Перейти к содержанию

Святой король Людовик Французский


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

44565720.jpg

 

Святой Людовик IX, король Франции, покровитель францисканцев-мирян, небесный покровитель Франции.

(25.04.1214, Франция — 25.08.1270, Тунис. Правил с 1226 по 1270 год. )

 

В истории бывают люди, которые собой, своей жизнью и деятельностью, определяют лик целой эпохи. К таким людям относится, несомненно, и король Людовик IX, без которого трудно себе представить не только французский, но и вообще западноевропейский XIII век.

 

Св. Людовик IX из династии Капетингов, сын Людовика VIII и Бланки Кастильской, родился в Пуасси, находящемся в 25 километрах от Парижа. Став королем, он часто называл себя «Людовиком из Пуасси» (а не «Людовик Французский», как было принято у монархов) ибо считал, что Таинство Крещения, которое он принял в этом месте неизмеримо важнее его королевского титула. Именно в Пуасси мать Людовика, св. Бланка Кастильская, произнесла слова, которые ее сын очень часто вспоминал в своей жизни: «Я бы предпочла увидеть своего сына мертвым, нежели в состоянии смертного греха». После смерти в 1226 г. отца, короля Людовика VIII, в возрасте 12 лет, Людовик стал королем и царствовал 44 года.

 

Его правление выпало на 13 век, который называют «веком святого Людовика» или «апогеем Средневековья». Он провел реформы в сфере судебной власти, законодательства, государственных финансов. Благодаря его нравственному авторитету укрепился и авторитет королевской власти.

Он не был груб, резок или жесток; он всегда вел себя сообразно своему королевскому сану; он с мягкой настойчивостью добивался повиновения, а когда был уверен в своей правоте, то становился непреклонным и упорным. Впоследствии именно эти качества характеризовали его как правителя. Он всегда советовался с другими, но никому не позволял давить на себя, будь то иерарх Церкви или знатный барон.

 

Венчание Людовика Святого и Маргариты Прованской состоялось 27 мая 1234 г. Из 11 детей Людовика и Маргариты семь пережило отца, в том числе трое сыновей. Людовик Святой отошел ко Господу во время крестового похода, в который отправился с тремя сыновьями и зятем, в Тунисе 25 августа 1270 г. 2 августа 1297 г. в Орвето Папа БонифацийVIII объявил свое решении о канонизации Людовика IX.

 

К имени св. Людовика IX очень часто добавляют титул короля Франции, чтобы отличить его от другого св. Людовика, епископа и францисканца (1274-1297), который был сыном Карла II, короля Неаполя (племянника св. Людовика IX) и Марии, дочери Стефана (брата св. Кинги). Таким образом породнились династии венгерских Арпадов (из нее происходит св. Елизавета Венгерская) и анжуйская ветвь французской династии Капетингов. Так, св. Людовик, епископ Тулузский, францисканский терциарий, был внучатым племянником Людовику IX, королю Франции, также францисканскому терциарию.

 

Внутренним содержанием духовной жизни святого Людовика были, прежде всего, различные благочестивые практики: богослужения, исповедь, Причастие, почитание реликвий, послушание Церкви, покаянные практики, дела милосердия, аскеза, а также непоколебимая вера, суть которой – любовь к Богу. В отличие от духовенства, которому в те времена принадлежала как бы монополия на святость, благочестие святого Людовика было благочестием мирянина и короля, который сознательно формировал свою внутреннюю жизнь, стремясь к святости через ревностное выполнение своего долга правителя.

 

Он пользовался опытом одиночества монахов-цистерцианцев и общения с братьями нищенствующих Орденов (доминиканцами и францисканцами) — монахи были его духовными наставниками — но шел своим собственным путем к святости. Святой Людовик пригласил в Париж величайшего проповедника своего времени – францисканца св. Бонавентуру, учившего в Сорбонне (этот богословский коллеж, основанный св. Людовиком и его духовником Робером де Сорбоном, стал центром, вокруг которого сложился Парижский университет). Из 113 проповедей, произнесенных св.Бонавентурой в Париже, на 19 присутствовал король. Частым гостем святого Людовика был св. Фома Аквинский.

 

Тесно сотрудничал с королем францисканец Одо Риго, профессор теологии в Париже. Из-за множества монашествующих в окружении короля, Людовика иногда называли «монахом на троне». Быть может, поэтому король сказал одному рыцарю: «Не обращайте внимания на то, что говорят глупцы. Я вам расскажу, что происходит, когда я нахожусь один в своих покоях. Я слышу, как меня называют «брат Людовик», как оскорбляют меня, когда думают, что я не могу их услышать. Спрашиваю сам себя, не должен ли я повелеть наказать этих людей. Однако затем я осознаю, что мне приносит пользу, если я переношу это ради любви Божьей. Я искренне говорю, что не жалею об этом».

 

С великим почтением относился св. Людовик к реликвиям Страстей Спасителя, для хранения которых он построил прекрасную часовню Сен-Шапель. Когда кто-то упрекнул короля в том, что тот потратил на это слишком много денег и времени, ответ был таким: «Хотели бы мои неразумные критики, чтобы деньги, отданные на угодные Богу дела, я растратил на игру, охоту, пиры или недостойные поступки? Или вам больше было пользы от моих легкомысленных развлечений, нежели от молитвы и покаяния?»

 

Сарацинам, которые держали его в плену во время первого из его крестовых походов, Людовик ответил; «Можете убить мое тело, но мою душу вы не получите», ибо для него «не было ничего горше, чем отречься от веры в Иисуса Христа».

 

Святой Людовик не был ни интеллектуалом, ни богословом, но всегда стремился углубить свои знания истин веры. Он читал Библию, беседовал о вере со своими приближенными, задавал вопросы высокообразованным духовным лицам, с которыми ему приходилось встречаться. Набожность короля основывалась на любви к Богу, на осознании греха и его последствий, желании творить дела покаяния. Людовик ощущал почти физическое отвращение к смертному греху, тем более сильное от того, что привила его мать. «Ни один прокаженный так не омерзителен, как тот, кто живет в смертном грехе. Душа, охваченная смертным грехом, подобна диаволу».

 

Благодаря привычке к тщательному испытанию совести в его душе развивались множество добродетелей: прежде всего, смирение, фундаментальная и францисканская добродетель, терпение, справедливость. Исповедь, Евхаристия, молитва – вот сердце благочестия св. Людовика.

 

В 1244 г. мусульмане вторично захватывают Иерусалим, и Людовик дает обет стать крестоносцем. Он участвовал в двух крестовых походах, причем во время первого из них побывал в плену.

 

В жизни многих святых были моменты, которые мы можем назвать переломными, моментами полного обращения. Такое обращение пережил,например,Джованни Бернардоне, который после того, как поцеловал прокаженного, стал святым Франциском Ассизским.

Художник Адам Хмелёвски стал святым братом Альбертом после размышлений о страдающем Христе в облике Ecce Homo (так называлась одна из его картин).

 

Иудейка Эдита Штайн стала христианкой и кармелиткой св. Терезой Бенедиктой Креста после чтения автобиографии св. Терезы Великой.

Подобный момент обращения пережил в тюрьме Слуга Божий Франтишек Блахницки, приговоренный нацистскими оккупантами к смерти (он остался жив и основал движение Свет-Жизнь).

 

В жизни святого Людовика также был момент подобного обращения. Почти все биографы Людовика Святого считают, что до 1254 года мы имеем дело с королем благочестивым в той степени, в которой были благочестивы многие христианские короли. Но после этой даты – года возвращения из первого крестового похода в Святую Землю, где Людовик познал опыт страданий в плену у мусульман – перед нами предстает король кающийся и исполненный эсхатологических ожиданий, который готовится и стремится приготовить своих поданных к вечной жизни, привести свое королевство к религиозному и моральному совершенству и желает сам стать королем-Христом. Людовик Святой первым из французских королей приказал чеканить золотой экю с изображением креста и надписью: «Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat»

 

Жак Ле Гофф пишет, что в своих мыслях и деяниях Людовику Святому удалось без всякого внутреннего противоречия соединить политику и веру, реализм и нравственность, с такой необычайной гармоничностью, что его жизнь стала достоверным свидетельством и примером для многих поколений, как следует переходить от Евангелия к жизни, и от жизни к Евангелию. Верный последователь Ассизского Бедняка, Святой Людовик является покровителем стремления к европейскому единству на основе евангельских принципов.

 

Знаменитый живописец Джотто, связанный с анжуйской династией, около 1330 г. в часовне церкви Санта-Кроче во Флоренции написал образ святого Людовика, облаченного в хабит с веревкой францисканского терциария, вместе со святым Людовиком, епископом. В 1547 г. булла Папы Павла III официально объявила, что святой Людовик являлся францисканским терциарием, а капитул терциариев 1550 г. утверждает: «Людовик присоединился к св. Франциску, дабы тот направлял его путь с помощью Устава кающихся».

 

В иконографии Людовик изображается в королевской мантии с вышитыми лилиями(символом Франции и королевской власти), в короне, с крестом в руке. Иногда – с терновым венцом и миниатюрной копией часовни Сен-Шапель.

 

Духовные завещания Людовика своим детям

 

Из «Поучений», которые Людовик оставил Своему сыну Филиппу, и которые навсегда останутся замечательным памятником святости и мудрости:

 

«Дорогой сын, первым делом я тебя наставляю любить Бога всем сердцем и изо всех сил; ибо без этого нельзя спастись; берегись делать что-либо неугодное Богу и впадать в смертный грех, скорее снеси любые мучения, чем добровольно соверши грех.

 

Если Господь позволил тебе пройти через какое-то испытание, переноси его с готовностью и благодарностью, считая, что это произошло для твоего блага, и что, может быть, ты заслужил его. Если Господь дарует тебе какую-то собственность, благодари Его смиренно и смотри, чтобы тебе от того не вышло худого, тщеславием, гордостью или ещё чем, потому что ты не должен противиться Богу или согрешать против Него благодаря Его дарам.

 

Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине.

 

Будь предан и послушен нашей матери Церкви Римской и Главному понтифику как своему духовному отцу.

В заключение, мой возлюбленный сын, я даю тебе всё своё благословение, какое только способен дать любящий отец своим сыновьям. Да хранит тебя Пресвятая Троица и все святые от всякого зла. И да дарует тебе Господь милость исполнять Его волю, так чтобы ты всегда служил Ему и прославлял Его, и чтобы в другой жизни мы вместе смогли узреть Его, люби Его и славословь Его беспрестанно. Аминь».

 

Из духовного завещания «Дорогой и любимой Изабелле, королеве Наваррской, с приветом и любовью отец»:

 

«Дорогая дочь, я наказываю вам возлюбить Господа всем своим сердцем и изо всех своих сил; ибо без этого ничто не имеет ценности; никого другого не должно любить столь сильно и с выгодой для себя. Ведь это Отец послал своего Сына на землю и предал Его смерти, чтобы освободить нас от мук ада.

Дорогая дочь, возлюбите Господа, и это пойдет вам на пользу. Человек сбивается с пути [истинного], ежели любовь свою вкладывает во что-то иное.

Дорогая дочь, возжелайте быть угодной Господу как можно больше; изо всех сил старайтесь избежать вещей, которые, как вы полагаете, могут Ему быть неугодны; особо вы должны постараться не творить смертного греха ни в чем, что бы ни случилось, и скорее позволить себе отрезать или вырвать члены и лишиться жизни под страшной пыткой, чем по своей воле совершить смертный грех. Дорогая дочь, приучитесь часто исповедоваться и избирайте всегда исповедников, ведущих святую жизнь и достаточно образованных, вследствие чего вы будете образованы и наставлены вещам, которых вы должны избегать, и вещам, коим вы должны следовать; и ведите себя так, чтобы ваш исповедник и ваши другие друзья осмелились вас поучать и поправлять.

Дорогая дочь, смиренно покоряйтесь своему мужу и вашим отцу и матери, согласно Божьим заповедям. Делайте это охотно из любви, которую вы к ним питаете, и еще более из любви к Господу, наказавшего каждому совершать то, что ему приличествует. Кроме Бога, вы не должны подчиняться никому.

Дорогая дочь, лелейте в себе желание, которое никогда не должно вас покидать, — желание угодить как можно больше Господу, и если кто-то никогда не возблагодарит вас за сделанное или ответит злом, воздержитесь, тем не менее, сделать что-то неугодное Господу, а совершайте богоугодные дела, из любви к Творцу».

 

Мир и Добро

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

300504538_5494285540637546_3677363493918721690_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=cwbWl578kCUAX9RjSq5&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT-ApDpWg9D1xUumeYn0RSYdedksNaAaIbRlHKGB0LxUpA&oe=630AF470

 

Семья св. Людовика Французского: дед святого короля

 

Людовик IX наследовал французский престол, когда ему было всего пятнадцать лет. Он получил сильное государство, основы устройства которого были заложены еще его дедом, Филиппом Августом. Интересно, что Людовик стал первым французским королем, лично знавшим своего деда. И он сохранит воспоминания о нем на всю жизнь. Именно на него Людовик будет ссылаться в своих «Поучениях» сыну.

 

Кстати, Филипп стал первым королем, после смерти которого была сделана попытка причисления его к лику святых. Почему же это не получилось? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: потому что в глазах Церкви Филипп был двоеженцем. На самом деле, причин было несколько!

Филипп родился в ночь с 21 на 22 августа 1165 года. Его отцу, королю Людовику VII, было сорок пять лет. Его считали уже стариком, не способным к деторождению, поэтому появление на свет наследника было воспринято как чудо.

 

300502768_5494285943970839_147703870216529434_n.jpg?_nc_cat=101&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=2KeaRsDNu2AAX-jHqqV&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT816w4QYlaAOUgYWZUB17McxdWq9eNGaZzq5IqjGCYeLw&oe=630B42D6

 

Король Людовик VII. Изображение: www.familysearch.org

 

Сам Людовик был вторым королевским сыном. Его готовили к духовной карьере, поэтому с малых лет он жил в монастыре. Внезапная смерть старшего брата, упавшего с лошади, привела к тому, что юношу спешно забрали из монастыря и сделали соправителем Франции. Людовик на всю жизнь сохранил глубокую религиозность, привитую ему в детстве, и внимательно следил за тем, чтобы его детей также воспитывали в вере и почтении Церкви. Первая жена Людовика, уже после развода, сказала, что все эти годы была замужем за монахом.

 

Первой женой Людовика была одна их самых красивых женщин того времени, Алиенора Аквитанская. Они прожили вместе четырнадцать лет. В хрониках отмечается, что король любил свою жену сверх всякой меры и даже в Крестовый поход отправился вместе с ней. Трудно сказать, почему на самом деле Алиенора отправилась в Святую Землю. Может быть, ей просто хотелось уехать их Парижа, где она чувствовала себя чужестранкой и где так и не нажила особых сторонников и друзей.

 

У королевской четы было двое детей, две девочки, что ставило под угрозу сохранение престола за родом Капетингов, к которому принадлежал Людовик. Трудно сказать, это ли послужило причиной развода или Алиенора нашла для себя более подходящую партию, сулившую ей семейное счастье при сохранении статуса. Как бы там ни было, французская королевская чета развелась буквально через год после рождения второй дочери. Официальной причиной развода стало слишком близкое родство супругов. Они были троюродными братом и сестрой. Алиенора оставила детей Людовику, а сама в скором времени вышла замуж за Генриха Анжуйского, вассала французского короля. Прошло всего два года и вассал сам стал королем. Он взошел на английский престол, став Генрихом II Плантогенетом. В этом браке Алиенора родила пять сыновей, среди которых был и

знаменитый Ричард Львиное Сердце.

 

297480209_5494288093970624_7944910084096854078_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=KS-nMnEsIwQAX_sbM1E&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT9jruEpo1JsFIdIbCHiNvjwauY4g53nkBR1o7EllWywWg&oe=630C780F

 

Король Ричард Львиное Сердце. Изображение: www.thoughtco.com

 

Второй женой Людовика стала испанская инфанта Констанция Кастильская. Она была двоюродной сестрой французского короля и тоже принадлежала к роду Капетингов. Впрочем, Папа Анастасий IV дал разрешение на этот брак, который продлился всего шесть лет. Констанция родила Людовику еще двух дочерей. Французская королева умерла, рожая вторую дочь, Алису, которая в последствии будет помолвлена с Ричардом Львиное Сердце, но так и не станет его женой.

 

Не прошло и полугода со смерти Констанции, как король женится в третий раз. Его избранницей стала Адель Шампанская, которая тоже родила Людовику двух детей. Первым ее ребенком стал долгожданный наследник французского престола, Филипп, при рождении получивший прозвище Богоданный.

 

Хроники повествуют о том, что во время беременности королевы Людовик увидел странный сон. Его наследник предстал перед ним уже взрослым мужчиной, обходящим во время пира своих вельмож с золотым кубком в руках и угощающим их … кровью. Для современного человека образ странный. Средневековый же бытописатель видел в этом сне глубокий «мистический» смысл. Молодой король, как пеликан, будет кормить своих поданных своею плотью, служить им, забывая о себе. Он уподобится Христу, желая для них лучшей доли.

 

Во многом Филипп оправдал этот сон. Он стал настоящим собирателем французских земель, превратив маленький домен в сильное королевство. О подвигах Филиппа написано много интересных книг. Мы же обратимся к малоизвестной стороне его биографии. Оказывается, Филипп творил чудеса и его посещали видения.

 

О чудесах, совершенных королем, повествуют «Деяния Филиппа Августа, короля франков», написанные монахом Ригором для аббатства Сен-Дени. Три чуда произошли во время многочисленных военных походов Филиппа, в последствии получившего прозвища Завоеватель и Август. Король отсрочил время жатвы, вызвал чудесный дождь во время засухи и свои копьем нашел брод через реку Луару в том месте, где никогда не было возможности ее пересечь.

 

Второй биограф, Гийом Бретонский, бывший долгое время королевским капелланом, описывает видение, посетившее Филиппа во время Мессы. В момент, когда священник возносит хостию, король, единственный из всех присутствующих, увидел Младенца Христа во славе. Монарх, как отмечал Гийом, был удостоен этого видения в силу своих особых добродетелей.

 

Французский король, без сомнения, был человеком глубокой веры и почтения к Церкви, что не мешало ему проявлять своеволие в вопросах семейной жизни. Кстати, второе видение посетило Филиппа в Крестовом походе, в который он отправился по призыву Папы. Тогда его корабль, следующий из Генуи на Сицилию, попал в сильный шторм. Погруженный в молитву король увидел, как разверзлось небо, и Господь снизошел с небес, чтобы придать сил его спутникам.

 

Биографы короля отмечали, что он был чрезвычайно скромен в быту, не участвовал ни в охоте, ни в турнирах. Филипп активно занимался благотворительностью: раздавал одежду беднякам, создал своеобразный «фонд» для пожертвований в одном из своих дворцов. В 1195 году он лично участвовал в ликвидации последствий голода и наводнений в Париже. Тогда устраивались многочисленный покаянные процессии, а также раздача хлеба и другая помощь пострадавшим.

 

Он старался изменить административное устройство тех земель, которые становились подвластны ему в ходе политических или военных завоеваний. Дал большую свободу городам, назначил судей и изменил порядок выплат. Все это привело к расцвету французского королевства.

Как всякий христианский монарх того времени, французский король принял участие в Крестовом походе. Повинуясь призыву Папы, он постарался забыть о своих распрях с Ричардом Львиное Сердце, у которого Филипп пытался отнять континентальные земли и присоединить их к своему королевству. Так Филипп и Ричард оказались в одном Крестовом походе. Они отправились спасать Иерусалим. А вот дальше французский монарх, в свойственной ему манере, заботился не сколько о продвижении дела, сколько о своем благосостоянии и нуждах своего королевства. Впрочем, с точки зрения его биографов, такое поведение было скорее плюсом короля, чем его минусом.

 

300381468_5494288570637243_2721574582995101044_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=PEC_HelzY38AX8JE_YB&tn=UV802hIn9hEe91F_&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT91B7W1JZtvRSpPG1IYtjkRQuYx4gm9KAdT9IiIGAl7zw&oe=630C4083

 

Капитуляция Акры Ричарду I и Филиппу Августу (миниатюра XIV века). Изображение: guide-israel.ru

 

Второй поход за веру Филипп предпринял уже в конце жизни, когда Папа Иннокентий III призвал к борьбе с альбигойской ересью. Нельзя сказать, что король был рад этому предприятию, но и отказать Папе он не мог.

 

И, наконец, Филипп был заботливым дедом, много времени и внимания уделявшим своим внукам, стремящимся передать им всю мудрость, накопившуюся за время его непростого правления.

 

В принципе, после смерти Филиппа Августа у его сторонников на руках был «готовый» святой. И сложилась даже значительная партия, желавшая добиваться от Папы его канонизации. В Рим прибыл некий итальянский рыцарь, который находился на смертном одре, когда его посетил св. Дионисий, предсказавший скорую гибель Филиппа Августа. Рыцарь был исцелен, а предсказание сбылось. Кроме того, сторонники причисления короля к лику святых говорили о комете, которая появилась незадолго до того, как французский монарх покинул этот мир.

Биография у Филиппа получалась практически идеальная, кроме нескольких «но», оказавшихся решающими.

 

1. Он был двоеженцем и навлек на свое королевство папский интердикт

 

Филипп впервые женился, когда ему было всего пятнадцать лет. Его избранница, Изабелла де Эно принесла ему в качестве приданного новые земли. С этого, собственно, и началось собирание французских земель Филиппом.

 

Когда Изабелла вступала в брак, ей было всего десять лет. Никакой романтики в этом союзе не было, только голый расчет. Граф Фландрский, дядя Изабеллы, имевший в то время сильное влияние на молодого короля Филиппа, решил таким образом упрочить свои позиции. А молодой, но очень прагматичный монарх получал сразу и земли, и дополнительную политическую опору. Изабелла происходила из рода Каролингов, предшествовавших на французском престоле Капетингам, к которым принадлежал сам Филипп.

 

Отношения у молодых людей, естественно, не складывались. Королю нужен был наследник, а королева была слишком молода. Изабелле едва стукнуло четырнадцать, когда Филипп решил развестись. Он собрал ассамблею прелатов, чтобы те высказались по этому поводу. Тем временем королева, одетая в самое простое платье, ходила, окруженная толпой нищих от одного парижского храма к другому, вымаливая у Бога пощады. Она могла надеяться только на чудо. Епископы говорили и о ее слишком близком родстве с королем, и о том, что у нее есть тайный любовник. И, наконец, самым главным аргументом стало то, что ее отец выступил на стороне мятежных баронов, стремившихся пошатнуть власть юного короля.

Мольбы королевы и заступничество простого народа возымели действие на Филиппа. Брак был сохранен. Со временем Изабелле удалось уговорить отца выйти из мятежной коалиции и присоединиться к сторонникам Филиппа.

 

Спустя три года Изабелла родила наследника престола, Людовика VIII. Король был счастлив и обещал жене свою вечную верность и любовь. Правда, семейному счастью не суждено было продлиться долго. Через три года молодая королева умерла, рожая сыновей-близнецов (оба ребенка родились мертвыми).

 

После смерти жены Филипп отправился в Крестовый поход в Святую Землю. Мысли его были более заняты политическими интригами, чем семейными проблемами. Все-таки в поход он шел с Ричардом Львиное Сердце, у которого непременно нужно было отнять континентальные земли.

Вернувшись из похода, французский монарх нашел себе весьма подходящую партию, Ингеборгу Датскую. Филипп предполагал, что ее брат, король Кнуд, выступит его союзником в борьбе с Англией. Принцесса привезла с собой богатое приданное, но в войне Дания участвовать отказалась.

 

300474619_5494288847303882_784187591801449464_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=HTFUf2aW6bgAX8tP6-7&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT-TmERQ6o5QBt6HItPU2l0PJUoRLEyYb_Z0pf7YmFmVzA&oe=630B14AF

 

Ингеборга Датская (гравюра). Фото: MARY EVANS/SIPA

 

Король радушно принял свою невесту, но по неизвестным причинам на следующий день после венчания Филипп отверг свою новую жену. В хрониках находим сообщения о том, что его буквально трясло при одном взгляде на Ингеборгу. Впрочем, это могло быть просто проявлением болезни, которую Филипп подхватил во время похода в Святую Землю. Как бы там ни было, король потребовал, чтобы датские послы увезли принцессу обратно на родину. Имущество Ингеборги, правда, он оставил себе.

 

Датская принцесса не готова была сдаться так быстро. Она не согласилась с решением Филиппа и отказалась покидать Париж. Совет епископов признал этот брак недействительным, сославшись на то, что у супругов якобы слишком близкое родство. Но оказавшаяся в полной изоляции, девушка, не знавшая ни французского, ни даже столь необходимой в те времена латыни, не растерялась и подала апелляцию Папе, требуя восстановить ее брак.

 

Папа Целестин III выступил на стороне покинутой Ингеборги. Что не помещало Филиппу заточить ее на двадцать лет в монастырь и через три года жениться вновь на Агнессе Меранской. Его не остановило то, что Агнесса была его четвероюродной сестрой. Этот брак продлился пять лет. Агнесса подарила Филиппу двух детей и умерла, рожая третьего.

 

Преемник Папы Целестина III, Папа Иннокентий III, также потребовал восстановить отношения с Ингеборгой и оставить Агнессу. Понимая, что просто угрозы на французского короля не действуют, он наложил на всю страну интердикт (временное запрещение всех церковных действий и треб). Филипп решил стоять на своем, но под действием «общественного мнения» вынужден был пойти на уступки. Он признал Ингеборгу своей женой и вернул ее во дворец, но и Агнессу оставил при себе. Трудно сказать, как бы разрешилась эта ситуация, если бы Агнесса не умерла.

 

Ингеборга пережила Филиппа, но никаких отношений с королевской семьей у нее так и не сложилось. Она никак не вмешивалась в политику. Единственную свою просьбу к королевской семье она высказала в своем завещании: похоронить ее, как и подобает французской королеве, в Сен-Дени. Но внук Филиппа Августа, св. Людовик IX, не счел нужным эту просьбу удовлетворить.

 

Вся эта история с двоеженством и интердиктом не могла не нанести урон идее причисления Филиппа к лику святых. На рубеже XII и XIII веков уже не достаточно было быть чудотворцем. Тем более, что чудесами хвастались и многочисленные еретические движения. Необходимо было являть собой образец нравственной жизни и глубокой религиозности, которые никак не сочетаются с отлучением от Церкви.

 

2. Филипп был подвержен вспышкам гнева, который не мог обуздать

 

В молодости король был в меру гневливым молодым человеком. Но вернувшись из Святой Земли, он стал страдать от приступов болезни, которая сделала его крайне раздражительным. О вспышках королевского гнева нередко говорится в хрониках. Даже в воспоминаниях Людовика IX, внука Филиппа, бережно записанных его биографами, мы встречаем упоминания о несправедливом гневе монарха.

 

Надо сказать, что Церковь знает множество святых, которые при жизни не могли совладать со своим бурным темпераментом. Но проблема Филиппа была еще и в том, что его воспринимали как помазанника Божьего. В этот исторический период как раз и происходит формирование образа французского короля как верного сына Церкви, во всем поддерживающего ее интересы и отличающегося высоко нравственным поведением. Кроме того, взрывной характер не позволил после смерти государя появиться соответствующему культу. Все слишком хорошо помнили вспышки его гнева, чтобы просить у него о заступничестве. Более того, в проповедях стали появляться «анекдоты» о том, как св. Дионисий выводит короля из чистилища.

