Перейти к содержанию

Святой Игнатий Лойола, священник


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Miniatiura1.jpg

 

31 июля. Святой Игнатий Лойола, священник. Память

 

 

Святой Игнатий Лойола – виднейший деятель периода в жизни Католической Церкви, известного под именем «Контрреформации», основатель Ордена иезуитов, автор получившей широчайшее распространение системы духовных упражнений…

 

Происхождение и детство

 

Родился Игнатий Лойола 24 октября 1491 года в замке Лойола – во владении своих родителей, что в городе Аспейтиа, в провинции Гипускоа Страны Басков. Происходил он из древнего и знатного, но обедневшего рода. Интересно, что Игнатий был 13-м ребёнком в семье из числа 14-ти и седьмым по счёту сыном.

 

Zamok-300x200.jpg

 

По действующему принципу майората, то есть наследования недвижимости только старшим сыном, в перспективе Игнатий оставался ни с чем. При рождении ему было дано имя Иньиго де Оньяс, фамилия Лойола – по принадлежности к родовому замку, а имя Игнатий (в честь св. Игнатия Антиохийского) он взял себе позднее, пережив религиозное обращение. Его отец – сеньор Бельтран Ибаньес де Оньяс, а мать – сеньора Мария Санчес де Ликона, также принадлежала к знатному роду Страны Басков. Стоит отметить, что детство Иньиго прошло на севере Испании – наименее подвергнувшейся влиянию мавров части Пиренейского полуострова. Здесь христианская вера со времён готов никогда не угасала и плодотворно развивалась.

 

Иньиго рано лишился родителей. В 1506 или 1507 году умирает его мать. Его отец умер еще раньше. Так как род Лойолы был знатен, Иньиго, будучи еще мальчиком, стал пажом при дворе Фердинанда II Арагонского, мужа Изабеллы I Кастильской, куда он попал через казначея Кастилии Хуана Веласкеса. Впрочем, на этом поприще Иньиго ничем особенным не отличился.

 

Военная служба. Оборона Памплоны

 

Время шло. Иньиго уже стал рыцарем при дворе Фердинанда и его образ жизни был обычным для человека его положения. Ему не были чужды никакие рыцарские развлечения. По его же собственным словам, он пользовался большим успехом у женщин, да и воевать ему приходилось достаточно часто.

 

Ignatius_of_Loyola_militant-222x300.jpg

 

В 1521 г., в ходе войны между Испанией и Францией из-за пограничной области Наварры, Иньиго де Лойола стал защитником города Памплоны. Эта оборона, которой он руководил, стала поворотным моментом в его биографии.

 

В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону французов, поэтому Иньиго решил сдать город, чтобы самому с войсками отступить в крепость. Случилось это 20 мая 1521 года, а на следующий день, 21 мая, противник начал осаду замка, в котором заперлись испанцы. Превосходство французов было подавляющим, но солдаты Испании во главе с Иньиго де Лойолой храбро сдерживали их натиск. В какой-то момент, когда осада длилась уже достаточно долго, Иньиго был тяжело ранен. Пушечное ядро пролетело между его ног, переломав одну из них и чуть меньше повредив другую. В конце концов замок был сдан, но французы поступили по-рыцарски. Отметив храбрость и мужество Иньиго, они отдали его своим лекарям, а после доставили на носилках в замок Лойола.

 

Ignatius-at-Pamplona-300x228.jpg

 

Обращение

 

Тяжелейшее ранение, полученное Иньиго, потребовало операции. Он перенес эту операцию в родительском замке. Лечение заняло месяцы, наполненные нестерпимой болью и мучениями: никакой анестезии в то время, естественно, еще не было. Операция оказалась неудачной, кость срослась неправильно, и Иньиго принимает решение сломать ногу вторично. Сложно представить, какие мучения претерпел тогда Иньиго де Лойола: ведь кроме физических страданий было ещё понимание того, что отныне он – негодный к воинской службе инвалид. Вероятно, он смог бы вынести самые тяжкие физические страдания, но сознание того, что отныне он беспомощен, должно было угнетать его сильнее всего. Ведь он рыцарь! Покоритель дамских сердец и отважный воин! Теперь всё это – исключительно в прошлом.

 

Rana-300x216.jpg

 

В замке Лойола, среди этих испытаний, он попросил доставить ему рыцарские романы, чтобы как-то отвлечься от боли и развеять порожденную бездеятельностью скуку. Но романов в замке не оказалось, зато нашлись Библия и Жития Святых. Чтение этих книг захватило раненого воина и помогло ему найти выход из казавшейся тупиковой жизненной ситуации. Рыцарское служение, но не королю, а Христу – вот что увидел он в образах канонизированных Церковью святых. Оказывается, чтобы служить Богу, нужны и мужество, и храбрость, и терпение, и прочие рыцарские добродетели…

 

Bolezn-300x200.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Паломничество в Монсеррат

 

Монсеррат – это монастырь в центре Каталонии, недалеко от Барселоны, принадлежащий Ордену святого Бенедикта. Главная его святыня – Чёрная Дева Мария. Эта статуя Богоматери, вырезанная из чёрного дерева примерно в XII столетии, во все века привлекала к себе паломников. Особенность монастыря – труднодоступное положение среди скал на высоте более 720 метров над уровнем моря.

 

Monserrat-300x199.jpg

 

Неизвестно каким образом взобравшись на крутизну на своих искалеченных ногах Игнатий совершил своего рода обряд: как рыцари служат избранной ими даме сердца, так и он принес клятву преданности и служения Деве Марии. Впрочем, в этот момент Игнатий уже был мало похож на рыцаря: он был одет в рубище и выглядел как паломник или странствующий монах.

 

Когда Игнатий еще был в монастыре, у него начали созревать мысли, которые впоследствии легли в основу его проповедей, знаменитых игнатианских «Духовных упражнений» и устава Общества Иисуса. Это были мысли о том, как достичь духовного совершенства, как служить Богу, Церкви и ближнему.

 

Ignatius_Loyola_1-249x300.jpg

 

Но Игнатию мало было уяснить что-то для себя одного. Очень рано он обнаружил в себе дар рассказывать другим людям, как именно нужно служить, наставлять их, показывать им «как надо». Впоследствии он выстроит целую педагогическую систему, а его духовные дети – иезуиты – распространят ее по всему миру.

 

Игнатий постоянно предавался самобичеванию и самоуничижению, соблюдал строгий пост, ухаживал за больными, очень часто исповедовался… Всё это он делал от всего сердца, со всей страстью и горячностью.

 

Однако позднее основатель Ордена иезуитов придет к выводу, что чрезмерное умерщвление плоти не только не нужно, но даже вредно: ведь Бог сотворил у человека не только душу, но и тело, а потому и тело нуждается в хорошем обращении и уважении.

 

san-ignacio-de-loyola-en-manresa-300x243.jpg

 

В небольшом селении Манреса, находящемся неподалёку от Монсеррата, где Игнатий поселился в конце 1522 года, он пережил некое откровение свыше, в результате чего к нему пришел «великий свет разумения». Теперь он уже не сомневался в том, что Бог призвал его защищать истинную веру, Католическую Церковь, Папу, как видимого викария Бога на земле.

 

Паломничество в Иерусалим

 

В начале 1523 года Игнатий отправляется в Святую Землю, которая тогда принадлежала мусульманам. Не имея никакого богословского образования, Лойола, тем не менее, проповедовал паломникам, давая им понять, что непосредственно общается с Богом, Иисусом Христом и Девой Марией. Кто-то слушал его проповеди, но многие другие стали смотреть на него с подозрением. В конце концов, его отказались принять в монастырь в Святой Земле, куда он намеревался поступить, и ему пришлось вернуться в Испанию, где им занялась Святая Инквизиция.

 

Propovednic-300x225.jpg

 

Инквизиция

 

Лойола и сам понимал, что ему нужно получить богословское образование. Он приступает к изучению латыни в университете городка Алкала де Энарес, не переставая при этом проповедовать и давать духовные советы всем, кто его об этом просил. Вскоре его арестовывают, однако инквизиционный трибунал не усмотрел ереси в его речах и делах и, настоятельно порекомендовав ему учиться, отпустил восвояси. Игнатий покинул Алкалу и переехал в Саламанку, где поступил в местный университет, однако инквизиция вновь им заинтересовалась, и Игнатий принял решение отправиться в Париж.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Париж

 

В Париж Игнатий пришел пешком на своих больных ногах. А ведь ему, чтобы добраться до французской столицы, нужно было преодолеть Пиренеи, а затем пройти еще сотни километров. В Сорбонне Лойола вновь приступил к изучению латыни, а, между тем, вокруг него собирается кружок единомышленников: Игнатий умел привлекать людей неординарностью своей личности и яркой харизмой.

 

Iezuity-300x230.jpg

 

37-летний студент проявил огромные прилежание и настойчивость и, в конечном итоге, сумел освоить требуемые науки. Чтобы добыть деньги на пропитание и обучение для себя и своих товарищей, Лойола отправляется во Фландрию и Англию, где удивительным образом (скорее всего, благодаря благотворительности отдельных богатых лиц) достает эти деньги, обеспечившие его и его соратников на несколько лет. В Париже Лойола продолжил работу над своими «Духовными упражнениями».

 

В 1533 г. он получает звание магистра теологии, а вместе с ним – и право обучать религии и проповедовать.

 

К 1534 году желание Игнатия Лойолы – создать дружину духовных рыцарей – поддержали шесть его последователей. Это были Петр Фабер, Франциск Ксаверий, Якоб Лайнес, Альфонс Сальмерон, Николас Альфонс Бобадилья и Симон Родригес.

 

ihs-logo-300x297.jpg

 

15 августа 1534 года в подземной часовне Монмартра, на месте которой был замучен первый парижский епископ св. Дионисий со сподвижниками, собрались первые сподвижники Лойолы. Они принесли обет бедности и милосердия (chastity), а также обет посетить Святую Землю, когда закончится их обучение. Клятва заканчивалась словами – «Ad maiorem Dei gloriam» – «Для вящей славы Господней». На алтаре часовни Игнатий написал три большие буквы J.H.S. (Jesus Hominum Salvator – Иисус Спаситель людей). Эти буквы стали девизом будущих иезуитов. Но пока им предстояло продолжать образование.

 

Венеция, Рим, основание Общества Иисуса

 

В 1537 году Лойола с товарищами собрались в Венеции, дабы оттуда отправиться в Палестину и предаться там миссионерскому служению. Ожидая возможности отплыть, они работали в больницах, помогали страждущим, проповедовали. Но разразившаяся на море война между венецианцами и турками не позволила осуществиться задуманному, и друзья отправились в Рим. Но еще перед этим, 24 июня 1537 г., Игнатий и его товарищи стали священниками.

 

В Риме Лойола и его соратники начинают проповедовать и имеют большой успех: людям очень нравится слушать их живые, яркие выступления, сильно отличавшиеся от стиля сухих схоластов. Популярность Лойолы возрастает – становится возможна его аудиенция у Папы.

 

Rubens_min1-202x300.jpg

 

В это время порожденное Мартином Лютером движение Реформации было в самом разгаре, и Католическая Церковь стремительно теряла свои позиции. Встречаясь с Папой Павлом III, Лойола, вероятно, предложил проект создания Ордена, главной задачей которого станет защита Католической Церкви, а Папа сумел по достоинству оценить эту инициативу и способности ее автора. Так или иначе, Игнатий Лойола получает «добро» на создание Общества Иисуса. Стоит отметить, что Лойола, снискавший большую популярность в народе и очаровавший Папу, имел также многих противников и недоброжелателей среди аристократии и римского духовенства, включая видных кардиналов. Но это не помешало возникновению нового Ордена.

 

St-Edmund-Campion-253x300.jpg

 

Его Устав Лойола написал лично, и в 1540 году Папа этот Устав утвердил. «Товарищество или Общество Иисуса состоит из тех, которые во имя Бога желают быть вооруженными под знаменем креста и служить одному Господу и Первосвященнику Римскому, Его викарию на земле. Принятые в Общество должны дать обет целомудрия, бедности, послушания генералу Ордена и повиновения правящему Церковью Папе. Генерал Ордена неограничен в своей власти, но он обязан составить конституцию или устав Общества с согласия большинства сочленов, в управлении же делами Общества ему предоставляется полная свобода», — так гласила булла, которой Павел III официально учреждал «дружину Христовых воинов».

 

В 1541 году Игнатий Лойола был избран первым генералом Общества Иисуса. После избрания он несколько дней прислуживал на кухне, дабы дать своим собратьям пример смирения.

 

Ezuity-217x300.jpg

 

Вместе с тем, безропотное подчинение старшему в Ордене стало его характерной чертой. Лойола настаивал, что Церкви необходимо отдать всё, в том числе и свой разум. Идеальный иезуит, по выражению Лойолы, должен смотреть на старшего как на самого Христа.

Новый Орден пользовался необыкновенной популярностью: в него вступали представители самых знатных семейств. Почти сразу же члены Общества Иисуса зарекомендовали себя как блестящие защитники католичества, перед которыми не могли устоять протестантские пасторы и проповедники, а также как бесстрашные миссионеры, готовые отправиться на край света, чтобы нести язычникам Благую Весть о Христе.

 

Ignatius_Loyola_2-276x300.jpg

 

В 1548 году были изданы «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы – его духовное завещание грядущим поколениям, морально-религиозная доктрина иезуитов. Их автор сразу оговаривается, что эта книга предназначена «для руководителя, а не упражняющегося», то есть эти упражнения должны делаться под строгим попечительством наставника, дабы упражняющийся не впал в заблуждения или не нанес себе духовного вреда. «Под именем Духовных Упражнений разумеется всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной и других духовных действий». Духовные Упражнения состоят из четырех частей, которые формально названы «неделями», однако же могут продолжаться больше или меньше недели. Первая «неделя» – делающий упражнения предается молитвенному созерцанию и рассуждению о грехах. На вторую – он представляет и переживает «жизнь Господа нашего Иисуса Христа до дня Вербного воскресенья включительно». На «третьей неделе» мысленно созерцает «страдания Христа, Спасителя нашего». На четвертой видит «Воскресение и Вознесение с прибавлением трех образов совершения молитвы».

 

Прежде монашеские ордена, как правило, получали названия по имени своих основателей. Лойола первым прервал эту традицию. Официальное название его братства – «Общество Иисуса», а слово «иезуит» (как и «Орден иезуитов») вошло в обиход уже после смерти Лойолы и является неофициальным.

В 1550 году Игнатий решил сложить с себя полномочия генерала Ордена, однако все его члены этому воспротивились. После долгих уговоров Игнатий остался на своем посту вплоть до смерти, последовавшей в Риме 31 июля 1556 г.

 

Ignatius-red-cropped-300x169.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

st-ignatius-of-loyola-jesuit-headquarters-rome-300x300.jpg

 

После смерти

 

В 1622 году Игнатий Лойола был причислен к лику святых Папой Григорием XV.

 

Орден иезуитов приобрел огромную популярность, посвящая себя науке, духовному образованию, миссионерской деятельности. Иезуитские школы считались образцовыми, в них впервые были опробованы многие методы современной педагогики.

 

Сегодня число иезуитов составляет 16 378 человек (данные 2016 года), из них 11 785 – священники. Иезуиты ведут работу в 112 странах мира и служат в 1540 приходах, в том числе и в России, и в нашей Преображенской епархии. К Ордену иезуитов, в частности, принадлежат нынешний Папа Римский Франциск (Хорхе Марио Бергольо) и ординарий Преображенской епархии епископ Иосиф Верт.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, это изображение текст «S IGNATIVS DE LOYOLA»

 

Всё или ничего. Выбор со св. Игнатием Лойолой

 

Наша жизнь – это постоянный выбор. Кому поверить, на чей зов откликнуться? От этого зависит жизнь человека и на земле и в вечности.

