

О новом храме ВС РФ
#1
Отправлено 01 Май 2020 - 11:39
Бриколаж как этический и эстетический провал
Мы давно хотели высказаться по поводу храма ВС РФ в Кубинке, но только сегодня нашли для этого подходящую форму.
Полностью солидаризуясь с позицией уважаемого епископа Саввы, мы хотели бы обратить ваше внимание на.... бриколаж. Хороший пример бриколажа - это картинки, которые вам присылают на Пасху в Whatsapp друзья и родственники. Так вот, ГХ ВС РФ - это бриколаж куда более яркий и даже яростный, чем те картинки.
Главный признак бриколажа - это смешение символических рядов, вызывающее у наблюдателя ощущение в лучшем случае - диссонанса, а в худшем - отвращения. Приведем нейтральный пример. Вы приходите в здание факультета физики в стиле хайтек и в фойе видите огромную настенную композицию в стиле "лубок". Представили? Хорошо. Теперь вы спускаетесь в метро на станцию вроде "Саларьево" и видите там бюсты выдающихся российских юристов вперемешку с копиями памятников эпохи палеолита. Готовы поспорить, что такое решение вызовет у вас как минимум вопросы. И Ваше недоумение никак не будет обозначать, что вы имеете что-то против выдающихся юристов.
Так вот, храм в Кубинке представляет собой бриколаж, смешение церковного и военно-патриотического.
Этический уровень проблемы хорошо проясняет уровень эстетический. Лубок на физфаке выглядит неуместно, а для многих христиан Сталин в храме выглядит просто кощунственно. Налицо конфликт символов. После "бунта против небес" и низвергания крестов к храмов под знаком серпа и молота, витраж с серпом и молотом выглядит не "трогательно" и не примирительно, а скорее как насмешка и "оскорбление памяти". Павших не в Великой Отечественной войне, а в Дмитлаге, на Колыме, в Бутово и Санадармохе.
Верно и обратное. Патриотизм имеет свою эстетику, свои символы - и имперские, и советские. Есть сложившийся язык советских военных мемориалов. Как выглядит для человека, привыкшего к этому стилю, вторжение в него (по сути) нарратива про крестные облеты или явления Богоматери? Ведь этот язык тоже не всеяден, а логичен и внутренне согласован.
Еще одна проблема заключается в том, что российский патриотизм и память о Великой Отечественной Войне – внеконфессиональны. Если авторы проекта ГХ ВС РФ решают сплавить с этими значимыми идеологемами православную символику, то что делать российским мусульманам, буддистам, иудеям и гражданам других исповеданий, которые чувствуют себя не менее причастными к коллективной памяти о Великой Отечественной Войне?
#4
Отправлено 01 Май 2020 - 19:34
Цитата
1. Почему бриколаж, причем это тут? Автор с коллажем не напутал случайно? Или просто решил блеснуть постмодернистским словечком?
2. Про возможный эклектизм символов - да, такая проблема есть. В данном храме - особенно, где требуется соединить символы православные, символы дореволюционной и коммунистической эпох. Но так это можно было просто высказать, не отвлекаясь на "бриколажи".
Цитата
Цитата
Действительно, общая память о ВОВ - внеконфессиональна, но не в смысле, что она не может быть сочетаема с каким-то конфессиональным расположением, но в том, что она шире любого отдельно взятого конфессионального ограничения. В данном конкретном случае решается задача воплощения данной памяти в культурном и религиозном сегменте Православия, это - для православных россиян, а также тех, кто солидаризируется с ними. Если что-то подобное хотят сделать для себя российские мусульмане, иудеи и т.д, то они вполне могут сделать у себя что-то подобное, в своих культовых зданиях или в своих общинах. Конечно, в той мере, в какой это позволит им их вера. Мусульмане, например, не очень-то любят изображать живые существа. Но ведь можно изобразить/воплотить данную память, наверное, и каким-то другим образом? Для неверующих - тут вообще не проблема, для них есть многочисленные памятники, мемориалы, музеи и т.д. Для коммунистов - Мавзолей и прочее по прежнему, хоть и задрапированный. Так что никто вроде бы не ущемлен, каждая сестра получает по серьге.
#5
Отправлено 01 Май 2020 - 21:01
#6
Отправлено 01 Май 2020 - 22:14
#7
Отправлено 01 Май 2020 - 22:18
Марион (01 Май 2020 - 19:34) писал:
А в приведенном посте я в первую очередь обратил внимание на замечание об оскорблении религиозных чувств подобными сочетаниями, и это, на мой взгляд главное, ибо что общего у Христа с велиаром?
Сообщение отредактировал Владимир М.: 01 Май 2020 - 22:22
#8
Отправлено 02 Май 2020 - 01:34
Amtaro (01 Май 2020 - 22:14) писал:
Зато вот катастрофу под Смоленском увековечили в костеле в Белянах.


#9
Отправлено 02 Май 2020 - 02:23
#10
Отправлено 02 Май 2020 - 09:49
Некоторые примеры стали классикой, их размещают в учебниках истории:
Мозаика церкви Сан Витале в Равенне. Император Юстиниан со свитой

Императрица Феодора с придворными

Сообщение отредактировал Марион: 02 Май 2020 - 09:50
#11
Отправлено 02 Май 2020 - 09:53
#12
Отправлено 02 Май 2020 - 10:01
Amtaro (01 Май 2020 - 22:14) писал:
#13
Отправлено 02 Май 2020 - 10:07
Amtaro (02 Май 2020 - 09:53) писал:
Юстиниан, хоть и правоверен, но не всегда ровно, фигура сложная.
А Феодора чуть ли не открыто поддерживала партию монофизитов. Да еще вспомнить ее скандальное происхождение...
#14
Отправлено 02 Май 2020 - 10:09
#15
Отправлено 02 Май 2020 - 10:13
Ему памятники не дают ставить, сносят. Его портретов нет даже на День Победы, о каком его изображении в храме может идти речь?
#16
Отправлено 02 Май 2020 - 10:18
#17
Отправлено 02 Май 2020 - 10:46
Представитель РПЦ возразил против мозаики Сталина в храме Вооруженных сил
Если уж Путина убрали, на что было гораздо меньше оснований, то Сталина - тем более. Строительство еще не окончено.
Фоторепортаж их храма
#18
Отправлено 02 Май 2020 - 10:51
#20
Отправлено 03 Май 2020 - 11:19
Марион (01 Май 2020 - 19:34) писал:
Не требуется и не может требоваться в храме совмещать или как-то рецептировать символику богоборческой тирании.
Цитата
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных