Перейти к содержанию

«Их грузили в скотские вагоны»


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

1.jpg

 

«Их грузили в скотские вагоны»: портал НГС рассказал как живут российские немцы, когда-то сосланные в Сибирь

 

Этим летом группа журналистов новосибирского сетевого издания НГС побывала в нескольких районах компактного проживания немецкой диаспоры в Сибири. Первым съёмочная группа посетила Гальбштадт — центр Немецкого района в Алтайском крае. В Новосибирской области такого отдельного национального района нет, зато есть несколько десятков деревень, которые обжили российские немцы. Почти 80 лет назад их принудительно депортировали из Поволжья в холодную Сибирь из-за подозрений в пособничестве врагу. Поэтому во второй раз съёмочная группа отправилась по следам переселенцев в Краснозёрский район, где сейчас проживают около 4,5 тысячи немцев и есть собственный католический приход. Как они построили новую жизнь буквально из ничего, чтят свои традиции и свободно говорят на немецком языке, на котором ещё недавно было запрещено разговаривать, — рассказывается в специальном репортаже НГС.

 

28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР выпустил указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Немецких жителей Автономной Республики немцев Поволжья вывозили в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название трудармий. Их расформировали только в 1947 году. Согласно новому указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года все выселенные в годы ВОВ были приговорены к ссылке навечно, с наказанием в виде 20-летней каторги за побег с мест обязательного поселения. Всего же за годы войны было переселено до 950 тысяч немцев, часть из них осела в Новосибирской области.

 

История народа, которому не досталось почестей

 

Анна Додонова заведует Центром немецкой культуры в Краснозёрском районе и преподает немецкий язык в поселковой школе. Она потомок поволжских немцев, и это на её глазах в конце 90-х и появился центр, в который вначале люди шли с опаской.

 

— Мы чувствовали, что нам этот центр нужен, потому что очень долго, буквально до 90-х годов было запрещено говорить на немецком. А когда мы открылись, не все немцы сюда пошли, были опасения. Не сразу они приходили, не сразу делились своими сокровищами, которые сохранили, — рассказывает она. — Но потом люди наконец-то поняли, что это их дом, такой остров маленькой надежды. Это место, где мы могли говорить на своём языке, петь поволжские песни. И вот люди потянулись буквально всех национальностей.

 

2.jpg

На стенах центра развешаны фотографии и вырезки из старых газет на немецком языке

 

Сейчас просторный кабинет в краснозёрской школе № 2 разделили на несколько залов: в одном — история российских немцев, в другом — история немцев, сосланных в Сибирь, в Краснозёрский район. Здесь же висят портреты бабушки и дедушки заведующей центром — их, как и тысячи других российских немцев, отправили в 41-м году в Новосибирскую область.

 

— С ними был депортирован их старший сын, но он погиб в трудармии в 1948 году. Сами родители моей мамы вернулись из трудармии только в 1949 году, маме на тот момент было 11 лет, получается, все младшие дети были на ней. Дедушка был в Ивделе, на лесоповале, а бабушка в Славгороде, на содовом заводе. А когда вернулись, жили в селе Локтёнок, тут, недалеко от Краснозёрского, — говорит Анна Додонова. — У папы тоже судьба была сложной. У него мама умерла, когда ему было два года, а в шесть лет их выселили вот сюда. Отца его сразу забрали в трудармию, а он вынужден был работать водовозом. Всякое бывало — и обмораживался, и бочки на себя опрокидывал. Ну, ребёнок ведь был совсем! Но что характерно для моих родителей — они были очень трудолюбивые и мастеровые, поэтому деревенские на них посмотрели и приняли.

