Перейти к содержанию

О католическом моральном богословии - просто


Maxim Bulava
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Хочеться уточнить насчет Заповеди о Дне Субботнем?

В естественном законе эта заповедь, конечно, не относится именно к дню субботнему. Но она предписывает отводить какое-то особое время на поклонение Создателю.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно я понял, что добросовестный атеизм/агностицизм, в отличии от добросовестного неверия во Христа, по сути невозможен?

Да, по крайней мере, на протяжении очень длительного времени.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчёт субботы. Заповедь гласит: 6 дней работай, а седьмой - покой Господу Твоему. Покой на иврите шаббат, то есть суббота.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если человек думает , что причин?ет вред другому, а на самом деле нет? Например кто то хочет занять вакантное место, но считает что есть другие претенденты, более достойные и старается занять место первым? Он поступает не честно, но потом оказывается, что больше желающих и не было. Бог засчитает ему его злое намерение в грех? Хотя по факту он зла не причинил, но мог.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если человек думает , что причин?ет вред другому, а на самом деле нет? Например кто то хочет занять вакантное место, но считает что есть другие претенденты, более достойные и старается занять место первым? Он поступает не честно, но потом оказывается, что больше желающих и не было. Бог засчитает ему его злое намерение в грех? Хотя по факту он зла не причинил, но мог.

Мы будем говорить об этом дальше, в вопросе о совести (скоро начнем). Конечно, такой человек грешит. Представьте, что я бы проткнул шпагой портьеру, думая что за ней скрываетесь Вы. Вас не оказалось, а грех все равно совершен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если человек думает , что причин?ет вред другому, а на самом деле нет? Например кто то хочет занять вакантное место, но считает что есть другие претенденты, более достойные и старается занять место первым? Он поступает не честно, но потом оказывается, что больше желающих и не было. Бог засчитает ему его злое намерение в грех? Хотя по факту он зла не причинил, но мог.

Мы будем говорить об этом дальше, в вопросе о совести (скоро начнем). Конечно, такой человек грешит. Представьте, что я бы проткнул шпагой портьеру, думая что за ней скрываетесь Вы. Вас не оказалось, а грех все равно совершен.

 

Спасибо. Логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О законе Нового завета.

 

Мы называем его также законом Христовым или евангельским законом. Это тот закон, который содержится в новозаветной части Откровения. Следовательно, его источниками являются не только Евангелия, которые содержат в себе слова Христа, но и все писания Нового Завета, и не только Писание, но и Предание. Толкование этого закона осуществляется Магистериумом Католической Церкви.

 

Поскольку Христос является Богом и Спасителем всех людей, закон Нового Завета обязывает всех без исключения. Но и на этот закон распространяется принцип "никто не может быть обязан следовать неизвестному закону". Он становится известным через проповедь, а обязанность его принятия действует опосредованно через обязанность веры во Христа. Коротко говоря, этот закон обязывает всех, кому он проповедан.

 

Евангельский закон совершенен. Он открывает нам возможную нравственную высоту в отношениях человека с Богом и ближними. Он является частью окончательного Откровения Бога человекам – другого Откровения не будет до самого конца времен. Вследствие этого этот закон не может быть ни дополнен, ни существенно изменен.

 

Если мы будем сравнивать две части Божественного позитивного закона: ветхозаветную и новозаветную, - то мы увидим, что евангельский закон

 

а) более духовен. Ветхозаветный закон обещал своим исполнителям, в основном, блага этой жизни, такие как долгоденствие и многочисленное потомство, а кары, которыми он грозил, заключались в разного рода бедствиях и позоре. Новозаветный закон предлагает награду вечной жизни и угрожает вечными наказаниями.

Кроме того, новозаветный закон явственно требует не одного внешнего соблюдения заповедей, но еще и покорности сердца перед Богом и поклонения Ему "в духе и истине".

 

б) является законом любви. Совершенное его исполнение подразумевает любовь к Богу и ближним, которая приобретает жертвенный характер: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".

