Перейти к содержанию

Суббота — День Покоя


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

119810704_3684759641537102_7775371936438713162_n.jpg?_nc_cat=105&_nc_sid=110474&_nc_ohc=vKbJSGTtbKEAX-Uaej5&_nc_ht=scontent-frx5-1.xx&oh=8f97adb5f97900b353d90d4e9f4b0fcd&oe=5F8C5913

Крипта Никольского Собора во Фрибурге (Швейцария) Субботний Покой

 

Сегодня — день субботний. Суббота по Библии — день покоя. В субботнем дне приоткрывается суть божественного бытия. Бог — существует. В ответ на вопрос Моисея, каково Его имя, Бог отвечал: «Я — сущий» (Исход 3,14). Сегодня мы знаем, что точное значение сказанного Богом, не просто «Сущий», но «Тот, Кто Будет Быть». Ведь Бог — единственный, кто есть, причем не только есть, но будет быть. Кто может сказать о Себе в будущем времени.

 

Вопреки мнению философов, у библейского Бога нет целеполагания. Он есть. Не поддается причинности. Не может стать инструментом. Не может превратиться в вектор. Не имеет смысла жизни, как этот смысл имеется у, пожалуй, всякого другого бытия и существа. «Всего лишь» есть. «Всего лишь» будет быть. И в этом «всего лишь» — Весь Он.

 

Величайший дар творения Богом мира из небытия по отношению к человеку заключается в творении его по образу Божию, а значит в отражении в человеке величайших божественных качеств. Одно из которых есть праздность, умение просто быть. И горе тем, кто во все времена пытался превратить человека в достижение или инструмент, превратить в вектор, направить на те или иные цели. Бытие человека по образу божественного бытия раскрывается в Покое.

 

День субботний — день отображения божественного покоя. Люди по-разному пытались отображать или воплотить покой — эту Праздность Бога. Успокоение Бога от всех дел изображалось в субботней праздности по Закону. Отображалось в молитве и праздновании Церкви.

 

В субботний день покоя Община призывается к новому осмыслению того, что же значит покой. Суббота есть день поминовения. День молитвы за тех, кого с Общиной больше нет. Община просит Господа даровать «вечный покой». Во всех религиозных словах присутствует упразднение языка. Здесь понятия перестают передавать содержание. Не отражают или более не способны отражать настоящий действительный смысл. Таково и понятие покоя. Ведь пожелание «вечного покоя» - это не биологическая, историческая, биографическая, или любая другая бесконечная память, по пожелание самой полноты жизни, блаженства, божества. Желания существования, по образу Божественного Покоя. По образу того, как оно присуще Самому Богу.

В субботний день Община особенно просит за тех, за кого некому помолиться. За тех, кто, на время, вошел в иной, неправильный покой, Покой забвения. Община верит, что он временен. Община молится за тех, о ком некому вспомнить. Особенный покой страдания забвения. Перед людьми, перед Историей, перед человеческим измерением Церкви. Библейски едва ли объяснимое забвение при жизни, и явное и очевидное забвение по смерти. Субботняя молитва Церкви, и пожелание покоя, адресовано прежде всего тем, за кого некому помолиться. В пожелании «Вечного Покоя» раскрывается пожелание ближним богобытия.

 

Призвание человека, согласно Писанию, раскрывается в богобытии. В жизни, наслаждении и блаженстве покоем без всякого целеполагания. К этой без-суетности стремились подвижники, аскеты, все те, кто так жаждал покоя. «Как можно меньше беспокойства», - девиз, которым дышит человек. В этом человек несомненно противоположен ангелам, которые, в своем выполнении положенного, в своей предельной векторности, и даже в славословии, согласно Апокалипсису, «ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Откровение 4;8). Отличие Ангелов от людей — и в беспокойстве и в покое. Ангельское бытие как само беспокойство славословия Бога...

