Перейти к содержанию

Апостол Павел, как носитель гнева Яхве. Т.Н. Райт


Дeниc
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.

 

Почему Аравия? Некоторые думают, что ему было нужно время для духовных размышлений в подготовке к миссии для язычников; другие считают, что Аравия стала первым миссионерским полем Павла. Где вообще находилась эта «Аравия» в то время? На эти простые вопросы так и не были получены сколь удовлетворительные ответы. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что этой фразой Павел хочет подчеркнуть, что он не пошел в Иерусалим. Но почему именно Аравия? Я хотел бы предложить свои мысли по этому поводу.

 

В Гал. 1, 14 Павел говорит о том, кем он был до своего обращения и к какой традиции принадлежал: «ревнителей закона». Эта ревность подтолкнула его не только к усиленному изучению писаний и молитве, но и к насилию. Ревнители принадлежали к древней традиции в иудаизме, берущей начало в примерах из писаний и истории Израиля. Наиболее известный и значимый пример – Финеес, о котором сообщает история из Чис. 25, 7-13, где он убивает еврея, совокупляющегося с моавитянкой. Как подробно и обстоятельно поясняет М. Хенгель, Финеес стал образцом для ревнителей закона, особенно в период Маккавеев, когда на кону стояла чистота и верность закону. В традиции ревнителей есть еще один пример для подражания – Илия. Причина вполне понятна: Илия возревновал о Боге, убивая пророков Ваала, ведущих Израиль на путь язычества. Эти две фигуры были столь тесно переплетены в сознании ревнителей закона в первом веке, что не редко характерные особенности одного приписывались другому, и наоборот.

 

Савл из Тарса до своего обращения был фарисеем и ревнителем Закона. Как я уже говорил в своих других книгах, это означало, что он был шаммаитом, всегда готовым взять правосудие в свои руки, даже тогда, когда официальные власти закрывали глаза на происходящее. Тот, кто «преуспевал в Иудействе более многих сверстников», несомненно, хорошо знал традицию Финееса-Илии; тот, кто пришел к заключению, что «ревность» – единственно верная реакция на кризис в Израиле, был готов следовать по пути Маккавеев, по пути Финееса и Илии. Это еще не говорит о том, что Савл был членом так называемой партии зелотов, потому что в то время, весьма вероятно, еще не было четко сформированной группы. Это означает, что он был солидарен с теми, кто избрали путь насилия по отношению к иудеям, которых считали предателями. Как правило, такие активисты считали свои действия одобряемыми Богом Израиля, и Савл был не исключением.

 

Савл видел самого себя новым Финеесом или Илией. Его ревность толкала его к физическому насилию по отношению к тем, кто, по его мнению, пошел на уступки язычеству, как иудеи в Чис. 25 и поклоняющиеся Ваалу в 3 Цар. 18 (см. Деян. 22, 3-5). Он «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (???? ?π??????ν ??????ν ??ν ????????ν ??? ???? ??? ?π?????ν ????ν, Гал. 1, 13). Однако его остановило откровение, которое он получил по дороге в Дамаск, как в свое время был остановлен Илия. Он идет к горе Синай. В дни Павла «Аравия» охватывала обширную территорию на юго-востоке Палестины; одно мы знаем наверняка: для Павла Аравия была местом, где находилась гора Синай. Во всем Новом Завете есть только два места, где употребляется слово ??????: Гал. 1, 17 и Гал. 4, 25 («…гору Синай в Аравии»). Затем Савл из Тарса возвращается в Дамаск (π???ν ?π??????? ??? ??μ????ν), как и Илия в 3 Цар. 19, 15, где ему сказано π?????? ?ν??????? ??? ??ν ???ν ??? ??? ?ξ??? ??? ??ν ???ν ???μ?? ??μ?????. Если такие совпадения кому-то кажутся случайными, стоит обратить внимание, что в том же отрывке Павел описывает свое призвание в пророческих терминах: «Бог, избравший меня от утробы матери моей (Гал. 1, 15; ср. Ис. 49, 1; Иер. 1, 5). Несмотря на то, что еврейские писания молчат о рождении и призвании Илии, Павел явно видит себя частью пророческой традиции наряду с Илией.

 

Если все вышесказанное верно, то Савл ходил в Аравию явно не с целью евангелизации. Он делал то, что на его месте сделал бы любой озадаченный пророк: отправился к истокам, оставив свое призвание. Кроме того, и вполне вероятно, он подобно Моисею, Иеремии и другим пророкам он не уверен, что ему под силу новая миссия, к которой он был призван. И голос в тихом веянии ветра, который он мог слышать, перенаправил его ревность (Гал. 4, 18; см. также 2 Кор. 11, 2). Он стал глашатаем нового царя.