 

Неправильно поэтому было бы представлять новозаветный закон в виде простого набора правил – что должно делать и чего не должно делать. Обобщенно, правило морали Нового Завета – жизнь во Святом Духе. У святого Фомы Аквинского мы находим такие глубокомысленные рассуждения: "Главнейшей частью закона Нового Завета, на которой зиждется вся его действенность, является благодать Святого Духа, которая сообщается через веру в Христа. Следовательно, Новый Закон является по преимуществу благодатью Самого Святого Духа... Впрочем, Новый Закон содержит в себе и кое-что из того, что располагает нас к обретению благодати Святого Духа и относится к навыку пользования этой благодатью. Подобного рода вещи имеют в Новом Законе, если так можно выразиться, второстепенное значение, и в отношении этих расположений было необходимо преподать — устно и письменно — во что именно должно верить и что именно должно делать. Следовательно, нам надлежит говорить, что Новый Закон, во-первых, является законом, всеянным в наши сердца, и, во-вторых, он также является писаным законом."

 

Важнейшей частью этических норм новозаветного закона являются правила христианских добродетелей, стяжание которых предполагает следование за Христом: " Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его".

 

Вместо церемониальных норм Ветхого Завета, которые только готовили к принятию благодати, новозаветный закон устанавливает правила совершения и достойного принятия таинств, которые непосредственно даруют благодать. Совершенным способом Богопочитания, установленным Новым Заветом, является святое жертвоприношение мессы.

 

Третий элемент, содержавшийся в ветхозаветном законе – заповеди правления – присутствует в Новом Завете в ограниченной мере. Поскольку этот Завет универсален по временам, странам и народам, то невозможно было бы установить такие правила социальной жизни, которые подходили бы равно ко всем условиям. Поэтому Новый Завет ограничивается заповедями повиновения законным властям, родительской власти и подобн.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме обязательных для всех заповедей, закон Христов содержит так называемые "евангельские советы". Их три: добровольная бедность, безбрачное целомудрие, послушание высшему духовному начальству.

 

В отличие от заповедей, которые обязывают таким образом, что их несоблюдение – грех, евангельские советы оставлены произволению верующих. Им вольны последовать те, кто желает проявить особые любовь и рвение и поэтому, при условии тщательного следования этим советам, заслуживает особой награды на Небесах. Строгая обязанность соблюдать советы, подобно заповедям, лежит только на тех, кто дал соответствующие обеты. Это, главным образом, те, кто является членами разных сообществ посвященной жизни или, выражаясь на языке восточнохристианских понятий, монахи и монахини.

 

Церковь, защищая истину против крайностей, всегда настаивала, с одной стороны, на свободе следования евангельским советам, а, с другой стороны, на его превосходстве перед обычным следованием заповедям. И с той, и с другой стороны истину атаковали разного рода еретики.

 

Св. Фома замечает, что каждый из евангельских советов противоположен одному из главных искушений мира – безбрачное целомудрие противостоит похоти тела, бедность противостоит похоти очей, а послушание противостоит гордости.

 

_______________________________________________________________

 

Теперь коснемся одного немаловажного вопроса: какой свободой обладает Церковь по отношению к Божественному позитивному закону? О естественном законе мы уже знаем, что он морально конституциирует мироздание, поэтому он неподвижен. Но Божественный позитивный закон может содержать в себе нечто сверх естественного закона. С другой стороны, Церковь некоторым образом представляет Бога на земле. Поэтому нет ли у нее некоторой власти по отношению к Божественному закону?

 

Такое предположение наталкивается на одно естественное соображение: Церковь – не Бог. Дополнить Божественный закон или отменить одну из его норм она могла бы, только получив особое Откровение. Но Откровение закончено, и поэтому никакое изменение Божественного позитивного закона невозможно, ни через его расширение, ни через его убавление.

 

Более сложным вопросом является вопрос о предоставлении Церковью диспенсации от Божественного закона, то есть освобождения от его действия в определенных обстоятельствах. В целом, многие авторы склонялись к утверждению, что Бог мог бы наделить Церковь (речь идет прежде всего о Папе как главе видимой Церкви) таким правом. Но вот предоставил ли Он это право фактически?

 

Здесь среди теологов, как древних, таки и относительно современных, имелись разногласия. Уверенно и безопасно можно утверждать следующее:

 

1) Папа в силу своей высшей учительной власти может толковать Божественный позитивный закон, в том числе и безошибочным образом;

 

2) Папа не может предоставить диспенсацию от тех норм Божественного закона, которые Христос окончательно установил в Своей Церкви необратимым образом. Например, Папа не мог бы освободить от необходимости веры в седьмиричное число таинств или сделать крещение необязательным для получения конфирмации (миропомазания);

 

3) Папа может предоставлять диспенсацию – и предоставляет ее – от применения Божественного закона в случаях, когда оно основано на свободном человеческом выборе, то есть когда Божественный закон определяет обязательство, но не обстоятельства, в которых оно возникает (последние определяются человеческой волей). Поэтому Папа может освобождать по справедливой и серьезной причине от клятв и обетов.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как появился термин "евангельские советы"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трудно точно сказать, но, скорее всего, он появился во времена расцвета схоластики с ее стремлением к точным разграничениям (потому что мы говорим "совет", отличая его от "заповеди"). Во всяком случае, св. Фома уже его использует.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Строгая обязанность соблюдать советы, подобно заповедям, лежит только на тех, кто дал соответствующие обеты. Это, главным образом, те, кто является членами разных сообществ посвященной жизни или, выражаясь на языке восточнохристианских понятий, монахи и монахини.

 

Насколько строго обязывают простые обещания, даваемые Богу? Некто в духовном порыве или сокрушаясь о грехе восклицает: Господи, отныне я буду совершать по 400 земных поклонов в день! И несколько дней правда совершает, но всегда это делать тяжело, а уже вроде как обещано.

 

А если он пообещал в порыве не 400 земных поклонов в день, а один? Т.е. нечто очень легко выполнимое.

 

А если обещание негативное, как то бросить курить или играть в йо-йо? Пообещал, а выполнять трудно.

 

А если обещано не Богу? Например, пообещал знакомой бедной семье помогать ежемесячно определённой суммой денег, потом понял, что погорячился, но уже обещано. Насколько это строго?

 

пээс: тут везде имеются в виду обещания, данные "ради Евангелия", из желания последовать "евангельским советам".

Изменено пользователем Дмитрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отдельно спрошу, забегая м. б. несколько вперёд, - насколько обязывают обещания Богу, данные из нерелигиозных соображений? То есть человек хочет бросить курить чисто из соображений здоровья, но пообещал это Богу. Слышал мнение, что такого рода обещания являются грехом в принципе.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И относительно обетов, данных женой... Действует ли сейчас ветхозаветное правило, когда муж мог отменить и запретить жене выполнить обет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогие друзья, Вы не слишком рассердитесь, если я перенесу ответы на ваши вопросы на будущее? Дело в том, что тема обетов у нас впереди будет, но я в данный момент не готов начать освещать ее с ходу. Просто в принципе мне она не так была интересна, как другие, и я из нее уверенно помню только пару базовых движений. Так что тут надо всё специально освежать в памяти, а то и просто изучать.

 

Но если просто жизненно необходимо, то переключусь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бегло сейчас пробежал разделы про обеты в паре руководств. Ну что, это действительно большой вопрос. Есть. одним словом, тонкости. Так что если уважаемая Тамара тоже не против, я бы отложил это до разговора об отдельных заповедях. И там уже основательно....
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бегло сейчас пробежал разделы про обеты в паре руководств. Ну что, это действительно большой вопрос. Есть. одним словом, тонкости. Так что если уважаемая Тамара тоже не против, я бы отложил это до разговора об отдельных заповедях. И там уже основательно....

 

Да. Конечно подожду. Очень интересная тема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь перейдем к человеческим законам. И вначале рассмотрим закон церковный.

 

Эти законы устанавливаются легитимными церковными властями в целях руководства верными и их освящения. Предметом их может быть любой вопрос, который касается духовной пользы и спасения верующих.

 

В зависимости от содержания законы Церкви можно разделить на две большие группы:

 

1) Церковные законы, которые содержат в себе Божественные установления. Например, это норма, содержащаяся в каноне 849 действующего Кодекса канонического права: "Оно (крещение) действительным образом преподаётся только через омовение в настоящей воде, сопровождаемое надлежащей словесной формулировкой". Церковь не могла бы разрешить использование, наряду с настоящей водой, какой-либо иной жидкости, потому что крещение водой – часть Божественного залога веры, принятого от апостолов. Итак, существо таких норм неизменяемо, поскольку сущностно оно представляет собой Божественный закон, повторенный Церковью.

 

2) Т.н. чисто церковные законы. Например, Церковь предписывает особые церемонии, которыми может сопровождаться совершение определенных таинств. Чисто церковные законы могут вводиться, отменяться, изменяться Церковью, поскольку в их отношении она является полностью суверенным законодателем.

 

Уже сказано, что церковные законы издаются легитимной властью, которой являются Папа и епископы. При этом

 

1) Папа единолично или вместе со Вселенским Собором может издавать законы, которые касаются всей Церкви;

 

2) Местные собрание епископов (поместные соборы, конференции) могут издавать законы, которые касаются какой-либо страны или региона;

 

3) Отдельные епископы издают законы для своей епархии.

 

Есть и законы различных церковных орденов, но мы их не рассматриваем, поскольку они не касаются огромного большинства обычных мирян.

 

К чисто церковным законам примыкает то, что мы называем обычаем. Возможность их существования определяется житейской логикой. Ведь Католическая Церковь по своим масштабам является огромной организацией, и даже некоторые прекрасные законы могут не соответствовать определенным местам или условиям и требовать некоторых изменений. Верующие часто сами вносят эти изменения своими действиями, корректируя закон так, чтобы он соответствовал местной специфике. Если местная церковная власть одобряет этот обычай или, по крайней мере, не возражает против известного местного обычая, он принимает силу закона. Каноническое право иногда непосредственно ссылается на местные церковные обычаи. Например, дисциплина поста в латинском обряде сегодня определяется апостольской конституцией Папы Павла VI "Paenitemini". Согласно ее норме, утром и вечером верующие могут иметь дополнительные трапезы, количество и качество пищи в которых определяются одобренным обычаем.

 

Дальше скажем о тех лицах, на которых распространяется действие церковного закона.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассматриваем круг лиц, по отношению к которым действует церковный закон.

 

Здесь мы сначала различаем те нормы, которые содержат в себе Божественные установления, и нормы чисто церковного закона.

 

Действие норм первой группы не отличается от действия Божественного закона и уже рассмотрено нами ранее.

 

Чисто церковные нормы не распространяются на тех, кто не принадлежит к Церкви. Таким образом иудеи, мусульмане, некрещеные атеисты, язычники не подлежат действию церковного закона.

 

Как быть с крещеными? Если говорить на уровне чисто теоретическом, то любой принимающий крещение входит в Церковь, хотя может отделить себя от нее через ересь или раскол. Поэтому в принципе еретики и раскольники подчинены церковному закону. Если, например, в гражданской жизни мятежник противопоставил себя законной власти, мы не говорим, что он вывел себя из-под действия светского закона. Однако католическое каноническое право и моральное богословие всегда считались с тем обстоятельством, что для массы схизматиков и еретиков физически или морально невозможно знать церковный закон и следовать ему. Поэтому на практическом уровне считалось, что обстоятельства, в которых находятся эти люди, извиняют их от следования чисто церковным нормам.

 

Действующий Кодекс канонического права закрепляет этот практический подход: "Соблюдать сугубо церковные законы обязаны лица, крещёные в Католической Церкви или принятые в её лоно…" (кан. 11).

 

Второе условие подвластности чисто церковному закону – способность человека к разумному рассуждению и достижение возраста 7 лет (кан. 11). Это значит, что выводятся из-под действия церковного закона, даже будучи крещеными в Католической Церкви, те, кто был слабоумен от рождения или утратил разум в течение жизни необратимым образом, а также дети младше семилетнего возраста.

 

Маленьких детей, однако, могут обязывать отдельные нормы закона. Например, если бы ребенок младше 7 лет уже был бы допущен к таинству святой Евхаристии, то он был бы обязан подчиняться церковной норме о принятии причастия в пасхальное время. Важно учитывать также, что отдельные нормы закона сами в себе содержат указание на точный возраст, с которого или до которого они обязывают.

 

В силу сказанного вы не грешили бы, если бы дали есть мясо в пятницу сумасшедшему или ребенку, не достигшему 14-летнего возраста (таково требование отдельной нормы о воздержании от мясной пищи).

 

Но если человек утрачивает разум не необратимо, то он по-прежнему подлежит действию церковного закона. Следовательно, напившийся до умопомрачения человек грешит только материально против церковной заповеди, если ест в пятницу кем-то предложенное ему мясо, но тот, кто сознательно предложил ему мясную пищу, грешит и формально.

 

Далее рассмотрим действие общих и местных церковных законов.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассмотрим действие общих и местных норм церковного закона.

 

Все католики обязаны повсеместно соблюдать нормы общецерковного закона. Скажем, это посещение мессы в воскресенье. Однако может возникнуть такая ситуация, что местная церковная власть законным образом изменила общецерковную норму. Такие ситуации особенно часты в вопросах постов и праздников. Чтобы понять, как быть в этом случае, нужно ввести понятия о жителях, приезжих, странствующих и бездомных. Я буду использовать тут те определения и правила, которые содержит действующий ККП.

 

Житель – это тот, кто имеет т.н. местожительство. "Местожительство приобретают посредством такого проживания на территории того или иного прихода или хотя бы диоцеза, которое либо связано с намерением остаться там навсегда, если ничто не отзовёт оттуда, либо продлилось полных пять лет".

 

Приезжий – тот, кто имеет квазиместожительство. "Квазиместожительство приобретают посредством такого проживания на территории того или иного прихода или хотя бы диоцеза, которое либо связано с намерением остаться там по крайней мере на три месяца, если ничто не отзовёт оттуда, либо фактически продлилось три месяца".

 

Странствующий – находящийся вне местожительства или квазиместожительства, которое по-прежнему сохраняется за ним.

 

Бездомный – тот, кто нигде не имеет ни местожительства, ни квазиместожительства.

 

Итак, все католики обязаны соблюдать общецерковную норму, но, если она не действует на определенной территории, от ее соблюдения освобождаются все, кто на этой территории оказался, к какой бы из названных категорий они ни принадлежали.

 

Рассмотрим практическую ситуацию. Католик, проживающий в России, приезжает в Соединенные Штаты 28 июня. Следующий день - торжество святых первоверховных апостолов Петра и Павла, праздник, для которого установлена общецерковная обязанность посетить в этот день мессу. Но наш католик будет освобожден от этой обязанности, поскольку он оказался в стране, где эта норма не действует. Хорошо, конечно, если он мессу все-таки посетит, но если он этого не сделает, то не согрешит против церковной заповеди.

 

Напротив, американский католик, оказавшись в России 28 июня, будет обязан посетить мессу на следующий день, так как он подчинен норме общецерковного права, а освобождение от нее более на него не распространяется.

 

Местные церковные законы соблюдают жители и приезжие.

Так, католик из Соединенных Штатов, приехавший на длительный срок в Россию, обязан соблюдать воздержание от мясной пищи в Святую Субботу накануне Пасхи.

 

Странствующие не обязаны к соблюдению ни законов места пребывания, ни законов местожительства или квазиместожительства.

 

Например, католик, приехавший в паломничество в страну, где есть свой обязательный к посещению мессы праздник (не установленный в этом качестве общецерковным календарем), не обязан слушать мессу в этот день. Но если следующий день – праздник, установленный как обязательный церковным календарем его собственной страны, но не общим календарем, он также освобожден от слушания мессы. Это, опять-таки на уровне "разрешено / запрещено под страхом греха". Для душевной пользы странствующим рекомендуется соблюдать законы своей страны.

 

Особым является положение бездомных. Они обязаны соблюдать и общие законы, и законы того места, где они находятся.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Отнесла я в храм забытые мною церковные книги и свои впридачу, которые просто стоят. Максим, спасибо, что пробудили мою совесть. :)

Но почему так? Могут проходить годы, пока осознаешь свой грех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Еще одна разновидность людского закона – законы гражданские. Необходимость гражданских законов прямо вытекает из необходимости гражданских властей, призванных регулировать общественную жизнь в посюсторонних вопросах. Писание подчеркивает богоустановленность земной власти в целом ряде общеизвестных мест.

 

Но в вопросе о следовании светским законам время от времени возникают моральные проблемы, объясняющиеся тем обстоятельством, что мир земной несовершенен, и власти земных государств время от времени издают законы, сомнительные с нравственной точки зрения, а то и вовсе воспринимаемые христианами как противоречащие принципам их морали.

 

Один из вопросов, которые в этой связи интересуют моральное богословие – насколько земные законы, как это говорится на техническом языке, "связывают совесть", то есть в какой мере повиноваться им необходимо под страхом греха, а не только под угрозой наказания.

 

Наиболее простыми тут являются два случая:

 

1) Гражданский закон содержательно совпадает с Божественным законом (или церковным законом). Если закон предписывает необходимое нравственно благое деяние или запрещает грех, то нельзя не повиноваться ему и не согрешить.

2) Гражданский закон противоречит Божественному закону (или церковному закону). В этом случае закон не только не имеет силы нравственного обязательства, но, напротив, не должен соблюдаться, по принципу "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам".

 

Однако кроме этих простых случаев есть масса тех, которые не предполагают наличия такой простой связи. И здесь об отдельных аспектах исполнения гражданских законов между профессиональными теологами шли споры. Один их таких аспектов – это существование "чисто карательных" законов, то есть тех, которые вообще не связывают совесть и соблюдаются преимущественно под угрозой наказания.

 

Давайте вообразим такую ситуацию. Вы ведете машину по ровной и гладкой автомагистрали. Для вящей наглядности вообразим ее также пустой. Допустим, светский закон устанавливает ограничение скорости 55 миль в час. При этом вы знаете, что ваша квалификация водителя позволяет легко держать 85 миль в час. Так вот, если вы сознательно превышаете ограничение скорости на 10 миль в час, то есть на спидометре - цифра 65, вы грешите или нет?

 

Заметим, что проблема тут не затрагивает права государства вас наказать – вряд ли разумный человек будет отрицать это право в данном случае – а равно и вашей обязанности принять наказание. Грех ли превышение скорости – вот в чем вопрос.

 

Одни теологи отрицали наличие чисто карательных законов и утверждали, что любые законы, кроме явно несправедливых связывают совесть. Другие теологи признавали наличие таких законов. Повторим, что разница между ними состоит в следующем: первые говорят: "все справедливые законы человек обязан исполнять не за страх, а за совесть". Значит, если он их нарушит, это грех и, в принципе, материал для исповеди. Вторые говорят: "в отношении некоторых законов это так, но есть и те, которые исполняются только за страх, но не за совесть. Ты обязан принять наказание за нарушение такого закона, но это неправильно считать проступком против Бога". Если мы принимаем вторую точку зрения, то перед нами в полный рост встает другая проблема – а как отличить одни законы от других? Это непросто. В профессиональных трудах называются определенные признаки тех и других законов, но требовать их знания, а главное, искусного применения этого знания от обычного мирянина было бы несколько смело. Видимо, поэтому даже сторонники означенного разделения законов считали ненужным публично проповедовать его подробности.

 

И это по поводу справедливых законов. Но как устанавливается справедливость закона? Об этом далее.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Относительно приведенного примера. На шоссе совершенно неожиданно для вас выскакивает заблудившийся щенок или, скажем, косуля. Вы убиваете животное, поскольку сманеврировать уже не успеваете. Если мы принимаем косулю, то утешением для вас может служить то, что воздаяние за грех самомнения и тщеславия настигает вас немедленно в виде поврежденной при столкновении машины.

Я понимаю, что мы можем дополнять описание шоссе, - изгородь там или еще что-то, но факт тот, что превышение скорости - знак того, что вы выше правил, установленных для обычных людей.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Относительно приведенного примера. На шоссе совершенно неожиданно для вас выскакивает заблудившийся щенок или, скажем, косуля. Вы убиваете животное, поскольку сманеврировать уже не успеваете. Если мы принимаем косулю, то утешением для вас может служить то, что воздаяние за грех самомнения и тщеславия настигает вас немедленно в виде поврежденной при столкновении машины.

Я понимаю, что мы можем дополнять описание шоссе, - изгородь там или еще что-то, но факт тот, что превышение скорости - знак того, что вы выше правил, установленных для обычных людей.

Однако, нельзя не заметить, что Вы модифицировали казус, расписав субъективную сторону деяния. По тщеславию, конечно. действовать плохо. Запросто можно согрешить, даже читая Писание на церковной службе, например.

 

Однако почему наш водитель обязательно действует по тщеславию? Давайте припишем ему какие-нибудь другие цель и мотив. Он - католик-традиционалист и опаздывает на Мессу. Он - любящий отец и торопится поцеловать детишек. Он - физик любитель и наблюдает, как эффект Допплера меняет тональность отраженного обочиной звука.

 

Ведь проблема вовсе не в оценке субъективной стороны деяния, а в выяснении его материи.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...