Перейти к содержанию

Неделя молитв о Церкви в России


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ikona.jpg

 

Дни молитв за Церковь в России по ходатайству свв. Владимира, Ольги и Олафа (24-28 июля)

 

Княгиня Ольга (в св. Крещении – Елена) – правила Киевской Русью с 945 по 960 гг. Первой из правителей Древней Руси приступила к Святому Крещению. В ее правление христианство начало активно проникать на Русь, и этот лавинообразный процесс завершился всеобщим Крещением Руси в 988 г., при ее внуке, князе Владимире Киевском.

 

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет» Нестора Летописца, ее Житии из «Степенной книги», сочинении жившего в XI веке монаха Иакова «Память и похвала князю русскому Володимеру», и в тексте «О церемониях византийского двора», принадлежащем перу императора Константина Багрянородного. Сведения о княгине Ольге есть и в иных источниках, но они часто сводятся к пересказу расхожих сюжетов, а потому историки ставят их под сомнение.

 

St_Olga_by_Nesterov_in_1892-110x300.jpg

 

Нет согласия в источниках относительно возможного года рождения Ольги. Большинство современных исследователей называют в этой связи 920 г. или близкую к нему дату.

 

Имя «Ольга» может быть скандинавского происхождения (Хельга) и родилась она в деревне Выбуты в 12 км от Пскова в незнатной и небогатой семье. Впрочем, по другим источникам она родилась в Изборске в знатной славянской семье и наречена была именем Прекраса. В Ольгу ее переименовал князь Олег («вещий»), правивший Русью от имени юного еще Игоря Рюриковича, когда выдавал ее замуж за своего подопечного («Ольга» – женский извод имени «Олег»).

 

Существует и романтическая версия знакомства князя Игоря и Ольги. Князь охотился в лесах под Псковом и, переправляясь через реку на лодке, заметил, что перевозчиком служит девушка, переодетая в мужскую одежду. Князь «воспылал к ней желанием», но получил надлежащую отповедь: «Зачем смущаешь меня нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: скорее брошусь в реку, чем стерплю поругание». Когда пришла пора Игорю искать невесту, он вспомнил о том случайном знакомстве и послал Олега за полюбившейся ему девушкой, предпочтя ее всем прочим девицам.

 

В 945 г. князь Игорь Рюрикович был убит древлянами (одно из славянских племен Приднепровья, проживавшее в лесах) после очередной попытки собрать с них дань, и Ольга осталась одна с трехлетним сыном Святославом на руках. Дружина Игоря подчинилась ей, признав ее законной представительницей наследника престола. Ольга жестко покарала убийц мужа, что также способствовало росту ее авторитета среди дружинников и правящей знати. Она формально считалась верховной правительницей Руси вплоть до совершеннолетия ее сына (960 г.), а фактически оставалась ею и в дальнейшем, поскольку Святослав Игоревич всё время проводил в военных походах и внутренними делами страны не занимался. В эти годы Ольга показала себя мудрым и рачительным администратором. Она разделила подвластные Киеву земли на округа, во главе каждого из которых был поставлен княжеский чиновник – тиун. Была упорядочена система сбора податей, установлена система погостов – центров торговли, обмена и сбора налогов, где позднее стали возводиться также и храмы. В правление Ольги на Руси началось каменное градостроительство – первыми такими зданиями в Киеве стали ее городской дворец и загородный терем. Ольга с огромным вниманием относилась к благоустройству как своей столицы – Киева, так и провинций своей страны – новгородских и псковских земель, земель по реке Десна и т.д.

 

Факт Крещения Ольги – первой среди представителей правящей на Руси элиты – не вызывает сомнений, однако имеются разночтения, касающиеся его даты и обстоятельств. Считается, что Ольга была крещена в Константинополе во время своего туда визита. Но по другим сведениям она приехала в Константинополь (о ее визите упомянуто в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора») уже будучи крещеной. Если всё же согласиться с тем, что Ольга была крещена в Константинополе, то здесь историки указывают, как на наиболее вероятные, на две возможных даты этого события: 955 г. – и тогда ее крестил патриарх Феофилакт в присутствии императора Константина VII Багрянородного; или осень 957 г., с участием патриарха Полиевкта и сына и соправителя императора Константина Романа II. По всей видимости, желание Ольги приступить к Крещению было глубоко продумано заранее, хотя летописная легенда представляет это ее решение спонтанным. В Крещении княгиня Ольга была наречена христианским именем Елена.