 

Здесь, конечно, сходство с Илией резко заканчивается. Савлу из Тарса дано понять на дороге в Дамаск, что его прежним рвением в иудаизме эсхатологическая миссия не может быть выполнена. Тем не менее некоторые сходства все же еще остаются. Илия был послан помазать Азаила в царя над Сириею и Ииуя в царя над Израилем; Илия и его преемник Елисей должны закончить работу, которая началась с ревности Илии. Савл вернулся из Аравии глашатаем нового помазанного царя Иисуса Мессии (Гал. 1, 16.23). Это царство бросало вызов всем языческим властям (Гал. 4, 1-11), создавая новую общину народа Божьего. Савл, подобно Илии в 3 Цар. 18, возревновав о Господе, уничтожал всех, кто, по его мнению, был врагом Израиля; далее, подобно Илии из 3 Цар. 19, он столкнулся с противостоянием, где ему открылась новая реальность, которая полностью изменила его жизнь. Если Ричард Хейз прав, и Павел действительно видел в Ис. 49, 1-6 прообраз своего апостольского призвания, в таком случае апостол язычников может таким образовать указывать на то, что поменял образ ревнителя Илии на образ слуги. Вместо носителя гнева Яхве против отступивших иудеев, он стал светом для язычников. У него теперь новая роль и новая миссия.

 

- Николас Томас Райт. Павел, Аравия и Илия. Гал. 1, 17

 

Бонус: Иоанн Златоуст о пророке Илие:

 

«…Что же тогда Бог? Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я не наказывать вас буду, но Я успокою вас (Мф 11:28). Ему слава во веки веков. Аминь»

 

_____________________

 

Исходя из этих двух вещиц, можно сделать вывод о том, что ревность по Богу должна быть выше ложного человеколюбия, гуманизма и проч. слабости. И что ревность может быть остановлена только прямым вмешательством Бога: либо явлением Христа, как Павлу, либо вознесением во плоти на Небо, как у Ильи.

В противном случае ревность стоит предпочесть всему, в т.ч. ложному милосердию, ложной люби и ложному снисхождению и т.д.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исходя из этих двух вещиц, можно сделать вывод о том, что ревность по Богу должна быть выше ложного человеколюбия, гуманизма и проч. слабости. И что ревность может быть остановлена только прямым вмешательством Бога: либо явлением Христа, как Павлу, либо вознесением во плоти на Небо, как у Ильи.

 

В противном случае ревность стоит предпочесть всему, в т.ч. ложному милосердию, ложной люби и ложному снисхождению и т.д.

 

Вывод можно вывести и такой, но где практическая часть? Что конкретно я должен сделать, пойти истребить католика, совокупляющегося с моавитянкой? Но ведь по нынешним временам посадят. Европа, народ духовно тёмный, не поймут. Посадят обязательно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вывод можно вывести и такой, но где практическая часть? Что конкретно я должен сделать, пойти истребить католика, совокупляющегося с моавитянкой? Но ведь по нынешним временам посадят. Европа, народ духовно тёмный, не поймут. Посадят обязательно.

 

Я думаю, что в наше время достаточно вести миссию среди своих в первую очередь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вывод можно вывести и такой, но где практическая часть? Что конкретно я должен сделать, пойти истребить католика, совокупляющегося с моавитянкой? Но ведь по нынешним временам посадят. Европа, народ духовно тёмный, не поймут. Посадят обязательно.

 

Я думаю, что в наше время достаточно вести миссию среди своих в первую очередь.

 

Не-не-не, это модернизм. Что значит миссию? Ревнители убивали. И остановить это может только чудо Божие. Вывод какой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не-не-не, это модернизм. Что значит миссию? Ревнители убивали. И остановить это может только чудо Божие. Вывод какой?

 

Что мы даже на это не способны. Прогнили до самого дна и раз за разом снизу стучат и стучат. А мы все "Иисус любит тебя", браслетики с Jesus на лоб цепляем, да планы библии составляем. И причастие чтоб в перчаточках и стаканчиках нам давали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вывод можно вывести и такой, но где практическая часть? Что конкретно я должен сделать, пойти истребить католика, совокупляющегося с моавитянкой?

"Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать." (Лк 9:54-56)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...