 

Община в повседневности призывается к поиску покоя. К поиску отражения божественного бытия — которое в особенных святынях и святых местах называется «намоленностью» - по сути же является присутствием христианского призвания. Божественный субботний покой да отражается в покое и спокойствии жизни в Его присутствии. Отражается для беспокойного и находящегося в беспокойстве мира в покое Церкви и тех, кто в Ней.

 

Общины не должно быть много. В примере Не Гордого Бога. Ведь Он — не зрим. И большинство людей Его не видит. Живет Его отсутствием, пусть даже если в Него верит. Живет в Его отсутствии, Не зная, что Он есть, и глубже самого глубокого, что в человеке. «Мы им живем и движемся и существуем», - по слову Павла (Деяния 17,28). Учиться не присутствию в присутствии, учиться присутствию в не присутствии и призвана Община. «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою Вас: научитесь от Меня (…) и найдете покой» (Мф.11,27-29).

 

иерей Августин Соколовски / Dr Augusti Sokolovski

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

Раз спрашивали о субботе, приведу следующий текст:

 

Фома Аквинский "Разъяснение десяти заповедей" (Collationes in decem praeceptis)

 

Третья заповедь

 

“Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:8)”

 

Это третья заповедь закона, и она более чем уместна. Ибо в первой заповеди нам предписано поклоняться Богу в наших сердцах, и заповедь состоит в том, чтобы поклоняться одному только Богу: “Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”. Во второй заповеди нам велено почитать Бога словом: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”. В третьей же заповеди нам предписано почитать Бога делом. И эта заповедь звучит так: “Помни день субботний, чтобы святить его”. Итак, Бог восхотел, чтобы был назначен определенный день, в который люди направляли бы свои умы на служение Господу.

 

И для этой заповеди есть свои пять причин. Первая причина (1) заключается в том, чтобы было отброшено заблуждение. Ибо Святой Дух предвидел, что в будущем некоторые люди скажут, что мир существовал всегда. “Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою” [2 Пет 3:3-5]. Поэтому Бог пожелал, чтобы один день был выделен в память о том, что Он сотворил все за шесть дней, а на седьмой день Он почил от создания новых творений. Вот почему Господь поместил эту заповедь в закон, сказав: “Помни день субботний, чтобы святить его”. Иудеи свято соблюдали субботу в память о первом творении, но Христос в Своем пришествии произвел новое творение. Ибо первым творением был сотворен земной человек, а вторым - небесный: “Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь”. [Гал 6:15]. Это новое творение происходит по благодати, пришедшей через Воскресение: “Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения”. [Рим 6:4-5]. И таким образом, поскольку Воскресение произошло в день Господень, мы священнопразднуем этот день подобно тому, как евреи соблюдали субботу в связи с первым творением.

 

Во-вторых (2), эта заповедь была дана для нашего наставления в вере в Искупителя. Ибо плоть Христа не была подвержена тлению во гробе, и поэтому сказано: “Даже и плоть моя успокоится в уповании” [Пс 15:9]. “И не дашь святому твоему увидеть тление” [Пс 15:10]. Поэтому Бог пожелал, чтобы соблюдалась суббота, и чтобы точно так же, как жертвы Ветхого Закона означали смерть Христа, так и тишина субботы означала покой Его тела во гробе. Но сейчас мы не соблюдаем этих жертвоприношений, потому что с приходом [новой] реальности и истины образ этот должен прекратиться подобно тому, как тьма рассеивается с восходом солнца. Тем не менее, мы соблюдаем субботу в почитание Пресвятой Богородицы, в которой оставалась твердая вера в ту самую субботу, когда Христос был мертв.

 

Третья причина заключается в том, что эта заповедь была дана для того, чтобы укрепить в нас и предвещать нам исполнение обетования покоя. Ибо нам действительно был обещан покой: “И будет в тот день, Бог даст вам покой от ваших трудов, от ваших потрясений и от тяжкого рабства, в котором вы пребывали” [Ис 14:3][1]. “Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных”

[Ис 32:18].

 

Мы надеемся на отдохновение от трех вещей: от трудов нынешней жизни, от потрясений искушениями и от рабства дьяволу. Христос обещает этот покой всем, кто придет к Нему: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” [Мф 11:28-30].

 

Однако Господь, как мы знаем, трудился шесть дней, а на седьмой почил, потому что необходимо завершить работу по ее окончании: “Видите своими глазами: я немного потрудился – и нашел себе великое успокоение” [Сир 51:35]. Ибо период вечности превосходит настоящее время несравненно больше, чем тысяча лет превосходит один день.

 

В-четвертых (4), эта заповедь была дана для разжигания нашей любви: “Ибо тленное тело отягощает душу” [Прем 9:15]. И поэтому человек всегда устремляется вниз, к земным вещам, если только он не пользуется средствами, чтобы подняться над ними. А для того, чтобы подняться [над вещами бренного мира] нужно определенное время; и некоторые делают это постоянно: “Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих” [Пс 33:2]. И еще: “Непрестанно молитесь” [1 Фес 5:17]. И такие [как бы] постоянно наслаждаются субботой. Есть и другие, которые делают это (то есть возбуждают любовь к Богу) в течение определенной части дня: “Семикратно в день прославляю Тебя” [Пс 118:164]. И некоторые, чтобы не быть полностью отделенными от Бога, считают необходимым иметь определенный день, чтобы не стать слишком теплохладными в своей любви к Богу: “ Если ты… будешь называть субботу отрадою..., то будешь иметь радость в Господе” [Ис 58:13-14]. И еще: “тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое” [Иов 22:26]. И, соответственно, этот день отведен не только для развлечений, но и для того, чтобы восхвалять и молиться Господу Богу. Поэтому святой Августин говорит, что в этот день меньшее зло пахать, чем играть.

 

Наконец, нам эта заповедь дана для того, чтобы мы проявляли доброту к тем, кто нам подчиняется. Ибо некоторые так жестоки к себе и к другим, что непрестанно работают ради денег. Это особенно верно в отношении евреев, которые отличаются наибольшей жадностью. “Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты” [Втор 5:12-14]. Итак, эта заповедь была дана по всем этим причинам.

 

 

 

[1] СП: И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От чего мы должны воздерживаться в субботу

 

Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:8)”. Мы уже говорили, что мы, христиане, соблюдаем воскресенье и все основные праздники так же, как евреи свяшеннопраздновали субботу. Теперь следует рассмотреть, как нам следует вести себя в эти дни. Мы должны знать, что [строго говоря] Бог сказал не “соблюдай” субботу, но “помни день субботний, чтобы святить его”. Слово “святой” можно понимать двояко. Иногда “святой” (освященный) - это то же самое, что чистый: “но омылись, но освятились” [1 Кор 6:11] (то есть стали святыми). С другой стороны, иногда “святой” относится к вещи, связанной с поклонением Богу, как, например, место, время года, облачения и святые сосуды. Поэтому мы должны священнодействовать праздники этими двумя путями, то есть через очищение и через отдачу себя богослужению.

 

Мы рассмотрим две вещи, касающиеся этой заповеди. Во-первых, что в день празднования субботы следует избегать [делать], а во-вторых, что мы должны делать. И остерегаться мы должны трех вещей.

 

Первая вещь – это физическая работа или работа, подобающая рабам: “Не занимайтесь работою, подобающей рабам, но святите день субботний”[1] [Иер 17:22]. И так же сказано в Законе: “Никакой работы, подобающей рабам, не делайте [в этот день]”[2] [Лев 23:25]. Итак, работа, подобающая рабам – это физическая работа; в то время как “свободная работа” (то есть не рабская работа) выполняется душой, например, к такой работе относится упражнение мышления и другое подобное ему. И никто из людей не может быть рабски привязан к выполнению такого рода работы [в день субботний].

