Перейти к содержанию

Октябрь – месяц Святого Розария


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B8%D0%B1-%D0%B8%D0%B8-81725415.jpg

 

Традиция посвящения молитве Розария всего октября восходит в XVI веку, когда христианский флот одержал критически важную для исторических судеб Европы победу над турками под Лепанто. Битва эта состоялась 7 октября 1571 г., но прежде Папа Пий V в своем Бреве Consueverunt (14 XI 1569 г.) призвал весь христианский мир читать Розарий в намерении спасения от магометанского нашествия. Успех в сражении был предписан заступничеству Пресвятой Богородицы и, желая возблагодарить Ее за это, Пий V установил на 7 октября день литургического празднования Деве Марии Святого Розария, а Климент XI сделал этот праздник обязательным во всей Церкви, а также призвал молиться по Розарию весь месяц октябрь, опубликовал в данной связи девять ставших широко известными энциклик об этой молитве.

 

Напомним, что под именем Розария объединена совокупность молитв, посвященных, подобно розам, Пресвятой Богородице. Дни, проведенные Марией на земле, напоминали розы – белые, символизирующие кротость и чистоту; и алые, символизирующие страдания и любовь. Влюбленный в Марию святой Бернард называл Ее Розой из снега и крови. Пытались ли мы когда-нибудь с помощью Розария проникнуть в тайну Ее жизни, присвоить ее себе день за днем?

 

Мы можем сделать это, размышляя о сценах, или тайнах, из жизни Иисуса и Марии, вплетенных в бусинки, на которых мы произносим наше Радуйся Мария. В сценах Розария, поделенных на три (а после издания посвященного Розарию Апостольского послания Папы Иоанна Павла II – и на четыре) части, мы размышляем о различных аспектах Великой Тайны нашего Спасения – Воплощении, земном Служении Христа, Искуплении и Вечной жизни. И в каждой из этих сцен некоторым образом участвует и Пресвятая Богородица.

 

Rosary_Madonna-232x300.jpg

 

Настоящая молитва по Розарию – это не монотонное повторение Радуйся Мария, а любовное созерцание нашей Заступницы. Кроме того, с чтением каждой тайны или даже каждой отдельной молитвы можно связывать определенное намерение. Размышление, которым сопровождается чтение молитв, является обязательным. Оно приносит душе ни с чем несравнимую пользу. Мы научаемся чувствовать то, что чувствовал Христос, и погружаемся в атмосферу трепетного благоговения. Мы радуемся радостям Христа, страдаем при виде Его страданий, предвосхищаем славу Его Воскресения.

 

Чтобы наше размышление было максимально эффективным, необходимо перед тем как произносить «Радуйся, Мария» на каждом десятке бусинок и «Отче наш», помедлить несколько секунд – три или четыре – в безмолвном раздумье, осмысливая соответствующую тайну Розария. Можно размышлять, идентифицируя себя с одним из участников событий, пытаясь представить, что могли чувствовать Иисус, Мария, Иосиф…

 

Таким образом мы сможем «войти» в ту или иную сцену. Наш Розарий станет беседой с Марией, а Она введет нас в общество Своего Сына. Не прерывая своих повседневных трудов, мы проникнем в сокровенный смысл истин исповедуемой нами веры. Размышления, которым можно предаваться везде – в транспорте, на улице, на работе…, – сделают нас улыбчивыми и доброжелательными. Через Марию, мы присвоим себе жизнь Иисуса. Мы возлюбим Его и нашу Небесную Матерь.

 

Deva-Mariya-Svyatogo-Rozariya-181x300.jpg

 

По завершении полного круга молитв на четках, сопровождаемых размышлениями о жизни Христа и Богородицы, мы читаем Литанию Пресвятой Богородице. Иногда к ней можно присоединить еще несколько прошений, принятых в нашей Поместной Церкви, в нашем приходе или отвечающих нашим личным обстоятельствам.

 

Форма литании складывалась постепенно, на протяжении многих веков. В ее основе лежат краткие молитвенные воззвания, первую часть которых произносил священник, а вторую, ответную – верные. Подобные воззвания входили в чин святой Мессы, как и в чин торжественных процессий. Первоначально они были обращены к Иисусу Христу, а затем появились обращения к Деве Марии и Святым. «Зародышем» Литании к Пресвятой Богородице можно считать и исполненные восторга и любви похвалы в Ее адрес в творениях Восточных Отцов.

