Перейти к содержанию

Святая принцесса, которая служила больным и нищим


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

19.11ElisabethThueringen.jpg

 

17 ноября — св. Елизавета Венгерская

 

Св. Елизавета родилась в Венгрии в 1207 г., в королевской династии Арпадов, которая дала св. Стефана, св. Эмерика, св.Владислава, а также была связана и по крови, и по духу со св. Ядвигой Силезской, св. Кингой, бл. Саломеей, бл. Иолантой.

 

С самых малых лет, как в Венгрии, так и в Тюрингии, Елизавета жила в религиозной атмосфере, проникнутой францисканским духом. Её старший брат король Бела IV и его супруга Мария Ласкарис были францисканскими терциариями, также как и её младший брат Коломан со своей женой бл. Саломеей. Согласно хроникам, её первыми словами были слова молитвы, а её первыми делами были дела милосердия. С 1211 г. родным домом для св. Елизаветы стал замок Вартбург, где её готовили для роли будущей жены маркграфа Тюрингского Людвига IV. Елизавета желала жить полнотой Евангелия, в противоположность тому, что видела при дворе: несоответствие формы и содержания, моральных принципов с поступками. Очень часто читала и слушала о Боге, Матери Божией и святых. Особым образом почитала св. Иоанна Евангелиста за его девственную чистоту. Воспитывала свою волю путём разнообразных умерщвлений плоти и часто милосердно служила самым бедным.

 

Набожность Елизаветы привела к тому, что София и весь двор предлагал ей вступить в монашеский Орден, но она осталась верной своему призванию к Супружеству, и это помогло её перенести клевету, осуждение и упрёки, на которые не скупились придворные, София и Агнесса.

В 1221 г. Людвигу исполнилось 18 лет и он был посвящён в рыцари в церкви св. Георгия в Айзенахе. А в 1221 г. в замке на Вартбурге состоялось его Венчание с Елизаветой. Людвигу тогда было 20 лет, Елизавете 14. Людвиг был уравновешен и мудр, всегда держал слово, был смел в бою, милосерден, ежедневно участвовал в Мессе, куда бы ни приезжал, прежде всего, посещал дома бедных людей.

 

Елизавета не уступала Людвигу. Наиболее характерной её чертой было постоянное доброе расположение духа, всему отдавалась она целым сердцем, а мужа любила более всего на земле. Супруги взаимно дополняли друг друга. Он был мужественным и рыцарственным, она – женственной и нежной.

 

Однажды Елизавета привела в замок прокаженного и, так как не нашлось другого места, положила несчастного на постель Людвига, который отсутствовал в той время. София увидела это, и когда Людвиг вернулся, сказала ему: «Вот, посмотри, кого твоя Елизавета положила на твою постель!» Людвиг приподнял одеяло и увидел Христа Распятого!

 

В 1222 г., в неполных 16 лет, Елизавета родила сына, затем дочь Софию, в 1227 г. — Гертруду. Младшей дочери Людвиг уже не успел увидеть. Он умер 11 сентября 1227 г., во время крестового похода, имея неполных 27 лет. Когда Елизавета узнала о смерти мужа, то в слезах повторяла: «Умер для меня мир и радости его!»

 

Оставшиеся четыре года жизни Елизаветы стали непрекращающимся крестным путём. В 1224 Елизавета впервые встретилась с братьями меньшими, которых св. Франциск прислал в Германию, помогла им основать монастырь в Айзенахе. Брат Роджеро показал ей францисканский идеал и вёл её во францисканскую духовность.

 

Подражание Христу бедному, смиренному и милосердному, жизнь по примеру Ассизского Бедняка стали основами её внутренней формации. Елизавета стала францисканской терциаркой. По легенде, св. Франциск прислал ей свой нищенский плащ в знак духовного покровительства. Когда после отъезда брата Роджеро её духовником стал магистр Конрад из Марбурга, который был исполнен совсем не францисканского духа и даже бил святую палкой, Елизавета оставалась верной своему францисканскому пути до смерти.

 

Елизавета осталась верной своему мужу и после смерти: она отказалась от нового брака симператором Фридрихом.

Она полностью посвятила себя делам милосердия среди самых бедных, основала в Марбурге больницу св. Франциска. Часто впадала в экстаз, была одарена даром слёз, мистического единения с Иисусом.

 

17 ноября 1227 г. св. Елизавета отошла ко Господу, а в 1235 г. канонизирована Папой Григорием IV в присутствии паломников из многих стран.

 

Сергей Колесников (Московская община Третьего Францисканского Ордена (мирян))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

665702_10151295895145498_714362805_o.jpg?_nc_cat=105&ccb=2&_nc_sid=2d5d41&_nc_eui2=AeFnUiNRSNe9f5zFeyihW1Rum-s0E-irqoGb6zQT6KuqgaGIAkITPMmXcYAgKKdYWwSWW4zompFNexdFlQFkmsTa&_nc_ohc=a-0JhrO4vl8AX9C-Xcp&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&tp=7&oh=7717807fc6d15432d47b9f28b981b1eb&oe=5FDA5872

 

Елизавета Тюрингская: принцесса, которая служила больным и нищим

 

Необычная принцесса

 

Одна из родоначальниц традиций благотворительности и милосердия в Германии – Елизавета Тюрингская. Имя это не слишком известно большинству жителей России.

 

Юная принцесса, которая родилась в XII веке, прожила всего 24 года. Что такого можно успеть сделать за это время, чтобы люди помнили тебя 800 лет спустя?

 

Представьте себе суровое средневековье. Одна из самых могущественных немецких земель – Тюрингия. Венгерский король Андрош – отец Елизаветы в дипломатических целях решил породниться с тюрингскими ландграфами. И посватал свою четырехлетнюю дочку Елизавету за сына правителя. Маленькую венгерскую принцессу привезли с богатым приданым в качестве гаранта политического договора.

 

Подобные сватовства детей были характерны для средневековой знати. Малышку отвезли в замок Вартбург недалеко от города Айзенаха. Где она и воспитывалась как невеста будущего правителя. Девочку учили хорошим манерам, рукоделью, немецкому языку, чтению и письму.

В 14 лет Елизавета обвенчалась с Людвигом IV, ландграфом или князем Тюрингии. В следующем году она родила сына Генриха, затем дочь Софию.

А потом встретилась с францисканцами.

 

Житие святой Елизаветы неотделимо от эпохи, когда возник феномен религиозных орденов. XII век – расцвет Средневековья. Рим доминировал во всем – культуре, искусстве, политике. Новое время ставило перед собой новые задачи, для которых нужны были новые решения.

Одним из способов контроля над политической и духовной жизнью Европы было создание религиозных орденов. Организованные по военному типу, богатые ордена с непререкаемым авторитетом, пользовались поддержкой Ватикана. Францисканцы, доминиканцы, бенедиктинцы стали мощной силой в политической игре.

 

Представители орденов облекаются доверием монархов, им поручают дипломатические миссии. Елизавета Тюрингская и Франциск Азисский жили в одно время. Не обошли вниманием францисканцы и замок Вартбург.

 

Юная ландграфиня Тюрингии была потрясена их проповедью бедности, самоотречения и любви к нищим по образу Господню.

С разрешения своего супруга она начала благотворительную деятельность. Елизавета стала матерью для бедных – раздавала еду, одежду и деньги неимущим. На ее средства была построены первая больница для бедных в Айзенахе.

 

Безграничная щедрость ландграфини и сердечное участие к нищим вызвало осуждение при дворе Вартбурга. Все это не вписывалось в привычные рамки. Жертвовать на строительство церквей, подавать милостыню бедным – это понятно. Но зачем пренебрегать своим знатным положением, дружить с ними? Семья ландграфа не одобряла ее странного поведения.

 

Отношения стали еще напряженней после того, как во время голода Елизавета приняла решение о раздаче голодающим зерна из графских запасов.

 

P80411-1526441.jpg

Элизабеткирхе. Марбург

 

Чудо с розами

 

В житии рассказывается, что Елизавета тайно несла в переднике хлеб голодным. Когда ее заставили показать, что она в нем прячет, свершилось чудо – из передника посыпались розы. Этот момент из ее жизни изображен на иконе и множестве религиозных картин. Цветы розы стали символом святой Елизаветы.

 

Сразу на ум приходит житие Филарета Милостивого, который делился последним с нищими, часто и в ущерб собственной семье. Дошло до того, что родные от него стали прятать еду.

