в призывах к гуманности, но и в том, чтобы делать жизнь более безопасной, отметил Лейбин. Надежду на гуманизацию дает также ряд проведенных «Русским репортером» журналистских расследований в районах военного конфликта в Восточной Украине: реакция населения на попытки казачьего ополчения ввести бессудные публичные казни распространителей наркотиков показала, что «статистически» народ за смертную казнь, но «социология личного участия» дает гораздо меньший результат: люди «сопротивляются, не желают участвовать в народных сходах, [призывающих к казни]». Таким образом, можно сказать, что «общество не плохое и не хорошее, но находится в определенной ситуации, и есть куда двигаться», обнадежил журналист.

 

На встрече обсуждалась также тема гуманизации тюрем. По словам А. Салаконе, тюрьмы потеряли свою функцию ресоциализации и «выращивают криминал», в них обесценивается жизнь тех, кто не нужен, не выгоден обществу. Это подтвердил и один из участников встречи: Алексей два года провел за решеткой по обвинению в экономическом преступлении и свидетельствовал, что именно те, кто должен обеспечивать безопасность в местах лишения свободы, «творят невозможное»: применяют пытки, выбивая признания, «делают из людей животных», издеваются, поощряют агрессию среди заключенных, запрещают читать Библию. Он считает, что первостепенна даже не дискуссия о применении смертной казни, а широкое обсуждение того, что происходит с людьми в России еще на этапе следствия.

 

«Условия содержания очень ужесточились за последнее время, я это замечаю», – подтвердил о. Александр Борисов. Он считает, что посильную лепту в облегчение участи сидельцев могут внести волонтеры, которые займутся перепиской с ними. Он пригласил всех желающих в храм свв. Космы и Дамиана, где всегда есть множество запросов на такую переписку.

 

После активного обсуждения Алессандро Салаконе подвел итоги: он поделился надеждой, что вопрос о смертной казни когда-нибудь отойдет в прошлое, так же, как, скажем, вопрос о рабстве, которое веками считалось нормой. Международное движение за отмену смертной казни демонстрирует динамику: все больше государств-членов ООН признают смертную казнь неприемлемой. И об этой проблематике надо больше говорить и писать в России, привлекая внимание государственных органов, считает Салаконе. Один из выступавших резюмировал: «Отмена смертной казни нужна не только для того, чтобы облегчить участь осужденных, но и для того, чтобы изменить нас самих».

 

Благовест инфо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...