Перейти к содержанию

Литургия по интернету


Дeниc
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Литургия по интернету

 

https://ahilla.ru/li...O4ssEBOW5dbK9hU

 

Один наш друг как-то разговаривал с известным американским научным футурологом о будущем религиозных организаций. Футуролог вопросы политики и религии публично не комментирует, поэтому мы не приводим его имя. Но ответ настолько повторил наше ощущение и ви?дение, что нельзя было не поразиться совпадению на все 100! Церковная жизнь изменится сильно. Значимые точки, соборы, вроде базилики Петра в Риме, останутся. Но реальные общины уйдут в малые, домашние храмы, наподобие первохристианских, и… в виртуальное пространство.

 

Конечно, сейчас многих еще шокирует сама идея служения литургии виртуально, когда священник(и) и община могут находиться в разных частях мира. Эффект физического присутствия в одном месте многим сейчас еще важен. Хотя, для примера, исповедь по Скайпу еще недавно была экзотикой, теперь же эта практика едва ли кого удивляет. Изменения произошли быстро и незаметно. Богословские же возражения, вроде того, что физически чаша с вином и хлеб должны находиться обязательно в одной точке, нам видятся скорее рудиментом магизма, аргументом, скрывающим именно ту самую психологическую неготовность. (Пару слов о практической части вопроса, хотя это тема для отдельного рассмотрения во множестве аспектов. Священники, как и верующие, могут быть по разные стороны экрана, но литургия будет единой при совместной молитве. Но священник (вернее, предстоятель) может быть и всего лишь с одной стороны. Тогда находящиеся в другом месте просто ставят свои хлеб и вино и причащаются после пресуществления, ведь для Бога нет расстояний.)

 

Тем временем виртуальный мир становится все более значимым. 40% будущих супругов познакомились в интернете. Но это только начало, это еще не поколение людей, рожденных в этом веке, для которых виртуальная реальность не менее привычна с самого начала жизни, чем обычная, для них вопрос обязательности физического присутствия в одном месте может быть даже непонятен.

 

Ну и теперь, собственно, в чем плюсы виртуального служения. Об экономических тут все понятно, это крайне дешево, большинство материальных проблем просто исчезают. Но главное, конечно, что это позволяет создать виртуальную общину независимо от местоположения людей, исходя именно из близости понимания и взглядов, а не вынужденно по территориальному признаку, да и вообще не тратя время на все внешние проблемы, человек может не покидать ее при переезде, это позволит контактировать близким общинам без всяких препятствий.

 

Конечно, любую вещь люди способны испортить, использовать во зло. Безусловно, схема виртуального служения вполне подходит и для разного рода аферистов и желающих создать очередной тоталитарный кошмар, увы, и это все будет… Мы вполне себе представляем, как говорящие сейчас о недопустимости виртуального служения, завтра скажут, что такое-то виртуальное служение «благодатно», а вот то — нет, сему быть и сего не миновать… Но все равно, не в наших силах остановить будущее, которое уже переступило порог…

 

__________________________________

 

Теоретически это возможно для католиков?

 

Если да, то это могло бы избавить от вечных разговоров в духе: давайте рукоположим женщин, а то священников не хватает. Т.к. один священник мог бы через онлайн служить и пресуществлять сразу для тысяч и тысяч. Интернет сейчас есть у всех, даже в беднейших странах Африки все пользуются whatsapp и facebook.

 

С другой стороны, такое будущее более веротяно для лютеран и англикан, думаю. У них ведь пастор не обладает неким сакральным рукоположением. Просто проповедник и администратор. Может и через инетрнет свои проповеди читать, если что. Так же как не от пастора зависит претворение (специально не использую пресуществление) даров во что там лютеране верят. Таким образом, реально можно поставить гостии и вино перед экраном, послушать проповедь и причаститься.

 

И вот вопрос в тему: исповедь через интернет? Возможна или нет?

 

Наставничество и духовное руководство возможно, сам лично такое пережил, сообщаясь несколько лет по вотсаппу с одним священником, которого уважаю и которому доверяю.

 

По-сути сейчас можно многое через интернет: проповедь, онлайн литургия из любой точки мира, духовное руководство, общение с епископами, решение многих канонических вопросов, изучение Библии.

 

P.S. только что в ленте ФБ увидел обращение нашего епископа, где он призывает получить папское благословение онлайн через интернет. По нашему времени через 15 минут.

Изменено пользователем Дeниc
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Придумали духовное причастие, придумают и духовную исповедь и заочное крещение. Лишь бы сидеть в сторонке и ничего не делать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Придумали духовное причастие, придумают и духовную исповедь и заочное крещение. Лишь бы сидеть в сторонке и ничего не делать.

