Перейти к содержанию

О католическом моральном богословии - просто


Maxim Bulava
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Как мы уже говорили, человек для того, чтобы достичь цели своей жизни - то есть, чтобы достичь Бога – должен вести добрую, благую жизнь. Это жизнь, которая соответствует предусмотренному Богом моральному порядку. В свою очередь, моральный порядок может быть нам известен только из морального закона.

 

Св. Фома Аквинский и другие схоласты выделяли, во-первых, вечный моральный закон и временный моральный закон. Вечный моральный закон – это замысел Божий о моральном порядке мира, на котором основывается как сам моральный порядок, так и все доступные нам для осознания в этой жизни разновидности Божьего морального закона. Поскольку он содержится в Уме Божьем, непосредственно он известен только Самому Богу, а также святым, находящимся в состоянии блаженного видения.

 

В земной жизни нам доступен только временный моральный закон. Его автором может быть Бог, а также людские власти, установленные им для упорядочения человеческой жизни. Соответственно, мы выделяем:

 

а) Естественный моральный закон – это та часть вечного морального закона, которая может быть познана человеческим умом без специального Божественного Откровения, из осмысления порядка вещей.

 

б) Богооткровенный моральный закон или, как он еще называется, Божественный позитивный закон – заповеди, которые специально, особым образом сообщены нам посредством Откровения.

 

В узком смысле вторая разновидность может быть названа просто Божьим законом, но правильнее применять понятие БОЖИЙ ЗАКОН к обеим названным частям закона, поскольку они тесно связаны тем обстоятельством, что непосредственный Законодатель там и здесь – Бог.

 

Далее мы выделяем ЛЮДСКОЙ ЗАКОН, где законодателем выступают земные власти. Его мы разделяем на две части:

 

а) Закон церковный

 

б) Закон гражданский.

 

Людской закон, несмотря на разность с Божественным, похож на Божественный позитивный закон, так как он тоже является позитивным по способу своего бытования и представляет собой специально провозглашенные нормы.

 

Если мы говорим о моральном законе на уровне отдельных его норм, то мы разделяем его (без различия по уже перечисленным разновидностям) за "закон утвердительный" ("предписывающий", "позитивный" [но не в выше рассмотренном смысле позитивного закона]) и "закон негативный" ("запрещающий"). Первая разновидность, как ясно, повелевает нечто делать, вторая же, напротив, запрещает определенные деяния.

 

Их обязывающая сила одинакова, однако обязывают они различным образом. Предписывающий закон никогда не перестает связывать, но те акты, к которым он обязывает, совершаются время от времени, а не непрерывно. Например, мы не можем непрерывно выполнять заповедь о почитании дня Господнего или даже молитве (тем, кто вспомнит о непрерывной "молитве Иисусовой", ответим, что речь у нас идет о строгой заповеди, а не об идеале). Но заповеди негативного закона нельзя исполнять от случая к случаю, так что в один момент нельзя было бы убивать или красть, а в другой можно.

 

В связи с этим моралисты старой школы говорили: "Предписывающий закон обязывает всегда, но не во всех обстоятельствах, негативный закон обязывает всегда и во всех обстоятельствах".

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня только один вопрос: когда обо всем вот этом должен узнавать/узнать католик? Смертный одр не предлагать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если словом "должен" обозначается долженствование, то ответ в том, что католик не должен изучать теологию как науку и даже знакомиться с той краткой, упрощенной версией одного из ее разделов, которую я пытаюсь соорудить.

 

Вопрос имеет смысл ставить несколько по-другому, например: имеется ли какой-то толк в изучении всего этого? Этот вопрос подобен и другим: осмысленное ли дело - изучать догматику Церкви, хотя бы ее основы? Надо ли углубляться в историю и символику богослужения? и т.д.. хотя от знакомства с основами морального богословия есть своя специфическая польза в наши дни.

 

Когда на это взять время? Для католиков-иностранцев или тех русских, кто может читать иноязычную литературу (тут для этого сегодня даже не необходимо очень хорошее знание языков) вопрос перефразируется так: когда найти время на прочтение книжки среднего объема.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но вещи, которые вы здесь излагаете, жизненно важны, а не второстепенны, как может показаться со стороны. Мне кажется, имеет смысл говорить об этом на катехизации новообращенных.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это невозможно.

 

Вот католическое просветительство разного рода могло бы сделать это своим предметом. Но невостребовано.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассмотрим подробнее отдельные разновидности морального закона и начнем с естественного закона.

 

Повторим, что естественный закон – это та часть вечного закона, которая обнаруживается через познание разумом естественного порядка, и, прежде всего – человеческой природы. Следовательно, естественным мы называем его в двух смыслах:

 

Во-первых, он содержится в самой природе человека; во-вторых, он не нуждается в сверхъестественных средствах для своего постижения.

 

Это тот самый закон, о котором пишет апостол Павел: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах.".

 

Естественный закон обязывает всех людей без исключения. В слабых рассудком (например, детях) возможно чисто материальное его нарушение, но любой человек, наделенный обычным здравым смыслом, грешит, когда преступает его основные повеления и элементарные выводы из них (см. ниже).

 

Среди философов и богословов, пишущих на моральные темы, имели место разногласия относительно содержания базового принципа естественного закона. Кто-то определял его как "поступать согласно человеческой природе", кто-то как т.н. "золотое правило нравственности" ("не делать другим, чего не желаешь себе" и наоборот) и т.д. Св. Фома определяет этот принцип как "стремиться к добру и избегать зла". Его формулировка считается наиболее универсальной.

 

Вторая группа принципов (заповедей, норм) естественного закона – те, которые легко выводятся из базового постулата, как бы его ни определять. Это, например, все заповеди Декалога. Обратим внимание, что, хотя заповеди Декалога по форме сообщения – Божественный позитивный закон, содержательно они повторяют и усиливают нормы естественного закона. Это выводится из самой природы вещей и природы человека – почитать Единственного Творца мира, не убивать, не прелюбодействовать, почитать родителей и т.д. Об этих заповедях человек, обладающий обычной силы разумом, не может иметь невиновного невежества, по крайней мере, на протяжении всей его жизни.

 

Третья группа норм естественного закона – отдаленные выводы, которые могут быть получены путем сложных рассуждений из норм предыдущей группы. К ним относятся, например, нерасторжимость брака, запрет частного наказания за причиненное зло и подобн. Об этих нормах можно иметь длительное невиновное неведение, особенно для людей невежественных и грубых.

 

Кроме того, две группы норм естественного закона мы можем выделить по критерию их обязывающей силы. К первой относятся такие заповеди, которые составляют саму основу нравственного порядка и невыполнение которых невозможно без его разрушения в самых существенных основах (первичные заповеди). Ко второй относятся те, которые придают первичным заповедям окончательную красоту, служат совершенству нравственного порядка, но не являются необходимыми для существования нравственного порядка во всех случаях и обстоятельствах (вторичные заповеди). Тут приводится обычно пример, относительно которого я раньше ошибался, относя его к сфере Божественного позитивного права. Это многоженство в Ветхом завете. По обычному объяснению, полиандрия (многомужество) запрещена первичной заповедью естественного закона как противостоящая главным целям брака. Полигамия же (многоженство) запрещена вторичной заповедью естественного закона как прямо не противостоящая главным целям брака и только в некоторой степени противостоящая второстепенным целям брака. Поэтому в определенных условиях ("от Потопа до Христа"), с учетом грубости нравов, была возможна своего рода диспенсация в ее отношении, и мы знаем о множественности жен у некоторых праведниках Ветхого Завета.

 

Следует сказать, что сегодня естественный закон как понятие подвергается усиленным атакам, как и понятие объекта морального акта (о чем уже писано). Принцип, который, как это очевидно, больше всего выводит из себя творцов "новых моралей" – принцип природосообразности.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вторая группа принципов (заповедей, норм) естественного закона – те, которые легко выводятся из базового постулата, как бы его ни определять. Это, например, все заповеди Декалога. Обратим внимание, что, хотя заповеди Декалога по форме сообщения – Божественный позитивный закон, содержательно они повторяют и усиливают нормы естественного закона. Это выводится из самой природы вещей и природы человека – почитать Единственного Творца мира, не убивать, не прелюбодействовать, почитать родителей и т.д. Об этих заповедях человек, обладающий обычной силы разумом, не может иметь невиновного невежества, по крайней мере, на протяжении всей его жизни.

 

А запрет на блуд выводится из природы вещей и природы человека? Не прелюбодейство как супружеский обман, а именно блуд как добровольный секс неженатых. Мне тут интересен механизм вывода, ход мысли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вторая группа принципов (заповедей, норм) естественного закона – те, которые легко выводятся из базового постулата, как бы его ни определять. Это, например, все заповеди Декалога. Обратим внимание, что, хотя заповеди Декалога по форме сообщения – Божественный позитивный закон, содержательно они повторяют и усиливают нормы естественного закона. Это выводится из самой природы вещей и природы человека – почитать Единственного Творца мира, не убивать, не прелюбодействовать, почитать родителей и т.д. Об этих заповедях человек, обладающий обычной силы разумом, не может иметь невиновного невежества, по крайней мере, на протяжении всей его жизни.

 

А запрет на блуд выводится из природы вещей и природы человека? Не прелюбодейство как супружеский обман, а именно блуд как добровольный секс неженатых. Мне тут интересен механизм вывода, ход мысли.

Естественный закон указывает, что добровольный секс это часть брака. Секс вне брака противоестественен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Естественный закон указывает, что добровольный секс это часть брака. Секс вне брака противоестественен.

 

Извини, а он точно естественный? :) Божественный закон на это указывает вне всякого сомнения. Но каким образом на это указывает естественный закон?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А запрет на блуд выводится из природы вещей и природы человека? Не прелюбодейство как супружеский обман, а именно блуд как добровольный секс неженатых. Мне тут интересен механизм вывода, ход мысли.

Очень хорошо выводится. Вообще этот вопрос - о сексе, о супружестве - прекрасно показывает нам, как работает логика естественного закона. Я сразу пытаюсь ответить и на второй Ваш вопрос. Вы спрашиваете: "Действительно ли беспредпосылочное наблюдение за человеком позволяет вывести некий общий закон его моральной природы?".

 

Разумеется, нет.

 

Допустим, что мы наблюдаем за Васей. Вася ведет беспорядочную половую жизнь, сопровождая акты полового общения с женщинами совершенно неупорядоченными же возлияниями. Ему всё нравится, жениться он не хочет.

 

С другой стороны, мы наблюдаем за Петей. Петя хранит верность жене, хотя пример соседа Васи время от времени подталкивает его сходить налево. Но он не допускает этого, и среди прочих мыслей успокаивает себя той, что жена точно ушла бы от него, если бы он позволил себе измену. И жену он любит, и быт упорядочен, и, главное, сын с дочерью останутся сиротами при живом отце.

 

Кто из этих двоих действует природосообразно? Может показаться, что Вася следует "пути природы", а Петя насильственно обуздывает природу. Но на самом деле природосообразно в полноте этого принципа действует Петя, а Вася, повторим, неупорядоченно потакает низшим в иерархии потребностям естества.

 

К чему подталкивают нас размышления в рамках естественной теологии и естественной философии? К тому, что всех нас сотворил Бог и Он же наделил известным аппаратом. Но для чего Он это сделал? Здравый смысл и учебники биологии дают один и тот же ответ - для размножения, для воспроизводства человеческого рода, для оставления потомства. А далее рассуждаем вместе со св. Фомой (ну, и Аристотелем):

 

"Вещь может быть названа естественной по двум причинам. Во-первых, как необходимое следствие из принципов природы; таким образом, движение вверх естественно для огня. В этом смысле супружество не является естественным, как и все, что происходит при вмешательстве или движении свободной воли. Во-вторых, считается естественным то, к чему склоняется природа, хотя это происходит благодаря вмешательству свободы воли; поэтому акты добродетели и сами добродетели называются естественными; и таким образом брак является естественным, так как естественный разум склоняется к нему двумя способами. Во-первых, в отношении основной цели супружества, а именно блага потомства. Ибо природа предполагает не только зачатие потомства, но также его образование и развитие до тех пор, пока он не достигнет совершенного состояния человека как существа, а это состояние добродетели. Следовательно, согласно Философу (Ethic. VIII, 11,12), мы получаем от наших родителей три вещи, а именно «существование», «питание» и «воспитание».... " Ребенок не может быть воспитан и обучен, если у него нет известных и определенных родителей, и этого не могло бы быть, если бы между определенными мужчиной и женщиной не было связи, и именно в этом состоит брак. Во-вторых, в отношение к вторичной цели брака, которая заключается во взаимных услугах, которые женатые люди оказывают друг другу в домашних делах. Ибо как естественный разум диктует, что люди должны жить вместе, поскольку один не может быть самодостаточным во всем, что касается жизни, и по этой причине человек по природе своей склонен к политическому обществу, так и среди тех дел, которые необходимы для человеческой жизни, одни становятся мужскими, другие - женскими. Поэтому природа насаждает то общество мужчины и женщины, которое состоит в браке. Эти две причины приводит Философ".

 

Таким образом, брак оказывается природосообразным, а блуд - нет.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, возвращаясь к изначальной теме, хотелось бы спросить вас: как традиционные моралисты решали вопрос о благотворительном тяжелом труде в праздники и воскресенья?

 

Диспозиция более подробно: рабский труд - физически тяжелый или необходимый для виживания человека в частности за который платят зарплату) и т п в воскресенья запрещен - это понятно.

 

Однако есть такой вопрос: а если человек делает труд такого типа не для себя, а в благотворительных целях, ну так наколол дрова в воскресенье, чтобы обогреть в зиму дом какой-то старой бабушке пенсионерке или приют для собачек/кошечек, пошил одеждудетям в интернат и т п - это тоже подпадает под запрет или нет?

 

То есть с одной стороны материально - это тот самый рабский труд и есть, с другой стороны является ли он рабским для самого совершающего его человека раз он делает этот труд не для себя, а для кого-то другого в порядке благотворительности?

 

То есть, что тут важнее сам характер труда или то является он необходимым совершающему его человеку?

 

Читал в одной католической группе в Фейсбуке перевод отрывка на этот счет где какой-то старый автор, из Польши если не путаю, утверждал, что такой труд все равно запрещен, но у меня остались сомнения, как в виду некоторых мест Писания, где Господь исцеляет в субботу, говорит, что "можно в субботу делать добро", так и в виду вот этой вот мысли которая возникла у меня самого, ведь Божий Закон скорее запрещает труды для собственного виживания, а не благотворительность?

 

Вот и хочеться узнать, как на самом деле? Что говорит большинство авторитетов на сей счет?

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, возвращаясь к изначальной теме, хотелось бы спросить вас: как традиционные моралисты решали вопрос о благотворительном тяжелом труде в праздники и воскресенья?

Павел, если Бог даст, мы будем специально говорить об отдельных заповедях, и там - с подробностями. А сейчас надо сказать, что, конечно, труд ради любви к ближнему извиняет от запрета рабских работ. С той, конечно, оговоркой, что он не может быть удобно выполненным в другое время. Если действительно возникла срочная и серьезная необходимость помочь ближнему трудом, то это извиняет и от посещения храма, и от запрета рабского труда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, верно то, что знание естественного закона в его полноте затемнено всякого рода заблуждениями, страстями, а попросту сказать – грехом. И это является одной из тех причин, по которой Бог дал, кроме естественного, и Свой позитивный закон. Сейчас будем говорить о нем.

 

Вспомним, что Божественный позитивный закон – это закон, полученный через Откровение Бога. Мы принимаем его иначе, чем естественный закон. Если естественный закон мы знаем и принимаем, исходя из доводов естественного разума, то основанием принятия Божественного позитивного закона является сверхъестественная вера - свободно сообразуясь с благодатью, мы принимаем Бога и сообщенное Им из доверия к Нему. Поскольку мы принимаем сверхъестественное Откровение из сверхъестественных же мотивов, то Божественный позитивный закон может вести нас к той цели, которая лежит за пределами возможного природного счастья, то есть к вечному бытию в Боге. Наверное, излишне говорить, что исполняется этот закон под влиянием благодати, а не собственными природными силами человека. Хотя надо заметить, что теологи высказывали мнение, согласно которому Бог может сопроводить своей благодатной помощью и исполнение естественного закона, если бы "благородный дикарь" невиновным образом знал только этот закон.

 

Итак, Божественный позитивный закон отличается от естественного по тому способу, которым он нам известен, и по той цели, к которой он нас ведет.

Согласно истории самого домостроительства спасения, мы делим его на ветхозаветный закон и новозаветный закон.

 

Ветхозаветный закон, о котором мы говорим сейчас, представлен теми заповедями, которые были даны от сотворения мира до Моисея (например, о единстве и нерасторжимости брака, об обрезании) и Моисеевым законом. В целом в Ветхом Завете мы различаем заповеди морали, ритуальные заповеди и заповеди правления.

 

Первая группа заповедей – заповеди морали – затрагивают отношения человека с Богом и ближними. Развернуто они представлены заповедями Декалога.

Давайте сразу зададимся вопросом: обязательны ли они для христиан? Вопрос не вполне праздный, так как время от времени можно услышать, что они никак не связывают христиан ввиду того, что новозаветная мораль их полностью превосходит, и вообще Христос отменил вся ветхозаветные узаконения.

 

Нет ничего дальше от истины. Десять заповедей и другие моральные законы Ветхого Завета по своей природе неотменяемы. Почему?

 

Мы уже говорили о том, что при всех других различиях, придаваемых принадлежностью к Божественному позитивному закону, содержательно Декалог идентичен главным заповедям естественного закона. Следовательно, его заповеди – такая же неотъемлемая часть вечного закона, как и естественный закон. Они являются базовой структурой морального порядка, костяком морального строя всего мироздания. Вследствие этого они совершенно универсальны, и честертоновский отец Браун с полным основанием сказал: "У (Вселенной) нет пространственных границ, но за границы нравственных законов она не выходит. Истина и разум царят на самой далекой, самой пустынной звезде. Посмотрите на звезды. Правда, они как алмазы и сапфиры? Так вот, представьте себе любые растения и камни. Представьте алмазные леса с бриллиантовыми листьями. Представьте, что луна — синяя, сплошной огромный сапфир. Но не думайте, что все это хоть на йоту изменит закон разума и справедливости. На опаловых равнинах, среди жемчужных утесов вы найдете все ту же заповедь: «Не укради»".

 

Замечательно, что Честертон прямо соединяет закон разума и справедливости (то есть естественный закон) и Богооткровенную заповедь.

 

Это соображения богословского порядка. Кроме того, Мать-Церковь, дабы разум ее чад не блуждал, прямо закрепила данную истину своим учительством. В XVI в. в протестантской среде кипело брожение на предмет обязательности для христиан заповедей Декалога, и большая их часть склонялась к тому ответу, что Христос освободил своих последователей от такой обязанности. Учитывая опасность проникновения подобных взглядов в католическую среду, Святой Тридентский Вселенский Собор одним из канонов провозгласил: "Если кто говорит, что Евангелие не заповедует ничего, кроме веры, что все прочее безразлично, [то есть] ни предписано, ни запрещено, но свободно, или что десять заповедей не касаются христиан, да будет отлучен от сообщества верных".

 

Подведем итог: моральный заповеди Ветхого Завета обязательны для христиан. Именно о них Христос говорил: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона".

 

Ритуальные заповеди Ветхого Завета, напротив, потеряли свою силу, так как служили только приуготовлению к приходу Мессии. Святой Августин выделил три периода в действии этих заповедей после прихода Христа: 1) период до Распятия, когда эти заповеди соблюдал и Сам Спаситель, и его ученики 2) переходный период, когда они перестали связывать и когда обязывать к ним было уже нельзя, но когда их исполнение не было грехом (приблизительно, до разрушения Иерусалима) 3) последующий период, когда тот, кто придерживается этих заповедей по религиозным соображениям, отрицает смену Заветов.

 

Заповеди правления, которые регламентировали социальную жизнь еврейского народа, потеряли силу с уничтожением еврейского государства.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, возвращаясь к изначальной теме, хотелось бы спросить вас: как традиционные моралисты решали вопрос о благотворительном тяжелом труде в праздники и воскресенья?

Павел, если Бог даст, мы будем специально говорить об отдельных заповедях, и там - с подробностями. А сейчас надо сказать, что, конечно, труд ради любви к ближнему извиняет от запрета рабских работ. С той, конечно, оговоркой, что он не может быть удобно выполненным в другое время. Если действительно возникла срочная и серьезная необходимость помочь ближнему трудом, то это извиняет и от посещения храма, и от запрета рабского труда.

 

Конкретно у меня был такой случай, что товарищи в воскресенье решили помочь собачьему приюту (очевидно людям, которые там волонтерят ну и самим собачкам) с отоплением натаскав туда всяких деревяшек. У меня собственно был вариант или принять в этом участие в воскресенье или нет т е я не мог решить перенести на другой день. Ваше мнение тут невозможность самому повлиять на день в который будет работа извинило меня от запрета на тяжелый труд?

 

За сим не буду вам далее мешать в изложении, прошу прощения за этот вопрос, просто уж очень хотелось его выяснить

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что данный случай не извиняет от запрета рабских работ. Если, конечно, у Ваших друзей не было бы серьезных служебных и т.п. проблем от отсутствия в приюте деревяшек, а без Вас никак. Смысл в том, что мы должны помочь человеку в какой-то реально насущной потребности, и вот именно сейчас. Если просто речь о делании приятного ближнему - это другой случай.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, я пас. Это философия. Тут Марион должен объяснять это по Аристотелю и Фоме.

 

Я тут на секунду подумал, что тут речь идет о рецепции Аристотеля и святого Фомы философом феноменологом Жаном Люком Марионом :)

Изменено пользователем Pawlo
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так все круто закручено, что не вникая даже, хочется рассыпаться в прахе и пепле.)

И если это, как написано в названии темы, - просто... :)

То, что тогда не просто...

 

А мне, наоборот, такой научный, строгий, четкий подход нравится больше, чем многие проповеди и нравственные наставления с их некоторой нечеткостью, неопределенностю и т. п. с которыми часто обращаются к обычным мирянам

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, Павло, для меня это просто высший пилотаж. :)

Что касается нечетких и неопределенных проповедей - Бог нас милует от них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если в Новое время большинство теологов и склонялись к положительному ответу на вопрос о возможности нехристианам спастись, то каков образ этого спасения - это не очень ясно.

 

А таки склонялись?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как уже было упомянуто, четвертое условие спасительности дел – совершение их в состоянии благодати. Только такие дела - "живые", то есть способные увеличивать благодать и доставлять вечные награды, вести нас к вечной жизни. Дела, которые совершены в состоянии смертного греха - "мертвые". Господь не вознаграждает их, поскольку человек в безблагодатном состоянии чужд Ему. Кроме того, человек, совершив смертный грех, теряет и все заслуги, полученные ранее при совершении спасительных дел.

 

Но и такие мертвые дела могут ожить. Это происходит тогда, когда христианин – посредством совершенного покаяния или в силу таинства исповеди – возвращается в благодатное состояние. Эти дела становятся значимыми перед Богом.

 

Далее будем говорить о моральном законе.

 

Оживают и добрые дела совершенные до смертного греха и совершенные после, но до покаяния?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вторая группа принципов (заповедей, норм) естественного закона – те, которые легко выводятся из базового постулата, как бы его ни определять. Это, например, все заповеди Декалога. Обратим внимание, что, хотя заповеди Декалога по форме сообщения – Божественный позитивный закон, содержательно они повторяют и усиливают нормы естественного закона. Это выводится из самой природы вещей и природы человека – почитать Единственного Творца мира, не убивать, не прелюбодействовать, почитать родителей и т.д. Об этих заповедях человек, обладающий обычной силы разумом, не может иметь невиновного невежества, по крайней мере, на протяжении всей его жизни.

 

Хочеться уточнить насчет Заповеди о Дне Субботнем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вторая группа принципов (заповедей, норм) естественного закона – те, которые легко выводятся из базового постулата, как бы его ни определять. Это, например, все заповеди Декалога. Обратим внимание, что, хотя заповеди Декалога по форме сообщения – Божественный позитивный закон, содержательно они повторяют и усиливают нормы естественного закона. Это выводится из самой природы вещей и природы человека – почитать Единственного Творца мира, не убивать, не прелюбодействовать, почитать родителей и т.д. Об этих заповедях человек, обладающий обычной силы разумом, не может иметь невиновного невежества, по крайней мере, на протяжении всей его жизни.

 

Правильно я понял, что добросовестный атеизм/агностицизм, в отличии от добросовестного неверия во Христа, по сути невозможен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...