Перейти к содержанию

Что католики и протестанты скажут о Закхее?


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Луки 19:1-10 - евангельский отрывок, читавшийся в православных храмах в минувшее воскресенье, - прекрасный повод, на мой взгляд, поговорить о сверхдолжных делах. "Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо." (Лк 19:8)

 

Согласно Закону Моисееву, компенсировать ущерб вчетверо необходимо было в одном случае: если человек украл овцу (Исх 22:1); во всех остальных случаях достаточно было вернуть имущество, прибавив в качестве компенсации одну пятую, то есть двадцать процентов (Чис 5:7). Таким образом, Закхей, сделал явно более заповеданного. Ср. толкование Феофилакта Болгарского: "В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле".

 

Вопрос протестантам: согрешил ли бы Закхей, если бы выразил свое покаяние иначе: "Господи, всем, кого обидел, я всё верну и еще пятую часть прибавлю"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Луки 19:1-10 - евангельский отрывок, читавшийся в православных храмах в минувшее воскресенье, - прекрасный повод, на мой взгляд, поговорить о сверхдолжных делах. "Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо." (Лк 19:8)

 

Согласно Закону Моисееву, компенсировать ущерб вчетверо необходимо было в одном случае: если человек украл овцу (Исх 22:1); во всех остальных случаях достаточно было вернуть имущество, прибавив в качестве компенсации одну пятую, то есть двадцать процентов (Чис 5:7). Таким образом, Закхей, сделал явно более заповеданного. Ср. толкование Феофилакта Болгарского: "В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле".

 

Вопрос протестантам: согрешил ли бы Закхей, если бы выразил свое покаяние иначе: "Господи, всем, кого обидел, я всё верну и еще пятую часть прибавлю"?

 

Надо полагать, не согрешил бы - и не стал бы ни менее оправданным, ни менее освященным. Но дело в том, что возместив вчетверо, он тоже не стал ни более оправданным, ни более освященным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Комментарии МакДональда:

 

 

19,8 Спасение произвело коренную перемену в жизни сборщика налогов. Он сообщил Спасителю, что теперь же намерен отдать половину имения своего нищим. (До этого времени он выжимал из бедных все, что мог.) Он также собирался воздать тем, кого он обижал, вчетверо, тем самым возвращая деньги, приобретенные бесчестно. Это было больше, чем требовал закон (Исх. 22:4,7; Лев. 6,5; Чис. 5,7). Его поступок показал, что сейчас Закхеем руководила любовь, в то время как раньше им владела алчность.

 

Нет ни малейшего сомнения в том, что Закхей приобретал свое богатство бесчестно. Уэст так переводит ст. 8: "И так как я неправильно взимал плату..." Здесь нет никакого "если".

 

Слова Закхея звучат так, будто он хвалится своим человеколюбием и полагается на него в деле своего спасения. Но это вовсе не так. Он говорит, что его новая жизнь во Христе вызвала в нем желание возместить прошлое и что, преисполненный благодарности Богу за спасение, он сейчас желал употребить свои деньги для славы Божьей и для благословения своих ближних.

 

Стих 8 – один из сильнейших стихов Библии, который говорит о возмещении. Спасение не освобождает человека от обязанности уладить все неправильное, что было соделано в прошлом. Долги, допущенные за время, предшествующее покаянию, не аннулируются рождением свыше. И если до обращения были украдены деньги, то истинный смысл Божьей благодати требует, чтобы эти деньги были возмещены после того, как человек стал чадом Божьим.

 

19,9 Иисус открыто провозгласил, что пришло спасение дому Закхея, потому что и он сын Авраама. Спасение пришло не потому, что Закхей был евреем по рождению. Здесь выражение "сын Авраама" указывает на нечто большее, чем естественное происхождение; оно означает, что у Закхея была такая же вера в Господа, как и у Авраама. Спасение также не пришло в дом Закхея в результате его милосердия и возмещения долгов (ст. 8). Все это следствие спасения, а не причина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Отец Владимир, обратите пожалуйста внимание на выделенное мною жирным шрифтом в комментарии МакДональда, потом напишите пожалуйста, как Вам комментарий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из толкования Мэтью Генри:

 

Доказательства, данные Закхеем пред всем народом в том, что хотя он раньше был грешником, однако теперь он раскаялся в своих грехах и искренно обратился к Богу, ст. 8. Он не надеется оправдаться своими добрыми делами, как фарисей, который хвалился своими делами, но он хочет засвидетельствовать добрыми делами, совершенными им по благодати Христовой, об искренности своей веры и своего покаяния и заявляет здесь о своих намерениях.