Трудно поверить в то, что крест, выбранный Спасителем, — это не поражение, а добровольный выбор. Может ли быть большая несвобода, большее унижение и бесславие, большая мука? Мир не может поверить в то, что это любовь.

 

Многим умным, добрым людям такая любовь кажется непостижимой. Эту тайну может вместить только сердце, открытое для любви. Вот только трудно, а порой очень страшно открыть его.

 

«Чтобы понять непостижимое, нужно пройти через непостижимое, чтобы достичь недостижимого, нужно выйти в недостижимое. Нужно решиться в тёмную беспросветную ночь оторвать ногу от последней земной опоры. Лишь тогда найдёшь опору в Господе». Это открытие было совершено пять веков назад святым Игнатием Лойолой. Так же, как и мы, его современники с надеждой заглядывали в новую эпоху, пытались представить себе нас. А мы сейчас можем заглянуть туда, к ним.

 

Это было время великих открытий в науке, искусстве, эпоха покорения новых земель за океаном. Перед старой, уже немного тесной Европой открылись новые горизонты, расширившие средневековую географию. Современники Игнатия Лойолы, как и жители начала XXI века, считали себя высокообразованными людьми. Они также презирали пережитки тёмного прошлого и строили грандиозные планы на будущее, в котором очень многие надеялись обойтись без Бога, без Церкви… Но гордыня, как показывает история, всегда приносит горькие плоды.

 

Для европейских государств и для Церкви наступили тяжёлые времена. Пробуждающийся национализм и религиозный фанатизм ослепляли умы. Европейская общность и христианская солидарность слабели и разрушались. Войны и раздоры не только материально ослабили Европу, но и стали поводом для страшной деморализации населения. Возрастало откровенное невежество в сфере знания основных истин веры и основ христианской жизни.

 

Печатные издания часто служили распространению ересей. Методы, которыми инквизиция боролась с ересями и защищала чистоту веры, приносили негативные результаты, возбуждая в народе недовольство и сопротивление. Становилось очевидным, что Церковь нуждается в реформе. Папа Павел III делал определённые шаги в этом направлении; например, в 1536 году он учредил особую комиссию кардиналов, которая должна была выработать проект реформы. На этом фоне легче понять подвиг ради спасения Церкви, совершённый основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой.

 

Иниго Лопес де Лойола (1491-1556) происходил из знатного испанского рода и принадлежал к мужественному народу басков. Ещё в детстве Иниго заявил отцу, что служению Богу предпочитает военную службу, что стремится к военным подвигам. Отец, видя, что сын не склонен к учению и призванию священника, отдал пятнадцатилетнего сына на воспитание своему другу дону Хуану Веласкесу де Квиллару, чтобы Иниго научился придворному этикету и освоил рыцарское искусство. Веласкес стремился привить Иниго аристократические манеры, оберегал его от отрицательных влияний.

 

Вместе с тем, при дворе перед молодым Иниго открылась жизнь, полная приключений. Он увлёкся романами, полными описаний героических подвигов бедных рыцарей, помогающим обездоленным и готовых на любую жертву ради короля и своей дамы сердца… Вскоре романтичный идеал воплотился в жизнь. Избранницей Иниго стала юная сестра императора Карла V, прекрасная Екатерина. Иниго познакомился с ней при содействии Веласкеса, когда бывал при дворе.

 

Это была принцесса из прекрасной сказки. Юная, необычайно красивая и несчастная, с самого раннего детства связанная с трагической судьбой своей матери, оклеветанной после смерти её мужа короля Филиппа Красивого. Екатерина не отступила от матери ни на шаг и вместе и нею была заточена в башне замка Тордесильяс. Прекрасная принцесса-невольница… Она волновала сердце Иниго и пробуждала в нём прекрасные мечты о том, как он примчится к ней не помощь и защитит её. Спустя годы, когда Екатерина стала королевой Португалии, она оказала покровительство монашескому ордену, основанному её давним поклонником.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но всё это ещё в далёком будущем, а пока Иниго вдыхал радость бытия полной грудью, и не всегда это было в согласии с заповедями Божиими, о чём впоследствии он глубоко сожалел, раскаиваясь в грехах молодости.

 

При дворе Иниго служил усердно, часто удостаиваясь высоких наград, но впоследствии, после своего обращения, он назвал этот период своей жизни служением «иллюзиям мира сего».

 

И вот пришли времена, когда надо было защищать не только честь и достоинство идальго, но и свою отчизну, причём в тяжёлых сражениях. В начале мая 1521 г. французские войска пересекли границу и вторглись в Испанию.

 

Иниго проявил во время войны подлинный героизм. С горсткой защитников крепости он шесть часов вёл отчаянное сражение против французов и получил тяжёлые ранения обеих ног.

 

На долгое время Иниго был прикован к постели. Он мужественно переносил болезненные операции, но ему становилось всё хуже. 24 июня он принял таинство помазания больных и приготовился к смерти. В день святых апостолов Петра и Павла врача сказали, что если к полуночи не произойдёт изменений, больной умрёт. Иниго стал горячо молиться святому Петру. В ту же ночь дело пошло на поправку. Но лишь в сентябре 1521 г. он смог вставать и слегка передвигаться по комнате. Он мечтал о возвращении к придворной жизни, о том, как прославится на военном поприще, но ещё не предвидел, что Бог призывает его к большему.

Замкнутый в четырёх стенах, Иниго пристрастился к чтению. Сначала это были романы, но ему быстро наскучила эта литература. И тогда он начал перечитывать жизнеописание Иисуса Христа. Потом его заинтересовали жития святых. Перед ним встали образы славных рыцарей Божиих – св. Франциска Ассизского, св. Доминика, св. Онуфрия-Пустынника.

 

Глаза Иниго постепенно открывались для совсем иного мира, иных ценностей, иного служения. Он начал понимать поступки святых. Источником этих поступков была любовь, великая, чистая, жертвенная. Жизнь святых и их смерть вызывают восхищение Иниго. Но и любовь к миру не так-то легко победить. Проходят дни. Иниго разрывается между стремлением к славе Божией и жаждой славы мирской, личной. Боль в душе становится всё сильнее. Борьба не утихает ни на минуту.

Наконец Иниго принимает решение – отныне он будет принадлежать только Богу. В этом решении его утвердило мистическое видение Матери Божией с Младенцем в одну из молитвенных ночей.

 

Его новая Дама сердца, Дева Мария, пробуждает в нём горячую любовь к чистоте. Служить Богу в чистой любви – вот его девиз до конца жизни. Он посвящает себя молитве и покаянию, около семи часов в день проводит на коленях, а в свободное от молитвы время помогает больным в госпитале.

 

Тщательно проанализировав свою жизнь и свой личный опыт, Иниго стал работать над системой духовных упражнений, но его деятельность, направленная на духовную помощь людям, стала вызывать подозрения. Он покинул родину и направился в Париж, где погрузился в изучение философии в университете, а одновременно стал обучать друзей практике духовных упражнений. Получив степень магистра философии, Иниго занялся теологией.

 

Свой первый обет послушания Иниго принёс в день Успения Богородицы, в Париже, 15 августа 1534 г. В Париже Иниго впервые стал подписываться своим новым именем – Игнатий, которое принял в честь св. Игнатия Антиохийского.

 

24 июня 1537 г. его рукоположили в священники. Однако преследования не прекращались. Неоднократно Игнатия обвиняли в ереси. Однако влиятельные церковные лица дали о нём самые добрые свидетельства, доказав безосновательность выдвинутых против него обвинений. Тем не менее Игнатий Лойола, привыкший всё доводить до конца, настаивал на формальном процесса, чтобы все подозрения и обвинения были сняты публично и официально. В октябре 1537 г. был вынесен вердикт о невиновности и правоверности Игнатия Лойолы.

 

Не удивительно и не случайно, что в духовных упражнениях, разработанных Игнатием, рыцарем Христовым, изобилует военная терминология. В его представлении действительно идёт непрерывная война между добром и злом, между любовью и ненавистью. Сражаются две армии – наёмники армии Люцифера и добровольцы армии Христа.

 

В выборе Игнатия Лойолы определяющим является цель Творца в каждом творении. А цель жизни каждого человека – это любовь, вершиной которой будет встреча, слияние с Богом.

 

Но любые добрые дела и намерения без послушания Церкви часто оборачиваются неслыханными бедами. Игнатий Лойола выбирает смирение и послушание Церкви в условии своего времени, крайне тяжёлого для Церкви. Он с величайшим смирением и упорством шёл к своей цели, утверждая, что большое дело должно пройти сквозь огонь больших испытаний. Защита Церкви Христовой была делом его жизни.

 

27 июня 1540 булла Папы Regimini militantis Ecclesiae торжественно утвердила Общество Иисус – SOSIETAS JESU (SJ) для решения самых главных и трудных дел Церкви. Игнатий Лойола стал первым генеральным настоятелем созданного им Ордена Иезуитов.

 

С тех пор Общество Иисуса стоит на страже Церкви Христовой, чтобы «мерзость запустения» не коснулась святого места.

А школа духовных упражнений Игнатия Лойолы – это школа любви, в которой каждый ученик может осознать, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И сделать свой выбор. Однажды и навсегда. Всё или ничего.

 

Елизавета Каменева

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

227172002_3956268994500242_8273432877095888220_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-3&_nc_sid=8bfeb9&_nc_ohc=j7VVXXVjzSkAX-QDh2T&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=b0ee9fbd0df1778daf8c72b7e8e4c2a8&oe=610AE04D

 

 

ЛИТАНИЯ СВЯТОМУ ИГНАТИЮ ЛОЙОЛЕ

 

Кирие, элейсон, Христе, элейсон, Кирие, элейсон.

Христе, внемли нам, Христе, услышь нас.

Отче Небесный, Боже, – помилуй нас.

Сыне, Искупитель мира, Боже, – помилуй нас.

Дух Святой, Боже, – помилуй нас.

Пресвятая Троица, единый Боже, – помилуй нас.

Пресвятая Мария, – молись о нас.

 

Святой Игнатий Лойола, – молись о нас.

Великий Почитатель Пресвятой Троицы,

Ученик Христа, делающий все ради большей Славы Божьей,

Священник, горячо любящий Бога,

Ревностный почитатель Евхаристии,

Огонь, Богом зажжённый,

Ищущий и находивший Бога во всем,

Мистик, которому было дано познать тайны веры,

Ученик Христа, жаждущий жить и умереть ради Него,

Глубоко полюбивший Крест Христа,

Страстный почитатель Имени Иисуса,

Последователь Иисуса, разговаривавший с Ним как с другом,

Ученик, радовавший Сердца Иисуса и Марии,

Почитатель девства Девы Марии,

Мужественный защитник Памплоны,

Рыцарь Пречистой Девы,

Вдохновленный автор «Духовных Упражнений»,

Паломник в Святой земле,

Представитель знатного рода, отказавшийся от почестей мира,

Воин, испытанный в духовной борьбе,

Мистик, одаренный многочисленными милостями,

Созерцатель звездного неба,

Вдохновленный красотой житий святых,

Прилежный работник на ниве спасения душ,

Основатель Общества Иисуса,

Автор Конституций ордена иезуитов,

Генерал ордена, отправивший миссионеров в самые дальние уголки земли,

Собрат, укреплявший братские узы многочисленными письмами,

Полный страсти последователь апостолов в деле евангелизации,

Жемчужина среди монашествующих, полный любви к Христу, присутствующему в Церкви,

Опора Божьей Церкви и верный слуга преемника святого Петра,

Учитель верности учению Церкви,

Воин, сражавшийся под знаменем Креста Христова,

Победитель злых духов,

Наставник истинного благочестия,

Наставник созерцания в действии,

Наставник духовного распознавания,

Мудрый советник в делах совести,

Покровитель духовных попечителей,

Наставник, учивший наслаждаться божественной реальностью,

Наставник молитвы,

Учитель созерцания тайн жизни Христа,

Учитель истины о Боге, который действует и трудится в творении,

Воспитатель детей и молодежи,

Пример терпения и смирения,

Пример рассудительной аскезы и послушания,

Пример ангельской чистоты,

Пример совершенства,

Пример безграничного доверия Богу,

Ученик, превзошедший своих учителей,

Кладезь многих добродетелей,

Опора утративших веру,

Духовный наставник кающихся,

Примиритель конфликтующих и гневающихся,

Неутомимый в служении помощник больных,

Утешитель плачущих,

Благодетель нищих,

Опекун сирот,

Друг презираемых,

Опекун отторгнутых обществом,

Покровитель рожениц,

Опекун многодетных семей,

Заботливый помощник женщин в их духовном росте,

Полностью преданный Богу в служении ближним,

Покровитель духовных упражнений,

Покровитель паломников,

Покровитель тех, кто обращается к Богу,

Покровитель углубляющих знания Слова Божьего,

Покровитель несправедливо осужденных и заключенных,

Отзывчивый покровитель хромых и инвалидов,

Рыцарь, который боролся за установление Царства Божьего на земле,

Отважный защитник чести и достоинства каждого христианина,

Защитник истинной веры,

Защитник всех, кто с надеждой тебя призывает.

 

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, – прости нас, Господи.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, – услышь нас, Господи.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, – помилуй нас.

 

С. Молись за нас, святой отец Игнатий.

В. Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

 

Боже, Ты воздвиг в Церкви Твоей святого Игнатия для проповедания величия славы имени Твоего; † сподобь нас, чтобы, с его помощью и по его примеру трудясь в земной жизни, * мы вместе с ним были увенчаны на небесах. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет описания фото.

 

Обратитесь к примеру основателя ордена иезуитов, чтобы вдохновить себя и ваших детей 1f46a.png

***

Святой Игнатий Лойола известен прежде всего как человек, основавший монашеский орден иезуитов, члены которого внесли огромный вклад в образование (школы, университеты, семинарии по всему миру), литературу (издательство книг, открытие библиотек и культурных центров), науку (множество великих ученых были иезуитами или обучались у них), а также активные в миссионерской деятельности. Его духовные прозрения легли в основу особой игнацианской духовности и духовных упражнений, отличающихся особой эффективностью. Пример его жизни и учения может также принести немало полезного для каждого верующего и сегодня.

 

1f4dd.png Взгляните на эти простые способы, которыми этот знаменитый святой XV века может укрепить вашу веру и вашу семью.

 

2705.png 1. Изучайте основы веры вместе со своими детьми

 

Святой Игнатий так много узнал о католической вере, будучи прикованным к постели с ногой, раздробленной пушечным ядром. Чтобы компенсировать это, он прочитал много книг и открыл для себя Слово Божье. Найдите время, чтобы провести его со своими детьми и помочь им открыть для себя радость веры с помощью различных книг, видео и материалов, доступных в сети или в воскресной школе.

 

2705.png 2. Подчеркните важность образования.

 

В свои 30 лет Игнатий осознал важность учебы и вернулся учиться в школу, в один класс вместе с детьми. Он понял, что чтобы достичь того, что Бог задумал для нас, необходимо развивать все то, что Господь вложил в нас. Если ваши дети - особенно старшие - испытывают уныние по поводу учебы, постарайтесь позитивно поощрить их. Помните, что каждый человек – уникальный, а образование имеет множество разных форм, поэтому узнайте, что лучше всего подходит вашему ребенку и мягко направляйте его.

 

2705.png 3. Помогите им найти свое истинное «я».

 

Во время своего обращения св. Игнатий видел в Боге своего учителя, ведущего его по пути жизни. Поскольку именно родители являются первыми и главными учителями своих детей, вы можете попробовать взять на вооружение игнацианский подход cura personalis, или «забота о целостной личности». Это означает, что нужно смотреть на своего ребенка, на всю его уникальную сущность (тело, разум и душу), не пытаясь подавлять его, но стараться увидеть то, каким задумал Его Бог и с уважением ко всему, что составляет каждого человека. Помогите им определить и реализовать свой истинный потенциал в позитивном и любящем свете.

 

2705.png 4. Помогите им искать Бога во всем.