 

[Когда физический труд законен].— Однако следует знать, что физическая работа может выполняться в субботу по четырем причинам. Первая причина – необходимость. Поэтому Господь простил учеников, срывающих колосья в субботу, о чем мы читаем в Евангелии от Матфея (12:3-5). Вторая причина – это когда работа делается для служения Церкви; и это мы видим в том же Евангелии, что священники делали все необходимое в храме в день субботний. Третья причина – это благо нашего ближнего; ибо в субботу Спаситель исцелил человека с сухой рукой и опроверг иудеев, которые возражали Ему, приведя им пример овцы в яме (“там же"). И четвертая причина – вышний авторитет. И таким образом, Бог повелел иудеям обрезаться в субботу [Ин 7:22-23].

 

Еще одна вещь, которую следует избегать в субботу,—это грех: “Берегите души свои и не носите бремени в день субботний”[3] [Иер 18:21]. Эта тяжесть и бремя на душе – грех: “Беззакония мои… как тяжелое бремя отяготели на мне” [Пс 37:5]. Итак, грех - это работа, подобающая рабам, потому что “всякий, делающий грех, есть раб греха” [Ин 8:34]. Поэтому, когда сказано: “Никакой работы, подобающей рабам, не делайте [в этот день]” [Лев 23: 25], это можно разуметь [в том числе] по отношению ко греху. Таким образом, человек нарушает эту заповедь в том числе тогда, когда совершает грех в субботу; ибо Богу наносится оскорбление и работой, и грехом. “Субботы и другие праздничные собрания не могу терпеть”. И почему? Потому что “ваши собрания порочны. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня” [Ис 1:13-14].

 

Еще одна вещь, которой следует избегать в субботу, - это небрежность: “Ибо праздность научила многому худому” [Сир 33:28]. Святой Иероним говорит: “Всегда делай какое-нибудь благое дело, чтобы дьявол нашел тебя занятым” [Ep. ad Rusticum]. Следовательно, нет пользы человеку соблюдать только главные праздники, если в другие он будет оставаться праздным. “Честь царя любит суд”[4] [Пс 98:4 Вульгата], то есть способность разумения. Поэтому мы читаем, что некоторые из евреев скрывались в пустыне, и их враги напали на них; но они, полагая, что им нельзя защищать себя в субботу, были побеждены и убиты [1 Мак 2:31-38]. То же самое происходит со многими бездельничающими в праздничные дни: “Неприятели смотрят на него и смеются над его субботами” [Плач 1:7]. Но все люди должны поступать так, как поступали те иудеи, о которых сказано: “Кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него” [1 Мак 2:41]

 

 

 

[1] Перевод цитаты св. Фомы: sanctificabis sabbatum, ut non facias in eo opus servile. VC (NV): omne opus non facietis: sanctificate diem sabbati; СП: Не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний

 

 

[2] VC (NV): Omne opus servile non facietis in eo… СП: Никакой работы не работайте

 

[3] СП: берегите души свои и не носите нош в день субботний

 

[4] СП: могущество царя любит суд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что можно делать в субботу.

 

Помни день субботний, чтобы святить его”. Мы уже говорили, что человек должен соблюдать святость праздничного дня, и что “святым” он называется по двум причинам, а именно поскольку он “чистый”, а также “посвященный Богу”. Кроме того, мы указали, от чего мы должны воздерживаться в эти дни. Теперь нужно показать, чем мы должны себя занять [в этот день], и это три вещи.

 

И первая вещь – это принесение жертв. В Книге Чисел (18) написано, как Бог повелел, чтобы каждый день приносили в жертву одного агнца утром и другого вечером, но в день субботний число должно быть удвоено. И это показывает, что в субботу мы должны приносить жертву Богу от всего, что мы имеем: “От Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали” [1 Пар 29:14]. И прежде всего, мы должны принести Богу свою душу, раскаиваясь в своих грехах: “Жертва Богу – дух сокрушенный” [Пс 50:19]; а также молиться об Его благословениях: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое” [Пс 140:2]. Праздничные дни были учреждены для той духовной радости, которая происходит из молитвы. Поэтому в такие дни наши молитвы должны быть более многочисленны.

 

Во-вторых, мы должны принести в жертву свое тело, умерщвляя его постом: “Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую” [Рим 12:1], а также восхваляя Бога: “Жертва хвалы почтит Меня”[1] [Пс 49:23; см также Евр. 13:15]. И поэтому в эти дни наших гимнов должно быть больше. В-третьих, мы должны жертвовать своим имуществом, подавая милостыню: “Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу”. [Евр. 13:16]. И этой милостыни должно быть вдвое больше, чем в другие дни, потому что суббота - день радости общения: “Посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему” [Неем 8:10].

 

Вторая наша обязанность в субботу – быть готовыми к слышанию слова Божия. И это евреи делали ежедневно: “…слова пророческие, читаемые каждую субботу” [Деян 13:27]. Поэтому христиане, чья праведность должна быть более совершенной, должны собираться вместе [в субботу], чтобы слушать проповеди и участвовать в церковной службе. “Кто от Бога, тот слушает слова Божии” [Ин 8:47]. Мы также должны произносить [слово Божие] для других с пользой: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” [Еф 4:29]. Эти две практики полезны для души грешника, потому что они изменяют его сердце в лучшую сторону: “Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?” [Иер 23:29]. А вот если кто не говорит и не слушает [слово Божие] с пользой, то даже у совершенных будет наблюдаться противоположный по характеру результат: “Худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите” [1 Кор 15:33]. “В сердце моем сокрыл я слово Твое” [Пс 118:11]. Слово Божье просвещает невежд: “ Слово Твое – светильник ноге моей” [Пс 118:105]. Оно же воспламеняет теплохладного: “Слово Господне воспламенило его” [Пс 114:19].

 

Третье, что можно делать в субботу - это созерцать божественные вещи. Однако это приличествует более совершенным. “Вкусите, и увидите, как благ Господь!” [Пс 33:9], и это - из-за успокоения души. Ибо как уставшее тело желает покоя, так и душа. Но истинный покой души – в Боге: “Будь для меня Богом, защитником и домом прибежища”[2] [Пс 30:3]. “Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих ”. [Евр 4:9-10]. “Войдя в дом свой, я успокоюсь ею” (т. е., Мудростью) [Прем 8:16].

 

Однако, прежде чем душа достигнет этого покоя, ей должны предшествовать три других покоя. И первый – это отдохновение от греховного смятения: “А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться” [Ис 57:20]. Второй покой - от страстей плоти, потому что “плоть желает противного духу, а дух – противного плоти” [Гал 5:17]. Третий – отдых от мирских занятий: “Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом” [Лк 10:41].

 

И тогда после всего этого душа мирно почивает в Боге: “ Если ты…будешь называть субботу отрадою…, то будешь иметь радость в Господе” [Ис 58:13-14]. Святые отдали все, чтобы обладать этим покоем, “ибо это драгоценная жемчужина, которую человек, найдя, утаил и от радости пошел и продал все, что имел, и купил то поле”[3] [Мф 13:44-46]. Этот покой в истине есть вечная жизнь и небесная радость: “Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я избрал его ”[4] [Пс 131:14]. И к этому покою да приведет нас всех Господь!

 

 

 

[1] СП: Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня

 

[2] СП: Будь мне каменною твердынею, домом прибежища

 

[3] СП: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

 

[4] СП: Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

 

 

СП - текст по синодальному переводу, несколько отличающийся по смыслу от текста, используемого Фомой, приводится для сравнения

VC - текст по Вульгате Клементине

NV - текст по Новой Вульгате

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...