 

Krescenije-300x153.jpg

 

«Повесть временных лет» и «Житие» украшают рассказ о Крещении Великой княгини красочной историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского монарха. Пораженный ее красотой Константин Багрянородный стал настаивать, чтобы она тут же вышла за него замуж. Однако Ольга дипломатично отвечала, что христианину негоже жениться на язычнице. Тогда патриарх окрестил ее, а император был при этом восприемником. Когда же он вновь стал домогаться княгиню, она указала ему на то обстоятельство, что плотские отношения с духовной дочерью церковным уставом строжайше воспрещены.

 

Княгиня Ольга приняла христианство индивидуально, в то время как дружина и народ продолжали в своем большинстве оставаться языческими. Язычником был и подросший сын Ольги, Великий князь Святослав Игоревич: на предложение принять Крещение он ответил отказом, однако же не противился проповеди новой веры. Так или иначе, путь христианству на Русь был с той поры открыт. А первая соборная христианская церковь – во имя Святого Ильи Пророка – появилась в Киеве еще раньше: она упомянута в договоре Руси с Византией от 944 г.

 

Роль княгини Ольги в деле христианизации Киевской Руси древний летописец выразил в следующих словах: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

 

Возможно, первыми миссионерами русской земли были болгарские священнослужители (Болгария приняла Крещение в 865 г.): в древнерусских летописных текстах заметно сильное болгарское влияние.

 

В 959 г. Великая княгиня Ольга обратилась за помощью в христианизации Руси к германскому королю и основателю Священной Римской империи Оттону I: как сообщают летописи, она просила «посвятить для своего народа епископа и священников». Король отправил на Русь группу священников и монахов во главе с епископом Адальбертом Магдебургским. Материальными следами пребывания латинских миссионеров в Киеве считаются развалины каменной ротонды X века. Однако же успеха в проповеди Евангелия им достичь не удалось: в 962 г. епископ Адальберт был вынужден вернуться обратно, потеряв при этом некоторых своих спутников убитыми. Вероятно, речь шла о языческой реакции части знати и народа.

 

Источники следующим образом описывают последние годы жизни Ольги. Святослав Игоревич всё время проводил в военных походах на соседей Руси, передоверив управление страной матери. В 968 г. впервые совершили набег на Русь печенеги, и Ольга, не имевшая в своем распоряжении достаточных военных сил, затворилась от них вместе с детьми Святослава в Киеве. Вернувшийся из похода в Болгарию Святослав снял осаду, но на следующий год снова засобирался в поход. Ольга всячески удерживала его: «Видишь – я больна, куда хочешь уйти от меня?», и добавила: «Вот когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». «Через три дня Ольга умерла, — пишет автор “Повести временных лет”, — и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – он-то и похоронил блаженную Ольгу».

 

В сочинении монаха Иакова приводится точная дата смерти княгини Ольги – 11 июля 969 г.

 

Скорее всего, народ стал почитать Ольгу как святую уже в княжение ее внука, Ярополка Святославича (972 – 978 гг.). В 1007 г. другой ее внук, Владимир Святославич, Креститель Руси, перенес ее мощи в построенную им церковь Пресвятой Богородицы. По сообщению современника этих событий, монаха Иакова, ее мощи обрелись нетленными, возле них совершались чудеса.

 

Поскольку княгиня Ольга принадлежала к еще неразделенной Церкви, ее память чтут также и российские католики в один день с православными братьями – 24 июля (11 июля по Юлианскому календарю).

 

Ольга – небесная покровительница вдов и новообращенных христиан.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

София - Ольга

 

По свидетельству летописцев, в Константинополе Ольгу крестил Патриарх, а восприемником, то есть, крестным отцом, был сам Император. Позднейшие просвещенные историки подвергли эту версию сомнению, видя в ней наивное честолюбие народа-подростка, каковым была тогда Русь.

Но думается, что летописи не лгут. Ведь то имя, которое Ольга получила в крещении, а Ольгу назвали ‘Еленой’, вне всякого сомнения, было именем-проектом. Ведь у Ольги был сын Святослав. Святослав, которому, если продолжить эту логику наименования, по аналогии с Равноапостольными Константином и Еленой, надлежало стать Константином.

 

Та первая, древняя, римская, Святая Елена была матерью Императора.. В 330 году именно он, Константин, основал на берегах Босфора Новый Рим - Город, которому вскоре предстояло назваться его именем. Константин соорудил и храм Святой Софии. В нем, разрушенном и тотчас построенном заново в VI веке Великим Юстинианом, в 965 году была крещена Ольга.

 

В сегодняшнем совпадении дня памяти Ольги и повторным «Превращением» - как тут не вспомнить великую в малом повесть Франца Кафки - Софии, то есть Храма Премудрости, а значит Христа, в трофей Султана Мехмета Фатиха (1432-1481) есть предостережение.

 

Византийский проект ‘Ольга-Елена-Константин’ не удался. По свидетельству тех же летописцев, Святослав отказался воспринять христианство. При этом, в отличие от столь многих властителей того времени, желавших, подобно столь многим сегодня, обратить реки времени вспять, отрекавшихся и мстивших, он вовсе не ненавидел христианство. Просто оно казалось ему смешным.

 

Ответ свыше на константинопольский проект «Крещения Руси» не заставил себя ждать. Уже в 970 году, то есть спустя всего 5 лет после крещения Ольги, Святослав едва не взял Константинополь сам. Как бы указывая на то, что настоящее, подлинное христианство всегда будет … верой нелепых, и смешных, и слабых.

 

При этом, сама Ольга умела ждать. Ей удивительным образом хватило мудрости не крестить Русь, воспользовавшись малолетством сына. Она не строила планов. Не строила великих церквей. Христом Спасителем Ольге была дарована Благодать Ожидания.

 

Так получилось, что эта, пожалуй, самая неудачная - в плане успешности личной миссии проповеди - ‘Равноапостольная Святая’ в истории, по сути, построила то, что едва ли удавалось кому-либо из других. Ольга не создала ни Державную Церковь, ни Грандиозный Храм. Ожидая, она построила лестницу в небо. Ту самую, по которой, спустя всего 20 лет после ее крещения, взошел тот, кого современники назовут Красным Солнышком.

 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сошлюсь на свою публикацию по теме, только что сделанную в ином разделе нашего форума:

О почитании католиками православных святых

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

200px-Olof_Overselo.jpg

 

Святой Олаф удивительным образом почитался не только в Норвегии, но и по всей Скандинавии, внутри которой всегда были очень непростые отношения, и в Англии, и на Руси. В период средних веков в честь святого Олафа в Скандинавии было освящено около 400 церквей. Это был третий по популярности святой - после Богоматери и святого Петра. На праздник в Тронхейм собирались паломники из Швеции, Дании, Англии... Как будто бы святой и после смерти на земле продолжал работать на устранение распрей и объединение различных народов Севера.

 

Почитание святого Олафа не ограничилось лишь Скандинавским регионом и Британскими островами. Во многих странах Европы, а также за ее пределами были построены храмы в честь норвежского конунга, созданы скульптуры, написаны изображения конунга.

 

В одной из главных святынь христианства, храме Рождества Христова в Вифлееме, сохранилась фреска, изображающая святого Олафа, с надписью на латыни: «SCS Olauus Rex Norwaegie» (Святой Олаф, король Норвегии). Ее создание следует отнести к середине XII века. В Голландии в Амстердаме был построен храм святому Олафу, позднее запечатленный Рембрандтом на одной из картин. Этот храм сохранился и сейчас, но используется как зал собраний. Кроме того, храмы в честь святого Олафа были освящены в Толедо, Брюгге, Таллине, Гданьске, Стралсунде, Любеке, Бремене и Гамбурге. Часть мощей святого Олафа хранилась в знаменитом монастыре святого Виктора в Париже. Даже в Константинополе была построена церковь в его честь.

 

Большим почитанием святой Олаф пользовался и на Руси. В Новгороде была построена церковь в его честь, поздними летописцами названная «варяжской божницей». Она была воздвигнута на существовавшем скандинавском дворе. Время построения церкви не позднее конца XI века. Именно вынесенной из этой церкви иконой святого был остановлен новгородский пожар - огонь остановился перед иконой и не пошел дальше. Церковь благополучно существовала в Новгороде до 14 века, когда и сгорела. Но возможно, что существовала и дольше: на раскопках Николо-Дворищенского собора на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде в 2007 году обнаружили пломбу XV века с изображением святого Олафа. Еще один храм в честь святого был в Старой Ладоге, где он останавливался проездом.

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

vladimir_svyatoslavovich.jpg

 

Св. Владимир: память

 

28 июля

 

Будучи младшим сыном Киевского князя Святослава и рабыни Малуши, Владимир стал в 969 году князем Новгородским, а после смерти отца, победив брата Ярополка в 980, взошёл на киевский великокняжеский престол. Усилия Владимира были направлены на объединение и реформирование древнерусского государства, вступившего при нём в период расцвета. Вначале Владимир реформировал языческий культ, создав официальный пантеон во главе с Перуном, но вскоре осознал необходимость выбрать одну из монотеистических религий.

 

Заключив военно-политический союз с византийским императором Василием II Болгаробойцей, добился руки его сестры Анны и в 988 вместе с дружиной принял в Киеве крещение. После этого греческими и болгарскими священниками была крещена значительная часть населения древнерусского государства.

 

В 991-996 Владимир построил в Киеве Десятинную церковь Богородицы, которой предоставил десятую часть всех поступлений в казну. В Десятинной церкви Владимир положил часть мощей св. Климента I, Папы Римского, который стал первым небесным покровителем Древней Руси. Владимир основывал монастыри, открыл в Киеве школу для юношей. Строитель городов и военных укреплений, Владимир вёл успешную борьбу с печенегами. В 1006-1007 у Владимира гостил Бруно Кверфуртский, ехавший к печенегам с проповедью Евангелия. Долгое время у Владимир служил Олав Трюггвасон, впоследствии норвежский король. Согласно Никоновской летописи (XVII в.), Владимир поддерживал активные контакты с Апостольским Престолом.

 

Уже в XI в. Создавались литературные памятники, прославляющие Владимира как “второго Константина”. В фольклоре “Владимир Красное Солнышко” приобрёл черты идеального правителя, наделённого “солнечным” нравом, собиравшего вокруг себя всю Древнюю Русь.

Владимир канонизирован Русской Православной Церковью между 1240 и 1263 годами. В Русской Православной Церкви и в Католической Церкви память Владимира 15 июля, в Католической Церкви в России – 28 июля (для соответствия дня празднования 15 июля по юлианскому календарю).

 

Источник: Католическая Энциклопедия

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

24-28 июля – Неделя молитв о Церкви в России | "Сибирская католическая  газета"

 

С 24 по 28 июля молимся о Церкви в России, прибегая к заступничеству общехристианских святых, в Земле Российской просиявших: святого Владимира, святой Ольги, святого Олафа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

24–28 июля — дни молитв за Церковь в России по ходатайству свв. Владимира, Ольги и Олафа

Молитва о мире и Отечестве

(Требник, стр. 513-514, издание 2004 года):

Боже, Владыка и Царь народов! Просим Тебя, исполни нас силы Твоего Духа. Даруй покой нашим сердцам, умножь упование на Твою любовь. Пробуди в нашем народе стремление к миру и добру. Соделай нас способными созидать наше общее будущее.

Боже, пусть Святой Дух преображает лик нашей земли и укрепляет Твой народ; пусть Он помогает нам сохранить Твоё Царство в личной и семейной жизни каждого человека, в жизни общества и государства.

Храни нас от эгоизма. Не позволь, чтобы те, кто сильнее, пренебрегали более слабыми. Защити нас от ненависти и предубеждённости по отношению к людям иных взглядов. Научи нас побеждать зло, но в то же время видеть брата в человеке, поступающем плохо, и не лишать его возможности прийти к Богу. Научи каждого из нас замечать собственную вину, а не искать сучок в глазу ближнего. Научи нас видеть добро везде, где оно есть; вдохнови нас ревностно хранить его, поддерживать и отважно защищать.

Сохрани нас от участия во лжи, которая губит мир. Дай нам мужество жить по истине. Даруй нам хлеб насущный. Благослови наши труды, Боже, Владыка и Царь народов!

 

Liturgia Horarum

 

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...