 

Закхей доказал, что в сердце его произошла перемена (а это и есть покаяние), ибо переменился его образ действий. Его решения касаются заповедей второй скрижали, которые как раз соответствовали его положению и характеру, ибо Христос всегда, по всякому поводу, делал ударение на них; в исполнении их самым наилучшим образом проявляется искренность нашего покаяния.

 

Закхей говорит здесь об этом как о плоде своего покаяния.

 

Закхей сознавал, что не все из того, что он имел, было приобретено честно и справедливо, но кое-что он приобрел окольными, незаконными путями, и теперь обещает возместить приобретенное таким образом: «Если кого чем обидел или причинил зло кому-нибудь при исполнении моих обязанностей как мытаря, взимая более положенного, обещаю воздать тому вчетверо». Это было возмещение, которое положено было совершить вору, Исх 22:1.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внутренняя перемена произвела в Закхее такое намерение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодать побуждает творить правые дела, дух правый. Намерение Закхея было следствием его возрождения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я правильно понимаю, что факт совершения Закхеем сверхдолжного поступка не оспаривается?:)

 

Спасение также не пришло в дом Закхея в результате его милосердия и возмещения долгов (ст. 8). Все это следствие спасения, а не причина.

Я не уверен, что эта фраза является предметом католическо-протестантской полемики.

Комментарий псевдо-Златоуста:

 

ока он не сделал дел Авраамовых, не называется и сыном Авраамовым, но просто по имени – Закхеем; когда же он заявил себя делами патриарха, обнаружив любовь к бедным и отчуждение от неправды, тогда Господь говорит: «и он сын Авраама».

 

И мы, братья, если мы христиане и именуемся христианами, то должны помнить, что ничто так не показывает нас христианами, как дела истины. Итак, не будем унижать делами своего имени, но украсим ими свою веру. Мы называемся сынами Авраама по вере, постараемся же заслужить это название и своими делами."

 

Хотя автор и делает акцент на делах, он тем не менее не утверждает, что Закхей ими оправдался.

 

Феофилакт:

"Назвал его сыном Авраамовым, быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. "

 

То есть Закхей - сын Авраама либо по вере, либо по делам, но при этом Феофилакт упоминает упоминает только оправдание верой (хотя не "только верой" :)).

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Луки 19:1-10 - евангельский отрывок, читавшийся в православных храмах в минувшее воскресенье, - прекрасный повод, на мой взгляд, поговорить о сверхдолжных делах. "Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо." (Лк 19:8)

 

Согласно Закону Моисееву, компенсировать ущерб вчетверо необходимо было в одном случае: если человек украл овцу (Исх 22:1); во всех остальных случаях достаточно было вернуть имущество, прибавив в качестве компенсации одну пятую, то есть двадцать процентов (Чис 5:7). Таким образом, Закхей, сделал явно более заповеданного. Ср. толкование Феофилакта Болгарского: "В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле".

 

Вопрос протестантам: согрешил ли бы Закхей, если бы выразил свое покаяние иначе: "Господи, всем, кого обидел, я всё верну и еще пятую часть прибавлю"?

 

Т.е. если человек украл что то другое, то возмещение было меньше, чем за овцу? Не согрешил бы, если бы поступил по закону. Но сердце Закхея уже под благодатью. А благодать стремиться воздать больше, чем положено по закону.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Феофилакт:

"Назвал его сыном Авраамовым, быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. "

 

 

 

Это где и когда Авраам презрел богатство?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это где и когда Авраам презрел богатство?

Златоуст:

"Так как он, мало заботясь о дарах царя (содомского), презрел столь великое богатство, то Бог и говорит ему: "не бойся", что ты презрел такие дары и не думай, чтобы от того уменьшилось твое стяжание."