 

А святую Елизавету решил ограничить муж, прибегнув к духовному авторитету в лице строгого и сурового проповедника Конрада Марбургского. Теперь она должна была свои замыслы рассказывать сначала духовному отцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

P80429-122236.jpg

Из школьного доклада о жизни святой Елизаветы

 

Вдова

 

В 1227 ее супруг Людвиг принял участие в шестом крестовом походе и умер от чумы в итальянском городе Отранто, оставив ее вдовой. К тому времени у них родились трое детей. Ей было всего 20 лет.

 

Елизавета отказалась от каких-либо претензий на управление Тюрингией, у нее забрали двух старших детей. «Неудобную» ландграфиню сразу отстранили от рычагов управления и фактически выгнали из замка.

 

Ее звал к себе обратно отец-король, ей предлагали отправиться в монастырь, выйти снова замуж. Но она выбрала другой путь. По некоторым данным, Елизавета принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден.

Вот и пришла к ней госпожа Бедность, с которой она так хотела познакомиться по примеру Франциска Ассизского.

 

Свое вдовье имущество она обменяла на маленькое имение в городе Марбурге. Сюда после скитаний прибыла Елизавета с младшей дочкой Гертрудой. С ней было несколько преданных служанок и две придворные дамы. Здесь она основала еще один госпиталь, где работала наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды лечебницы.

 

P80419-164157.jpg

Руины госпиталя

 

Елизавета – графиня могущественной Тюрингии, стала сиделкой для больных бедняков.

К сожалению, не отличаясь крепким здоровьем, она надорвалась и умерла в 24 года. «Мать бедных» была похоронена здесь же, в госпитальной часовне. Руины госпиталя сохраняются до сих пор.

 

P80419-101848.jpg

 

Два Конрада, Фридрих и Филипп – политика вмешивается

 

Простой народ еще при жизни считал ее святой. Сотни паломников потянулись к гробу.

Эту ситуацию решили использовать для укрепления своих политических позиций знатные родственники Елизаветы. Не так много было у Германии «своих» святых.

 

Все случаи исцелений фиксировались. Первое житие написал ее духовник – инквизитор и проповедник крестовых походов Конрад Марбургский. За канонизацию хлопотал Великий Магистр Тевтонского ордена Конрад Тюрингский – родственник покровительницы бедных.

Всего через три года после ее смерти Папа Григорий IX прославил Елизавету в лике святых. На торжествах, посвященных этому событию, присутствовал жестокий император Фридрих Второй. Он, как отмечали современники, вряд ли, во что-то верил вообще.

 

Под покровительством и на средства Тевтонского ордена закладывается громадный храм. Он будет построен через 50 лет и станет первым готическим храмом Германии. Два 60-метровых шпиля до сих пор высятся над городом. Гробница богато украшена драгоценными камнями и барельефами, посвященными событиям из жизни ландграфини.

 

Величественный храм служил несколько столетий родовой усыпальницей гессенской знати. Все изменилось через триста лет в годы Реформации. Для новой религиозной концепции почитание мощей было лишним.

 

Потомок Елизаветы Тюрингской ландграф Филипп I Великодушный, родившийся в Марбурге, был ревностным приверженцем идей Мартина Лютера и толпы паломников ему надоели.

 

Он распорядился тайно захоронить мощи в разных местах, но исполнитель ослушался высочайшего приказа и спрятал их у себя в замке. Тевтонский орден, который охранял мощи святой, не смог препятствовать этому. Потом в результате длительной борьбы мощи перешли к католикам. Сейчас эта реликвия хранится в Вене в Конгрегации Сестер Святой Елизаветы. Протестанты об этом вспоминать не любят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

P80429-122340.jpg

Из реферата школьника 3 класса о жизни святой Елизаветы

 

Идиот или святой?

 

Как повествует житие, Елизавета все время боролась с собой, чтобы победить брезгливость целовала раны прокаженных, носила бедное платье, к которому пришивала заплатки, просила Господа помочь ей любить чужих детей так же, как своих.

 

Вот еще один момент – говорят, что однажды, еще при жизни мужа, она положила прокаженного сироту в супружескую постель, что вызвало гнев мужа. Он отбросил покрывало и обнаружил в постели не больного ребенка, а младенца Христа. тЧто это? Экзальтация или вершина духовного совершенства? Вот, что пишет историк Отто Герхарда Эксле в книге «Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья»: «Около 1200 года «идиот» появляется как фигура в движении добровольной бедности. <…> Однако Бог избрал именно его, поскольку образованные и имеющие социальный вес люди не годятся для поручения Господа в отношении бедняков. <…> Елизавета Тюрингская около 1200 года воплощала собой этот новый тип.

 

P80419-101332.jpg

Старинная фигура святой Елизаветы. Здесь святая представлена с учетом канонов тогдашней моды

 

Следует заметить, что Елизавета по своим умственным способностям отнюдь не была слабоумной, скорее напротив. Ее духовник Конрад Марбургский назвал Елизавету “без сомнения в высшей степени умной женщиной” (mulier indubitanter prudentissima).

 

Она, идентифицируя себя с бедными, добровольно делала из себя слабоумную и демонстрировала это также и своим одеянием: серое платье движения добровольной бедности, которое она обыкновенно носила, благодаря надставленным кускам и нашитым заплаткам других цветов стало столь пестрым, что окружающим это представлялось курьезным».

 

В России сказали бы – юродивый. Вспоминается роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот», Алеша Карамазов, который говорил, что не могу я вместо «всего» отдать лишь пять копеек, а вместо «иди за Мной» просто ходить к обедне…

Похоже, и Елизавета Тюрингская была из такой породы.

 

svyatye.-fragment.-sv.-elizaveta-vengerskaya.jpg

Елизавета Тюрингская (ок. 1325). Мастер Симоне Мартини

 

Две Елизаветы

 

У юной ландграфини было трое детей. Средняя дочь – София Брабантская – стала основательницей ландграфства Гессен.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, таким образом, прямым потомком святой Елизаветы Тюрингской.

 

Преподобномученица Елизавета говорила, что на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой она носила свое имя.

 

Недавно во Франкфурте-на-Майне в Музее иконы проходила выставка «Гессенские принцессы в Российской истории», ее предваряла научная конференция. Речь там зашла о двух Елизаветах. Докладчики отмечали, что в их судьбе много поразительного сходства: святая Елизавета Тюрингская также в детстве лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного принца, пережила гибель мужа, претерпела многочисленные насмешки и издевательства родных, отдав все свое состояние бедным, закончила путь в добровольной нищете и болезнях. И при этом – светилась радостью и делилась ею со всеми вокруг.

 

Автор Татьяна Косик

 

МИЛОСЕРДИЕ.РУ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Житие св. Елизаветы Венгерской

 

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Цезарий Гейстербахский

Пер. с лат. по изд. Des C?sarius von Heisterbach Leben der bl. Elisabeth // Annalen des historischen Vereins f?r den Niederhein insbesondere die alte Erzdi?zese K?ln. 68. Heft: K?LN, J. & W. BOISSEREE’S BUCHHANDLUNG. (INH. HERM. SCHILLING.), 1908 – pp. 17-60

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

257455393_4592244467509639_3240897399973981886_n.jpg?_nc_cat=100&ccb=1-5&_nc_sid=b9115d&_nc_eui2=AeEV_Dnv0136iFHBj7VoHntxnN_6mT2zoRCc3_qZPbOhEMCVfb09XSONpjvYIvHQ-NPvuAkeC-rauz79H6pJRn7N&_nc_ohc=cKRKK41vFrkAX_yJHwt&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=61f19449caed59a6469547abf9cf98c1&oe=619A8AC8

 

 

Проповедь нашего духовного наставника о. Мариано Х. Седано Сиерра в День Святой Елизаветы - покровительницы Каритас.

 

Миссия Каритас

 

Быть членами Каритас – это не просто работа, которой мы отдаем восемь часов в день. Наша задача гораздо глубже, чем дать пищу и кров нуждающимся в них. Речь идет не столько о работе и профессии, сколько о призвании. Если мы несем людям только хлеб, если просто отдаем им какое-то время, мы становимся функционерами от благотворительности, которые не вносят в жизнь никакого преображения и света. Нам нужно первым делом открыть высочайшее достоинство тех, кому мы помогаем.

 

Сегодня в мире так много зла, признаков разложения и смерти. Социальное непризнание, войны, голод, нищета и одиночество – лишь некоторые из них.