 

3. Общество и церковь того времени были еще не готовы к появлению святых мирян

 

Этот пункт тоже нельзя сбрасывать со счетов. Ведь на протяжении многих веков святыми становились по большей части благочестивые монахи. Делом королей было участие в походах и охрана земель. В каждой земле был свой владетельный князь, получавший прозвище Благочестивый за религиозный пыл и помощь нуждающимся, но нигде не шло речи о причислении к лику святых. Во многом толчком к произошедшим в Церкви изменениям стало появление францисканского движения, охватившего не только и не столько духовенство, сколько мирян. Образ святости становится доступен для всего народа Божьего. И в первую очередь, для тех, кто избран Господом этот народ защищать.

 

4. Королевская семья не проявила особой заинтересованности в его беатификации и канонизации

 

В те времена политические мотивы играли не самую последнюю роль. Стоит обратить внимание, что инициаторами процесса Филиппа были его приверженцы. В то время как о святости Людовика IX сразу после его кончины заговорил его сын, Филипп III. Процесс продлился 27 лет и завершился канонизацией во многом благодаря влиянию внука Людовика, Филиппа IV. Что ни в коей мере не отменяет героических заслуг Людовика IX, признанных Церковью.

 

Филипп Завоеватель не был признан святым, но оказал сильное влияние на своего внука. То, что не получилось у него, сумел воплотить Людовик IX.

 

Анна Гольдина

 

РУСКАТОЛИК.РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

300396369_5494299710636129_7928833386796227503_n.jpg?_nc_cat=100&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=u_g2XmgVcGYAX9OEmK0&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT9jpm6GxTNNa12TlFEvmm2dUNP2gQfLp-3jW8XSymaIaw&oe=630B9FDE

 

Семья св. Людовика Французского: женщины святого короля

 

В жизни Людовика IX было только две женщины: мать и жена. Отношения между ними были натянутыми. А сам Людовик, без сомнения, предпочитал мать. Она для него была не только лучшим советчиком, но и олицетворением семейственности. Кроме того, именно ее подпись стояла на всех документах наравне с подписью короля. И именно ее он оставил во главе государства, отправляясь в Крестовый поход.

 

Мать Людовика, Бланка, приехала во Францию в возрасте двенадцати лет, чтобы стать женой наследника престола Людовика VIII. Она была дочерью Альфонсо VIII Кастильского и Алеоноры Английской.

 

Альфонсо VIII был таким же собирателем испанских земель, как и его ровесник Филипп Август собирателем земель французских. Он рано взошел на королевский трон, ему было всего три года. Но править начал только по достижению совершеннолетия, т.е. в пятнадцать лет. И сразу же стал расширять свои территории, возвращая земли, утерянные короной за время его малолетства, и приобретая новые.

 

Женился он практически сразу после коронации. В жены ему была выбрана Алеонора (Элеонора) Плантагенет. Ее привезли из Англии в возрасте десяти лет. Этот союз призван был упрочить отношения Испании с Англией и укрепить положение Бургундского дома на европейской политической арене.

 

Алеонора была дочерью Генриха II Плантагенета, короля Англии, и его супруги Алеоноры Аквитанской. Той самой Алеоноры, которая была первой женой Людовика VIII, отца Филиппа Августа. Ее брак с французским королем распался, и она стала женой Генриха Плантагенета, ставшего английским королем. В этом союзе родилось восемь детей, в том числе известный Ричард Львиное Сердце и его младший брат Иоанн Безземельный. Алеонора была шестым ребенком в семье.

 

Став испанской королевой и достигнув возраста совершеннолетия, Алеанора Английская родила десять детей. Бланка была третьей дочерью испанской королевской четы. Первоначально предполагалось, что во Францию отправится вторая дочь Альфонсо VIII и Алеаноры, Уррака, но потом решение было изменено. Предположительно, в дело вмешалась неугомонная Алеанора Аквитанская, уже неюная английская вдовствующая королева. Она резонно предположила, что королева с именем Уррака вызовет недоумение у французов. Видимо, она еще хорошо помнила холодный прием, который ей оказал двор французского короля, и решила хоть чем-то облегчить судьбу своей внучки. Мало того, она сама проделывает длинный по тем временам путь из Англии в Испанию, чтобы забрать Бланку от родителей и привести ее в жены сыну своего первого мужа. Она опекала девушку, помогая ей прижиться среди французских дворян, а потом удалилась в аббатство Фонтевро. Там она прожила последние годы своей долгой, особенно по меркам XII века, жизни (ей было восемьдесят лет). И была похоронена рядом со своим вторым мужем.

 

Бракосочетание Людовика и Бланки Кастильской состоялось 23 мая 1200 года. Людовику было всего тринадцать лет, Бланка была на год младше. Через двадцать три года, когда не станет Филиппа Августа, он займет французский трон и продолжит политику отца. В одном из военных походов, направленных на укрепление французской короны, походе против альбигойцев, он умрет от дизентерии. В 1226 году бывшая испанская принцесса, племянница английского короля, станет регентшей при своем малолетнем сыне, наследнике французского престола. И вопреки всем возможным ожиданиям она продолжит политику мужа и будет довольно жестко блюсти земельные и политические интересы рода Капетингов.

 

Трудно сказать, почему французский двор так легко принял идею руководства страной Бланкой. Мало того, что в те патриархальные времена это была женщина у руля государства, так еще и иностранка. И внешностью, и манерами она была типичной испанкой. Не зря же ее прозвали «кастельянкой». Еще более непонятный вопрос, как ей удалось удержать власть до совершеннолетия сына.

 

Сразу после смерти Людовика VIII она везет сына из Парижа, где были похороны короля, в Суассон. Там его посвящают в рыцари. Затем они едут в Реймс, где Людовика коронуют. На этом событии не присутствовало множество знатных и важных для будущего молодого короля вельмож и прелатов. По возвращении монарха в Париж не было ни празднеств, ни народного ликования.

 

Первые полгода уходят у Бланки на то, чтобы усмирить баронов и договориться с англичанами, претендовавшими на часть французских земель. Генриха III, двоюродного брата Бланки, интересуют земли на юго-западе Франции. Да и к Фонтевро, аббатству, где находится семейная усыпальница Плантагенетов, он не прочь пробраться. Для Бланки же такое вторжение во французские земли неприемлемо. От Парижа до Фонтевро триста километров. Сейчас на дорогу туда нужно потратить максимум три часа. В XIII веке – всего два дня пути. На континенте находится представитель английского короля, его родной брат и двоюродный брат Бланки, Ричард Корнуэльский. Французской королеве удается с ним договориться. Кажется, мир достигнут.

 

Но летом 1227 года недовольные бароны задумывают похитить молодого короля Людовика IX. У них нет мысли свергать его с престола или убить. Они просто хотят взять его в заложники и править от его имени, как это делает его мать Бланка. И тут на помощь королю приходит народ. Мятежные бароны пытались захватить Людовика на пути из Орлеана в Париж. Они собрались в Корбее (сейчас это город Корбей-Эсон), где в монастыре св. Иоанна находится первая жена деда короля, Ингеборга Датская. А королевский кортеж поджидали у замка Монрели, который находится в двадцати километрах западнее этого городка.

«И святой король, — как пишет его друг Жуанвиль, — поведал мне, что, находясь в Монрели, ни он сам, ни мать не решались вернуться в Париж, пока парижане не выслали за ними вооруженных людей». Король был убежден, что сам Господь помог ему. А королева Бланка со своей стороны была благодарна парижанам, к которым она послала гонцов и которые не отказали ей в помощи.

 

При всей мужественности и дальновидности Бланка Кастильская была властной женщиной. Она зорко следила за своим сыном как в вопросах управления государством, так и в вопросах веры. Известна ее фраза, сказанная молодому королю: «Я предпочитаю видеть Вас мертвым у своих ног, чем совершающим смертный грех».

 

Семейные дела сына также находились под неустанным контролем королевы. В девятнадцать лет Людовик не был женат и даже не был помолвлен. Случай исключительный для королевских семей того времени, которые сговаривались о брачных отношениях, когда дети были еще совсем малы. Придворные поговаривали о том, что Бланка не хочет женить сына, потому что брак ослабит ее влияние на короля. И, скорее всего, они были недалеки от истины, судя по тому, как складывались в последствии отношения Бланки с невесткой.

 

В 1234 году Людовику подбирают достойную невесту. Ей становится Маргарита Прованская, старшая дочь графа Раймунад IV. Маргарита была четвеюродной сестрой Людовика. В ней, как и в его матери, текла испанская кровь. Папа Григорий IX дал разрешение на этот союз, сняв запрет на брак между кровными родственниками.

 

У Маргариты еще три сестры. Элеанора становится женой английского короля. Санча – женой короля Германии, а Беатрис – женой короля Неаполя и Сицилии.

Маргарита выходит замуж в тринадцать лет. Ее отношения с мужем складываются непросто. Причина – в Бланке Кастильской, которая твердо держит сына в своих руках. Подпись королевы-матери не исчезла с документов и именно ей оставил Людовик свое государство, отправляясь в Крестовый поход. Маргарита последовала за мужем, оставив на попечении свекрови двоих детей.

 

В походе Людовик попал в плен и именно Маргарита (между прочим, едва родившая) спасала его, собрав в короткий срок большую сумму для выкупа. В результате король провел в плену всего месяц, а потом был возмущен тем, что его рыцари, передавая мусульманам выкуп, обсчитали их. Этот случай будет упомянут на процессе канонизации другом Людовика Жуанвилем, как пример его величайшей добродетели и уважения к людям.

 

На пути домой король узнает о смерти матери. В связи с этим интересно еще одно свидетельство Жуанвиля. Зайдя к Маргарите, он находит королеву в слезах. Это было удивительно, потому что отношения у женщин не только не складывались, но Бланка откровенно травила невестку. Маргарита объясняет, что это – слезы сочувствия мужу, который очень страдает из-за понесенной утраты.

 

Бланка Кастильская вникала во все дела сына. Даже в спальне он не мог находиться спокойно. «Жесткость, с которой королева Бланка относилась к королеве Маргарите, — пишет все тот же Жуанвиль, — была такова, что королева Бланка терпеть не могла, чтобы ее сын оставался наедине со своей женой, разве что вечером, когда ложился с нею спать. Дворец, который больше всего был по душе королевской чете, находился в Понтуазе, ибо там покои короля были наверху, а покои королевы — внизу. И они устроились так, что сообщались по винтовой лестнице, ведущей из одного покоя в другой. И был такой уговор, что когда слуги видели, что королева мать идет в покои сына, то стучали в дверь жезлом, чтобы та не застала их врасплох, и король бежал в свои покои; и то же самое делали свои слуги у покоев королевы Маргариты, когда туда шла королева Бланка, чтобы королева Маргарита была на месте.

 

Однажды король был у королевы, его жены, жизнь которой была в опасности, ибо ее поранил ребенок, которого она носила. Королева Бланка вошла туда и, взяв сына за руку, сказала ему «Пойдемте, вы здесь ничем не поможете». Увидев, что мать уводит короля, королева Маргарита воскликнула: «Увы, вы не даете мне видеть моего господина ни мертвой, ни живой». И тут она лишилась чувств, и думали, что она умерла, и король, подумав, что она умирает, вернулся, и ее с большим трудом привели в чувство».

 

Маргарита делала попытки занять подобающее ей место и оказывать влияние на мужа в семейных делах и в делах управления государством, но каждый раз Бланка напоминала сыну о том, что его жена не должна слишком стремиться к власти и что «английское» лобби, которое она пытается создать нанесет вред его стране. Маргарита, действительно, была привязана к своей сестре Элеоноре, королеве Англии. Из оживленной переписки с сестрой французская королева знала, что ее отношения с мужем складываются несколько иначе. И ей тоже хотелось быть другом и помощником для своего супруга, а не только рожать ему детей. Кстати, их было одиннадцать.

 

В Крестовом походе Маргарите удалось доказать мужу свою преданность и способность к государственным делам. Но это не убеждает Людовика, отправляясь в свой второй Крестовый поход, он снова остерегается оставлять ей государство, прибегая к помощи своих сановников, аббата Сен-Дени и Симона де Клермона. Симон де Клермон был очень близок с королем, давал ему советы в области правосудия, а также занимался воспитанием его детей. И показался королю более благонадёжным, чем жена.

 

Вполне вероятно, что его опасения были и небезосновательны. Совсем недавно в папском архиве было обнаружено письмо Людовика к Папе Урбану IV с просьбой освободить его сына и наследника Филиппа от клятвы, данной матери, оставаться под ее опекой до тридцати лет и не брать себе советников. Возможно, Маргарите хотелось хоть немножко почувствовать себя полновластной королевой и восполнить то, что ей не удалось обрести в молодости из-за Бланки Кастильской. В то же время Людовик, обращаясь с наставлениями к сыну, пишет о том, что необходимо во всем слушаться мать и прибегать к ее советам.

 

В заключении стоит сказать несколько слов о внешности Маргариты. Среди дам французского двора она всегда выделялась свежестью и красотой. Оказавшись вместе с мужем на Крите во время Крестового похода, она стала знакомиться с косметическими методами восточных женщин. Вернувшись во Францию, привезла медицинские трактаты, которые были переданы монахам для перевода на латынь и рассмотрения правильности и целесообразности предлагаемых манипуляций.

 

Впервые в истории она заинтересовалась здоровьем кожи беременной женщины, обратившись за помощью к критским целителям. И специально для нее были разработаны маски, состав которых она привезла в свою королевскую столицу. Маргарита привезла также методику депиляции воском, до этого европейские женщины использовали острое лезвие, как и мужчины. Критская прислуга научила королевских служанок полировать ногти и делать обрезной маникюр, а вот наносить лак европейки тогда не стали, сочтя это неприличным для христианок.

 

Египетские женщины привнесли в жизнь Маргариты, за время Крестового похода дважды рожавшей, специальные подставки для купания младенцев. Да и купание взрослых вызвало у свиты французских королей изумление. Здесь они впервые познакомились с лежачими ваннами во весь рост, а также с бассейнами. Все это было наследие еще античной эпохи, полностью к тому времени утерянное в Европе. Французы мылись в огромных бочках, где была обустроена специальная скамеечка, а вода наливалась сверху и потом сливалась через специальную затычку.

 

Из Крестового похода Маргарита привезла также декоративную косметику. Ее современницы сочли макияж слишком ярким для христианок, но постепенно француженки научились подкрашивать глаза и брови.

 

Маргарита ввела в моду и бледность кожи. Во время Крестового похода ее лицо обгорало под палящим солнцем. Пришлось использовать широкополые шляпы, а потом и тонкую ткань в качестве вуали. Вернувшись на родину, она не оставила привычки прикрывать лицо от солнца. И вот уже при французском дворе загар считается неприличным для дам, свойственным простолюдинкам. А мужчины, напротив, должны иметь обожжённые солнцем лица. Это подчеркивает их мужественность, настоящие рыцари, побывавшие в Крестовых походах.

 

Королевская чета привозит из похода и новые растения: абрикос, который тогда называли дамасской сливой, кунжут, шафран, фисташки, лимоны и арбузы. Все это начинают выращивать сначала на родине Маргариты, в Провансе, а потом и в других регионах Франции.

 

Маргарита пережила своего супруга Людовика IX на двадцать пять лет.

 

Анна Гольдина

 

РУСКАТОЛИК.РФ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

300474619_5494288847303882_784187591801449464_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=HTFUf2aW6bgAX8tP6-7&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT-TmERQ6o5QBt6HItPU2l0PJUoRLEyYb_Z0pf7YmFmVzA&oe=630B14AF

 

Ингеборга Датская (гравюра), MARY EVANS/SIPA

 

Семья св. Людовика Французского: славянский след

 

Второй женой деда св. Людовика IX, Филиппа Завоевателя, была датская принцесса Ингеборга. Король отверг ее на следующий день после венчания и потребовал развода, утверждая, что брак не был консуммирован.

 

Поверить в это было не сложно, потому что все добрые христиане того времени, следуя повелению Церкви, не прикасались к своим супругам в первую же ночь после венчания. Они соблюдали три «ночи Товии». Это были три ночи воздержания и молитвы, которые жертвовали Господу, прося, по примеру Товия из ветхозаветой книги Товита, благословения брака и дарования потомства. Трудно сказать, что в первую же ночь произошло между Филиппом и Ингеборгой, о чем они говорили и виделись ли вообще. Как бы там ни было, но, как отмечают хроники, французского короля начинало трясти при одном только взгляде на датскую принцессу. Конечно, это состояние можно было объяснить и странной болезнью, которую Филипп привез из Крестового похода в Святую Землю. Только королю объяснения были не нужны. Он решил развестись и попытался отправить Ингеборгу обратно в Данию.

 

Французские епископы согласились признать брак недействительным, присовокупив к этому якобы имевшееся близкое родство между супругами. Но датчанка не готова была сдаться так быстро. Она отказалась возвращаться на родину и даже написала Папе Целестину III, прося его о помощи. Оказавшись в полной изоляции, не зная ни французского языка, ни латыни, бывшей тогда языком международного общения, Ингеборга решила бороться и все-таки стать королевой Франции. Ей пришлось заплатить за это двадцатью годами заточения.

 

Ингеборга была достаточно сильной женщиной, унаследовав твердость характера от своих родителей.

Ее отцом был датский король Вальдемар I Великий, отважный воин, во многом схожий с королем Филиппом. Он тоже стремился объединить земли своего королевства и наладить административное управление ими.

 

300400853_5494310783968355_1337481857549940165_n.jpg?_nc_cat=111&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=DCtbYIV6u_IAX9uJg_6&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT8UAjrbTAV5kyC-BvMYfHI73lGZfUvpVIamQPbclDpoPQ&oe=630AC640

Вальдемар I Великий. Изображение: danmarkshistorien.dk

 

Мать Вальдмара I звалась Ингеборга и была она киевской княжной. Это имя имеет скандинавское происхождение. Есть две версии, определяющее его значения. Одна указывает на бога Ингви, бога плодородия. Другая переводит имя как «жена медведя». Но ни одна из версий не говорит о славянском происхождении этого имени. Как же киевскую княжну могли назвать таким именем? Дело в том, что матерью Ингеборги Киевской была шведская принцесса Христина Ингесдоттер, которая и могла дать девочке столь непривычное для славянских княжон имя. Трудно сказать, принадлежала ли Христина к латинской традиции, или после замужества перешла в восточную. Сведений об этой женщине практически не сохранилось. Она упоминается в хрониках всего несколько раз. В том числе и когда заходит речь о кровном родстве между французским королем Филиппом и датской принцессой Ингеборгой.

 

Отцом Ингеборги Киевской был сын Владимира Мономаха, Мстислав, князь новгородский, а затем и киевский.

