Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Причащение мирян в византийском обряде


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 10 343 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

Пишет архимандрит Кирилл (Говорун):

Один знакомый литургист составил краткую, но ясную справку о практике причащения в Византии, с которой делюсь, потому что ее подтверждают и мои исследования на эту тему.

В древней Церкви, как на Западе так и на Востоке, верные причащались под двумя видами, принимая Тело Христово в руки и Св. Кровь из Чаши. В первые века христианства верующие также уносили Св. Причастие домой, (но только Тело Христово а не Св. Кровь), и сами причащались дома в будние дни, когда не служилась Литургия и во всяких чрезвычайных случаях. Этот вопрос исследован о. Робертом Тафтом, в шестом томе его «Истории Литургии Св. Иоанна Златоуста» (англ.). На русском же языке с историей развития чина Литургии можно ознакомиться в пространной статье Православной Энциклопедии, «Евхаристия» (т. XVII, стр. 533-696).

Так миряне в Византии продолжали причащаться и к концу 7-го в.: отдельно из Чаши, а потом принимали Тело Христово в руки, складывая руки крестообразно, - как мы складываем, принимая благословение. Это видно из 101-го правила Трулльского Собора (690/691 г.). В 7-м в. миряне также продолжали преподавать себе Св. Дары вне храма. Впрочем, к этому времени возникли некоторые злоупотребления этой практикой, о чём свидетельствует 58-е пр. того же Трулльского Собора, запрещающее мирянам причащать себя, «когда есть епископ, или пресвитер, или диакон», т.е. в храме.

С конца 9-го в. до конца 11-го в. в Византии происходит постепенный процесс перехода к новому способу преподания причащения мирянам: не в руки, а прямо в уста. Почему? Тафт считал, что из-за опасения злоупотреблений, хотя нет какого-либо соборного постановления или указа, объясняющего столь радикальное отступление от основных (тайно-)действий, заповеданных Спасителем: и есть, и пить - раздельно.

В результате реформы способа причащения мирян лжицы стали использовать не сразу и не везде, а священнослужители вручную мокали Св. Хлеб в Св. Кровь, и затем влагали его в уста причастника. От этого способа отказались из-за отрицательной символики, связанной с Иудой, омочившим хлеб в солило и т.д. Несомненные свидетельства об использовании лжицы для причащения мирян на Византийской литургии появляются только к середине 11-го в., хотя и в 12-м в. кое-где в Византии ещё причащали мирян под двумя видами.

В любом случае к 12-му в. причащение мирян лжицей достаточно распространилось в Византии, и в эту эпоху лжица впервые упоминается в мистагогических толкованиях на Божественную Литургию. А именно, в Commentarius liturgicus псевдо-Софрония и в De sacra liturgia, приписываемом Иоанну Постнику. Комментаторы приписывают лжице символику «клещей» пророка Исаии (Ис 6: 6-7): «И послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит.»





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных