Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

О католическом моральном богословии - просто


Сообщений в теме: 247

#241 Maxim Bulava

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 804 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 недель назад

Дорогие друзья, Вы не слишком рассердитесь, если я перенесу ответы на ваши вопросы на будущее? Дело в том, что тема обетов у нас впереди будет, но я в данный момент не готов начать освещать ее с ходу. Просто в принципе мне она не так была интересна, как другие, и я из нее уверенно помню только пару базовых движений. Так что тут надо всё специально освежать в памяти, а то и просто изучать.

Но если просто жизненно необходимо, то переключусь.

#242 Дмитрий

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 7 633 сообщений
  • ГородГермания
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 недель назад

Мне не срочно :).
Если бы как-нибудь оказалось... что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины.
(Ф.М. Достоевский)

#243 Maxim Bulava

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 804 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 недель назад

Я бегло сейчас пробежал разделы про обеты в паре руководств. Ну что, это действительно большой вопрос. Есть. одним словом, тонкости. Так что если уважаемая Тамара тоже не против, я бы отложил это до разговора об отдельных заповедях. И там уже основательно....

#244 Гостья

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 237 сообщений
  • Вероисповед.:баптизм

Отправлено 3 недель назад

Просмотр сообщенияMaxim Bulava (10 Июль 2021 - 20:31) писал:

Я бегло сейчас пробежал разделы про обеты в паре руководств. Ну что, это действительно большой вопрос. Есть. одним словом, тонкости. Так что если уважаемая Тамара тоже не против, я бы отложил это до разговора об отдельных заповедях. И там уже основательно....

Да. Конечно подожду. Очень интересная тема.

#245 Maxim Bulava

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 804 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 недель назад

Теперь перейдем к человеческим законам. И вначале рассмотрим закон церковный.

Эти законы устанавливаются легитимными церковными властями в целях руководства верными и их освящения. Предметом их может быть любой вопрос, который касается духовной пользы и спасения верующих.

В зависимости от содержания законы Церкви можно разделить на две большие группы:

1) Церковные законы, которые содержат в себе Божественные установления. Например, это норма, содержащаяся в каноне 849 действующего Кодекса канонического права: "Оно (крещение) действительным образом преподаётся только через омовение в настоящей воде, сопровождаемое надлежащей словесной формулировкой". Церковь не могла бы разрешить использование, наряду с настоящей водой, какой-либо иной жидкости, потому что крещение водой – часть Божественного залога веры, принятого от апостолов. Итак, существо таких норм неизменяемо, поскольку сущностно оно представляет собой Божественный закон, повторенный Церковью.

2) Т.н. чисто церковные законы. Например, Церковь предписывает особые церемонии, которыми может сопровождаться совершение определенных таинств. Чисто церковные законы могут вводиться, отменяться, изменяться Церковью, поскольку в их отношении она является полностью суверенным законодателем.

Уже сказано, что церковные законы издаются легитимной властью, которой являются Папа и епископы. При этом

1) Папа единолично или вместе со Вселенским Собором может издавать законы, которые касаются всей Церкви;

2) Местные собрание епископов (поместные соборы, конференции) могут издавать законы, которые касаются какой-либо страны или региона;

3) Отдельные епископы издают законы для своей епархии.

Есть и законы различных церковных орденов, но мы их не рассматриваем, поскольку они не касаются огромного большинства обычных мирян.

К чисто церковным законам примыкает то, что мы называем обычаем. Возможность их существования определяется житейской логикой. Ведь Католическая Церковь по своим масштабам является огромной организацией, и даже некоторые прекрасные законы могут не соответствовать определенным местам или условиям и требовать некоторых изменений. Верующие часто сами вносят эти изменения своими действиями, корректируя закон так, чтобы он соответствовал местной специфике. Если местная церковная власть одобряет этот обычай или, по крайней мере, не возражает против известного местного обычая, он принимает силу закона. Каноническое право иногда непосредственно ссылается на местные церковные обычаи. Например, дисциплина поста в латинском обряде сегодня определяется апостольской конституцией Папы Павла VI "Paenitemini". Согласно ее норме, утром и вечером верующие могут иметь дополнительные трапезы, количество и качество пищи в которых определяются одобренным обычаем.

Дальше скажем о тех лицах, на которых распространяется действие церковного закона.

#246 Maxim Bulava

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 804 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 недель назад

Рассматриваем круг лиц, по отношению к которым действует церковный закон.

Здесь мы сначала различаем те нормы, которые содержат в себе Божественные установления, и нормы чисто церковного закона.

Действие норм первой группы не отличается от действия Божественного закона и уже рассмотрено нами ранее.

Чисто церковные нормы не распространяются на тех, кто не принадлежит к Церкви. Таким образом иудеи, мусульмане, некрещеные атеисты, язычники не подлежат действию церковного закона.

Как быть с крещеными? Если говорить на уровне чисто теоретическом, то любой принимающий крещение входит в Церковь, хотя может отделить себя от нее через ересь или раскол. Поэтому в принципе еретики и раскольники подчинены церковному закону. Если, например, в гражданской жизни мятежник противопоставил себя законной власти, мы не говорим, что он вывел себя из-под действия светского закона. Однако католическое каноническое право и моральное богословие всегда считались с тем обстоятельством, что для массы схизматиков и еретиков физически или морально невозможно знать церковный закон и следовать ему. Поэтому на практическом уровне считалось, что обстоятельства, в которых находятся эти люди, извиняют их от следования чисто церковным нормам.

Действующий Кодекс канонического права закрепляет этот практический подход: "Соблюдать сугубо церковные законы обязаны лица, крещёные в Католической Церкви или принятые в её лоно…" (кан. 11).

Второе условие подвластности чисто церковному закону – способность человека к разумному рассуждению и достижение возраста 7 лет (кан. 11). Это значит, что выводятся из-под действия церковного закона, даже будучи крещеными в Католической Церкви, те, кто был слабоумен от рождения или утратил разум в течение жизни необратимым образом, а также дети младше семилетнего возраста.

Маленьких детей, однако, могут обязывать отдельные нормы закона. Например, если бы ребенок младше 7 лет уже был бы допущен к таинству святой Евхаристии, то он был бы обязан подчиняться церковной норме о принятии причастия в пасхальное время. Важно учитывать также, что отдельные нормы закона сами в себе содержат указание на точный возраст, с которого или до которого они обязывают.

В силу сказанного вы не грешили бы, если бы дали есть мясо в пятницу сумасшедшему или ребенку, не достигшему 14-летнего возраста (таково требование отдельной нормы о воздержании от мясной пищи).

Но если человек утрачивает разум не необратимо, то он по-прежнему подлежит действию церковного закона. Следовательно, напившийся до умопомрачения человек грешит только материально против церковной заповеди, если ест в пятницу кем-то предложенное ему мясо, но тот, кто сознательно предложил ему мясную пищу, грешит и формально.

Далее рассмотрим действие общих и местных церковных законов.

#247 Maxim Bulava

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 804 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 недель назад

Рассмотрим действие общих и местных норм церковного закона.

Все католики обязаны повсеместно соблюдать нормы общецерковного закона. Скажем, это посещение мессы в воскресенье. Однако может возникнуть такая ситуация, что местная церковная власть законным образом изменила общецерковную норму. Такие ситуации особенно часты в вопросах постов и праздников. Чтобы понять, как быть в этом случае, нужно ввести понятия о жителях, приезжих, странствующих и бездомных. Я буду использовать тут те определения и правила, которые содержит действующий ККП.

Житель – это тот, кто имеет т.н. местожительство. "Местожительство приобретают посредством такого проживания на территории того или иного прихода или хотя бы диоцеза, которое либо связано с намерением остаться там навсегда, если ничто не отзовёт оттуда, либо продлилось полных пять лет".

Приезжий – тот, кто имеет квазиместожительство. "Квазиместожительство приобретают посредством такого проживания на территории того или иного прихода или хотя бы диоцеза, которое либо связано с намерением остаться там по крайней мере на три месяца, если ничто не отзовёт оттуда, либо фактически продлилось три месяца".

Странствующий – находящийся вне местожительства или квазиместожительства, которое по-прежнему сохраняется за ним.

Бездомный – тот, кто нигде не имеет ни местожительства, ни квазиместожительства.

Итак, все католики обязаны соблюдать общецерковную норму, но, если она не действует на определенной территории, от ее соблюдения освобождаются все, кто на этой территории оказался, к какой бы из названных категорий они ни принадлежали.

Рассмотрим практическую ситуацию. Католик, проживающий в России, приезжает в Соединенные Штаты 28 июня. Следующий день - торжество святых первоверховных апостолов Петра и Павла, праздник, для которого установлена общецерковная обязанность посетить в этот день мессу. Но наш католик будет освобожден от этой обязанности, поскольку он оказался в стране, где эта норма не действует. Хорошо, конечно, если он мессу все-таки посетит, но если он этого не сделает, то не согрешит против церковной заповеди.

Напротив, американский католик, оказавшись в России 28 июня, будет обязан посетить мессу на следующий день, так как он подчинен норме общецерковного права, а освобождение от нее более на него не распространяется.

Местные церковные законы соблюдают жители и приезжие.
Так, католик из Соединенных Штатов, приехавший на длительный срок в Россию, обязан соблюдать воздержание от мясной пищи в Святую Субботу накануне Пасхи.

Странствующие не обязаны к соблюдению ни законов места пребывания, ни законов местожительства или квазиместожительства.

Например, католик, приехавший в паломничество в страну, где есть свой обязательный к посещению мессы праздник (не установленный в этом качестве общецерковным календарем), не обязан слушать мессу в этот день. Но если следующий день – праздник, установленный как обязательный церковным календарем его собственной страны, но не общим календарем, он также освобожден от слушания мессы. Это, опять-таки на уровне "разрешено / запрещено под страхом греха". Для душевной пользы странствующим рекомендуется соблюдать законы своей страны.

Особым является положение бездомных. Они обязаны соблюдать и общие законы, и законы того места, где они находятся.

Сообщение отредактировал Maxim Bulava: 3 недель назад


#248 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 22 127 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено вчера

Отнесла я в храм забытые мною церковные книги и свои впридачу, которые просто стоят. Максим, спасибо, что пробудили мою совесть. :)
Но почему так? Могут проходить годы, пока осознаешь свой грех.
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных