Перейти к содержанию

Трепет воды. Что делает ее святой?


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

H0-vbDdtD5o-936x560.jpg

 

Что же делает воду святой? Ведь это всего лишь вода. Она может замерзнуть, испортиться, даже заплесневеть. Чин освящения не меняет химический состав воды или ее физику. Освящение воды – чудо метафизическое, поэтому церковная древность среди других таинств знала и таинство освящения воды. О хрупкой силе и смирении воды рассуждает архимандрит Савва (Мажуко).

 

Тридцать лет Он таился

 

Икона – Евангелие в красках. В центре – Христос. Стоит в лазоревых струях Иордана. Вода взволнована, клубится, будто кипит и разрывает рамку иконы надвое, выталкивая два берега древней реки – по одну сторону трепетный Предтеча, по другую – изумленные ангелы. Два берега смотрятся растерянно: Креститель Иоанн, мужественный аскет и бесстрашный правдолюб, со страхом касается главы Того, Кто придумал и эту землю, и эту реку, и его самого, отважного пророка. Ангелы не скрывают своего смущения: непривычная для бесплотного духа служба – держать полотенце и ждать, когда же выйдет из воды Тот, на Кого они не привыкли смотреть прямо в том мире света, где всё для них понятно и определено.

 

Чудо Богоявления смутило многих. Крещение Бога застало Крестителя врасплох. Что такого важного в этом событии, которое мало кто заметил из современников? Бог Воплощенный впервые в Своей биографии открыто заявил о Себе как о Боге. Он открылся. В тот день – только Предтече и Иордану. Но даже этого было достаточно, чтобы «разбудить» воду. Поэтому на иконе Богоявления в иорданских струях у ног Спасителя видны какие-то смутные фигуры и лица. Так художник попытался сказать, что в день Крещения безликая вода вдруг показала свое лицо, обрела свой неповторимый голос, чтобы ответить на прикосновение Создателя.

 

Тридцать лет Он таился, Он был сокрыт. Его принимали за сына плотника, и Он не ждал большего. Безымянный галилейский плотник среди любопытной толпы. О чем они там говорят с Иоанном? Разве важно? И вот Он входит в реку и являет Себя Творцом и Автором этого мира. Это Он придумал наш мир, и нас самих, и воду, и землю, и каждого зверя и птицу. Мы – Его создание, Его песня, Его сказка. Никто и не заметил, как Он добровольно Сам стал персонажем Своей сказки, но скрывался долгие десятилетия, а потом, в назначенный день и час, Им Самим установленные, вдруг явил Себя миру. Но сначала – миру – не обществу, не политическому и социальному человеческому телу, а миру природы, стихий, тех зверей, что служили Ему в пустыне, тех деревьев, что согласились стать метафорой, тех рыб, что опознали голос Владыки и служили Ему, глотая статиры и бросаясь в сети неумелых рыбаков.

 

И те, кто был способен видеть, всё угадали. Предтеча ясно понял, Кто перед ним, потому и испугался – «трепетен бысть Предтеча» – человек, который вообще никого не боялся, и даже жестокого царя Ирода обличал безбоязненно, бесстрашно. А тут – «вострепетал». Вода поняла – как это ни странно прозвучит, потому что вся земля содрогнулась от прикосновения Того, Кто этот мир с такой любовью выдумывал и созидал. И это нежное, но властное, царственное, но любящее, явное и неприкрытое прикосновение Творца к Своему творению вызвало восторг у всего сотворенного мира – «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». В древней церковной молитве так волнительно сказано об этом трепете стихий:

 

Ты от четырех стихий тварь сочинивый…

Тебе поет солнце,

Тебе славит луна,

Тебе присутствуют звезды,

Тебе слушает свет,

Тебе трепещут бездны,

Тебе работают источницы.

 

(Молитва на освящение воды)

 

А вы думали, солнце – это ядерный реактор? Нет, оно умеет петь, и вся радость его бытия – в пении Творцу. А луна не безжизненный спутник земли, ответственный за приливы и отливы, она – солист в очень приличном хоре, а как она славит Бога! – в этом ей нет равных. Разве свет не живет там, где зрение? Но он еще и умеет слушать и слушаться. Послушайте, ведь у света есть слух, – а вы и не знали! – а бездны не просто отзываются эхом, а трепещут и волнуются, как впечатлительные малыши перед выступлением. А водные источники, реки, моря и озёра – на работе Божией, они «при исполнении», они на службе, и день Крещения – их день, их профессиональный праздник.