Ингеборга Киевская была женщиной не робкого десятка. Едва оказавшись на родине мужа, датского принца Кнуда Лаварда, она включилась в политическую борьбу, помогая супругу отвоевать корону, некогда принадлежавшую ее отцу. Король Эрик I умер, когда Кнуду не было и десяти лет, поэтому датский трон занял его дядя. Пятнадцать лет он провел в походах, защищая границы Дании. А потом император Священной Римской империи даровал ему титул герцога Гольштейнского (Здесь интересно будет сделать небольшое отступление и отметить, что речь идет о тех самых землях, которые в конце XV века были разделены на Гольштейн-Зондербург и Гольштейн-Готторп. Гольштейн-Готторп – это то самое герцогство, из которого происходил Карл Петер Ульрих, внук Петра I, российский император Петр III).

 

В Дании Кнуд становился все более популярен. Он получил прозвище Лотарь, что значит «господин». И его рассматривали как приемника недавно умершего дяди. Но с этим не мог согласиться его племянник, Магнус. Магнус назначил Кнуду встречу в лесу. Ингеборга пыталась отговорить мужа и удержать его от этой встречи, предчувствуя неладное. Кнуд не послушался и был предательски убит. Согласно преданию, на месте его смерти забил целебный источник. Кнуд Лавард был почитаем и любим народом, что помогло его сыну Вальдемару I добиться его канонизации.

 

Вальдемар родился уже после гибели своего отца. Скорее всего, это произошло в доме его деда, Владимира Мономаха. В честь него мальчик и получил имя Владимир, трансформировавшееся в Дании в Вальдемар.

 

Вальдемар I был отважным воином. Ему пришлось отвоевывать свое право на датский престол, а потом постоянно усмирять восстания и недовольство принцев. Стремясь обеспечить преемство власти, он, как и французские короли, сделал своего сына Кнуда IV своим соправителем. К моменту отправки принцессы Ингеборги во Францию именно Кнуд IV правил Данией.

 

Этот союз показался королю Филиппу весьма выгодным. Он надеялся на помощь датчан в борьбе с Англией, но Кнуд отказался от войны. Датский король дал за сестрой большое приданое. Англия его не интересовала. Для него куда важнее были отношения со Священной римской империей, а через год после отъезда сестры он начал Крестовый поход в Эстонию. В XII веке это были языческие земли. И Папа Целестин III призвал к активной христианизации народов Северной Европы. Кроме того, в этих местах все активнее стали действовать псковичи и новгородцы, что создавало угрозу для датского королевства.

 

Мать Ингеборги и короля Кнуда IV, жена Вальдемара I, тоже была славянского происхождения. Софья была дочерью Володаря Глебовича, представителя полоцкой ветви рода Рюриковичей. Брак ее родителей был чисто политическим. С его помощью мать хотела захватить шведский престол для своего сына от первого брака. Как только оказалось, что союзники из славянских земель ни чем ей помочь не могут, брак был расторгнут. Забрав детей, мать Софьи вернулась в Швецию.

 

Мать Софьи Полоцкой звали Рыкса (или Рихеза) и была она дочерью польского короля Болеслава III и чешкой княжны Саломеи фон Берг-Шельклинген. Первым мужем Рыксы стал Магнус Сильный. Именно он убил Кнуда Лаварда, мужа Ингеборги Киевской. Но это убийство не помогло Магнусу занять желанный датский престол. Во время гражданской войны он был убит, а Рыкса вернулась на родину, в Польшу, увезя с собой сына Кнуда.

 

Прошло совсем не много времени и Рыкса вышла замуж второй раз. Как уже говорилось, брак быстро распался, а польская принцесса стала женой овдовевшего шведского короля Сверкера. Таким образом, она пыталась создать необходимую политическую поддержку для сына, боровшегося за датский престол.

 

300459117_5494311120634988_8797497644045617919_n.jpg?_nc_cat=107&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=TFAfSbFqIfQAX-YmXVK&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT9eEF0mXSitbU31ncx1azLttMObM-5dmirHZ7YswBhErQ&oe=630B931C

Дочь Рыксы, Софья Полоцкая, была выдана замуж за датского принца Вальдемара с целью укрепления отношений между Данией и Швецией. Казалось бы, кровного родства между ними нет. Но этот брачный союз словно бы завершал историю, с которой началась гражданская война в Дании. Мать Софьи была женой убийцы Кнуда Лаварда, а Вальдемар был сыном Кнуда Лаварда.

 

В этом браке родилось восемь детей. В том числе и Ингеборга, ставшая французской королевой.

Овдовев, Софья так же, как и ее мать в свое время, второй раз вышла замуж. Она решила попытать счастье в немецких землях и вышла замуж за племянника Фридриха Барбароссы, который был на десять лет моложе ее. Этот союз оказался недолговечным. Софья вернулась в Данию и в последствии была похоронена рядом со своим первым мужем.

 

В хитросплетениях родственных связей в семье Ингеборги несложно запутаться. Женщины ее семьи не сдавались в трудные минуты и старались не выпускать корону из рук. Неужели Ингеборга так просто отказалась бы от французского престола?

 

Двадцать лет она провела в заточении, борясь за свое право быть королевой Франции. В конечном счете она победила, Филипп вернул ее во дворец, но большая часть жизни уже прошла, сторонников при дворе она не нажила и никакой роли ни в жизни королевской семьи, ни во французской политике она не сыграла.

 

300562240_5494311617301605_165873062121166357_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=4z9f0pCFEbwAX8Jor-w&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT9MgQ1A-43VD3IGYlpRqEBQf5YZofRqE_Ln3p-KHJa8Tw&oe=630ADC5B

Монастырь св. Иоанна в Корбее. Фото: stilarhitekturi.livejournal.com

 

В своем завещании король Филипп признал свою вину перед Ингеборгой и назначил ей значительное содержание. Вдовствующая королева решила не оставаться при дворе и удалилась в монастырь св. Иоанна в Корбее. Этот монастырь принадлежал ордену госпитальеров. Оказавшись здесь Ингеборга активно занялась строительством и благоустройством, построив новый каменный храм и дом для проживания сестер. Она никому не досаждала и только однажды обратилась с просьбой к королю. Ингеборга хотела быть похороненной в Сен-Дени, как и полагается французской королеве. Король Людовик IX в этом ей отказал и несчастную королеву похоронили в монастыре в Корбее.

 

Анна Гольдина

 

РУСКАТОЛИК.РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕНЧИК СВЯТОМУ ЛЮДОВИКУ

 

Перед первой десяткой:

…Великий город, святой Иерусалим...

 

Он имеет славу Божию.

(Откр 21, 10-11)

1. Святой Людовик, правитель мудрый, молись о нас.

2. Святой Людовик, воин бесстрашный, молись о нас.

3. Святой Людовик, судья справедливый, молись о нас.

4. Святой Людовик, сын почтительный, молись о нас.

5. Святой Людовик, муж любящий, молись о нас.

6. Святой Людовик, отец заботливый, молись о нас.

7. Святой Людовик, друг верный, молись о нас.

8. Святой Людовик, советчик правдивый, молись о нас.

9. Святой Людовик, труженик неприхотливый, молись о нас.

10. Святой Людовик, молитвенник искренний, молись о нас.

Перед второй десяткой:

Ибо так говорит Господь:

Я направлю к Иерусалиму мир, как реку,

Славу народов - как стремительный поток.

(Ис, 66, 12)

Перед третьей десяткой:

Не умолкну ради горы Сион

И ради Иерусалима не успокоюсь,

Доколе не взойдёт, как свет, праведность его,

И спасение его - как горящий светильник.

(Ис, 62,1)

Перед четвёртой десяткой:

Да благословляет душа моя Бога, Царя великого;

Иерусалим отстроен будет,

как город жилища Его навеки.

(Тов 13,8-14аb,15-16а

 

Перед пятой десяткой:

Пусть все возвещают о Господе

и прославляют Его в Иерусалиме.

(Тов 13,8-14аb,15-16а

 

 

Завершение:

И я ... увидел святой город Иерусалим,

новый, сходящий от Бога с неба,

приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И принесут в него славу и честь народов;

И не войдет в него ничто нечистое,

и никто преданный мерзости и лжи,

а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

(Откр, 21; 2, 26-27)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Rke-hGFOT4s.jpg?size=1296x864&quality=95&sign=cce05a762833bf4ab488c0fb82c68ed6&type=album

 

 

25 августа - святой Людовик IХ Французский. С престольным праздником!

S. Ludovici: Ora pro nobis.

 

Мать Людовика Бланка Кастильская, умная, волевая и религиозная женщина, имела огромное влияние на сына. После смерти мужа она стала регентшей и смогла укрепить авторитет королевской власти. Красивый и изящный, Людовик интересовался в юности разными рыцарскими забавами. В 1234 году он женился на Маргарите, дочери графа Прованского.

Вступление короля в управление мало изменило политику правительства: королевская власть была уже так сильна, что Людовику нетрудно было поддерживать свой авторитет против вассалов. Английский король Генрих III пытался вернуть владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик одержал победу при Тальебуре (1242). Руководствуясь началами справедливости, он не воспользовался победой и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть земель, отнятых у Англии ещё при Филиппе-Августе.

 

Седьмой крестовый поход.

 

В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами прибыл в сентябре 1248 года на Кипр, а весной 1249 года в Египет, к Дамиетте, взятой 6 июня. Двинувшись дальше, Людовик подошёл к Мансуре (1250 год), но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками.

Во время отступления к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен; король откупился огромной суммой денег и возвращением Дамиетты. В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250—1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, укреплял Яффу, Кесарию и Сидон. Узнав о смерти матери, Людовик вернулся во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела.