 

Эту Литанию, теперь обычно читаемую после Розария, впервые стали торжественно исполнять в святилище города Лоретто около 1500 г. (отсюда и ее другое название – Лоретанская Литания), хотя появилась она, несомненное, намного раньше. Затем ее стали петь и в других городах.

 

Каждое из воззваний Литании – это краткое молитвенное восклицание, обращенное к Пресвятой Богородице и воспевающее какое-либо из Ее личных качеств. Эти воззвания, в свою очередь, объединяются в тематические группы, отражающие главные догматы Мариологии – о Богоматеринстве Марии, Ее приснодевстве, заступничестве, царственном достоинстве, и о Ее роли в жизни и благочестии верных. Все эти истины выражены в первой части формулы каждого из молитвенных воззваний.

 

Так, например, величая Марию Sancta Dei Genitrix (Пресвятой Богородицей), мы исповедуем Ее Богоматеринство; называя Ее Virgo virginum (Девой над девами), склоняемся перед Ее вечной и неповрежденной девственностью; призывая Ее как Mater Christi (Мать Христову), признаем Ее глубочайшее и неразрывное единение со Христом – истинным Посредником и Царем, и, следовательно, Ее достоинство Посредницы и Царицы…

 

Пресвятая Дева Мария – это Матерь Божия и Матерь наша. «Богородица» – вот самый главный из Ее титулов. В нем же неявно заключены и все прочие Ее наименования. Мать Христа, Мать Сотворителя и Искупителя, – это одновременно Мать пречистая и целомудренная, непорочная, нетленная, всеблагая, нескверная, Дева всесильная, милосердная, верная…

 

Матерь Божия, Посредница во Христе, неустанно служит людям. Эта Ее посредническая роль отражена в символических наименованиях, величающих Ее Ковчегом Завета и Вратами Небесными, через которые к нам сходит Бог, а мы восходим к Богу; Звездой утренней, в любой ситуации указывающей нам правильное направление движения; Исцелением больных, Прибежищем грешников (как же часто мы так Ее призываем!), Утешительницей скорбящих, Помощью верным…

 

Мария – это Царица вселенной, неба и земли, ибо Она – Матерь Создателя. Ее власти покорны ангелы, святые на небесах, верные, стремящиеся к святости на земле, и вообще все творения. По этой причине мы призываем Ее как Царицу ангелов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, девственниц, всех святых. А заканчивается Литания титулами царствующей особы: Царица без греха зачатая, на небо вознесенная, Царица святого Розария, Царица мира…

 

Мария – это образец добродетели, пример всем нам, а потому мы называем Ее Зерцалом справедливости, Престолом мудрости, Источником нашей радости, Святыней Духа Святого, Святыней славы Божией, Святыней глубокой набожности, Розой таинственной, Башней Давида, Башней из кости слоновой, Домом драгоценнейшим…

 

Одно только перечисление этих славных титулов способно привести в восхищение. Как же велико духовное богатство, которым Бог одарил Марию! Как же должны быть счастливы все те, кому посчастливилось иметь такую Маму! Вот почему мы восхваляем Ее так часто, практически, каждый день. При этом мы можем использовать любое из воззваний Литании в качестве краткого молитвенного восклицания. Таким образом мы засвидетельствуем Марии, как сильно мы Ее любим, и как сильно в Ней нуждаемся.

 

По материалам книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

243104033_4509077992491644_5144886265755302664_n.jpg?_nc_cat=101&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeE3nDkEvBYs67fMjyyQfHrDO4QNP_dyWmU7hA0_93JaZS7kII22XVaIfdMNkeQnIMleHmRFwiROIpgivGG51_k2&_nc_ohc=6VRRa4mW9o8AX9qKAYN&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=9195b2d7e3acfa852c14c74f129e5041&oe=61827055

 

Оружие должно быть по руке, или мой опыт Розария

 

7 октября в Католической Церкви отмечается праздник Девы Марии Розария, а весь месяц октябрь традиционно посвящён молитве на четках, возникновение которой традиция связывает с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году. Свидетельством о том, как открыть для себя новое в молитве, которой уже 800 лет, поделился Сергей Сабсай.

 

Когда год назад Анна-Мария Кудрик позвала меня в воскресную школу рассказать о молитве Розария, я удивился: эта молитва изначально вовсе не была одной из моих любимых, в церковной юности я полюбил литургию часов, розарий же так и не стал «моим». Много позже, лет через двадцать после прихода в Церковь, я начал «осваивать» молитву Розария в период, когда я резко, в стиле «Скандального происшествия в Бриксмилле», ушёл с наёмной работы и начал готовить с нуля своё дело — образовательный проект. Это было время, когда не раз оставалось рассчитывать только на помощь свыше — прекрасный опыт доверия и надежды. В результате за последние лет восемь Розарий стал для меня одним из наиболее универсальных способов молитвы в самых разных обстоятельствах и намерениях; а по свидетельству Анны, та попытка поделиться опытом оказалась небесполезной.

 

Первое, что пришло в голову, чтобы «оживить» молитву розария — на каждом зерне добавлять не одно и то же указание на тайну, над которой размышляешь, но свою особенную фразу, основанную на Библии (например, о Благовещении: «…благословен плод чрева Твоего, Иисус, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово», «…ибо Ты ответила ангелу: да будет Мне по слову твоему», «…ибо Он спасает людей Своих от грехов их»; о Евхаристии: «…Иисус, хлеб истинный, сошедший с небес в Бет-Лехеме — Доме Хлеба», «…хлеб Божий, дающий жизнь миру»). Это побуждает и лучше вслушиваться в Писание, и подробнее размышлять о каждой тайне. Разумеется, это не открытие — позже я прочитал, что именно так молятся картезианцы уже много веков; ну так трудно придумать что-либо новое в молитве, которой восемьсот лет — но можно открыть в ней новое для себя.

 

Разумеется, это довольно рассудочный и рациональный способ молиться — но он тоже является исполнением первой заповеди: «возлюби Господа, Бога твоего… всем разумением твоим». Следующий вариант чтения Розария — несколько более медитативный: использовать его как basso continuo, стабильную основу, поверх которой идёт основная мелодия — читать Розарий, одновременно глазами прочитывая евангельский текст, относящийся к соответствующей тайне. Кому-то это поможет в молитвенном чтении Писания, для кого-то такое совмещение окажется трудным — но тем-то и хорош Розарий, что это молитва живая и разнообразная.

 

Следующий метод чтения Розария — по совету отцов-иезуитов во время игнатианских реколлекций: попробовать вовсе отказаться от рассудочного подхода и просто созерцать тайны розария, наблюдать их — либо со стороны, либо, наоборот, входя в евангельскую сцену, ощущая себя в ней, изнутри. Это опять-таки для кого-то сложно, для иных — легче; все мы разные по складу мышления, характеру, темпераменту, и именно поэтому стоит пробовать разные способы даже одной и той же молитвы.

 

Розарий — не только молитва размышления и созерцания, но и заступническая. «Молись о нас грешных и о таком-то конкретном человеке» — встраивается очень легко. Вот сочетать размышления над евангельскими тайнами и прошения о других — трудно. Но всё равно нащупываешь некую внутреннюю логику: на этих тайнах сейчас кажется актуальным молиться о близких, на этих — о крестниках, на этих — о больных и страдающих… С одной стороны, твоя молитва о людях приобретает ту или иную окраску; с другой — ты можешь по-новому увидеть, о чём та или другая евангельская тайна, через конкретных людей и ситуации.

 

Кстати, православный аналог Розария — богородичное правило, состоящее в прочтении 15 (или хотя бы 5) десятков «Богородице Дево, радуйся…», перемежаемых «Отче наш» и краткими молитвенными воззваниями и посвящённых различным событиям из жизни Богородицы — носит характер заступнической молитвы. Его возводят к VIII веку, а в современной Православной Церкви его оживил св. Серафим Саровский. Заканчивается оно призывом «сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором» — праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как и память Царицы Розария, приходится на октябрь (14-го в РПЦ, 1-го и 28-го у новостильных греков) и также хранит память об избавлении от врагов заступничеством Богоматери. Чем лучше мы, христиане разных конфессий, узнаём друг друга, тем ближе оказываемся.

 

Наконец, с Розарием можно подходить не только к паре десятков евангельских тайн — радостных, светлых, скорбных и славных, но и к другим тайнам Христа и Евангелия, познанию которых Церковь посвящает те или иные праздники. Например, в последний праздник Святейшего Сердца Иисуса у меня сложилась такая десятка Розария:

 

…благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего Иисус,

— чьё сердце боролось до кровавого пота в саду Гефсиманском, чтобы исполнить волю Отца,

— чьё сердце познало беззащитность и боль бичевания,

— чьё сердце вольно приняло страдание и унижение коронования терновым венцом,

— чьё сердце надрывалось от ноши креста,

— чьё сердце молилось о прощении распинающих,

— чьё сердце заботилось о Матери, умирая на кресте,

— чьё сердце простило раскаявшегося разбойника,

— чьё сердце познало богооставленность в смертный час,

— чьё сердце разорвалось от страдания, принятого из любви к нам,

— из чьего пронзённого сердца истекли кровь и вода, как вечный источник благодати.

 

Розарий, за который однажды взялся буквально из послушания Церкви (раз такое множество святых и Пап так настойчиво рекомендуют эту молитву, я хотя бы попробую), оказался очень гибкой, пластичной молитвой, которая откликается на различные нужды и может служить основой для размышления, созерцания, заступничества, в конечном счёте — познания Христа и общения с Ним через любящую Матерь Церкви и в Её сопровождении.

 

«Боже, услышь молитвы наши и по ходатайству Царицы святого Розария даруй нам совершенное разумение тайны спасения», — как молится Церковь в день Пресвятой Девы Марии Розария.

244690555_4509083905824386_2570854427091180479_n.jpg?_nc_cat=107&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeGuOBH_AjEE0_njLGyHXA0SsItbvj2K7jmwi1u-PYruOYfUtXbCTVaOzS4Rd84xZm2JEADeQKtQlLF8wUoDAbJd&_nc_ohc=dk-rVA_aDDEAX86_lHG&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=38d5b408e0346fb6649023ea8a412d4a&oe=6185F066

Автор: Сергей Сабсай, прихожанин прихода Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге, руководитель образовательного проекта «Школа знаний».

 

Рускатолик.рф

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда любила эту картинку. :)

 

- Расслабься, Петре, мама просто пытается помочь.

 

 

244511133_4752906281395194_6747841776229905356_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-5&_nc_sid=8bfeb9&_nc_ohc=MHT43hzCDMcAX-vz7u6&_nc_ht=scontent-hel3-1.xx&oh=2026fe9f695c2f8745e033ad86c52c0d&oe=61642AC5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

6QXekYgkL7A.jpg?size=604x256&quality=95&sign=259384640992d9d4155004ee5df06ccf&type=album

 

Розарий, это молитва – обращение к Марии. Но это также и наша молитва, которую мы читаем вместе с Марией.

Прошу вас: читайте Розарий. Вы – те, кто болен и кто страждет, - не выпускайте четок из рук ваших. Молитва, совершенная в страдании, имеет великую силу.

(св. Папа Иоанн Павел II)

 

Фелицианки Нн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Католической Церкви октябрь - это месяц, посвящённый Пресвятой Богородице и молитве Розария. Напоминаем про замечательный цикл размышлений о тайнах Розария:

 

Славные тайны - http://рускатолик.рф/mysteria-gloriosa/

Скорбные тайны - http://рускатолик.рф/mysteria-dolorosa/

Радостные тайны - http://рускатолик.рф/radostnie-taini-nachalo-spasenia/

Светлые тайны - http://рускатолик.рф/svetlie-taini-rosaria/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

N-f6_LVEy_I.jpg?size=480x350&quality=95&

О Матерь, о Дева, никто не поймет того,
Что непостижимый Бог стал человеком,
Это просто движенье любви и Его неизмеримого милосердия,
Данный нам через Тебя, Матерь, чтобы жить с Ним навеки.

О Мария, Матерь, Дева, небесный Путь,
Через Тебя пришло к нам спасенье,
Всякая благодать изливается на нас через Твои руки.
Лишь подражанье Тебе может меня освятить.

О Мария, Дева, великолепная Лилия,
Сердце Твое для Иисуса было первой дарохранительницей,
Потому что Твое смирение было самым глубоким,
И потому Ты вознесена выше ангельских хоров и выше святых.

О Мария, моя сладкая Матерь,
Отдаю Тебе душу, тело и бедное мое сердце.
Будь хранительницей моей жизни,
А особенно, в смертный час, в последнем сраженье.

/ С. Фаустина Ковальская. Дневник. Божье Милосердие в моей душе 161 /

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...