Перейти к содержанию

Действительны ли Таинства без веры? Новый документ МБК


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

cq5dam.thumbnail.cropped.750.422.jpeg

 

Действительны ли Таинства без веры? Новый документ МБК

 

«Взаимность веры и Таинств в домостроительстве Таинств»: так озаглавлен новый документ Международной богословской комиссии, обнародованный 3 марта. Его разработка продолжалась с 2014 года: перед публикиацией окончательного текста понадобилось 11 редакций документа, пояснил Vatican News один из его авторов священник Габино Урбари Бильбао.

 

Новый документ состоит из пяти глав, и его основная мысль заключается в констатации кризиса, который сегодня наблюдается пастырской практике. Комиссия отстаивает три тезиса: во-первых, Божественное Откровение и история спасения обладают таинственным характером в силу Воплощения Иисуса Христа; во-вторых, это таинственное Откровение направлено на сообщение Божественной благодати человеку; таким образом - это третий тезис - христианская вера как ответ на таинственное Откровение имеет таинственный характер.

 

Третья глава документа рассматривает Таинства христианского посвящения, а четвертая – Таинство Брака, и она имеет больше всего канонических последствий.

 

Как Папа Бенедикт XVI, так и Папа Франциск ставили вопрос о состоятельности многочисленных браков, совершенных в Церкви по привычке или по традиции, но при отсутствии веры. Тема взаимности веры и Таинств была предложена для пересмотра некоторых критериев признания несостоятельности брака. Синодальные ассамблеи, посвященные семье (в 1980-м, 2014-м и 2015-м гг.), а также посвященные Евхаристии (2005), единогласно заявили о необходимости разъяснения пастырской ситуации, когда Таинство Брака совершается в отсутствии веры у брачащихся.

 

В своих рассуждениях богословы основывались и на канонических процессах: уже задолго до создания документа Римская Рота в матримониальных процессах учитывала тот факт, что отсутствие веры может повлиять на действительность естественного брака. Согласно католическому вероучению, брак является естественной реальностью, принадлежащей к порядку Творения.

 

Поэтому Таинство Брака подразумевает наличие естественного брака. Естественный брак обладает теми же характеристиками, что и таинственный: ему присущи те же блага, а именно нерасторжимость, верность и продолжение рода. Согласно Бенедикту XVI, который подчеркивал, что вера определяет антропологические концепции во всех сферах жизни, включая брак, возникает вопрос: влияет ли на понимание брака значительное отсутствие веры у тех, кого мы называем «неверующими крещеными»? Известно, что во многих местах понимание брака – даже на общественном уровне и в гражданских законах – не включает нерасторжимости, верности и открытости для продолжения рода. Таким образом, в случае «крещеных неверующих» нельзя с уверенностью утверждать, что они заключают подлинный естественный брак, а без подлинного естественного брака не может быть и Таинства Брака.

 

Уже в 1977 году в документе «Католическое вероучение о Таинстве Брака» Международная богословская комиссия пояснила, что отсутствие веры, понимаемой как расположенность верить, ставит под сомнение действительность Таинства, особенно если нет желания благодати и спасения. «Когда, несмотря на все попытки, молодожены ясно и формально дают понять, что отвергают то, что Церковь желает совершить в браке крещеных, пастырь не может допустить их к обряду», - утверждается в апостольском увещании Familiaris consortio Папы Иоанна Павла II.

 

В новом документе Комиссии отвергается как автоматическое понимание любого брака между крещеными как Таинства, так и скептицизм, согласно которому нехватка веры делает любой брак недействительным. Прежде всего документ констатирует необходимость более углубленного изучения этого вопроса. Отец Бильбао отметил некоторую напряженность между определениями брака в Чине бракосочетания и в Катехизисе Католической Церкви. Так, в Чине Таинства Брака говорится: «Пастыри, ведомые любовью Христовой, призваны принимать помолвленных и в первую очередь пробуждать и питать их веру.

 

Действительно, Таинство Брака предполагает и требует веры». В Катехизисе это Таинство имеет следующее определение: «Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства; [этот союз, если он заключается] между крещеными, был возведен Господом Христом в достоинство Таинства» (1601). Таким образом, между двумя утверждениями есть неразрешенная напряженность, подчеркивает о. Бильбао: в первой вера упоминается как необходимое условие, во втором она не упоминается.

 

На пастырях лежит обязанность помочь будущим супругам возрастать в вере и в понимании того, что означает брак. О новобрачных всегда можно и нужно молиться, но совершение таинства Брака в Церкви не всегда уместно. Пастыри призваны к рассудительности в каждом конкретном случае, утверждается в новом документе Международной богословской комиссии, в котором однако отдельные случаи не рассматриваются. «Мы должны хорошо осознавать, что Церковь предельно облегчает доступ к Таинству Брака с одной стороны, а с другой – имеет высочайшее представление о браке, которое подразумевает высокие требования. Здесь тоже есть некоторая напряженность», – пояснил отец Бильбао.

 

Помимо Таинства Брака, в новом документе речь идет и о других Таинствах. Подчеркивается, что Таинства христианского приобщения всегда имеют миссионерский характер, то есть они совершаются с тем, чтобы укрепить Церковь как Тело Христово и во свидетельство воскресшего Иисуса Христа. Что касвется крещения взрослых, то здесь благодаря катехуменату нет особых проблем, а вот при крещении младенца необходимо удостовериться в том, что родственники или восприемники обеспечат христианское воспитание ребенка.

 

«Наше намерение далеко от того, чтобы ставить преграды Таинствам, - поясняет член Комиссии. – Чтобы принять всерьез таинственный характер истории спасения, необходим минимум веры во избежание того, чтобы совершение Таинств превратилось в пустой ритуализм, магию или ?приватизацию? веры, когда она не соответствует вере Церкви».

 

Ольга Сакун - Град Ватикан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...