 

В суете дня и потоке плохих новостей легко увязнуть. На самом деле порой может быть сложно видеть в том, что происходит что-то кроме проблем и не замечать хорошего. Но одним из самых прекрасных аспектов того, что св. Игнатий привнес в раннее учение иезуитов, была мысль о необходимости «находить Бога во всем». Это можно донести до ваших детей через самые простые вещи в жизни: вкусный запах свежеиспеченного печенья, красоту распускающегося бутона цветка, уютные объятия мамы и папы, доброе слово или дело (в т.ч. по отношению к нам от кого бы то ни было).

 

2705.png 5. Учите важности справедливости.

 

Справедливость занимала центральное место в жизни св.Игнатия и его трудах. Видя и понимая, через какие сложности и невзгоды проходят другие, ваши дети могут развивать сострадание и сочувствие. Практические идеи, такие как поддержка и помощь тому, кто слабее или менее удачлив (среди ваших родных, соседей, прихожан или на волонтерских мероприятиях в НКО), - отличный способ научить детей нашему долгу заботиться о других, особенно о находящихся в уязвимом положении и нуждающихся.

 

2705.png 6. Учите их думать, прежде чем действовать.

 

Св. Игнатий призывает нас быть «созерцателями в действии». Это может быть сложно для маленьких детей, но побуждайте их уделять время тому, чтобы понять, что происходит вокруг них. Помогите им увидеть, как действует Бог в разных ситуациях и обстоятельствах и то, какими способами они могут присоединиться («стать Его руками»): от доброго отношения к друзьям до помощи пожилым людям.

 

2705.png 7. Учите их, что никогда не бывает поздно, чтобы все изменить

 

Люди всегда могут изменить свою жизнь или привычки, даже если эти перемены даются нелегко. Напомните своим детям, что Игнатий до обретения веры был совсем не святым. Он родился в богатой семье, вел не самый хороший образ жизни, стремясь к славе стал солдатом. И только когда был тяжело ранен в бою, его жизнь перевернулась и он обрел веру. Крепкие отношения с Иисусом сложились у него только позднее, и это не давалось ему легко. Он боролся между тьмой и светом, но нашел свой путь к Богу и помог привести к Нему других. Научите своих детей, возможно, на собственном примере, что стоит быть открытым для перемен, и использовать возможности в любой момент жизни. Наше путешествие по Земле завершится только тогда, когда мы достигнем нашего Небесного Отца.

 

На самом деле, перечисленное здесь – лишь маленькая часть того, чему мы можем научиться у этого великого святого. Попробуйте развить свое знакомство с ним и игнацианской духовностью – уверены, это поможет вашему духовному росту.

 

Святой Игнатий Лойола, молись о нас!

 

Подготовлено: Катология

На основе материалов: Aleteia, Catholic Review

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

andreas-munoz2-t.jpg

 

«Рассказ паломника о своей жизни» – руководство для всех, кто в пути. Личное прочтение автобиографии св. Игнатия Лойолы

 

В этот юбилейный игнатианский год портал российского региона Общества Иисуса jesuit.ru опубликовал эссе Юлии Виноградовой, католички из Санкт-Петербурга, в котором она делится своим восприятием «Рассказа паломника о своей жизни» – автобиографии св. Игнатия Лойолы.

 

В свою очередь, мы также надеемся, что этот материал возбудит у кого-то из читателей желание перечитать удивительное свидетельство святого основателя Общества Ииуса как руководство для всех, кто в пути.

 

Ignatij_de_Lojola__Rasskaz_palomnika_o_svoej_zhizni_ili_ampquotAvtobiografiyaamp-219x300.jpeg

 

«Душа насыщается и удовлетворяется не многим знанием, а ощущением и вкушением вещей изнутри.» Святой Игнатий Лойола

 

Кто такой святой Игнатий Лойола? Первый и самый знаменитый иезуит, основатель Общества Иисуса, человек, повлиявший на историю и развитие Католической Церкви, сам ставший историей и неотъемлемой частью Церкви, бывший военный, обратившийся грешник, выдающаяся личность, почитаемый святой… Ему пытаются подражать… У него есть чему поучиться… Стоит ли с него брать пример? В чем суть его духовности? Как он таким стал? Как научиться быть таким? Как пришел к этому? С чего начинал? Кто он: этот аскетично одетый, скромный, но обстоятельный гениальный автор одного из самых выдающихся творений религиозной литературы с лаконичным названием «Духовные упражнения»? Кто же он такой? Как узнать подробно и достоверно обстоятельства его жизни? А что если он сам нам о себе расскажет…

 

Кто же любит читать чужие автобиографии? Обычно аудитория таких читателей не столь обширна и велика, даже если речь идёт о выдающейся личности, даже если и о святом… У людей 21 века на это попросту нет времени, времена замков и феодалов прошли, каждый занят сугубо своим делом, многое устарело, что-то безвозвратно ушло, что-то просто умерло… Но Духовная Жизнь жива… Она есть… У каждого она своя…Люди не любят о ней рассказывать… Бывает: дают свидетельства… Такое точно не публикуют… Это очень личное… Этим можно сильно помочь другим… Это лечит… Даже исцелить может… Помогает начать двигаться дальше, выйти из тупика, учит задавать «правильные» вопросы. Иногда даёт ответы. Это и есть ответ…

 

Святой Игнатий знал всё это, проницательно предчувствовал, прекрасно сознавал, не отрицал жесткой правды, много повидал, немало и предвидел, но созерцал ещё больше, не отрывая взгляд от Живого Христа…

 

Чему он может нас научить? Чем может нам помочь? Много ли среди наших близких авторитетных людей, внимательных и искренних? Игнатий Лойола такой… Ведь речь идёт не о биографическом очерке, полупритче с оттенком личного, а о том, «чтобы рассказать, что произошло в его душе вплоть до нынешнего дня». То есть святой Игнатий собирается рассказать историю взросления своей души с самого начала, начиная с медленно поправляющегося Иньиго, лежащего в родовом замке, не теряя из вида одновременно и деятельного, и задумчивого паломника, ожидающего отправления корабля из Барселоны. Он расскажет нам всё: что увидел, что понял, что пережил, что прочувствовал, приглашая и нас отправиться на поиски того самого духовного пути, суть которого распознавания воли Бога… «Рассказ паломника о своей жизни» – это завещание и наследство, настоящее сокровище, потому что это не красивая легенда и не хорошо написанная история с перечислением документальных фактов, а подлинная встреча с живой душой…

 

«И другие отцы, и я сам – (не раз) мы слышали, как отец наш Игнатий говорил о своём желании снискать от Бога три благодеяния прежде, нежели умрёт: во-первых, чтобы Общество было утверждено Апостольским Престолом; во-вторых, чтобы то же произошло и с Духовными упражнениями; в-третьих, чтобы ему удалось написать Конституции».

 

Каким был человек, который мог такое желать? О святом Игнатии многие пытались писать, углубляясь и не углубляясь в историческое наследие, но, наверно, все-таки лучше дать слово ему самому… Что он и делает с помощью отца Надаля и отца Луиса Гонсалеса да Камара, начиная «надиктовывать» последнему свою жизнь…

 

Книга начинается уже неожиданно: в самом предисловии нам открывается нечто поистине таинственное: «Тогда он вернулся в Красную башню и стал диктовать, расхаживая туда-сюда, как он всегда диктовал раньше».

 

Что заставило такого аскетичного и немногословного человека, искоренившего в себе грех тщеславия, уделявшего такое внимание скромности, скрытному, как все баски, так высоко чтившему таинство тишины, начать говорить?

 

С самого предисловия отца Надаля и затем предисловия отца Луиса Гонсалеса да Камара мы понимаем, как нелегко далось святому Игнатию это решение, решение человека, который воспитал в себе мало-помалу умение распознавать и исполнять волю Господа, и всегда быть воли Бога послушным…

 

Говоря о святом Игнатии невозможно «миновать», «исключить» Иньиго, более того, без Иньиго отца Игнатия невозможно понять… Уже в Манресе практически в самом начале его обращения мы узнаем: «сверх своих семи часов молитвы, он был занят также помощью в делах духовных неким душам, приходившим, чтобы отыскать его».