 

Духовное причастие - это в католическом богословии всегда было. Более того, даже у русских староверов оно есть уже пару сотен лет.

 

Я получал духовное причастие, когда не мог сходить в храм за его отсутствием. Мне епископ Клименс объяснил, как и что делать для этого. Это было в начале 2017 года.

 

Заочное крещение тоже есть. Крестить друг друга могут люди, даже сами не крещеные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага. По интернету.

 

Сейчас - да. Смотришь мессу, молишься в интенциях получения духовного причастия. Тут все просто ведь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ужас как просто. Да только это не Причастие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ужас как просто. Да только это не Причастие.

 

Вы сказали?

 

Папа Пий 12 одобрил теле-мессы.

А духовное причастие - традиция КЦ.

 

Св. Тереза Иисуса писала: "Если вы не причащаетесь или не участвуете в мессе, весьма полезным для вас окажется духовное причащение... Благодаря ему в вас будет пребывать любовь Господа нашего"

 

Св. Иоанн Мария Вианней: "There are some who make a spiritual communion every day with blessed bread. If we are deprived of Sacramental Communion, let us replace it, as far as we can, by spiritual communion, which we can make every moment; for we ought to have always a burning desire to receive the good God. Communion is to the soul like blowing a fire that is beginning to go out, but that has still plenty of hot embers; we blow, and the fire burns again. After the reception of the Sacraments, when we feel ourselves slacken in the love of God, let us have recourse at once to spiritual communion. When we cannot go to the church, let us turn towards the tabernacle; no wall can shut us out from the good God."

 

https://www.archivior...1%8C/ru-1139900

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да только зачем тогда Христос велел нам вкушать Его тело, добавив, что тот, кто не будет Его есть, не будет иметь в себе жизни?

А так можете причащаться по ТВ и крестить своих детей по радио. Вольному воля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да только зачем тогда Христос велел нам вкушать Его тело, добавив, что тот, кто не будет Его есть, не будет иметь в себе жизни?

А так можете причащаться по ТВ и крестить своих детей по радио. Вольному воля.

 

Ну Андрей, ну пожалуйста! Вы же не я. Вы же давно в КЦ и знаете вдоль и поперек такие вопросы и ответы.

Тот же Христос сказал, что необходимо креститься от воды, а мы признаем крещеными и кровью, и песком и даже желанием.

 

Что же тут странного? Есть интенция получить Причастие, есть невозможность физически это сделать. Что, Бог обделит благодатью?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Делайте что хотите и оправдывайте кого угодно. Ваша жизнь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Делайте что хотите и оправдывайте кого угодно. Ваша жизнь.

 

Спасибо за разрешение, Андрей!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для таинства необходимо физическое присутствие - это общее место в сакраментологии. Поэтому никаких дистанционных Евхаристий и Исповедей быть не может
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Естественно, Павел. Изменено пользователем Amtaro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При "духовном причащении", действительно, можно получить плод вкушения Евхаристии, то есть такое же действие благодати. Равно при совершенном раскаянии человек получает прощение грехов, как на исповеди.

 

Но это не таинства, конечно. Они действуют ex opera operantis, совсем иначе, чем таинства в собственном смысле. Надо заметить, что "крещение кровью" и "крещение желанием" - тоже не таинства. И уж, конечно, нет никаких крещений песком.

 

Могут спросить: ну а практическое значение всего этого каково? Если касаться самого очевидного, то это исповедь. Многие католические моралисты считали, что осуществить совершенное раскаяние нетрудно. Но очевидно, что это всё же труднее, чем исповедаться при несовершенном сверхъестественном раскаянии. Поэтому таинства должны быть доступны всегда, и когда много людей находятся в смертельной опасности, тем более.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Минутка юмора (хотя, в каждой шутке...)

 

Очень скоро на исповедях в некоторых храмах (и Церквях) будут дополнены списки грехов:

 

1. Согрешил/согрешил тем, что смотрел/а трансляцию службы из чужого храма.

2. Во время трансляции чистила картошку, мыла посуду, переверяла мессенджер.

3. Не поставил лайк за проповедь.

4. Скрутил звук на службе.

5. Не сделал репост трансляции.

6. Осудил оператора.

7. Смотрел службу не онлайн, а в записи.

8. Перемотал антифоны и проповедь.

9. Пил чай на запричастном.

10. Смотрела трансляцию в шлепанцах и домашнем халате, садилась на диван.

 

(ТГК "Пастырь и паства")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Минутка юмора (хотя, в каждой шутке...)

 

Очень скоро на исповедях в некоторых храмах (и Церквях) будут дополнены списки грехов:

да есть такое. видела в группе vk "Католики в Нижнем Новгороде" такой вот список рекомендаций. У некоторых vk заблокирован, так что скопирую:

 

 

 

Как участвовать в Святой Мессе через видеотрансляцию

 

1. Помните, что перед началом Святой Мессы стоит решить, о чем (о ком), о какой нужде - вы хотите молиться на этой Мессе. Т.е. необходимо принять личное намерение на эту Мессу. Это полезно не только в обычной Мессе в храме, но и при просмотре Мессы онлайн.

 

2. Подготовьте место для просмотра:

 

- рядом с экраном поставьте крест или икону, зажгите свечу - сделайте себе что-то похожее на небольшой алтарь

 

- уберите все, что отвлекает

 

3. Отключите телефон. Никто из нас не президент, не мэр города - за время Мессы нам не придется принимать сверхсрочных решений.

 

4. Представьте, что вы в храме:

 

- чай, кофе... - не стоит есть или пить во время трансляции

 

- ногу на ногу, развалиться в кресле - также не подобающий вариант

 

- пижама, пожалуй, также не самая лучшая одежда, если вы здоровы

 

5. Повторяйте все слова и жесты, которые вы совершаете в храме:

 

- Крестное знамение, поклоны стоит совершать в конкретные моменты Мессы

 

- когда стоим в храме - стоит стоять, когда встаем на колени - стоит встать на колени.

 

- ответы, молитвы, которые мы говорим в храме, стоит также проговаривать вслух: "Аминь", "Господи, помилуй", "Моя вина..." и др.

 

6. Во время причащения следует прочесть молитву к духовному причастию (в нашем храме священник ее проговаривает вслух, можно повторять за ним)

 

 

7. По завершении Святой Мессы следует принять благословение, совершив крестное знамение, и хотя бы пару минут поблагодарить Бога за дар участия в Святой Мессе.

 

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Максим Булава писал, что невозможно исполнить воскресную обязанность, посмотрев трансляцию богослужения по ТВ или интернету. Однако надо думать, что в случае особого решения священноначалия возможны исключения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Максим Булава писал, что невозможно исполнить воскресную обязанность, посмотрев трансляцию богослужения по ТВ или интернету. Однако надо думать, что в случае особого решения священноначалия возможны исключения.

У нас диспенсация сейчас на воскресные и праздничные богослужения. А трансляции это уж кому надо. Если для кого-то это является поддержкой и какой-то мизерной заменой - почему бы не посмотреть. Но я точно не стану со свечой коленопреклоенно сидеть перед компом. Лучше ЛЧ помолиться. Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот еще "Пастырь и паства" пишет:

 

 

Помните, мы писали, что из-за коронавируса многие религиозные практики будут подвержены пересмотру и изменению?

 

Так вот, по видимому, быстрее всего эти изменения войдут в жизнь Римско-католической церкви. Так, 25 марта епископ Спрингфилда, Митчелл Розански из США, позволил медсестрам (!!!) совершать елеосвящение больных людей (напомним, что елеосвящение в РКЦ, как и в Православной Церкви, считается одним из семи Таинств).

 

Епископ Розански решил, что священник может стоять за пределами палаты, а медсестра может зайти в помещение и выполнить помазание больного. Положенные молитвы, считает епископ, можно прочитать по телефону.

 

27 марта об этом сообщил портал CatholicNewsAgency.com, а уже через час после этого Розански отозвал свое разрешение.

 

Но, как бы там ни было, попытки решить проблему "дистанционного участия" в Таинствах уже предпринимаются. Более того, возможно, что РКЦ будет максимально задействовать для этого мирян, объясняя подобную практику "целесообразностью и необходимостью".

 

Не совсем, конечно, про литургию, но может это кто-нибудь прокомментировать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что тут комментировать? Отозвал ведь. А отозвал, потому что ему за эту самодеятельность по шапке надавали.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТКГ "Батюшка Лютер":

 

От некоторых фундаменталистски настроенных христиан самой разной конфессиональной принадлежности в последние дни часто можно услышать паникерские заявления о том, что власти не просто так закрывают храмы во время пандемии, а явно замышляют что-то страшное. Например, тренируются перед приходом Антихриста. Или изобретают такой метод воздействия на население, который заставит саму церковь отказаться от совершения богослужений. Или, например, пытаются убедить мир, что Святые Дары на самом деле это не Тело и Кровь Христовы. Да мало ли, какие еще объяснения можно придумать. Давайте на одну минутку согласимся с носителями таких взглядов и представим, что храмы, закрытые на карантин, больше не откроются. Что от этого потеряет христианство?

 

Конечно, очень многое. Привычный храмовый антураж, величественность, орган или пение хора, клубы кадильного дыма, возносящиеся под купол, загадочные и непонятные телодвижения духовенства и прочие атрибуты христианского культа, так любимые многими. Иными словами, уйдет в прошлое неповторимость и богатство христианской культуры. Но останется ядро нашей христианской веры - новозаветное убеждение, что Господь «не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48) и не антураж Его привлекает, а сами люди, те самые двое или трое, собранные ради Него.

 

Что самое интересное, современные христиане находятся в гораздо более выгодном положении, чем верующие доконстантиновской эпохи. Ведь у нас есть интернет. Он позволяет организовывать сообщества и собрания вне зависимости от места нахождения участников. Что мешает нам верить, что к собравшимся в этот момент невидимо с небес подключается сам Христос?

 

Тут читатели возразят, что совместная молитва, чтение Писания, проповедь по интернету возможны, а вот причастие - нет. С этим утверждением батюшка Лютер поспорит в своем следующем посте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евхаристия онлайн

 

Интернет позволяет христианам преодолевать гигантские расстояния и вместе собираться для молитвы, песнопений, чтения и обсуждения Писания. Но как быть с Евхаристией? Можно ли участвовать в ней онлайн и как это делать?

 

Для начала стоит отметить, что в условиях пандемии некоторые православные церкви выбрали тактику «клерикальных Евхаристий», то есть решили служить литургию за закрытыми дверями, без участия народа. Это плохо согласуется с тем, что литургия это «общее дело» и в силу своей природы она не может совершаться без народа Божьего. Важнее становится любой ценой сохранить регулярность и внешнюю форму. Для иерархов выбор стоит между двумя вариантами: не служить вообще или служить без прихожан (пусть и транслируя эту службу по ТВ, тут принципиально ничего не меняется, так как нет живого участия). Но есть и третий вариант - участвовать в Евхаристии виртуально. Батюшка Лютер видит четыре способа того, как это можно делать в условиях коронавируса.

 

1. Литургия совершается обычным чином, ведется трансляция службы, после чего духовенство берет освященные Дары и разносит их по домам тех верующих, которые смотрели литургию (для этого заранее нужно составить список мирян, участвующих в Евхаристии). Минус этого варианта в том, что большие географические расстояния таким образом преодолеть не удастся, виртуальные участники должны жить относительно рядом с храмом.

 

2. Модификация предыдущего варианта: миряне заранее берут в храме запасные Дары, которыми причащаются, смотря трансляцию службы онлайн.

 

3. Не стоит забывать и о такой практике как «духовное Причащение». Да, она довольно сомнительна и восходит к временам, когда Причастие было редкостью. В нынешних условиях она может выглядеть следующим образом - после причащения духовенства камера крупным планом на протяжении 5-7 минут снимает Святые Дары или же только Чашу с погруженными в нее частицами Тела. Участники Евхаристии в этот момент размышляют о приобщении Христу и убеждают себя, что Причастие для них происходит без физического вкушения Даров.

 

4. Наконец, тот вариант, который казался батюшке Лютеру самым радикальным до тех пор, пока он не прочитал вот эту заметку, из которой выяснилось, что его уже практикуют. В начале литургии на специальный столик или любое место перед экраном ставится немного вина и евхаристического хлеба. В привычный момент причащения участники богослужения приобщаются этих Даров, которые освящаются дистанционно (ведь для благодати не существует расстояний), вместе с теми Дарами, которые находятся на престоле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поясню, что новоявленный Лютер от православия ссылается на ту самую заметку с Ахиллы, которую процитировал Денис в старт-топике. М-да, очень мягко выражаясь, не слишком традиционный подход. К слову, у католических богословов встречаются рассуждения о том, на каком максимальном расстоянии от престола должен находиться священник, чтобы консекрация совершилась. Но подробности об этом, наверное, сможет нам поведать только Максим или, может, еще от силы пара человек.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Священник должен хорошо видеть освящаемую гостию / гостии или сосуд, где они находятся. Это, конечно, понимается в смысле физического присутствия. Хорошо видеть гостию в телескоп или видеть передаваемое ее изображение - не значит иметь условия для консекрации. Конкретное расстояние, конечно, вычисляется довольно условно. У Хэллигана я нашел такую цифру - пятьдесят футов, то есть около 15 м.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...