 

Всё в этом мире навсегда запомнило этот буквально трогательный момент, а потому каждый год земля и вода, и всё, Им придуманное, снова дрожит этим трепетом, вспоминая прикосновение Сочинителя, потому и воду мы берем в эти дни – не простую воду, а воду, выдуманную Богом, которая вострепетала от Его прикосновения, и хранит этот трепет, и бережет отпечаток этого прикосновения – вода, такая мягкая и бесформенная, помнит руки Того, Кто ее лепил, придавая ей одному только Богу видную форму.

 

Поверил бы Хогвартс Джоан Роулинг?

 

Представьте, если бы Джоан Роулинг, автор «Гарри Поттера», однажды объявилась в Хогвартсе. Вышла вперед, когда Распределяющая Шляпа отправляла первоклашек каждого в свой дом – Шляпа, выдуманная Джоанной, Хогвартс, придуманный Роулинг! – подошла и объявила: «Я – тот человек, который вас всех сочинил, и не только вас, но и весь ваш мир, всю историю вашего мира, и его географию, и ваших родителей, и ваши беды и радости, и сюжеты ваших биографий, и те сказки, что вы читаете своим детям! Я дала вам имена – каждому! Это я познакомила ваших родителей, это я поселила тебя, Гарри, под лестницей в доме жестокой тетки. И именно я устроила так, что погибли и твои родители, и профессор Дамблдор, а родители Невилла умерли мучительной смертью». Поверил бы кто-нибудь ей? Мы не знаем. Может быть, кто-нибудь вспомнил бы, что она все эти годы училась с ним в одном классе, и мы соседи, я даже как-то списывал у нее. Что вы? Да я ее тысячу лет знаю. Вот еще – она наш создатель! Да будет шутить! Признавайтесь, кто ей подлил зелье забвения?

 

Конечно, мы – всего лишь люди. Нам не дано творить миры «из ничего» и воплощаться в мире, созданном нашим творческим усилием. Но Богу это возможно, потому что Он не только создал этот мир, Он еще и Автор самого авторства, авторства самого по себе, если понимаете, о чем я толкую. Явившись в наш мир, Он стал самым настоящим человеком, настолько настоящим, что его человечество более реально, чем каждого из нас. Скорее мое бытие можно поставить под сомнение и обложить вопросами, но не Его. Он – слишком настоящий, настолько подлинный, что и я, и эта чашка имбирного чая, что дымится тут на столе, по сравнению с чудом Его человечества просто грёза. Он – в самом деле. Он – не реальный, Он – Реальнейший. Он – Человек Навсегда. Он – Бог, которому пришлось Себя Самого выдумать, как это ни коробит слух.

 

И «дабы исполнить всякую правду», Реальнейший смиренно приходит к своему бесстрашному рабу – единственному человеку на тот момент, кто слишком понял, Кто перед ним, Кто обращается к нему с просьбой, Кто нуждается в его службе и помощи. Став сознательно беспомощным, обнажившись не призрачно, не символически, а на самом деле став предельно уязвимым и чувствительным к человеческой боли и страданию, достигнув самого дна человеческого страдания.

 

Лишь вода узнала Создателя

 

Люди на берегу видели всего лишь бедного плотника, нищего паренька, безымянного, незаметного. Для людей – ничего не случилось, был обычный, будничный день, и река, как и столетия назад, расточительно катила свои воды к Мертвому морю. Но река, безмолвная, безгласная, безликая – опознала Владыку. Только вода понимала трепет Предтечи, только безмолвная, немая природа содрогнулась от прикосновения Создателя, Сочинителя – вспомнила, узнала в этом прикосновении то первое касание любящих рук, из которых однажды вылились эти воды в бытие, обрели себя, нашли себя существующими и живыми.

 

Почему вода? Сестра-вода – она особенная. Все мудрецы ей удивлялись, ее славили. Только по-настоящему мудрый человек способен любоваться водой, так ладно скроенной нашей сестрицей. Гибкая, снежная, ледяная, утоляющая – всё о ней. Как красиво у Сираха сказано о снеге: «Он сыплет снег подобно летящим вниз крылатым, и ниспадение его – как опускающаяся саранча; красоте белизны его удивляется глаз, и ниспадению его изумляется сердце. И как соль, рассыпает Он по земле иней, который, замерзая, делается остроконечным. Подует северный и холодный ветер, и из воды делается лед: он расстилается на всякое вместилище вод, и вода облекается как бы в латы» (Сир 43,19-22). Сестра-вода – и в ледяных латах! Как красиво! А вот как загадочно Бог намекает Иову о тайном сговоре, который у Него, у Бога, с водой: «Входил ли ты в хранилище снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов 38,22-23). Что это за «хранилище снега», что это за секреты у Бога с водой, что они там задумали? Кого Он собирается забросать снегом, с кем намерен расправиться крепкими и веселыми снежками? Узнаем. Но не скоро.

 

Что же делает воду святой? Ведь это всего лишь вода. Она может замерзнуть, испортиться, даже заплесневеть. Чин освящения не меняет химический состав воды или ее физику. Освящение воды – чудо метафизическое, поэтому церковная древность среди других Таинств знала и Таинство освящения воды. Вода, придуманная Богом, отвечает трепетом и ликованием на прикосновение Его рук, ликующий трепет воды, ее отзывчивость, порыв, ответ на нежное прикосновение Отца и Сочинителя – вот что делает простую, безмолвную и бесформенную воду святой. Собственно, то же, что делает святым и человека – способность и смелость ответить Богу – на Его любовь своей любовью, на Его призыв своим поступком. А для нас святая вода важна тем, что этим благоговейным трепетом она способна заразить каждого из нас. Только человек – такое создание, которое не чувствует прикосновения своего Творца и Сочинителя, не отзывается на волнующее касание. Мы учимся у воды славить Бога, мы, разумные и премудрые, становимся учениками простейшей и смиреннейшей из стихий, подражаем ее ответности и цельности порыва к Тому, Кто с неземной нежностью держит нас в Своих любящих руках.

 

Эта хрупкая святыня, уязвимая мощь, смиренное величие, наша сестра-вода – воистину святыня, потому что способна обновлять сердца, пробуждать души, возвращать детям память об их подлинном Отце.

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 107
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Написано православным священником, но очень по-католически, как мне представилось. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

"Таинство освящения воды" звучит совсем не по-католически, кстати.:)

 

Я в этом году крещенскую воду себе не брал. Другим освящал, а себе нет. Не знаю, назовите это кризисом веры, если хотите, но когда на Крещение я подумал, не взять ли мне с собой бутылочку освятить, меня вдруг пронзила мыль, в памяти всплыли слова из Евангелия: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой." (Ин 7:38) Понимаете? Христос обещает целые реки благодати, а мы с бутылочками ходим! Конечно, кто-то может заметить, что мы немощны, что далеко не у каждого верующего такие реки текут. Возможно. Но такое обетование есть, и не разумнее ли приложить усилие, что-то поменять в своей жизни, чтобы это обетование исполнилось на нас? Не правильнее ли относиться к святой воде не как к средству получения благодати Божией, а как к ее символу, как указание на ту воду, о которой сказано в Ис 55:1 ("Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.")? Как раз на праздник Богоявления читаются паримии из Книги Исаии.

 

Знаете, какой есть парадокс в чине освящения воды? Только мы сейчас говорим о великом освящении, о крещенской воде, а я хочу сказать о малом освящении. Так вот в чине малого освящения воды читается Евангелие Ин 5:1-4, о купальне, в которую временами сходил ангел, делая воду целебной. Ну да, казалось бы, нет более подходящего отрывка. Но дело в том, что этот фрагмент - начало рассказа об исцелении Иисусом расслабленного, человека, долгое время безуспешно пытавшегося получить исцеление от воды и наконец получившего его от Самого Сына Божия. Таким образом по сути евангельский фрагмент, читающийся на освящении воды, говорит о том, что святая вода не нужна!:)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни разу за все эти годы святой водой не пользовался и так и не понял толком, зачем она. Но я для себя как-то сразу решил, что если её освящают, значит это кому-то нужно. Кроме того, кропление на службе - это весело. Ну так и пусть будет :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом по сути евангельский фрагмент, читающийся на освящении воды, говорит о том, что святая вода не нужна!:)

 

Но ангела делать воду целебной посылал Бог. Значит, Он считал это нужным. Или м.б. считал нужным для того, для кого это нужно :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет ли во всем этом значительной доли суеверия? У нас покойный владыка Никодим всякий раз, приезжая на престольный праздник на один приход, где во дворе храма расположен источник, совершал водосвятный молебен, после которого произносил проповедь с апологией освящения воды: дескать, сектантам следует указать на слова Спасителя "просите, и дастся вам". Однако ведь контекст этих слов, по Евангелию от Луки, следующий: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него." (Лк 11:9-13) То есть Иисус, очевидно, не имеет в виду: можете обращаться к Богу с самыми экстравагантными просьбами, и Он исполнит их. Нет, мы должны просить о том, что Ему угодно (ср. 1 Ин 5:14), в частности, о том, чтобы исполниться Святым Духом. С другой стороны, освящение воды - это и есть просьба об исполнении Духом, но опосредованно, через воду. Но каковы основания в нашей молитве настаивать на определенном способе ниспослания благодати - вот в чем вопрос!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ангела делать воду целебной посылал Бог. Значит, Он считал это нужным. .

Сто процентов! Но не получается ли так, что, совершая водосвятные молебны, уже не Бог, а мы сами определяем, нужно это или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ангела делать воду целебной посылал Бог. Значит, Он считал это нужным. .

Сто процентов! Но не получается ли так, что, совершая водосвятные молебны, уже не Бог, а мы сами определяем, нужно это или нет?

 

М.б. просто мы даём Богу возможность помочь нам в чём-то ещё и таким вот образом, через воду, не сходя с Неба лично каждый раз? :) Мы же не пытаемся Его обязать, а напротив, даём Ему ещё одну возможность :). И главное, не мы же сами это придумали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но каковы основания в нашей молитве настаивать на определенном способе ниспослания благодати - вот в чем вопрос!

 

Мы просим всего лишь освятить воду. А уж послать ли через неё потом благодать, а так же как и какую - это уж Господу видней. Не вижу на чём мы тут настаиваем. Тем более, традиция освящения воды - из самых древних, центровых. Что даёт, как минимум, твёрдые основания считать, что ничего плохого в этом нет :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.б. просто мы даём Богу возможность помочь нам в чём-то ещё и таким вот образом, через воду, не сходя с Неба лично каждый раз? :)

Но мы же призываем Духа Святого на воду, то есть фактически просим-таки Бога сойти.

 

Мы же не пытаемся Его обязать, а напротив, даём Ему ещё одну возможность :)

Типа даем разрешение? :D

 

И главное, не мы же сами это придумали.

Не мы - в смысле не я и не Вы, а вообще обычай освящать воду, как Вы и сами понимаете, не от апостолов идет.

 

Интересное в Википедии пишут:

 

"Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой[2]. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век)[3]. О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков[4]. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века[5].

 

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три»[6].

 

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма[6].

 

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ?π??????? — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры»[7]. Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении»[8].

 

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям[6]. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником[9]."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве не странно читать над водой "молитву, напоминающую евхаристическую"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

 

Я с того и начал, что все эти обычаи, связанные с водой, скажем так, всегда оставляли меня равнодушным. Никогда её домой не брал и т.д. Предложение относиться к воде как к символу, а не как к средству, безоговорочно поддерживаю! :) Но всё же, согласитесь, к обычаю, существующему со II-го века, нужно относиться с уважением.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предложение относиться к воде как к символу, а не как к средству, безоговорочно поддерживаю! :)

Тогда по рукам.:) Но при этом задам провокационный вопрос: а просфора, антидор, артос - тоже символы?;)

 

Но всё же, согласитесь, к обычаю, существующему со II-го века, нужно относиться с уважением.

К символам того, что свято, вообще следует относиться с почтением, независимо от древности их возникновения. Но все же замечу, что вторым веком датируется обычай окроплять жилища святой водой, а вот откуда бралась эта святая вода, как ее освящали, не написано. А крещенскую воду и вовсе поначалу не освящали. Так что получается? Установили праздник, а потом решили: а давайте вода, которую мы будем в этот день набирать, будет святая. Тоже как-то странно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда по рукам. :) Но при этом задам провокационный вопрос: а просфора, антидор, артос - тоже символы? ;)

 

Разве не всё символ, кроме пресуществлённых Святых Даров?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если это символ, то как понимать слова Аквината, что через освящённую воду прощаются вениальные грехи? Тоже символически прощаются?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, да.

Окропление освященной водой в начале Святой Мессы заменяет - Исповедую...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если это символ, то как понимать слова Аквината, что через освящённую воду прощаются вениальные грехи? Тоже символически прощаются?

Но ведь вениальные грехи прощаются через любой акт любви к Богу. Так что, может, дело не в воде самой по себе, а в том, что согрешивший обращается к Богу с просьбой о прощении, а использование при этом воды - просто внешнее выражение этого акта, то есть как раз символ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Крещение происходит посредством воды.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Крещение происходит посредством воды.

Тоже интересный вопрос: если практика освящения воды для таинства крещения сравнительно поздняя, то для чего она? Что она реально привносит в крещение? Чем практически отличается крещение в освященной воде от крещения в обычной?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Крещение происходит посредством воды.

 

А как же с "...крестить вас Духом Святым и огнем"(Мф.3:11)?

Т.е. вода - лишь первый этап, типа ритуал выбора веры, послушания, входа в Церковь? Мне, также

интересно свойства используемой воды принципиальны для крещения? Освященная вода меняет свои свойства в сравнении с обычной?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как же с "...крестить вас Духом Святым и огнем"(Мф.3:11)?

https://catholichurc...__fromsearch__1

 

Спасибо, как-то упустил это обсуждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

В чине малого освящения воды есть такое прошение: "Яко да Господь Бог наш покажет ны сыны и наследники Царствия Своего, воды сея причащением же и кроплением, Господу помолимся." Исходя из этих слов, получается, будто мы усыновляемся Богу (становимся сынами Царствия) не через крещение, а через употребление святой воды: видимо, в греческом оригинале здесь стоит глагол "дейкнюми" - букв. "показывать", но этот глагол также используется в значении "сделать кого-то кем-то" или "назначить" и т. п. Скорее всего это прошение проникло в чин малого освящения воды из чинопоследования крещения, где вода также освящается. В связи с этим возникает вопрос: когда именно и зачем стали освящать воду при крещении? Хотя с чем это связано, понятно: воде приписывается особое мистическое свойство сообщать крещаемому благодать возрождения. Однако насколько такой взгляд на крещение богословски оправдан? Вопрос почти риторический.

 

Также в разных текстах говорится о том, что Христос Своим крещением освятил воды Иордана, и потому в молитвах освящения воды на нее призывается "благословение Иорданово". Это еще один момент, требующий пояснения.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чине малого освящения воды есть такое прошение: "Яко да Господь Бог наш покажет ны сыны и наследники Царствия Своего, воды сея причащением же и кроплением, Господу помолимся." Исходя из этих слов, получается, будто мы усыновляемся Богу (становимся сынами Царствия) не через крещение, а через употребление святой воды: видимо, в греческом оригинале здесь стоит глагол "дейкнюми" - букв. "показывать", но этот глагол также используется в значении "сделать кого-то кем-то" или "назначить" и т. п. Скорее всего это прошение проникло в чин малого освящения воды из чинопоследования крещения, где вода также освящается. В связи с этим возникает вопрос: когда именно и зачем стали освящать воду при крещении? Хотя с чем это связано, понятно: воде приписывается особое мистическое свойство сообщать крещаемому благодать возрождения. Однако насколько такой взгляд на крещение богословски оправдан? Вопрос почти риторический.

 

Также в разных текстах говорится о том, что Христос Своим крещением освятил воды Иордана, и потому в молитвах освящения воды на нее призывается "благословение Иорданово". Это еще один момент, требующий пояснения.

Нормальное прошение. "молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф. 5:44-45). То есть можно просить об этом, раз Господь ставит некие условия для усыновления кроме Крещения.

 

В оригинале стоит глагол "анадейкнюми" - основное значение "воздвигнуть и показать". Короче, всё нормально здесь. http://glt.goarch.org/texts/Euch/Agiasmos.html

 

Когда именно стали освящать воду, читайте здесь: https://www.pravenc....063.html#part_2

"О крещальном В. упоминает Апостольское предание (Гл. 21), один из самых ранних литургико-канонических памятников (III в.)".

 

Зачем стали освящать воду - просто потому что это неписаная часть изначального таинства крещения. Об этом подробно пишет Василий Великий в своём 91 правиле (одобрено V-VI Всел. собором) https://azbyka.ru/ot...olkovanijami/94

"произносим и другия, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения".

Так что надо благословлять воду, чтобы стяжать тем большую благодать таинства крещения. Такой взгляд богословски оправдан. Из Ветхого Завета известно, что призывание имени Божия (то есть благословение) сообщает благодать: https://www.pravenc....325.html#part_3

 

А что надо пояснять про благословение Иорданово? Что непонятно-то?

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...