 

Паломник учится слушать людей, он будет их слушать всю свою жизнь. Иньиго научится слушать так, что к святому Игнатию всегда будут тянуться люди, искать его, чтобы он их послушал, потому что он тот, кто услышит и поймёт. Причём поймёт всё и сразу, и так, как оно есть: вместо со всеми тревогами, сомнениями, страхами, сверх того он умеет лечить души и сопереживать им…

 

Поэтому когда отец Надаль начинает «искать случай попросить» его написать духовное наследие: «некоторые указания, кои должны были помочь им (достичь) совершенства», внимательный к просьбам своих собратьев святой Игнатий принимает и эту просьбу, пусть изначально без особого рвения и явно не горя желанием немедленно взяться за дело. Он размышляет, поручает это решение воли Бога, просит и их о молитве, даёт слово, снова размышляет и ждёт ещё год… Видя настойчивость своих собратьев, вновь возвращающихся к данной просьбе, и, наконец, чувствуя «благоговейную наклонность сделать это», после того как «видно было: Бог ясно указал ему на его долг совершить это», святой Игнатий не оставляет себе другого выхода, как исполнить волю Господа о себе.

 

А всё началось с того, что Иньиго – человек деятельный и отважный, и у него слово не расходится с делом, и если святой Игнатий скажет: желающему достичь только собственного спасения, нет места в обществе», обращаясь к иезуитам, то он скажет это, прежде всего, первому из них, самому себе.

 

Вот почему скрытный и немногословный баск Иньиго, привыкший слушать больше других людей, сочувствовать и сопереживать их трудностям, с кротостью переживая успехи и неудачи собственной жизни, подчиниться собой же сформулированному правилу и начнёт свидетельство своего пути к распознаванию воли Бога…Он решится, как только поймёт, какую пользу для себя могут извлечь души, соприкоснувшись в Автобиографии с его душой…

 

Так всегда поступает Иньиго, его собственная, доходящая почти до застенчивости, скромность не имеет значения, его тяга к уединенности лично переживаемого опыта духовной жизни не имеет значения, все его предпочтения, склонности и желания не имеют для него никакого значения, когда он ясно видит и понимает волю Бога… И, распознавая её, обретает и «благоговейную наклонность», и твердую решимость исполнить её единственно возможным для себя способом – неумолимо и беспощадно искренне, самоотверженно и достоверно до детальной точности.

 

«Автобиографию» Игнатия Лойолы можно бы, пожалуй, назвать книгой, в том числе, и о самовоспитании, не зря святой с присущей ему кротостью практически сразу заявляет: «В это время Бог обращался с ним точно так же, как школьный учитель обращается с ребенком, его наставляя. (…) …Только он и в то время, и впоследствии всегда уверенно считал, что Бог обращался с ним именно так.»

 

Читая всю книгу от начала и до конца, мы не можем не подивиться тем переменам, которые буквально «на наших глазах» происходят с паломником. И всё-таки, от первых глав и до последних мы видим одного и того же человека: изменившегося до неузнаваемости и оставшегося верным самому себе…

 

Как это возможно? Секрет святого Игнатия прост, для него так очевиден, что он и не говорит даже об этом: он искренний… Искренний с Богом, честный с самим собой.

 

Честность и прямота Иньиго сразу подкупают, вызывая симпатию и уважение к его целостной личности. Эта прямота звучит сразу довольно-таки остро, хотя и между строк, в самом главном вопросе к Богу, который мог бы быть сформулирован примерно так: «Как Ты хочешь, чтобы я послужил Тебе, Господи?»

 

Послушание этого человека Богу сразу выделяет этого таинственного паломника: да, он верен Богу, у него горячее сердце, он сразу захватывает нас своим энергичным, решительным нравом, заставляя следить за динамично меняющимся сюжетом, за каждым поворотом своей сложной судьбы. Мы еще многого не знаем: не знаем какие видения он будет переживать в Манресе, как отправится в Иерусалим, как будет заключен в Саламанке, но мы уже чувствуем, что раз отправившись в путь, паломник не сойдет с него, он не повернет обратно, не вернется к прошлой жизни. Что было – то прошло. Иньиго сделал свой выбор. Раз и навсегда он решил служить Богу и оставаться верным Ему. Когда именно? Вместе со словами в конце первой главы: «Вместо этого, несколько набравшись сил, он решил, что пришла пора отправляться в путь…». Вот и всё, эти слова практически завершают первую главу, и мы понимаем, что «пришла пора» в жизни Иньиго-Лопес де Рекальде-и-Лойола. И чем дальше паломник бы ни уходил, он ни разу(!) не только не повернет назад, но даже назад и не посмотрит, как бы ни был близок к отчаянию. Ни единого раза не обратится святой к прошлому образу себя, собирая каждый раз себя заново, иногда и по частям.

 

Когда знакомишься с «Автобиографией» Игнатия Лойолы, действительно часто забываешь, что имеешь дело с человеком, жившим в 16 веке. Конечно, верность историческим деталям держит нас в курсе, но что до самой личности, до глубин ее самоанализа, до внутренней жизни она вполне отвечает нашим собственным, современным исканиям.

 

И все-таки в паломнике тонко ощущается не просто неординарная личность, превышающая понятия своего времени, но и черта намечающейся святости. Как чужды оказались бы ему современные психологические модели по самодисциплине, самоконтролю, самореализации….В самой терминологии уже заключается разгадка этого несовпадения взглядов. У святого Игнатия нет ничего «само», идущего от самого себя, во всем с самого начала он полагается на Бога, поэтому он не просто доходит, но и не теряет по пути самого себя.

 

Это легко доказать хотя бы на одном конкретном примере, который также не напрямую открывает и другую его черту. В параграфе 18 2-ой главы мы узнаем: «в канун праздника Богородицы в марте двадцать второго года, ночью, он так скрытно, как только было возможно, отправился к одному нищему и, сняв с себя всю свою одежду, отдал её нищему, облачившись в желанное ему платье».

 

И далее в продолжении повествования: «Но когда он был уже в одной лиге от Монтсеррата, его догнал какой-то человек, спешивший ему вослед, и спросил его, отдал ли он одежду нищему, как говорил этот нищий. Когда (паломник) ответил «да», слезы брызнули у него из глаз из-за сострадания к нищему, которому он отдал свои одежды: из-за сострадания, поскольку он понял, что нищего обижали, думая, что эту одежду он украл».

 

И уже в самом конце «Автобиографии» в самой последней 11 главе в параграфе 100 мы под конец встречаем такие слова: «В частности, он сказал мне об определении, ради которых он ежедневно служил Мессу в течение сорока дней, и каждый день с обильными слезами…»

 

И в самом начале рассказа паломника и в самом его конце мы встречаем одного и того же человека: сострадательного, отзывчивого, чуткого, не стесняющегося проявления своих глубоко искренних чувств. Порой он кажется нам даже чувствительным. Да, это действительно так, его сердце трогают не только откровения и присутствие Бога в Евхаристии, но и просто несправедливое обращение с человеком, с самым простым, с нищим. И в тоже время этот чувствительный человек – мужественный воин, который прошел, в том числе, и через такое, о чем говорится, например, во 2-ом и в 4-ом параграфах первой главы: «И снова устроили эту резню (carneceria), в которой он – равно как и во всех прочих, каковые ему довелось претерпеть и ранее, и впоследствии – не вымолвил ни слова и ничем не выказал своих страданий, разве что крепко сжимал кулаки. (…) Но всё же он решился на это мученичество по собственному своему почину, хотя его старший брат испугался и говорил, что не отважился бы на такие страдания, каковые раненый перенес с обычным своим терпением.»