 

Корень всех бед – в утрате чувства и сознания человеческого достоинства, и мы не сможем никому помочь, если не будем стараться искоренить это главное зло. Недостаточно накормить голодных и дать кров бездомным, все люди, абсолютно все нуждаются в том, чтобы к ним относились по-человечески, как к личностям, имеющим право на жизнь и достойным получить в подарок "букет благоухающих роз".

 

"Дарить розы" – значит вступить с людьми в общение на равных, не жалеть для них времени и душевных сил, ласковых слов и сердечной теплоты, это значит уметь удивляться и восхищаться ими; доверять и увлекаться, словно детям; и проявлять мудрость, подобно старцам; вместе учиться видеть окружающее новыми глазами и созидать будущее для тех и вместе с теми, кто, казалось бы, не имеет на него права.

 

Миссия каждого из нас, в том, чтобы научиться видеть нуждающихся людей совсем другими глазами – преображенными, просветленными изнутри. Мы должны нести хлеб и "дарить розы", потому что так проявляется любовь.

 

Только любовь действительно меняет людей и мир. И, как говорил святой Викентий де Поль, «только за вашу любовь бедняки простят вам тот хлеб, который вы им приносите». Ведь и хлеб, и любая помощь могут стать появлением унизительной жалости и снисхождения, а могут стать таинством сопричастности.

 

Мы верим, что в Иисусе, Бог посетил свой народ и даровал ему способность постичь глубину и тайну своего достоинства. Человек получил способность видеть дальше своих непосредственных нужд и жизненных потребностей, открывать прекрасное, драгоценное и важное в том, что на первый взгляд может показаться бесполезным.

 

Повторяю, что дарить хлеб и розы – это призвание в самом широком смысле слова, это способ бытия. Возможно, это кажется преувеличением или просто утопией, потому что кто в нашем мире действительно живет так? Но на самом деле таких людей больше, чем мы думаем, и они вовсе не так далеко от нас, как может показаться. Эти люди черпают свою силу в источнике жизни и достоинства человека – в Боге.

 

У нас, христиан, нет никаких особых рецептов и готовых решений для проблем, существующих в мире. Мы просто убеждены, что мир возлюблен Богом и благословен всяким благословением… Когда кто-то открывается Божьему преображающему действию и Бог становится в нем не иссякающим источником жизни, все, что его окружает, и все, кто окружает этого человека, мало-помалу преображаются. Бог продолжает творить мир нашими немощными руками.

 

Духовный наставник Каритас Санкт-Петербург

о. Марьяно Х. Седано Сиерра cmf

=AZWEBqp_kmpbruXPMBfFVeu_IgfqWDHlbsvkBdp8YhwmlbOQXNmgGOCKHA0PrBWTc8AD-XG9JB0yvfS-3HUmEtt319buMgEU5d7ewgIJuyyQlzDZ6AEEzsZHmfjmkes1l7h5k3FCK97vPgqclQ2nSLzepHTqhwnlNKUAInxkgXTnFj4t4DepMfcmtD2c_ytPrDtUDgtsdl1JT8pSXszl8Z7whIFZxdUpkz3DKZ8SjooGDg&__tn__=-UC%2CP-y-R"]Наталия Певцова

 

256347186_4592244630842956_257330206349187852_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-5&_nc_sid=b9115d&_nc_eui2=AeEWDBYrBCBL3KkCAKLqr7cyzoBTi9gYG8vOgFOL2BgbyxhedAMZNEnST9aHOpn6YFyxBQyBWiwwtTx5eTQoE9Qv&_nc_ohc=FYzJBVCNtgwAX8dC9aF&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=4945725eb786fae324b6070e4af31495&oe=619B0876

 

258188954_4592244487509637_3310276302893615935_n.jpg?_nc_cat=101&ccb=1-5&_nc_sid=b9115d&_nc_eui2=AeF3iwkC76RBw4CQRFoJVhU0cbGd0hM7B9JxsZ3SEzsH0idjV2RderM4zUPoKg6cxK6axf6lIIu_XRqbxF49jb3r&_nc_ohc=gk6aaJ-6jgQAX-RruUi&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=deafbb010e1f7b8fdfb6dfdc021f67d8&oe=6199AF84

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...