 

Вероятно, Феофилакт имел в виду именно это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

то Бог и говорит ему: "не бойся", что ты презрел такие дары и не думай, чтобы от того уменьшилось твое стяжание."

 

Вероятно, Феофилакт имел в виду именно это.

 

Я прошу прощения, а можно цитату где Бог такое говорит Аврааму?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я правильно понимаю, что факт совершения Закхеем сверхдолжного поступка не оспаривается? :)

 

 

На счет сверхдолжных заслуг не знаю, но благодать побуждает совершать правые дела, исправлять возможное, возмещать ущерб. МакДональд пишет:

 

Спасение не освобождает человека от обязанности уладить все неправильное, что было соделано в прошлом. Долги, допущенные за время, предшествующее покаянию, не аннулируются рождением свыше. И если до обращения были украдены деньги, то истинный смысл Божьей благодати требует, чтобы эти деньги были возмещены после того, как человек стал чадом Божьим.

 

Закхей даже поступил более, обещав отдать в четверо больше, чего Закон от него не требовал.

 

Тут еще можно вот о чем написать, что протестантизм осуждает антиномизм, я в теме: "Как исполняться Духом Святым", выкладывал беседу доктора Спрола про антиномизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я правильно понимаю, что факт совершения Закхеем сверхдолжного поступка не оспаривается? :)

 

По ветхозаветному закону - не оспаривается. А вот по новозаветной интерпретации Закона не всё так просто. И возвращая вчетверо, Закхей проявляет любовь к ближнему. И возвращая шесть пятых, Закхей проявил бы любовь к ближнему. С точки зрения исполнения заповеди разницы нет.

 

Хотя вот если бы кто-нибудь пришёл бы к Закхею и сказал: из-за твоих поборов я понёс такой ущерб, что возвращай мне теперь впятеро, а Закхей бы этого не сделал, то тут возникли бы проблемы при условии буквального понимания Мф.5:42.

 

Так что варианта "заповедь выполнил и перевыполнил" нет. Есть вариант "выполнил заповедь", и есть вариант "недовыполнил заповедь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

То есть Закхей - сын Авраама либо по вере, либо по делам, но при этом Феофилакт упоминает упоминает только оправдание верой (хотя не "только верой" :)).

 

В контексте истории с Закхеем, мы можем сами наблюдать, что дела были следствием его возрождения, а не причиной. Его дух переменился, сердце переменилось, а уже потом последовали определенные намерения. Что касается Авраама, то в 4 главе Послания к Римлянам, Апостол Павел пишет:

 

 

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

 

Там и про Давида, Апостол Павел пишет:

 

 

6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:

7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Отец Владимир, меня вот какие заинтересовали слова Апостола Павла из 4 главы Послания к Римлянам:

 

 

4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

 

Точнее заинтересовал 5 стих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я прошу прощения, а можно цитату где Бог такое говорит Аврааму?

Имеется в виду Быт 15:1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Апостол в контексте вменения праведности по вере Аврааму, пишет далее:

 

 

23 А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,

24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего,

25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По ветхозаветному закону - не оспаривается. А вот по новозаветной интерпретации Закона не всё так просто. И возвращая вчетверо, Закхей проявляет любовь к ближнему. И возвращая шесть пятых, Закхей проявил бы любовь к ближнему. С точки зрения исполнения заповеди разницы нет.

Разница в том, большую или меньшую любовь он проявляет, не так ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По ветхозаветному закону - не оспаривается. А вот по новозаветной интерпретации Закона не всё так просто. И возвращая вчетверо, Закхей проявляет любовь к ближнему. И возвращая шесть пятых, Закхей проявил бы любовь к ближнему. С точки зрения исполнения заповеди разницы нет.

Разница в том, большую или меньшую любовь он проявляет, не так ли?

 

А большая она или меньшая, не величиной потраченной суммы определяется :) Да и вообще её трудно измерять. Да и не требуется измерений для исполнения заповеди. Есть заповедь "любить ближнего, как самого себя". Есть заповедь "любите друг друга, как Я возлюбил вас". Какие дела милосердия могут быть, по отношению к этому, "перевыполнением"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...