Перейти к содержанию

Как возник обычай коронования чтимых образов Богоматери


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Coronacja_1.jpg

 

Как возник обычай коронования чтимых образов Богоматери? Историк из Литвы раскрывает смысл и динамику этого многомерного процесса

 

Иконописные или скульптурные изображения Богоматери с Младенцем, увенчанные коронами, можно увидеть во многих европейских городах. Большинство воспринимают золотые королевские венцы как знак особого почитания того или иного образа либо как его пышное декоративное оформление. Профессор исторического факультета Вильнюсского университета, доктор исторических наук, экс-посол Литвы в Ватикане и при ЮНЕСКО Ирена Вайшвилайте смотрит на эти короны иначе – она исследовала венчание образов Богоматери «папскими коронами» в Речи Посполитой не как феномен истории искусства, а как явление религиозной жизни и социально-политической истории. С докладом на эту тему историк выступила 3 сентября на онлайн-семинаре, устроенном Центром по изучению истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН.

 

Coronacja_5.jpg

 

В начале встречи докладчица предупредила, что выбранная ею тема – анализ феномена публичного торжественного венчания образов Богоматери и специфика этого феномена в Речи Посполитой – «немножко экзотическая, чисто католическая», а само явление – «чисто контрреформационное». Как известно, Реформация оспаривала культ Богоматери, кальвинисты вообще отказывались от любых образов. Как бы в ответ на это на рубеже XVI-XVII вв. капуцины в Италии начинают собирать средства для украшения золотой короной известного образа Богоматери. Первое известное венчание состоялось в 1601 году в Парме, по инициативе капуцина Паолуччи ди Камболи, в присутствии церковного прихода. Исследовательница отметила, что это венчание стоит воспринимать в контексте «народной проповеди» на пограничных территориях Северной Италии, где католики соседствовали с поселениями, которые испытывали сильное влияние Реформации.

 

Уже в 1631 году в соборе Святого Петра в Риме Папа Урбан VIII венчал чтимый образ Мадонна делла Феббре. Эта церемония состоялась благодаря знатному и набожному выходцу из Пармы – маркизу Алессандро Cфорца Паллавичини. Он оставил завещание и большие финансовые средства капитулу Ватиканской базилики с тем, чтобы венчания особо чтимых образов в Риме и в Папском государстве были продолжены. В завещании оговаривалось, что золотыми коронами предполагается украшать не только иконописные изображения Богоматери, но и образы на холсте, круглые скульптуры, барельефы. Главное условие – образ должен быть старинным, почитаемым в народе и чудотворным. Поэтому предварительно проводилось необходимое расследование, изготавливались короны и устраивалась небольшая церемония с пением псалмов и шествием с почитаемым образом. Уже к середине XVII века так называемые «папские венчания» стали очень престижными и востребованными во всех государствах Италии.

 

Coronacja_2.jpg

 

С расширением запроса на такую коронацию развивается и сам обряд, продолжила профессор. К 1660-м годам капитул Ватиканской базилики создает особый литургический чин для этого торжества. В Сиене сохранился документ того времени с четкой последовательностью действий и распределением ролей. Первые роли играют священнослужители. Церемония занимает несколько дней, участники могут получить индульгенции. Публично подписывается нотариальный акт о том, что корона никогда не будет снята с образа. Обряд занимает два дня: Вечерня, собственно коронация, торжественная Месса, процессия, которая идет с образом по городу. Всё это может сопровождаться военными парадами, стрельбой из пушек, концертами, памятной чеканкой монет и медалей, народными гуляньями. Церковные и светские власти города вместе организовывают подобное торжество.

 

В 1717 году состоялась первое венчание за Альпами, в Речи Посполитой. Короной был увенчан самый почитаемый Ченстоховский образ Божией Матери. О праве венчания перед Ватиканским капитулом ходатайствовал польский король Август II. По словам историка, это торжество должно было знаменовать возвращение к власти ранее отстраненного короля – бывшего протестанта, принявшего католичество. В контексте этих событий Ченстоховская икона Богоматери трактуется как покровительница монарха. После этого акта в Речи Посполитой фиксируется «прямо взрыв стремления короновать Богородичные образы по всей территории», отметила докладчица. Через год золотые короны были возложены на чтимый образ в Тракае, потом в этот процесс включаются окраины, в том числе – бывшая территория Великого княжества Литовского (Красная Русь). Всего до уничтожения Речи Посполитой на ее землях было увенчано 26 образов Богоматери. Это беспрецедентное количество для одного государства, отметила Вайшвилайте. Коронования Богородичных образов отмечены и в греко-католической среде.

 

Coronacja_3.jpg

 

Основную роль в этом процессе играла знать, и торжественные церемонии должны были подчеркнуть ее мощь, благочестие и значение. При хрупкости королевской власти в Речи Посполитой Богоматерь в XVIII в. воспринимается не только как покровительница христиан, но и «как бы второй монарх, чья власть не подвержена переменам». Такой смысл коронования отмечается и в XIX веке, когда Царица Небесная уже почиталась как правительница не имевшей династической монархии и потерявшей государственность Польши. А в 1908 г. польская Церковь получает от Папы разрешение включить в одну из двух основных молитв к Богоматери именование: «Королева Польского королевства». Эта инвокация существует везде, где существуют польские католические общины. Важно вспомнить, что в годы коммунистического режима в Польше, при кардиналах Вышинском и Войтыле, образ Ченстоховской Божьей Матери почитался и как «альтернатива светской власти».

 

Исследовательница сообщила также, что церемонии венчания образа Богоматери происходят до сих пор, но сейчас они не носят столь пышного характера. Так, подобное торжество состоялось в 2018 г. в Беларуси, и Конференция белорусских католических епископов испросила у Папы разрешения использовать инвокацию «королева Беларуси».

 

Coronacja_6-654x1024.jpg

 

Проследив также механизм финансирования и «легализации» подобных церемоний, профессор нашла корреляцию с процессом «централизации набожности в Католической Церкви». Если в XVII в. золотые короны изготавливаются в Италии на проценты с капитала маркиза Паллавичини, то в XVIII в. с подачи Речи Посполитой все расходы на церемонии и изготовление корон берут на себя те, кто запрашивает коронацию, а от Папы ожидается только разрешение. Таким образом местные культы Богоматери тоже привязываются к собору Святого Петра в Риме. Что касается современной практики, то, по словам докладчицы, «Папа Франциск не такой большой любитель вертикали власти, он предпочитает, чтоб не всё решалось в Ватикане, чтобы Поместные Церкви имели больше прав, в том числе и на культовые решения». Поэтому и разрешение на именование «королева Беларуси» было получено без больших сложностей. Папа Франциск благословляет короны, но сам не коронует – он делегирует это право местным епископам.

 

Coronacja_4.jpg

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Narh5fySqVY.jpg?size=604x403&quality=95&sign=f3049e0779e2ebafddacbc8588949cf1&type=album

 

Ощутить близость Богородицы

 

Центр Польши – это Ченстохова, а каждый пульс жизни в стране связан с Богородицей (...). Никто из нас не является сиротой в мире, полном сирот. Никто не является сиротой, когда рядом – непревзойденная в сочувствии Матерь Божья...

 

(Папа Франциск по случаю 300-летия коронации иконы Ченстоховской Богородицы, 2017г. )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

madonna-getty-Jasna-Gora-.jpg

 

300-летие коронации Ченстоховской иконы в Польше отметят как государственный праздник

 

Нижняя палата польского парламента приняла пакет резолюций, согласно которым 2017 год объявлен годом общегосударственного празднования 300-летнего юбилея проведения первой церемонии коронации главной святыни Польши — чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Ченстоховская». Об этом сообщает Catholic News Agency.

 

«Будучи убежденным в особой важности для нашей Родины почитания Девы Марии — не только в религиозном, но и социальном, культурном и патриотическом аспектах, Польский Сейм провозглашает 2017 год годом 300-летия коронации образа Девы Марии Ченстоховской», — приводит издание текст официального постановления.

 

Ранее, в середине декабря 2016 года, парламент Польши принял резолюцию, в которой, в частности, было заявлено: «образ Божией Матери из Ясной Гуры… — одно из важнейших религиозных и материальных сокровищ нации».

 

В ноябре прошлого года в Санктуарии Божьего Милосердия, расположенном в краковском районе Лагевники, состоялась церемония интронизации Христа, в рамках которой Иисус Христос был провозглашен королем и владыкой Польши.

 

В торжественной церемонии тогда принял участие президент страны Анджей Дуда (Andrzej Duda).

 

Был зачитан «Акт принятия Иисуса Христа как Царя и Господа» — специально составленная молитва. Содержащиеся в ней обеты повторили все присутствовавшие в Санктуарии.

 

«Бессмертный Царь Веков, Господь Иисус Христос, наш Бог и Спаситель! В этом юбилейном году 1050-летия Крещения Польши, в год внеочередного Юбилея милосердия, мы, поляки, стоим перед Тобой вместе с нашими властями духовными и светскими, чтобы признать Твое Господство, подчиняться Твоему Закону, доверить и посвятить Тебе нашу Родину и весь народ», — говорилось в тексте Акта.

 

28052035952_1a2e7fd5ca_b-300x200.jpg

 

Коронация Ченстоховской иконы

 

Коронация иконы — это акт признания особого почитания того или иного чудотворного образа. Коронация происходит после издания Папой Римским соответствующей буллы. Во время церемонии на икону возлагают корону или венец, украшенный звездами.

 

Первая каноническая церемония коронации произошла 8 сентября 1717 года. В 1716 году монахи Санктуария Пресвятой Девы Марии Ясногорской — мужского монастыря в г. Ченстохова, в котором хранилась икона, подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от Папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 тысяч паломников.

 

Церемония, состоявшаяся в 1717 году, стала первой коронацией, осуществленной за пределами Рима.

 

Однако задолго до этого, еще 1652 году польский король Ян II Казимир короновал чудотворный образ Девы Марии и провозгласил Ее «Королевой и Заступницей Польши».

 

В позднейшие времена состоялись еще несколько церемоний коронации. Так, например, коронация имела место в 1910 году после публикации соответствующей буллы Папы Пия X, а также в 2005 году при св. Иоанне Павле II.

 

Технологии и молитвы

 

В преддверии юбилейного года по заказу Конференции польских католических епископов было создано специальное мобильное приложение, пользователи которого ежедневно будут получать рассылку с духовными текстами, названными «размышлениями Марии». Рассылка будет приходить в 9 часов вечера, перед наступлением часа «Ясногурской молитвы» — времени, когда поляки-католики призваны возносить специальную молитву Божией Матери о заступничестве.

 

Католические епископы Польши также призвали верующих отметить юбилейный год «духовными дарами», посвященными Деве Марии, — принятием на себя молитвенных обетов, обязательством принять участие в таинстве исповеди или отказом от пагубных привычек, таких как наркотики или порнография.

 

1531-4814-864-300x200.jpg

 

Ченстоховская икона Божией Матери

 

Ченстоховская икона — чудотворный образ Богородицы, написанный, по преданию, святым евангелистом Лукой. Из-за темного оттенка лика получила в народе название «Черная Мадонна».

 

Местом пребывания и центром почитания иконы является монастырь Ясна Гура (польск. Jasna G?ra) в польском городе Ченстохова — обитель ордена св. Павла Первого Отшельника (паулинов) и крупнейший религиозный центр страны.

 

По преданию, когда в 326 году святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона, хранящаяся в Ченстохове, создана в Византии в IX—XI веках.

 

История иконы, подкрепленная документальными источниками, прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После того как к Польше отошли западнорусские земли, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону в Ясну Гуру, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. С этого времени получила свое нынешнее название.

 

В начале XV века монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.

 

В 1655 году Ясну Гуру осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъем в стране, который привел к изгнанию шведов из Польши.

 

1 апреля 1656 года во Львове король Ян Казимир провозгласил Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши.

 

Размеры чудотворного образа составляют 122,2?82,2 см. Икона относится к типу «Одигитрия».

 

Источник: Rublev.com

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...