 

3.jpg

 

Анна Гербертовна — потомок поволжских немцев. В Краснозёрском районе она хранит и возрождает их культуру

 

Она продолжает рассказывать о папе, который стал талантливым плотником (и показывает на крепкий буфет ручной работы, стоящий в школе), и маме, научившей вязать и вышивать добрую половину села. А затем вновь возвращается к печальной дате 28 августа — у российских немцев к ней особое отношение:

 

— Был обычный рабочий день, коров выгнали на выпаса, подоили… И вдруг страшная весть прилетела, подписанная Сталиным, — «выселить без права возврата назад».

 

По воспоминаниям мамы, их грузили в вагоны-товарняки, скотские вагоны, набивали буквально доверху. Их грузят, а за ними скот бежит. Но не все смогли уехать, стариков и больных оставили — там и смерть они свою нашли, а некоторые и дороги не перенесли. Поезд останавливался тогда, когда нужно было, тут же покойников складывали и уезжали. Это было трудное время, и сегодня об этом говорят очень мало, например, о трудовых колониях. Ладно, не хотят сейчас признавать тружениками тыла тех немцев, которые были тут, работали в деревнях, признайте хотя бы тех, которые были в трудовой армии. Но нет, никаких почестей, вообще ничего.

 

Сейчас в селе Краснозёрское остались Анна Додонова и её 90-летняя мать. Другие родственники, по её словам, разъехались кто куда, но, как с гордостью подчёркивает заведующая центром, никто в Германию не вернулся, потому что «родину дважды не выбирают».

 

4.jpg

 

В Центре немецкой культуры висит карта Новосибирской области с отмеченными на ней поселениями, где живут в настоящее время российские немцы. Чем крупнее звёздочка, тем плотность немецкого населения здесь выше

 

Такой выбор сделали далеко не все семьи когда-то ссыльных немцев, и, по признанию Анны Гербертовны, «многих талантливых людей» район всё-таки потерял — они переселились в Германию. В основном это врачи и учителя.

 

В последний год отток из Краснозёрского района усилился, всё дело, как считает она, в нехватке рабочих мест. Когда-то здесь функционировала швейная фабрика и пять строительных организаций, а также хлебозавод и мясокомбинат, сейчас эти предприятия закрыты.

 

— Отсюда они уехали прекрасными специалистами, а туда приехали — почву из-под ног выбили. Потому что самый большой пробел, я считаю, в том, что они не знали языка. А что такое не уметь говорить в другой стране на языке? — задаётся вопросом она. — Всё-таки жалею я, что такие центры, как наш, появились так поздно. Раньше нужно было эту деятельность начинать, тогда, возможно, и оттока немцев такого бы не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Деревня со старинной землянкой

 

Село Локтёнок — крохотное, всего 450 жителей. Оно лежит примерно в 15 километрах от Краснозёрского и в годы войны оказалось в числе тех поселений, которые приняли депортированных немцев из Поволжья.

 

А ещё село примечательно тем, что здесь сохранилась настоящая землянка, построенная ссыльным немцем, отцом Марии Федорко. Её она ласково называет «избушкой» и следит за тем, чтобы та не завалилась окончательно. Ежегодно посмотреть на избушку, в которой прошло детство, приезжают родственники Марии Ивановны из Германии. А сама Мария Ивановна каждое лето переезжает из Краснозёрского в Локтёнок, как на дачу — вести хозяйство на участке, где когда-то строили новую жизнь её ссыльные родители.

 

5.jpg

 

Землянку, теперь уже завалившуюся, построили в 1949 году

 

О том, как родителей сослали в Сибирь, она знает с рассказов старшей сестры Розы, которой в 1941 году было всего три года. Розу, родителей, парализованную бабушку и ещё двух детей везли на поезде почти месяц. В пути они выменяли все ценные вещи на еду, а спустя некоторое время после прибытия в Сибирь умер старший ребёнок, так и не переживший трудную дорогу. Затем отца Марии Ивановны забрали в трудармию:

 

— Папа вернулся в 1948 году. Он такой худой тогда был, что его жена, моя мама, даже не узнала. В трудармии он провёл семь лет, их там кормили всего раз в день, а работали — от темна до темна. И вот вернулся он, а спустя год построил эту землянку. В ней мы жили ввосьмером, в двух комнатах. Чтобы мы все умещались, папа для младших построил такие кроватки на колёсиках. Мы на день их задвигали за большую кровать и вот играли, а папа плотничал, мастерил. Ну, как играли, кукол ведь не было. Поэтому заворачивали вот так фуфайку, завязывали платок — и вот тебе кукла.

 

Уже в 60-х годах её отец построил на участке деревянный дом — там чета Адам прожила вплоть до 2014 года, успев отметить бриллиантовую свадьбу. Быт, заботливо устроенный родителями в этом доме, Мария Ивановна решила не менять: здесь побеленные стены, накрахмаленные салфетки и занавески, деревянные кровати, построенные главой семейства, и сервант, в стёкла которого она заботливо вставила чёрно-белые фотографии молодых родителей. Сохранилась даже скрипящая табуретка, которую родители захватили в тот самый поезд-товарняк для парализованной бабушки. «Стулочкой», по словам хозяйки дома, уже никто не пользуется, она скрипит и вот-вот развалится — ей почти сотня лет.

 

6-2.jpg

 

На контрасте со старенькой землянкой богато смотрится деревянный дом, который построил отец Марии Ивановны в 60-х годах. Почти всю мебель, по её признанию, он сделал своими руками. Ею продолжают пользоваться даже спустя полвека.

 

ae092df4de2c2ce6b71664aaa091ddf61f75200d_727.jpg

 

В этом доме родители Марии Ивановны отметили золотую и бриллиантовую свадьбы. Сейчас их уже нет в живых.

Даже почти вековую табуретку, которую родители взяли с собой в поезд, здесь бережно хранят.

 

7.jpg

 

Так выглядит немецкий кухен — его Мария Ивановна печёт по рецепту своей мамы

 

Сейчас в этом доме проводит лето Мария Ивановна вместе с супругом Виктором Васильевичем, который иронично замечает, что семья у них интернациональная. «Вот как интересно получается, я украинец, Маша — немка, а дети у нас русские».

 

— В Германию переезжать не хочу, вот не знаю почему, но не хочу. Наверное, я патриот своей Родины. А тут дети уболтали: «Мам, давай-давай», ну я документы и подала. И что? Мне пришло одобрение, а им — отказ, так как русские они, — машет рукой она.

 

В Краснозёрском Мария Ивановна вышла замуж за Виктора Васильевича. Он по национальности украинец. Виктор Васильевич — гармонист, без которого не обходится любой праздник. А несколько лет назад он начал писать стихи и даже сочинил песню про Краснозёрку.

 

А вот пять сестёр Марии Ивановны переехали в Германию, но и уехав из Сибири, стараются как можно чаще бывать на родине, навещать завалившуюся в этом году избушку.

 

— Двери в ней не открываются уже, стены вот-вот завалятся, проседает она всё-таки. Но рука не поднимается её убрать, это же память такая, — замечает нынешняя хозяйка землянки.

 

Как в рабочем посёлке вырос храм в готическом стиле

 

Пару лет назад в истории российских немцев, сосланных в Сибирь, появилась новая знаковая достопримечательность — это католический приход, он же кирха. Он стоит в селе Краснозёрское, недалеко от вокзала. Это, как говорит Анна Гербертовна, сделано специально, чтобы приезжающим в их рабочий посёлок туристам было удобно сразу добираться до храма. Сразу за забором прихода расстилается аккуратное кладбище.

 

8.jpg

 

Но его остроконечный шпиль возвышается над посёлком.

 

— Не возродим мы свою культуру, если не построим свою церковь. Так мы решили, когда только-только задумали устроить Центр немецкой культуры. Из истории мы знаем, что немцы расселялись по верованиям. Менониты в основном живут в Неудачном (село в Татарском районе. — Прим. ред.), а у нас тут лютеряне и католики. Мы посмотрели, что католиков больше, и решили строить именно католический храм.

 

«Заметьте, общее желание нас так объединило, что даже вероисповедание не стало яблоком раздора. Всё-таки душа наша просила храма», — говорит Анна Додонова, стоя в небольшом внутреннем дворике у кирхи.

 

Затем немцы получили благословение епископа Иосифа Верта, а дальше начался длительный этап строительства. В появлении католического прихода, как отмечает заведующая Центром немецкой культуры, участвовали даже некатолики.

 

Настоятель прихода — отец Франческо Бертолина прибыл в Сибирь из Италии. Он, как замечает Анна Гербертовна, в России уже более 30 лет, сумел привыкнуть к холодным сибирским зимам и «считает себя больше россиянином, чем итальянцем».

 

— Мы все праздники, все памятные даты здесь отмечаем. Особенно с 24 на 25 декабря — это Святая ночь. Мы идём в приходской дом, там у нас чаепитие, а здесь, в храме — песнопения. Да и на другие праздники мы обязательно идём в храм, освящаем, правда, не куличи, как у вас, а свои кухен, — переходит она на немецкую речь. — А в траурные дни, 28 августа, у нас здесь проходит панихида.

 

10.jpg

 

В Краснозёрском есть небольшой мемориальный камень, который установили, чтобы увековечить печальную дату — 28 августа

 

В глаза бросается остроконечный шпиль нового храма, который действительно возвышается над другими постройками посёлка, — приход специально строили в характерном готическом стиле.

 

— Ценность нашего храма заключается в том, что он построен из кирпичиков, на которых написаны имена наших родителей, всех наших российских немцев. Мы писали всех-всех-всех. И поэтому когда заходишь в наш храм, ощущаешь тепло. Кажется, что наши предки со всех сторон смотрят на нас и говорят: «Остепенитесь, будьте дружнее и любите то, что вы создали».

 

СКГ

 

Фото: Александр Ощепков

 

Полный текст статьи на НГС

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"свободно говорят на немецком языке, на котором ещё недавно было запрещено разговаривать" - после этого читать дальше не захотелось. Остыла - прочитала, хороший репортаж, но к чему было начинать его откровенным враньем?

 

Знаете, худшее в СССР было не недостаток колбасы, а вранье и тупость официальной пропаганды. Для верующих - подмена Бога социальной религией. Но то, что нынче говорят и пишут про Советский Союз - еще лживее и тупее, нежели та пропаганда. Удивительно ли, что масса людей во всех странах (меньше всего, наверное, у нас, мы все-таки переболели) начинает ностальгировать по тому государству, о котором так тупо врут. Спасибо идиотам за пиар социализма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Светское СМИ. Из песни слов не викинешь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается пропаганды, то наша еще не самая тупая, как показывает современность.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается пропаганды, то наша еще не самая тупая, как показывает современность.

 

Это Вы еще мягко определили, Neta ;)

Не-наша иной раз настолько тупа, что невозможно представить человека, способного в это поверить, а ведь верят же, если судить по "мордокниге", любой чуши верят :o

Ладно, оставим.

 

В Омскую область тоже немцев Поволжья высылали, и в 70-х там было немало "немецких" деревень. Население, в основном, было смешанное, и люди, и поселения в принципе такие же, как и условно "русские", никаких "Кукуй-слобод" :). Конечно, многие "потеряли" немецкий язык, но вовсе не потому, что кто-то его запрещал. Католиков среди немцев было исчезающе мало, если верить статистике. Лютеране и баптисты по большей части. Молельных домов - с воробьиный нос, но преследованиям подвергались только иеговисты, независимо от национальности.

С храмами, конечно, всем было несладко. Омск в те годы уже был миллионником, действовал единственный православный храм на весь город :huh:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...