 

Государственная деятельность. Реймский собор.

 

Людовик уважал права своих вассалов, хотя был уже не первым между равными, а государем. Он многое сделал для реформы суда. Недостатки феодального строя, не допускавшего верховного суда в королевстве, Людовик устранил, установив как общий принцип право вмешательства короля в дела подданных. Он запретил судебный поединок и частные войны; недовольные решением местных судов получили право апелляции в королевский суд. Сохранился рассказ о том, как Людовик после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы.

При Людовике судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Все отрасли администрации находились под зорким наблюдением Людовика. Большим влиянием пользовались легисты, деятельность которых сильно способствовала расширению королевской власти. При Людовике был составлен свод постановлений обычного права и законов, изданных в его царствование («Etablissements de St. Louis»). Людовик с достоинством защищал интересы Франции от притязаний Рима. Французское духовенство стояло более за Людовика и за интересы светской власти, чем за папский престол. В марте 1269 года Людовик обнародовал «Прагматическую санкцию», которой ограждалась независимость французской церкви от Рима, уничтожались денежные поборы и взносы в пользу римского двора и т. п. Во время борьбы Фридриха II с Иннокентием IV Людовик открыто порицал действия папы.

В 1254 году была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками – бальи. Бальи теперь передавая свои должности по наследству, образовывали настоящие династии. Но строгий и централизованный контроль над их деятельностью сохранялся.

В 1263 году была упорядочена денежная система: теперь монеты королевской чеканки, в отличие от монет местного значения, имели хождение на территории всей Франции.

 

Покровитель искусств.

 

Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относятся собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель в Париже, монастырь Ройомон и др.

 

Гонения на иудеев.

 

В 1239 году папа римский Григорий IX распорядился изъять у евреев все экземпляры Талмуда. Людовик IX в 1240 году в связи с этим организовал «диспут христиан и иудеев» (точнее, католических и иудейских священнослужителей), по итогам которого священная книга последователей иудаизма была осуждена. В 1242 году в Париже сожгли 22 воза с Талмудами, изъятыми у евреев; впоследствии несколько раз повторялись менее масштабные акции.

 

Восьмой крестовый поход. Смерть в Тунисе.

 

Неудача Седьмого крестового похода не охладила энтузиазм Людовика. В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии; умер сын Людовика Тристан, 3 августа заболел сам Людовик, и 25 августа скончался.

Тело короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени.

 

Канонизация.

 

Сразу после кончины Людовика вопрос о его канонизации был поднят его сыном и поддержан многими влиятельными лицами во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, булла «Gloria laus» папы Бонифация VIII провозгласила его святым. Так Бонифаций пытался восстановить добрые отношения с Филиппом Красивым. Людовик был канонизирован под именем св. Людовика Французского; он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II, причисленного к святым до официализации процесса канонизации.

 

Именем св. Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за её пределами, в том числе Храм Святого Людовика Французского в Москве, а также собор на холме Бирса, предполагаемом месте смерти короля (в черте современного города Тунис).

 

Семья и дети.

 

Жена: Маргарита Прованская (1221—1295), дочь Раймунда Беренгера IV (1199—1245), графа Прованса, и Беатрисы Савойской (1198—1266). Имели 11 детей:

 

Бланка (11 июля 1240 — 29 апреля 1243)

Изабелла (18 марта 1242 — 28 января 1271); муж: с 1255 года Тибо II, король Наварры

Людовик (25 февраля 1244 — январь 1260)

Филипп III (1 мая 1245 — 5 октября 1285), преемник Людовика на королевском престоле

Жан (1247—1248)

Жан Тристан (1250 — 3 августа 1270), граф Невера.

Пьер (1251 — 6 апреля 1284), граф Алансона и Перша с 1269, по жене граф Блуа, Шартра и Шатодёна.

Бланка (1253—1323); муж: Фернандо де ла Серда (1253—1275), старший сын и несостоявшийся наследник Альфонса X Мудрого, короля Кастилии

Маргарита (1254—1271), жена Жана I, герцога Брабантского (с 1270)

Роберт де Клермон (1256 — 7 февраля 1317), граф де Клермон, по жене сеньор де Бурбон.

Агнесса (1260 — 19 декабря 1325), муж: с 1279 Роберт II, герцог Бургундии.

 

Молитва св. Людовику Французскому.

 

О, святой Людовик, прославившийся своей верой и благочестием! Ты, обладая королевской властью, смиренно склонился перед величием Царя царей и всем богатствам этого мира ты предпочел только небесные сокровища. Помоги тем, кто, забывая о Боге, уступает мирским соблазнам и ищет материального благополучия, помоги и нам, изнемогающим в заботах житейских. Укрепи нас в нелегкой борьбе с похотью плоти, похотью очей и гордыней житейскою. Дай нам всегда помнить о том, что мир проходит, и похоть его и богатство и слава, и только исполняющий волю Божию пребывает вовек. Аминь. +

 

(Молитвенник "К тебе взываю", via Eliah Grumbler)

Взято у Ольги Хруль

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

300378337_5494322517300515_214247935875839162_n.jpg?_nc_cat=111&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=1zzKSYkaDJAAX-bWVLF&_nc_ht=scontent.frix4-1.fna&oh=00_AT-hKgECc5OvCedlDW3pVE62eD7JT2D-hZaAfL6XetatRg&oe=630C8990

 

Семья св. Людовика Французского: пророчество св. Валерия

 

Уже третий месяц подряд Анна Гольдина рассказывает нам о семье святого короля Людовика Французского. Мы узнали о жизни его деда, Филиппа Августа (Завоевателя), сыгравшего важную роль в воспитании будущего святого, а так же проследили славянский след в истории их семьи. Сегодня же речь пойдёт о пророчестве св. Валерия, предсказавшего, что Гуго Капет станет французским королем.

 

Кажется, в каждой уважающей себя средневековой королевской семье должно быть свое пророчество или предсказание. Семейство Капетингов не было исключением. И все началось с родоначальника, Гуго Капета.

 

Гуго Капет был сыном Гуго Великого, герцога франков. Несмотря на то, что его отец Роберт I некогда был избран королем Франции, Гуго-старший на трон не претендовал. Он предпочитал быть «серым кардиналом» и потихоньку расширять свои земли. Всю жизнь он провел в войнах и походах и был одной из самых влиятельных фигур французской политической элиты.

 

Гуго-младший, получивший прозвище Капет, в отличии от отца, решил претендовать на роль короля Франции. Свое прозвище он приобрел, как предполагают, потому что носил на голове шапочку, капет. Обычно она была отличительной чертой костюмов аббатов. В то время должности аббатов, т.е. покровителей монастырей, вполне могла принадлежать светским лицам. Так Гуго Великий, а потом и его сын Гуго были светскими аббатами монастыря св. Мартина Турского.

 

Гуго Капет был самым влиятельным вассалом последнего короля из рода Каролингов, Лотаря. Именно ему поручил король, умирая, заботы о своем королевстве и 19-летнем наследнике. Сын Лотаря, Людовик V Ленивый, правил всего четырнадцать месяцев. Он умер во время охоты. Тогда на французский престол на ассамблее знати был избран Гуго Капет. И с этого момента и вплоть до самой смерти он будет занят тем, что станет укреплять свою власть и влияние своей семьи на Францию. В этом смысле он был достойный сын своего отца. Большую часть жизни проведя в походах, Гуго щедро раздавал земли, пытаясь заполучить союзников. Не последнюю роль в могуществе средневекового монарха играли и священные реликвии, которые свидетельствовали о Божьем покровительстве тому или иному роду. Конечно, главной святыней королевства было аббатство св. Дионисия (Сен-Дени), но Капет не пренебрегал и другими возможностями укрепить влияние своего рода.

 

Во время одного из походов Гуго Капету снится сон. Ему являются святые Валерий и Рихарий (Рикье). Они просят вернуть их мощи. А св. Валерий обещает покровительство потомкам Капета вплоть до седьмого колена.

 

Святой Валерий жил на рубеже VI и VII веков. Он был родом их Оверни. С детства отличался благочестием. Он пас стада отца и мечтал о том, что когда-нибудь сможет получить образование, т.е. научиться читать и писать на латыни, и станет монахом. Юношу поддержала некая богатая дама и он смог научиться читать. Отец Валерия был категорически против поступления молодого человека в монастырь. В дело пришлось вмешаться дяде Валерия, брату его матери, который сам был настоятелем монастыря.

 

По прошествии нескольких лет, молодой монах, уже известный своей праведной жизнью, решает покинуть родной монастырь и отправиться к св. Колумбану, ирландскому монаху-миссионеру, который в это время как раз проповедовал во Франции. Колумбан довольно быстро обращает внимание на рвение монаха, присоединившегося к нему. В период отсутствия Колумбана и его вынужденной поездки в Италию Валерий руководит монастырем. А когда король франков Хлотарь II выделяет землю, Валерий сам становится основателем монастыря, впоследствии получившего его имя, Сен-Валери-сюр-Сомме. Постепенно рядом с монастырем, ставшим самым первым в епархии Амьен, вырастает город.

 

В период правления Гуго Капета этот монастырь принадлежал каноникам. Надо сказать, что обитель Сен-Валери-сюр-Сомме просуществовала вплоть до Французской революции. Потом монастырь приобрел известный промышленник и просветитель Антуан Огустен Ренуар. После его смерти монастырские здания были объявлены достоянием Республики и стали постепенно разрушаться. В 1989 году, когда монастырь сделали историческим достоянием, от него остались одни руины.

 

Святой Рихарий (Рикье) тоже был родом с французских земель. Он был немногим младше св. Валерия, но происходил из тех мест, где еще преобладало языческое население. Рихарий стал христианином благодаря двум ирландским проповедникам, которые пришли в его деревню и были едва не убиты его соплеменниками. Рихарий присоединился к ирландским монахам и вскоре сам выразил желание стать священником. Так молодой человек оказался в Англии, но пребывание его там оказалось недолгим. С берегов Туманного Альбиона Рихарий вернулся с несколькими бывшими заключенными, которых он выкупил, чтобы вернуть во Францию.

 

Рихарий известен тем, что посетил сына Хлотаря II (того самого, что выделил земли под аббатство св. Валерию), Дагоберта I. Он обратился к нему со словами увещевания: «Тот, кто подчинятся, даст Богу отчет только о своих собственных деяниях. Тот же, кто руководит, должен будет дать отчет и за всех своих подданных».

 

Рихарий пробовал основать аббатство и жить по уставу св. Колумбана, это предприятие оказалось неудачным. В конце жизни Рихарий решил стать отшельником и уединился в лесу. Довольно быстро у него появились последователи и теперь ему уже пришлось основать монастырь.

Как это нередко случалось в Средние века, вокруг обители вырос город. А короли из династии Каролингов присылали в этот монастырь своих сыновей учиться. Здесь был построен величественный готический храм, во многом благодаря которому аббатство и сохранилось до наших дней.

Это аббатство, основанное человеком, обращенным ирландскими миссионерами, станет одним из пунктов на пути Жанны д’Арк. Несколько дней она проведет здесь как заключенная, когда англичане будут вести ее в Руан. В 1930 году в храме бывшего монастыря даже был установлен барельеф, посвященный этому событию.

 

Монастырские здания всегда активно использовались горожанами. Так в годы Второй Мировой войны здесь был военный госпиталь.

В то время, когда Гуго Капет укреплял свое государство, мощи святых Валерия и Рихария находились во владении графа фландрского. Мощи св. Рихария были похищены и пришлось приложить усилия для их возращения, а мощи св. Валерия были проданы фландрскому графу одним из насельников Сен-Валери-сюр-Сомме, Эршембольдом.

 

Гуго не собирался выяснять отношения с фландрским графом, но после посетившего его сновидения внезапно повернул войска и отнял хорошо укрепленную крепость Монтерей-сюр-Мер. Он забрал мощи из монастыря Сен-Бертен, светским аббатом которого был фландрский граф.

Гуго Капет сам возглавил процессию, переносившую мощи святых в их родные обители. Когда рыцари, на плечах которых была серебряная рака с мощами св. Валерия, подошли к песчаному берегу реки Соммы, начался прилив. Но они бесстрашно ступили в воду и волны расступились, позволив им спокойно перебраться на другой берег.

 

Вернув мощи св. Валерия в родной монастырь, Гуго продолжил свой путь к монастырю св. Рихария. Процессия с мощами шла пешком. Едва вдали показались башни аббатства, Гуго Капет тоже спешился и босой направился к храму, неся на своих плечах раку с мощами.

 

Гуго Капет не только вернул мощи, но и реформировал оба монастыря. Из аббатства Сен-Валери-сюр-Сомме он изгнал каноников и поселил там бенедектинцев. В монастыре св. Рихария он назначил нового настоятеля. Обе обители получили большие денежные пожертвования. И именно братья этих общин бережно хранили историю о чудесном сновидении Гуго Капета.

 

Св. Валерий предсказал, что Гуго станет французским королем и что его потомки будут править до седьмого колена. Почему же была избрана именно эта цифра? Как уже говорилось, о пророчестве писали и говорили монахи. И это были не просто монахи, а представители тех общин, которые хранили гигантские библиотеки и занимались просвещением. Избранная ими цифра 7 имеет не только библейское происхождение: Бог наказывает и благословляет до седьмого колена. Это и церковная традиция: 7 таинств, 7 смертных грехов и 7 добродетелей. Число 7, с одной стороны, символ вечности. С другой, в нем сочетаются два числа, 3 и 4. 3 – это символ Троицы, символ гармонии и совершенства. 4 же представляет наиболее устойчивую структуру мироздания, в которой присутствуют все четыре стороны света. 4 – это так же символ креста, символ спасения.

Это пророчество было важно для Гуго Капета и первых Капетингов, поскольку придавало легитимность их власти. Получалось, что Сам Господь через св. Валерия избрал их, чтобы править Францией.

 

Надо сказать, что первые Капетинги не сильно заботились о том, что же будет, когда придет время этого четвертого колена. А вот у Филиппа Августа, деда св. Людовика IX, оно вызывало тревогу, потому что седьмым наследником Гуго Капета оказывался его сын, Людовик VIII, за храбрость прозванный Львом.

 

Первой женой Филиппа была Изабелла де Эно. Она происходила из рода Каролингов.

 

У короля Лотаря, которого Гуго Капет сменил на престоле, был брат, герцог Карл I Лотарингский. Он всеми правдами и неправдами стремился к власти. Началось все с того, что он обвинил жену короля Лотаря в супружеской измене. Когда ее невиновность была доказана, Карла изгнали из Франции. Тогда он решил бороться за власть военным путем. Он воевал и с Лотарем, и с Гуго Капетом. Карла предали, и он оказался вместе со всем своим семейством в руках Гуго, который заточил их в Орлеанскую крепость.

 

Оба родителя Изабеллы были потомками Карла I Лотарингского. И это позволило Филиппу утверждать, что теперь не нужно думать о пророчестве. Теперь имеет смысл считать колена не от Гуго Капета, а от самого Карла Великого. Получилось, что в Людовике VIII течет кровь двух королевских семей.

 

Но и это еще не все. Так сложилось, что Изабелла была наследницей и Фландрского дома, т.е. потомком того самого фландрского графа, у которого некогда Гуго Капет отобрал мощи св. Валерия. Так в короле Людовике VIII замкнулся круг, начало которому было положено Гуго Капетом.

 

Анна Гольдина

 

РУСКАТОЛИК.РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Wltn5s65slg.jpg?size=480x604&quality=96&

25 августа - память святого Людовика, показавшего, что политика может быть нравственной, а мужество не противоречит любви.

ВЕНЧИК СВЯТОМУ ЛЮДОВИКУ
На вступительных бусинах:
Pater noster (Отче наш)
3 Ave Maria (Богородице Дево, радуйся) – во имя веры, надежды и любви
Gloria (Слава)
На первой большой бусине:
Великий город, святой Иерусалим...
Он имеет славу Божию.
(Откр 21:10-11)

 

НА МАЛЫХ БУСИНАХ:
1. Святой Людовик, правитель мудрый, молись о нас.
2. Святой Людовик, воин бесстрашный, молись о нас.
3. Святой Людовик, судья справедливый, молись о нас.
4. Святой Людовик, сын почтительный, молись о нас.
5. Святой Людовик, муж любящий, молись о нас.
6. Святой Людовик, отец заботливый, молись о нас.
7. Святой Людовик, друг верный, молись о нас.
8. Святой Людовик, помощник скромный, молись о нас.
9. Святой Людовик, труженик неприхотливый, молись о нас.
10. Святой Людовик, молитвенник искренний, молись о нас.
На второй большой бусине:
Не умолкну ради Сиона
И ради Иерусалима не успокоюсь,
Доколе не взойдёт, как свет, правда его
И спасение его – как горящий светильник.
(Ис 62:1)

 

На третьей большой бусине:
И я... увидел святой город Иерусалим,
новый, сходящий от Бога с неба…
И принесут в него славу и честь народов…
(Откр 21:2,26)
На четвёртой большой бусине:
Восстань, светись, Иерусалим,
ибо пришел свет твой,
и слава Господня взошла над тобою.
(Ис 60:1)
На пятой большой бусине:
Превозношу я Бога моего,
и душа моя – Небесного Царя,
и радуется о величии Его.
Пусть все возвещают о Нём
и прославляют Его в Иерусалиме.
(Тов 13:7-8)

 

Завершающая молитва:
Всемогущий вечный Боже, Господи Сил,
даруй нам по предстательству возлюбленного раба и друга Твоего Людовика
быть мужественными в духовной брани и крепкими в телесных испытаниях,
не обольщаться суетными благами богатства, власти и людского поклонения,
всегда с готовностью спешить на защиту слабых и нуждающихся в помощи,
нести пламень искренней веры, освящая обыденную жизнь подвигом любви.
Аминь.

VJ76fN_YJoI.jpg?size=604x431&quality=96&

KjNSFTcKQ8I.jpg?size=345x500&quality=96&

***
Костры горят, гремят подковы,
Громада рыцарей бурлит –
К Святой Земле в поход Крестовый
Войска зовёт король Луи.
Готова ль Бланка-королева
На смерть идущих созерцать?
Святые лики с барельефов
Сияют в траурных венцах.
И будет дым над Дамиеттой,
И в кровь окрасится прилив,
И по воде в сиянье света
Нас поведёт святой Луи.
--------------------—
Изображения:
Святой Людовик кисти Эль Греко
Храм святого Людовика в Москве
Воспоминания друга святого Людовика


(взято со страницы Евгения Крашенинникова)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...