Перейти к содержанию

Причащение мирян в византийском обряде


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Пишет архимандрит Кирилл (Говорун):

 

Один знакомый литургист составил краткую, но ясную справку о практике причащения в Византии, с которой делюсь, потому что ее подтверждают и мои исследования на эту тему.

 

В древней Церкви, как на Западе так и на Востоке, верные причащались под двумя видами, принимая Тело Христово в руки и Св. Кровь из Чаши. В первые века христианства верующие также уносили Св. Причастие домой, (но только Тело Христово а не Св. Кровь), и сами причащались дома в будние дни, когда не служилась Литургия и во всяких чрезвычайных случаях. Этот вопрос исследован о. Робертом Тафтом, в шестом томе его «Истории Литургии Св. Иоанна Златоуста» (англ.). На русском же языке с историей развития чина Литургии можно ознакомиться в пространной статье Православной Энциклопедии, «Евхаристия» (т. XVII, стр. 533-696).

 

Так миряне в Византии продолжали причащаться и к концу 7-го в.: отдельно из Чаши, а потом принимали Тело Христово в руки, складывая руки крестообразно, - как мы складываем, принимая благословение. Это видно из 101-го правила Трулльского Собора (690/691 г.). В 7-м в. миряне также продолжали преподавать себе Св. Дары вне храма. Впрочем, к этому времени возникли некоторые злоупотребления этой практикой, о чём свидетельствует 58-е пр. того же Трулльского Собора, запрещающее мирянам причащать себя, «когда есть епископ, или пресвитер, или диакон», т.е. в храме.

 

С конца 9-го в. до конца 11-го в. в Византии происходит постепенный процесс перехода к новому способу преподания причащения мирянам: не в руки, а прямо в уста. Почему? Тафт считал, что из-за опасения злоупотреблений, хотя нет какого-либо соборного постановления или указа, объясняющего столь радикальное отступление от основных (тайно-)действий, заповеданных Спасителем: и есть, и пить - раздельно.

 

В результате реформы способа причащения мирян лжицы стали использовать не сразу и не везде, а священнослужители вручную мокали Св. Хлеб в Св. Кровь, и затем влагали его в уста причастника. От этого способа отказались из-за отрицательной символики, связанной с Иудой, омочившим хлеб в солило и т.д. Несомненные свидетельства об использовании лжицы для причащения мирян на Византийской литургии появляются только к середине 11-го в., хотя и в 12-м в. кое-где в Византии ещё причащали мирян под двумя видами.

 

В любом случае к 12-му в. причащение мирян лжицей достаточно распространилось в Византии, и в эту эпоху лжица впервые упоминается в мистагогических толкованиях на Божественную Литургию. А именно, в Commentarius liturgicus псевдо-Софрония и в De sacra liturgia, приписываемом Иоанну Постнику. Комментаторы приписывают лжице символику «клещей» пророка Исаии (Ис 6: 6-7): «И послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин. 20:26-27):

 

«Поэтому мы вполне основательно делаем святые собрания в церквях в восьмой день. А если надо сказать и что-либо таинственное, ради неотвратимой потребности ума, то хотя мы запираем двери, но Христос приходит и является всем нам, как невидимо, так и видимо: невидимо как Бог, а видимо опять в теле. Дозволяет же и дает прикасаться святой Своей плоти, когда мы по благодати Божией приступаем к приобщению таинственного Благословения (Евхаристии), принимая Христа в руки, дабы и мы крепко уверовали, что истинно воскресил Он Свой собственный храм. В самом деле, что приобщение таинственной Евхаристии есть некое исповедание Воскресения Христова, это весьма ясным может стать из слов, что Он сказал, совершив Сам образ таинства. Разломив хлеб, как написано, Он стал раздавать со словами: «Сие есть Тело, за Вас даваемое в оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19; Мф. 26, 28). Таким образом, причастие Святых Тайн есть воспоминание как смерти, так и воскресения ради нас и за нас Господа, для наполнения нас чрез это и Божественным благословением».

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...