 

Еще одно немаловажное качество характера открывается нам в «Автобиографии» святого Игнатия: он уважительный. Он никогда не пренебрегает людьми, ни последними, (будь то нищий, как указано выше), ни родственниками: « и вечером паломник решил уступить в этом: проехать до границы Провинции на лошади вместе со своим братом и своими родственниками. Но, выехав за пределы Провинции, он спешился, не взяв с собой ничего, и пошел по направлению к Памплоне…» То есть, Иньиго всегда важно, что чувствуют люди рядом с ним, такой непримиримый и принципиальный в вопросах верности и служения Богу человек вдруг оказывается податлив, как воск, когда речь заходит о том, как реагируют люди рядом, что их задевает, что для них важно… И это уже после того, как его собственный брат ходил к нему на проповеди: «…многие постоянно приходили послушать его – etiam ( сам) его брат». Но он не учит брата: как ему относится к себе, что ему должно испытывать, а что не должно, как следует реагировать, святой Игнатий проповедует Бога, а не себя, и готов уступить при случае, проявляя кротость. Надо полагать, именно это уважительное отношение к людям и послужило основой для тех доверительных, искренних отношений, которые часто устанавливались у него с самыми разными встреченными им людьми. Их всех объединяло желание следовать за паломником, им всем хотелось позаботиться о нём, в самых разных местах мы находим этому подтверждения: «Когда пришла зима, он захворал очень тяжелой болезнью. Чтобы вылечить его, город поместил его в дом отца некоего Феррера…(…) Там его лечили с великим тщанием; и в силу того благоговения, которое уже (тогда) испытывали перед ним многие самые знатные сеньоры, к нему приходили, чтобы дежурить возле него по ночам. (…) Вот по этим причинам, а также потому, что зима была очень холодной, его заставили одеться, обуться и покрыть голову. (…)И вот однажды его весьма настойчиво убеждали взять себе в спутники (одного человека), поскольку (паломник) не знал ни итальянского языка, ни латинского… (…) Однажды ему встретился некий богатый испанец, спросивший его, что он делает и куда хочет отправиться. Узнав о его намерении, он взял его к себе домой обедать, а затем оставил у себя на несколько дней, покуда не было всё готово к отправлению. (…) и этот порядочный человек, и вся его семья настолько к нему привязались, что хотели задержать его у себя и принуждали остаться там.»

 

Да, люди, которые его окружают – тянуться к нему, их желание крепнет, они уже настойчиво просят следовать за ним, но всякий раз паломник проявляет неколебимую твердость: «И вот в начале двадцать третьего года он отправился в Барселону, чтобы сесть там на корабль. И, хотя кое-кто набивался ему в спутники, он хотел идти только один, поскольку для него всё дело было в том, чтобы иметь своей опорой одного лишь Бога. (…) Но (паломник) сказал, что, будь это даже сын или брат герцога Кардона, он всё равно не пойдет вместе с ним, поскольку он желал обладать тремя добродетелями: любовью, верой и надеждой.»

 

Твердость, упорство и мужество – вот столпы веры Иньиго, эти качества мы видим у него с самого начала, именно на них он и строит свой путь к Богу. Поэтому его невозможно поколебать, сбить с пути, снова и снова мы встречаем такие слова: «Но в душе его была такая твердая уверенность, что усомниться он не мог и думал лишь о том, как бы отыскать способ добраться до Иерусалима. (…) В душе у него была твёрдая уверенность в том, что Бог даст ему возможность добраться до Иерусалима, и эта уверенность настолько укрепляла его, что никакие доводы, никакие запугивания не могли его поколебать.»

 

Откуда у него такая уверенность? Где он черпает источник своей внутренней силы? В молитве, безусловно. Уже с Манресы, (если еще не раньше), он приучат себя к разговору с Богом, разрешает себе задавать вопросы и получает на них ответы, а часто и утешения: «На ходу паломнику было нечто вроде того явления, с каких ему представлялся Христос, хотя это и не было таким же видением, как другие».

 

Важно провести чёткую границу между неколебимой уверенностью Иньиго, его верой и страстно навязываемым ему его оппонентами фанатизмом. Святой Игнатий никогда не ставит перед собой немыслимых сверхзадач, не живёт в мире грёз или сверх идей, не уходит в фантазии с головой, напротив, он твердо держится реальности, исходит из того, что имеет. Только в самом начале в период болезни мысли медленно поправляющегося больного напоминают нам полувидения, полуфантазии с размытыми очертаниями, больше похожие на мечты. Но уже тогда мы слышим твердый голос рассудка, его зарождающийся метод, неколебимо отсекающий угодные Богу замыслы от неугодных: «таковы были его первые размышления о вещах Божественных. Впоследствии, когда он составлял Упражнения, отсюда стал он черпать осознание того, что касается различия духов».

 

Все задачи, которые ставит перед собой паломник, трудновыполнимы, но при этом реальны, (поехать в Иерусалим, потом выучиться). И всегда, даже еще не оправившись от болезни, его интересует практическая сторона дела. О чем бы ни помышлял паломник, он думает сразу, как ему это осуществить: «И так он размышлял о многих предметах, казавшихся ему достойными, всегда ставя пред собой задачи многотрудные и нелегкие; и, когда он ставил себе эти задачи, ему казалось, что он находит в себе способность справиться с ними на деле».

 

Еще одним весомым доказательством здоровой практичности и житейской мудрости вырабатываемого паломником метода, как и своего собственного характера, является его неравнодушное отношение к людям. Иньиго все время живёт настоящим, не придаётся воспоминаниям или грядущим свершениям, у него всегда есть конкретная задача, намечен план, но он смотрит по сторонам, не проходит мимо людей, не безучастен к их судьбам. Не раз святой Игнатий вмешивается в происходящее, потому что чувство справедливости и сострадания к ближнему не позволяют ему пройти мимо. Так он заступается за женщин, потому что не намерен терпеть злодеяния: «Но, когда настала полночь, он услышал, как там, наверху, громко кричат. Поднявшись, чтобы посмотреть, в чём дело, он обнаружил мать с дочерью внизу, во дворе; они были все в слезах и жаловались на то, что их пытались изнасиловать. Тут его охватил такой сильный порыв (негодования), что он стал кричать, говоря: «И это прикажете терпеть?» – и тому подобные жалобы. Всё это он говорил с таким напором, что все в доме перепугались, и никто не причинил ему никакого вреда. Парень уже убежал, и троица отправилась в путь прямо ночью».

 

Остается верен себе и щепетилен в вопросах нравственности и человеческого достоинства паломник и на пути к своей столь страстно желанной мечте: на пути в Иерусалим. Он идет на конфликт, не желая мириться с бесчинствами, творящимися на корабле, фактически рискуя не только целью своего предприятия, о которой непрерывно размышляет со времени болезни, но и собственной жизнью.

 

Так святой Игнатий дает ответ намеренному стремлению упростить свой облик, лишив его человечности, оставив лишь стальной каркас несгибаемой воли. Нет, он глубоко человечен, и милосердие не оставляет ему выбора, кроме как рискнуть всем для себя, но не поступиться Евангельскими ценностями: «На этом корабле в открытую творились гнусности и безобразия, которые он сурово пресекал. Испанцы, плывшие там же, предупреждали его, чтобы он этого не делал, поскольку команда корабля сговаривалась высадить его на каком-нибудь острове».

 

Мы уже узнаем эту неколебимую твердость и неизмененное мужество Иньиго, когда он беседует с ведущим процесс викарием Фигероа, и все равно замираем от страха и восхищения, когда слышим его слова: « «… Мы хотим знать, учинили ли мы какую-нибудь ересь?» – «Нет», говорит Фигероа, «ведь если вы её учините, вас сожгут». – «Вас тоже сожгут», говорит паломник, « если Вы учините ересь».

 

И это человек своего времени, прекрасно осознающий всю опасность происходящего и отлично осведомленный о пытках и о всём прочем, применяемом инквизицией. Но, несмотря на все эти знания, мужество не изменит ему и в Саламанке при словах: «а я говорю Вам, что не сыщутся в Саламанке такие кандалы и такие цепи, которых я не желал бы ради любви к Богу».

 

Вот так любит Бога святой Игнатий! И снова он не предъявляет к людям рядом, даже к своим товарищам, таких же «идеальных» требований: такой же выносливости и стойкости, которые неизменно проявляет сам при выпадающих на его долю испытаниях: «Калисто провёл в тюрьме несколько дней; но паломник, видя, что это вредит его телесному здоровью, поскольку он не до конца выздоровел с помощью одного доктора, своего большого друга, устроил так, что его освободили оттуда».

 

Во всем рассказе «Автобиографии» не только восхищает отвага Иньиго, его вера, его человечность, но и его рассудительность. При всей эмоциональности своей натуры святой Игнатий, прежде всего, умственный, разумный и рассудительный человек. С достоинством проходя испытания, он не испытывает чувства личной вражды, не мстителен, напротив, паломник всегда готов прислушаться к мудрому совету, от кого бы он ни исходил. Так, найдя совет учиться справедливым и угодным Богу, и, приняв замечания без обиняков, он тут же озадачивается новой мыслью: как воплотить эту идею в жизнь.

 

Нигде и ни разу паломник не теряет ясности рассудка, никогда не идёт против чести, совести или закона, не противопоставляет себя ни самой Церкви, ни в лице ее служителей. Иньиго терпит обиды, расстраивается по-человечески, даёт себя увести, как в Иерусалиме, но неизменно ищет свой путь. С каждым новым испытанием он становится всё мудрее, выдержаннее, вырабатывая в себе принцип во всём держаться Бога и Церкви, законного, подчас почти юридического пути. Отсюда и его щепетильность, и даже настойчивость, которые мы видим уже в последней 11 главе: «паломник не соглашается с этим (с молчанием), говоря, что он хочет окончательного судебного решения».

 

Даже, когда Иньиго страстно желает чего-то, как остаться служить Богу и людям в Иерусалиме, но, сталкиваясь с непреодолимыми обстоятельствами, безропотно подчиняется воли Бога. Он не ищет ни вражды, ни скандала, ни какого-либо другого незаконного способа достижения цели. Не при каких обстоятельствах святой Игнатий не намерен вредить своей душе. И Господь награждает его за терпение и веру, паломнику же достаточно этого осознания, чтобы не опускать руки при трудностях и неудачах и двигаться вперед, не отчаиваясь: «… при этом он думал, что Бог, пожалуй, им поможет. И Бог внушал ему великую уверенность в том, что он достойно вынесет все оскорбления и обиды, которые ему причинят».

 

Однако, чтобы найти свой путь в жизни, мало жертвы, и даже мужества и выдержки оказывается подчас недостаточно. Навряд ли, Иньиго смог бы исполнить волю Господа о себе, если бы не вверил себя Богу, повесив шпагу и кинжал в церкви перед престолом Богоматери в Монтсеррате, если бы не был так беспощадно честен прежде всего с самим собой…

 

Это принципиальная, внутренняя честность – своеобразный щит паломника, она уберегает его от фатальных, непоправимых ошибок. Вся «Автобиография» святого основывается на этой документальной честности. Раз решившись с нами поделиться, он откровенно рассказывает обо всём, ничего не скрывая и не утаивая, не приукрашивая и не приуменьшая. Возможно, именно эта честность, то острая до прямоты, то трогательная до улыбки, и создает весь стиль книги, делая его таким живым. Это уже не сухое перечисление фактов, при всей своей документальности, рассказ глубоко личный. Паломник во многом напоминает нам самих себя, на всем пути мы часто разделяем его эмоции: чувствуем его невысказанную печаль, когда его бросают и не ждут те, кто идёт быстрее: «он отправился вместе с ними, но пройти такой путь не смог, поскольку шли они очень быстро. Его оставили на просторном поле, (уже) почти ночью. Когда он был там, ему явился Христос – так, как Он обычно ему являлся, о чем мы говорили выше – и весьма его утешил».

 

Не всегда Иньиго ясно, как нужно поступить, не стесняется он признаться, что часто ищет совета от духовника: «Эти сомнения были настолько сильны, что причиняли ему немало мучений. Наконец, не зная, что делать, поскольку находились основательные резоны и «за», и «против», он решил довериться своему духовнику, которому объяснил, как сильно желал он следовать по пути совершенства и того, что служило бы к вящей славе Божией…».

 

Не идеализирует себя паломник и когда речь идёт о перенесении испытаний, честно признаваясь в своих страхах: «ведь он побаивался пыток, которым могли его подвергнуть».

 

Он делится с нами и своими мыслями стать монахом уже действующего ордена, и тут снова не может не восхищать его подход: рассудительный, лишенный легкомыслия, глубоко искренний:

 

«И, когда ему на ум приходили мысли вступить в орден, тут же им овладевало желание вступить в какой-нибудь испорченный и мало реформированный, поскольку вступить в орден ему нужно было для того, чтобы побольше в нём претерпеть».

 

Но готовый принести в жертву своё тщеславие, Иньиго не может поступиться своим даром, своим служением, теми способностями, которыми Господь наградил его для помощи ближним. Ведь на протяжении всего пути он неизменно хочет одного и того же: посредством Духовных Упражнений помогать людям, давать им духовный совет: «… он занимался преподанием духовных упражнений и разъяснением христианского вероучения, принеся тем самым (добрый) плод во славу Божию. Многие люди дошли до глубокого знания духовных вещей и обрели вкус к ним».

 

Люди, беседующие с ним начинают «доходить до глубокого знания духовных вещей», «обретают вкус к ним»…Что это? Это уже не просто начало новой главы в жизни Иньиго, а зарождение нового периода в духовной жизни общества, зарождение нового поколения людей: не монахов, но мирян, людей, живущих обыкновенной светской жизнью согласно своему сословию и положению, но испытывающих глубокий духовный кризис, пустоту, вызванную невозможностью дальнейшего следования одним лишь путем традиционной религиозности к Живому Христу… Иньиго знает, что они чувствуют, он и сам всё это испытал. Он не сбежал и не спрятался от Церкви и общества, вместо этого паломник отправился в путь, пересаживался с корабля на корабль, переживал бури, давал «духовные советы» тем, кому они были нужны, как бы вылавливая из мирской суеты тех, кого, как и его в свое время, «штормило» от «неразрешимых» проблем и вопросов. Иньиго начинает новый этап в духовной жизни уже сложившегося традиционного Католического общества, полного глубокой религиозности, но испытывающего духовный голод, приходит подлинное осознание, что сложившаяся Христианская традиция не тупиковая ветвь развития общества, а вечно обновляющийся ресурс, начинающийся «эпохой возрождения» душ, обратившихся к Живой Жизни Христа…

 

И всё же, несмотря на всю свою серьезность, Иньиго – живой человек, он способен посмотреть на себя со стороны, и даже позволяет нам невольно улыбнуться, не утаив даже, например, такое небольшое и немного забавное происшествие: «Затем, желая войти в Болонью, он должен был пройти по деревянному мостику и свалился с этого моста. И вот, поднявшись (из воды), весь в тине и насквозь мокрый, он рассмешил всех, кто при этом присутствовал».

 

Хотя бы только этим маленьким, но откровенно поведанным им случаем паломник достаточно просто развенчивает образ своей неуязвимости, оставляя его любителям мифов, а перед нами постепенно, по мере всего «Рассказа паломника о своей жизни» предстаёт терпеливый, снисходительный, владеющий собой и своими эмоциями необыкновенный человек, живущий в постоянном контакте и соприкосновении с Богом. Нет, это не сверхчеловек, но да это святой.

 

Как ему это удалось? Прежде всего, потому, что с самого начала Иньиго неуклонно держится выработанного им еще в третий главе принципа: «что он говорил – то и чувствовал в сердце».

 

И, наконец, святой Игнатий мужественно и честно принимает себя таким, какой он есть, со всеми своими человеческими слабостями и несовершенствами, как и ситуации, в которых он находится, но стоит ли удивляться, что «маленький кораблик перенёс много испытаний, но в конце концов пристал к берегу»?

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

 

С мая 2021 года до конца июля 2022 года Общество Иисуса отмечает «Игнатианский год» в память о святом Игнатии Лойоле, основателя Иезуитов. Приуроченное к этому событию, этот анимационный фильм от нидерландских иезуитов повествует о пути обращения Игнатия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...