Neta Опубликовано 23 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2020 Время Великого Поста это время подготовки к величайшему торжеству – Пасхе, это время духовного обновления, время радости, время, когда мы «стряхиваем» с себя всё ветхое в нас, чтобы обрести способность жить. Но в этом году время Великого Поста для многих стран мира стало временем испытаний: по Земле шествует пандемия коронавируса СOVID-19, собирая обильный и страшный «урожай» смертей. К сожалению, и Россия не стала исключением. Как раз это обстоятельство и повлияло на саму атмосферу, в которой прошли великопостные духовные упражнения в московском Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. С одной стороны, не смог приехать заявленный ранее проповедник, и настоятелю прихода отцу Владимиру Кабаку пришлось срочно искать замену, с другой – атмосфера была необычной и непривычной, но именно это обстоятельство позволило как нельзя лучше пережить и осознать услышанное. Великопостные духовные упражнения в нашем приходе провел отец Дарек Харасимович. Собор был далеко не полон: многие предпочли остаться дома и посмотреть трансляцию он-лайн, но те, кто всё же пришел, смогли «окунуться» в атмосферу подлинной благодати, царившей в храме. Отец-реколлекционист предложил тему «Опасные иллюзии». Само это название сразу же привлекло внимание: о каких иллюзиях пойдет речь, почему они опасны? Священник, заметив некоторое недоумение на наших лицах, тут же сформулировал нам простые, но очень глубокие по сути вопросы: «В чем сущность Великого Поста? Что мешает нам зрело и плодотворно проживать его?». Ответ прост – опасные иллюзии. Одной из таких иллюзий является широко распространенное заблуждение, будто Великий Пост – это время печали. На самом деле это совсем не так. Великий Пост – это время радости, предвкушение долгожданного Воскресения. Воскресение Иисуса – это окончательная победа под смертью. «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ». И если Рождество – это торжество с некой долей горечи – ведь Иисус рождается для того, чтобы умереть, то Пасха – это праздник торжества жизни. Так как же можно грустить, когда мы готовимся к наступлению столь великой радости? И если мы живем иллюзией, будто пост есть время печали, значит, мы неправильно понимаем и переживаем его. Время Великого Поста – это время, помогающее нам достичь более глубокого познания Христа, погрузится в Его Тайну. Не во многие тайны, а именно в одну Великую Тайну, Тайну любви Бога к человеку, явленную через Крест. Познанию Тайны Иисуса учит нас апостол Павел. Он долгое время пребывал во власти иллюзий, считая Иисуса преступником. Он радовался, что Его удалось «остановить», отчаянно сражался с Его учениками… Он жил в иллюзии, полагая, будто своими поступками служит Богу. И только после того, как Господь явился ему по дороге в Дамаск, он познал великую Тайну Креста и заявил со страниц своего Послания к Филиппийцам: «[Я] всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп 3,8). Великий Пост – это также время проверки, насколько зрелой является наша вера. Ее зрелость или незрелость отражается в нас и на нас. Зрелая вера выражает себя в молитве, достигая ушей Иисуса, она радует Его и приносит обильные плоды. Но даже незрелая молитва всё-таки приносит свои плоды, пусть и не столь значительные. Господь дает нам по нашей вере: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей ‘перейти отсюда туда’, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17,19). Молитва, будучи выражением нашей веры, есть также разговор с Богом и о Боге. А потому одной из опасных связанных с этим иллюзий является то, что мы предпочитаем говорить исключительно о себе, о своей жизни и своих проблемах, о своих переживаниях и желаниях… Мы забываем, что в молитве не мы самые главные, самое главное – не наша жизнь, наши проекты и планы; главное – это Господь и Его мир. Подлинная молитва – для Господа и о Господе. Именно в молитве и через молитву мы познаём Господа и Его любовь к нам. Вся наша жизнь становится экзаменом нашей любви к Богу, а молитва есть способ познавать Его. Познание Господа начинается здесь, на Земле, а продолжится там – в Его Царствии, это столь же бесконечный процесс, как и Сам Господь. Прекрасный образец молитвы дает нам Сам Иисус: Он научил Своих последователей молитве «Отче наш», в которой отражены основные ценности Божия мира. В этой молитве мы называем Господа своим Отцом, но не «моим» или «твоим», а нашим. Он – Отец каждого из нас и всех нас. Мы взываем «да святится Имя Твое» и благодарим Его за Великую Тайну Боговоплощения, за наше рождение и жизнь. Мы просим о хлебе насущном и об искуплении. Мы выражаем послушание Божьей воли, доискиваясь, как нам поступить. И, покоряясь воле Господа, – «да будет воля Твоя», – всей душой хотим ее исполнить. Вершиной нашей молитвы является Евхаристия. Пройдут века, измениться мир, но неизменными в нем останутся Святое Писание, Святая Месса и Евхаристия. Никогда и нигде не появится что-либо лучшее и совершеннейшее, чем это. Еще одна опасная иллюзия: мы верим в Бога, но не живем для Него. Мы обращаемся к Нему с тысячей просьб, но сам по себе Господь нас не интересует. Он для нас – Тот, Кто исполняет наши желания, и только. Мы постоянно просим Его о чём-то, но забываем, что верить в Бога, это значит носить Его в своем сердце, которое мы открываем другим людям, чтобы служить им. Если мы подлинно верим в Бога, то делаем что-то не только для себя, но в первую очередь для других. Вспомним Марию: Она, будучи беременной, собралась в далекую и нелегкую дорогу, чтобы послужить Елизавете; Она, заметив, что кончилось вино за свадебным столом, тут же обратилась к Сыну за помощью… Притом, охотно помогая другим, Она никогда не требовала внимания к Себе, не ждала, что кто-то начнет служить Ей. Служить ближним сложнее, чем наслаждаться собственным покоем, но, откликаясь на Божий призыв к служению, ты преисполняешься радостью, ты знаешь, для чего живешь. Завершая свои размышления, отец Дарек еще раз призвал всех нас с большей зрелостью и искренностью взглянуть на свою веру и молитву и честно ответить себе на вопрос: зачем и для чего мы приходим в храм? Чтобы встретиться с Господом или, может быть, чтобы пообщаться с друзьями? Или просто по привычке? А насколько зрелой является наша молитва? Есть ли это разговор с Богом и о Боге, или же только разговор о нас самих? Как известно, в Москве и Санкт-Петербурге в ближайшие недели не будет публичных богослужений, хотя храмы по-прежнему открыты. И, придя воскресным утром в храм, я обнаружила его почти пустым. Повсюду царила тишина, лишь изредка нарушаемая шагами тех, кто шел к исповедальне или к алтарю, на котором были выставлены Пресвятые Дары. И мне, стоящей на коленях перед Дароносицей, так ярко припомнилось всё сказанное отцом-реколлекционистом накануне о вере, молитве и опасных иллюзиях… Ольга Дубягина, Сибирская католическая газета 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти