Перейти к содержанию

Праздник Кафедры св. Петра


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

22 февраля. Кафедра Святого Апостола Петра. Праздник

22 февраля. Кафедра Святого Апостола Петра. Праздник

С IV века у христиан Рима существовал праздник Кафедры Святого Петра (впервые упомянут в Филокалианском календаре в 354 г.) в память о том, что этот Первоверховный Апостол был первым епископом Вечного Города. Об этом факте единогласно сообщает всё древнее церковное предание, а первое письменное свидетельство об этом мы находим у св. Климента Римского (конец I столетия). По мере того, как с ходом времени служение Римского Епископа постепенно раскрывалось во всей своей полноте в качестве краеугольного камня, обеспечивающего единство Вселенской Церкви, первоначально местный римский праздник получил всеобщее распространение.

Propoved_Petra.jpg

До литургической реформы 1969 г. в Католической Церкви существовало два праздника, связанных с (епископской) Кафедрой Святого Петра, – Кафедры Святого Петра в Риме (18 января) и Кафедры Святого Петра в Антиохии (22 февраля). В нынешнем церковном календаре оба праздника объединены в один под общим названием Кафедры Святого Петра, который отмечается 22 февраля.

Слово кафедра означает седалище (кресло) или трибуну, с которой выступает университетский профессор или епископ. Уже Отцы Церкви использовали это понятие как символ епископской власти, а прежде всего – власти Римского Епископа. Святой Киприан (III век) в этой связи высказался следующим образом: «Петру отдано первенство, чтобы он явил, что есть Церковь Христа, а также Кафедра», т.е. власть учить и управлять. Стремясь еще сильнее подчеркнуть значение единства, Святой добавляет: «Один Бог, один Господь, одна Церковь и одна Кафедра, учрежденная Христом».

Relicvia.jpg

Жители Рима, в память о том, что апостол Петр сделал этот город своей столицей, окружали глубоким почитанием старинную деревянную кафедру (седалище, трон), на которой, согласно древнему преданию, восседал Князь Апостолов. Святой Папа Дамас в IV веке перенес ее в построенный им на Ватиканском холме баптистерий. Эта кафедра была открыта для публичного почитания на протяжении многих веков и притягивала к себе паломников со всех концов мира. Когда же был построен существующий и поныне собор Святого Петра, было принято решение хранить почитаемую кафедру подобно прочим драгоценным реликвиям. Ныне, в глубине соборной апсиды находится, занимая место запрестольной иконы или статуи, так называемая «пещера Бернини». Это – великое хранилище реликвий, в котором и пребывает трон Апостола, помещенный в футляр из бронзы и серебра, и освященный символикой Святого Духа.

Среди древнейших, восходящих к IV столетию церковных праздников, упомянуто и Natale Petri de Cathedra, т.е. День установления Понтификата Петра. Введением этого праздника стремились подчеркнуть значимость епископства Князя Апостолов, его учительскую и иерархическую власть в городе Риме и во всём христианском мире. Впрочем, праздники, связанные с годовщиной возведения в архиерейский сан и принятия архиерейской власти, практиковались и в других епископских столицах. Однако там это было делом чисто епархиальным. Лишь Столице Петра было присвоено наименование Кафедры, лишь она одна изначально почиталась во всём христианском мире. В своей проповеди, приуроченной к этому празднику, святой Августин говорит следующее: «Отмечаемое нами сегодня празднование было названо нашими предшественниками Кафедрой. Таким образом оно напоминает о том, что первому из апостолов была вверена Епископская кафедра». Оно напоминает также о необходимости любить и почитать того, кто представляет Христа на земле.

Episcop.jpg

Церковное предание гласит, что апостол Петр некоторое время пребывал в Антиохии, городе, где ученики… в первый раз стали называться христианами (Деян 11,26). Там он проповедовал Евангелие, а затем вернулся в Иерусалим, где разразилось кровавое преследование христиан. Царь Ирод, только что казнивший апостола Иакова, видя…, что это приятно иудеям, вслед за тем взял и Петра (Деян 12,3). Освободившийся с помощью Ангела Петр был вынужден оставить Палестину и пошел в другое место (Деян 12,17). В Книге Деяний не сказано, куда именно он пошел, но предание указывает, что пошел он в Вечный Город. Святой Иероним утверждает, что Петр пришел в Рим во второй год императора Клавдия, т.е. в 43 г. от Р.Х., и находился там на протяжении 25-ти лет, вплоть до своей смерти в 67 г.. Некоторые исследователи допускают, что Петр совершил несколько путешествий в Рим. Первое из них имело место после его вынужденного возвращения в Иерусалим в связи с Собором (ок. 49 г.), а затем было еще несколько миссионерских поездок.

Апостол Петр пришел в город, бывший столицей тогдашнего цивилизованного мира, «чтобы, — как пишет об этом святой Лев Великий, — свет истины, предназначенной для спасения всех народов, поскорее распространился из главы по всему телу мироздания. Ибо какой человеческой расы не было в этом городе? Какой из народов не внимал тому, чему учил их Рим? Вот – подходящее место для ниспровержения лжеучений, для разоблачения земного мудрствования, для осуждения бессмысленных жертвоприношений. Здесь со всем тщанием рассматривали и отвергали все ложные измышления»

Таким образом галилейский рыбак стал скалой и основанием Церкви, а своей столицей сделал Вечный Город. Отсюда он свидетельствовал о своем Учителе, как делал это прежде в Иудее, Самарии, Галилее и Антиохии. С этой Римской Кафедры он управлял всей Церковью, учил всех христиан. Здесь же, по примеру Наставника, он пролил собственную кровь, подтверждая тем истинность возвещаемого им учения.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Kluchi.jpg

Гробница Князя Апостолов, находящаяся, как свидетельствует предание и как подтверждают археологические исследования, под алтарем Исповедания Ватиканской базилики – это видимое и осязаемое знамение роли Симона Петра во Вселенской Церкви. Этот человек, по явно выраженной воле Божией, стал мощным, надежным и непоколебимым фундаментом всего церковного здания. В его учении, как и в учении его преемников, звучит безошибочный глас Христов. Вот почему наша вера зиждется на прочном основании.

Евангелие сегодняшней святой Мессы (Мф 16,13-19) приводит слова Иисуса, сказанные вблизи Кесарии Филипповой. В них – обетование Петру и его преемникам в служении Церкви: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

При этом роль Петра и всех его преемников следует понимать именно как служение. Согласно превосходному определению Папы Григория Великого, они исполняют служение как servus servorum Dei. Это определение успешно противостоит соблазну отделить власть от служения, что было бы несовместимо с евангельским разумением власти: Я посреди вас, как служащий (Лк 22,27).

Из Рима Петр – то с помощью Посланий, то лично или через своих представителей – утешает, обличает и утверждает в вере христиан, число которых постоянно умножается во всех регионах Римской империи. В первом чтении Петр торжественным образом обращается к пастырям Поместных Церквей Малой Азии, призывая их к нежному попечению о вверенной их заботам пастве: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия (1 Петр 5,2). Этот призыв напоминает слова Иисуса о Добром Пастыре, а также повеление, данное им Петру после Воскресения: паси агнцев Моих…, паси овец Моих (Ин 21,15-17).

Kafedra-Petra_1.jpg

Именно это задание доверено Господом Петру и его преемникам – управление прочими пастырями, руководящими своей паствой, попечение обо всём народе Божием, утверждение его в вере, забота о чистоте его богопочитания и нравов, изъяснение – с помощью Святого Духа – истин, принадлежащих к залогу веры. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память, — пишет Апостол в одном из своих Посланий (2 Петр 1,12-15).

Piotr1.jpg

Сегодняшний праздник может стать еще одним поводом продемонстрировать свою сыновнюю верность учению Святейшего Отца, вообще Священному Учительству Церкви. Стоит также задаться вопросом, насколько ревностно мы осваиваем это учение и воплощаем его в жизнь. Любовь к Папе – это признак нашей любви ко Христу. Любовь к понтифику, почитание его, проявляются в ежедневной молитве за Папу и в намерениях Папы. Эта любовь должна быть засвидетельствована особым образом в некоторых чрезвычайных обстоятельствах, как то: в ходе апостольских визитов Папы, во время его болезни, в ситуации усилившихся нападок на Папу и Церковь, или если нам посчастливится оказаться рядом с ним…

papa-rimskij-na-balkone.jpg

Из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»

СКГ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Литургические чтения: 22 ФЕВРАЛЯ. Кафедра св. Петра, апостола - Vatican News

С древних времен Римская Церковь праздновала 18 января память о том дне, когда апостол Петр совершил первое богослужение с верующими Вечного города. Как указано у Дюшена и де Росси, в «Иеронимовом мартирологе» (Вейссенбергский манускрипт) значится следующее: «XV KL. FEBO. Dedicatio cathedr? sci petri apostoli qua primoRome petrus apostolus sedit» (пятнадцатый день до февральских календ, посвящение Престолу Святого Петра Апостола, на котором Петр Апостол впервые воссел в Риме). Эптернахский манускрипт (Codex Epternacensis), о том же, говорит кратко: «cath. petri in roma» (Престол Петра в Риме).

В форме, современной своему созданию (IX веку), «Иеронимов мартиролог» дает второй праздник Престола св. Петра для 22 февраля, но все манускрипты относят его к Антиохии, а не к Риму. Таким образом, старейшая рукопись – Бернская – гласит: «VIII kal. mar. cathedr? sci petri apostoli qua sedit apud antiochiam», а Вейссенбергская – «Natl [natale] sci petri apostoli cathedr? qua sedit apud antiocia». Тем не менее, слова qua seditapud antiochiam бросаются в глаза как позднейшее добавление. Оба праздника являются римскими; и на самом деле, 22 февраля изначально был более важным. Это ясно из Календаря Филокала, записанного в 354 году и восходящего к 311 году; он не упоминает январский праздник, а о 22 февраля говорит следующее: «VIII Kl. Martias: natale Petri de cathedra» (восьмой день до мартовских календ, день рождения (т.е. праздник) Престола Петра).

 

Вплоть до включения упоминания Антиохии в списки «Иеронимова мартиролога» февральский праздник не уступал первенство значения январскому. Римская Церковь, таким образом, уже в ранние времена праздновала первое и второе принятие епископства Римского святым Петром. Это двойное празднование также проводилось в двух разных местах, в Ватиканской базилике и на кладбище (coemeterium) на Виа Салариа. В обоих случаях почитался трон (cathedra), на котором восседал апостол, когда председательствовал в собрании верных. Первый из этих тронов стоял в Ватиканской базилике, в баптистерии (крещальной капелле), построенном Папой Дамасом; неофитов in albis (в альбах, белых крещальных одеждах) вели из баптистерия к Папе, сидевшему на этой древней кафедре, где они получали от него consignatio (Таинство миропомазания). Отсылка к этому обычаю находится в надписи Дамаса, содержащей строку: "una Petri sedes, unum verumque lavacrum" (един Престол Петра, един истинный источник Крещения).

Святой Эннодий из Павии (ум. 521) говорит о нем так (в конце своего «Libellus pro Synodo»): "Ecce nunc ad gestatoriam sellam apostolic? confessionis uda mittunt limina candidatos; et uberibusgaudio exactore fletibus collata Dei beneficio dona geminantur" (Се ныне неофиты идут от порога, орошенного [водой крещения], к переносному трону Апостольского исповедания; посреди изобильных слез призываются радостью удвоенные дары Божественной благодати). При том, что в апсиде Ватиканской базилики стояла кафедра, на которой восседал Папа посреди Римского духовенства во время архиерейских богослужений, в том же здании была и другая кафедра, с которой Папа подавал новокрещенным Таинство миропомазания.

Трон святого Петра в апсиде был сделан из мрамора и пристроен к стене, а тот, что в баптистерии, был передвижным, и его можно было носить. Эннодий называет последний gestatoria sedes; на протяжении Средних Веков его всегда приносили 22 февраля из вышеупомянутого consignatorium (или места конфирмации) к высокому алтарю. В этот день Папа не использовал мраморную кафедру в глубине апсиды, а восседал на этой переносной кафедре, которая, соответственно, была сделана из дерева. Значение этого праздника было увеличено тем фактом, что 22 февраля считалось годовщиной дня, когда Петр на Тивериадском озере дал свидетельство о Божественности Христа и вновь был поставлен Христом, чтобы быть Камнем основания Его Церкви.

В очень древних западных литургических последованиях 22 февраля было днем "quo electus est 1. Petrus papa" (в который Петр был избран первым Папой). Месса этого праздника называет это вначале « solemnitatis pr?dicand? dies pr?cipue nobilis in quo. . . . beatus Bar-Jona voce Redemptoris fide devot? pr?latus est et per hanc Petri petram basis ecclesi? fixus est», т.е. этот день называется особенно достойным восхваления потому, что в этот день блаженный Бар-Иона, по своей вере и преданности, был возведен в предстоятели словами Искупителя, и через эту скалу Петрову устроено было основание Церкви. А Oratio (коллекта) говорит: "Deus, qui hodiern? die beatum Petrum post te dedisti caput ecclesi?, cum te ille vere confessus sit" (О Боже, Который в этот день даровал нам главой Церкви, после Себя, блаженного Петра…)

Второй из упомянутых выше тронов упоминается около 600 года аббатом Иоанном, которому Папа Григорий Великий повелел собрать в специальные малые сосуды масло от лампад у гробниц римских мучеников для лангобардской королевы Теоделинды. В сокровищнице собора в Монце сохранилась рукопись со списком этих масел, один из этих сосудов имел надпись: "oleo de sede ubi prius sedit sanctus Petrus" (масло от трона, на котором Святой Петр воссел впервые).

Другие древние источники описывают его местоположение как "ubi Petrus baptizabat" (где Петр крестил), или "ad fontes sancti Petri; ad Nymphas sancti Petri" (у фонтана Святого Петра). Ранее это место локализовывали на coemeterium majus (главном кладбище) на Виа Номентана; сейчас с уверенностью можно сказать, что оно было на Виа Салариа и было связано с coemeterium, или кладбищем, Присциллы и виллой Акилиев (Акилиев Глабрионов), находившейся над этими катакомбами. Основания этой виллы, демонстрирующие очень раннюю кладку (opus reticulatum), все еще существуют. И вилла, и кладбище, в одной из погребальных комнат которого находятся несколько эпитафий членов семьи, или gentis, Акилиев, относятся ко временам апостолов.

Вероятнее всего, Присцилла, давшая свое имя, как основательница, катакомбам, была супругой Акилия Глабриона, казненного при Домициане. Практически нет сомнения, что это место, "ubi prius sedit sanctus Petrus, ubi Petrus baptizabat" (где Святой Петр впервые воссел, где Петр крестил), должно быть определяемо не в подземном cubiculum (зале) в катакомбах, но в наземном оратории. В конце концов, ничего, что отсылало бы к кафедре или трону, не найдено в старейшей части кладбища Присциллы, не полностью изученной.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

274348189_1570767166633362_6923237803976

Праздник Cathedra Petri, таким образом, праздновался на Виа Салария 18 января, в Ватиканской базилике он справлялся 22 февраля. Легко представить, что после триумфа христианства праздник мог отмечаться с большей торжественностью в великолепной базилике, воздвигнутой Константином Великим над confessio, или гробницей Петра, чем в часовне далеко от города на Виа Салариа. Тем не менее, последняя по праву претендовала на то, чтобы быть местом, где Святой Петр впервые исполнял в Риме епископское служение ("ubi prius sedit sanctus Petrus", как написал аббат Иоанн, или "qua primo Rome petrus apostolus sedit", как мы читаем в «Иеронимовом мартирологе» на 18 января). Этот двойной праздник Кафедры св. Петра обычно объясняется долгим отсутствием апостола Петра в Риме. Так как место, "ubi s. Petrus baptizabat, ubi prius sedit" было далеко от города, естественно предположить, что второй праздник кафедры связан с открытием места для христианского богослужения в самом городе.

Готы, захватившие и разграбившие Рим в 410 году, подошли к городу по Виа Салариа и Виа Номентана; те же дороги вели в шестом и седьмом веке последующих германских захватчиков римской земли. Не только церкви, таким образом, но даже кладбища на этих подступах беспрепятственно подвергались грабежу и запустению. Невзирая на это, как мы могли убедиться, в 600 году лампада еще горела на месте "ubi prius sedit sanctus Petrus". Если подлинный трон апостола находился в это время там, мог бы он спастись от разрушения, не щадившего даже саркофаги катакомб? Слова аббата Иоанна "oleo de sede, ubi prius sedit sanctus Petrus", кажется, не оставляют сомнений.

Факт, засвидетельствованный мартирологами, что к IX веку один из двух праздников Римской кафедры отошел к Антиохии, показывает, что кафедра с Виа Салариа исчезла уже в VI или VII веке.

И мы подходим к вопросу о том, где изначально стояло седалище, которое показывали и почитали в Ватиканской базилике в IV веке. В согласии с древней традицией было обычаем считать церковь Святой Пуденцианы местом, где, в доме предполагаемого сенатора Пуденса, два великих апостола не только были гостеприимно принимаемы, но и проводили христианские богослужения. Но легенды, связанные с Санта Пуденциана, не дают существенного подтверждения теории, что эта церковь была собором и резиденцией Пап до Константина. В конце Послания к Римлянам (xvi, 5), святой Павел упоминает место, где проводились религиозные службы, дом Акилы и Приски (ten kat oikon auton ekklesian — сейчас это Санта Приска на Авентине).

Акила и Приска – первые среди множества тех, кому апостол шлет свое приветствие. Связь Акилы с катакомбами Присциллы все еще видна на эпитафиях этого кладбища. В 1776 году на Авентине, рядом с современной церковью Святой Приски, была обнаружена капелла с фресками IV века; на этих фресках все еще были различимы образы двух апостолов. Среди мусора было найдено также позолоченное стекло с фигурами Петра и Павла. Праздник освящения этой церкви (и это важное обстоятельство) падает и сейчас на тот же день, что и описанный выше праздник кафедры 22 февраля; таким образом, эта церковь продолжает праздновать традиционный день даже после разрушения того сооружения, из которого она произошла.

В крипте Санта Приска находится резная капитель с надписью XIII века BAPTISMUS SANCTI PETRI (Крещение Святого Петра), несомненное эхо древней традиции того, что в этом месте Петр крестил. Так можно соединить цепочку предположений, которые делают вероятным местом "ubi secundo sedebat sanctus Petrus" (где Святой Петр воссел во второй раз) в нынешней церкви Святой Приски; другими словами, что трон, к которому отсылает святой Дамас, сохранялся здесь в эпоху до Константина. Это там, следовательно, праздновалось "natale Petri de cathedra", установленное для 22 февраля в календарях, начиная с 354 года. Из этого следует также, что это и есть кафедра, которая упоминается в старейших testimonia о седалище, с которого Петр учил в Риме. Поэма "Adversus Marcionem", написанная в III веке, (P.L., II, 1099):

Hac cathedra, Petrus quâ sederat ipse, locatum

Maxima Roma Linum primum considere iussit.

(На этот трон, где самый Петр восседал, великий Рим возвел Лина и повелел ему воссесть.)

Cвятой Киприан писал около 250 года, после смерти святого Папы Фабиана: "Cum locus Fabiani, id est locus Petri et gradus cathedr? sacerdotalis vacaret" (когда место Фабиана, т.е. место Петра и ступень священнического седалища были пусты). Еще раньше, около 200 года, Тертуллиан писал в своем "De pr?scriptione b?reticorum": "Percurre ecclesias apostolicas, apud quas ips? adhuc cathedr? apostolorum suis locis pr?sident. Si Itali? adjaces habes Romam" (Посети апостольские церкви, в (среди) которых самые кафедры апостолов все еще председательствуют на своих местах. Если ты рядом с Италией, там есть Рим).

Каким образом Папа Дамас пришел к решению перенести cathedra Petri из Святой Приски в Ватикан, можно вполне понять из обстоятельств того времени. Начиная с правления первого Константина резиденцией Пап был Латеран, а их собором – его величественная базилика, тогда как соседствующий баптистерий Константина служил для торжественных церемоний крещения в навечерие Пасхи. За полвека от 312 до 366 года (даты восшествия на престол Дамаса), значение храма Святой Приски, ее баптистерия и кафедры естественным образом уменьшилось. Дамас, таким образом, мог быть уверен в одобрении всего Рима, когда переносил чтимую апостольскую реликвию из маленькой капеллы в Святой Приске в свой новый баптистерий в Ватикане, где она несомненно оставалась до первой четверти VI века, после чего ее сохраняли в разных капеллах Ватиканской базилики.

В Средние Века было обычаем выставлять ее для поклонения каждый год; новоизбранный Папа также торжественно возводился на это чтимое седалище – обычай, прекратившийся при переезде папского двора в Авиньон, в начале XIV века. Для того, чтобы сохранить для потомства эту драгоценную реликвию, Александр VII (1655-67) заключил Cathedra Petri в изваянный по проекту Джан Лоренцо Бернини над алтарем в апсиде Святого Петра гигантский «чехол» из бронзы, поддерживаемый Учителями Церкви (Амвросием, Августином, Афанасием и Иоанном Златоустом). С этого момента 200 лет кафедра не показывалась народу. В 1867 году, тем не менее, по случаю 1800-летия мученической кончины двух великих апостолов, кафедра была выставлена для почитания верными. В этот период братья Алессандри впервые сфотографировали престол.

Кресло само по себе сделано из дуба, позднее укреплено акацией и богато украшено резной слоновой костью. Древесина сильно пострадала от жучка, много утрачено и отрезано – в том числе, как видно, разобрано на реликвии. К ножкам были приделаны четыре железных кольца, в которые продевались шесты для переноски кафедры. На 18 небольших резных панелях слоновой кости изображены подвиги Геракла и фантастические животные. В центре спинки находится резное из слоновой кости изображение императора, традиционно считающееся портретом Карла Лысого. То, что сохранилось от древней кафедры, не дает уверенности в реконструкции ее первоначальной формы. В любом случае, это было массивное кресло, сделанное из прямых кусков дерева, так что его нельзя определять как sella curulis (курульное кресло) Пуденса, как это долго считалось. Если четыре кольца на двух сторонах принадлежат оригинальному седалищу (Эннодий из Павии использовал термин sedes gestatoria как выражение, повсеместно понимаемое в отношении этого трона), тогда возможно это было обычное переносное кресло, какие использовались в Древнем Риме.

Тем временем, как два кресла были видимыми памятниками древнейших оснований апостольства Петра в Риме, воспоминание о его первом появлении в городе все еще сохраняется в litaniаe majores (Великих Литаниях) 25 апреля. В этот день также празднуется память святого Марка, которого святой Петр послал в Александрию Египетскую. Антиохия и Александрия, два наиболее важных патриархата Востока, были, как и Рим, основаны Петром.

Григорий Великий в таких словах отсылает к этому духовному отношению с Римским патриархатом Запада в письме к патриарху Евлогию (P.L., LXXVII, 899): "Quum multi sint Apostoli, pro ipso autem principatu sola Apostolorum principis sedes in auctoritate convaluit, quæ in tribus locis unius est. Ipse enim sublimavit sedem, in quâ etiam quiescere et præsertim vitam finire dignatus est. Ipse decoravit sedem, in quâ Evangelistam (Marcum) discipulum misit. Ipse firmavit sedem, in quâ septem annis, quamvis discessurus, sedit. Quum ergo unius atque una sit sedes, cui ex auctoritate divinâ tres nunc episcopi præsident, quidquid ego de vobis boni audio, hoc mihi imputo" (Хотя и множество есть апостолов, первенство чести принадлежит всегда никому иному, как Кафедре Князя апостолов, каковая кафедра, хоть и устроена в трех местах, тем не менее остается принадлежащей одному и тому же [апостолу]. Он поднял ее к высшему достоинству в месте [Риме], где соизволил утвердить свое местопребывание и окончить свою жизнь. Он почтил ее там [в Александрии], куда послал своего ученика, Евангелиста Марка. Он укрепил ее там [в Антиохии], где, хотя и суждено ему было отбыть, он восседал семь лет. Таким образом поскольку кафедра, в которой божественной властью три епископа председательствуют, это одна и та же кафедра того же [Петра], я отношу к себе все доброе, что слышу о тебе).

274339424_1570767056633373_1548563517408

В завершение, нет причин сомневаться в подлинности реликвии, сохраненной в Ватикане и известной как Cathedra Petri. Согласно Евсевию, в Иерусалиме сохранялась кафедра святого Иакова (Church History VII.19), в Александрии – святого Марка (G. Secchi, La cattedra alessandrina di San Marco, Venice, 1853). Тертуллиан, в цитировавшемся выше пассаже, ссылается на значение, которое придают в апостольских церквах обладанию кафедрами их основателей  (apud quas ipsæ adhuc cathedræ apostolorum suis locis præsident), и в перечислении их он упоминает первым Рим. Более того, другие авторы, приведенные выше, чьи свидетельства восходят ко II веку, все утверждают присутствие в Риме реальной Cathedra Petri.

Анастасия Медведева

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2d7fec96729bcdfd7a7c13a218c09e69.jpg

4 причины установления праздника в честь кафедры св. Петра

22 февраля в Католической Церкви — Кафедра св. Апостола Петра. Чтобы разобраться, откуда происходит этот необычный праздник, обратимся к «Золотой Легенде» Иакова Ворагинского, влиятельнейшему источнику Средневековья.

Слово кафедра переводится с греческого как трон (или престол, согласно русскому переводу «ЗЛ») и имеет три значения. Их приводит Иаков Ворагинский: «Престол может быть царским: Давид, восседающий на престоле. Престол может быть священническим: Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень (1Цар 1,9). Престол может быть учительским: На моисеевом седалище… (Мф 23,2).

Блаженный Пётр восседает на царском престоле как первый среди царей, на престоле священническом — как пастырь всех клириков, и на престоле учительском — как наставшик всех христиан».

Согласно древнему церковному преданию, апостол Пётр возглавлял Антиохийскую Церковь, прежде чем стал Римским епископом. Поэтому первую причину для установления сегодняшнего праздника Иаков Ворагинский связывает именно с этим. Он подробно описывает, как правитель города Теофил заключил Петра в темницу за проповедь в Антиохии, а Павел убедил его освободить первоапостола, потому что тот силой Христовой исцеляет больных и воскрешает мёртвых. Тогда Теофил потребовал, чтобы Пётр воскресил его сына, умершего четырнадцать лет назад. Когда по молитве апостола чудо было явлено, жители Антиохии уверовали в Господа Иисуса Христа.

Вот как описано это событие в «Золотой Легенде»: «И Теофил, и весь народ Антиохийский, и многие прочие уверовали в Господа и воздвигли в городе прекрасную церковь. В центре той церкви поставили престол и на него возвели Петра, дабы все собравшиеся могли видеть и слышать его. На этом престоле Пётр пребывал семь лет, а затем, придя в Рим, двадцать пять лет занимал Римский престол. Церковь торжественно отмечает эту первую почесть, которую воздали Петру, поскольку именно тогда предстоятели были впервые возвеличены в Церкви местом, властью и достоинством имени».

Вторая причина для установления праздника, согласно Иакову Ворагинскому, также связана с обращением жителей Антиохии, так, как оно описано в Итинерарии святого Климента. Согласно этому источнику, жители города сперва поверили словам Симона Волхва против Петра, а потому, когда апостол подходил к их городу, вышли ему навстречу в покаянии, облаченные во власяницы. А Пётр, радуясь об их обращении, исцелил всех больных и одержимых, которых привели к нему. «Тогда в течение недели крестились более десяти тысяч человек, так что Теофил, правитель города, приказал освятить свой дворец как церковь и воздвигнуть в центре высокий престол для святого Петра <…>», — повествует «Золотая Легенда». И тут же её автор добавляет, что эта история не противоречит рассказанной выше: «Ведь могло случиться так, что Пётр по заступничеству Павла был с великим почтением принят Теофилом и всем народом. Далее Пётр покинул город, и тогда Симон Волхв соблазнил народ <…>. Затем жители Антиохии покаялись и вновь приняли святого Петра с великим почтением».

Третью причину Иаков Ворагинский связывает с необходимостью искоренения языческого обычая в определенный день февраля ставить еду на могилах усопших родственников. «Язычники полагали, что блюда опустошали блуждавшие вокруг могил души, которые они называли тенями», — читаем в «Золотой Легенде». — «Христиане долго не могли искоренить обычай устраивать подобные пиры. Поэтому святые Отцы, видя это и желая полностью уничтожить обычай, постановили отмечать в этот день праздник Возведения святого Петра на престол в Антиохии и в Риме. Однако некоторые, в память о тех пирах, влоть до сего дня именуют праздник Пиром святого Петра».

Четвёртая причина современному читателю может показаться экзотической: Иаков Ворагинский говорит, что праздник отмечается также из почтения к тонзуре клириков. Он рассказывает ещё одну легенду, согласно которой антиохийские язычники обрили Петру макушку в знак поношения: «То, что стало почестью для всего клира, для князя апостолов было поруганием ради Христа». Далее автор приводит три причины выбривания тонзуры, согласно книге Дионисия «О небесной иерархии»: сохранение чистоты, уничтожение прикрас и обнажение.

Как бы то ни было, данный праздник известен в Риме с IV века и отмечается Церковью сегодня в память о том, что Христос поручил Петру служение Своего наместника на земле.

Анастасия Орлова

Рускатолик.рф

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

8ZMzbO_G4sM.jpg?size=780x967&quality=95&

Кафедра Святого Петра — скульптурная композиция в алтарном пространстве собора Святого Петра в Ватикане, созданная Джованни Лоренцо Бернини. В католическом богословии термин употребляется как синоним папской власти. В честь кафедры Святого Петра отмечается одноимённый католический праздник 22 февраля.

До 1969 года латинская Церковь отмечала два праздника, связанных со Столицей Петра: Кафедры св. Петра в Риме (18.01) и Кафедры св. Петра в Антиохии (22.02).

Начиная с IV века римские христиане знали и отмечали праздник Кафедры святого Петра, вспоминая, что Апостол был епископом этого города. Этот праздник – распространённый на всю Церковь – напоминает нам, что Престол Петра является основой единства Церкви. После реформы литургического календаря оба праздничных дня были объединены в один, и его отмечают как праздник Кафедры св. Петра. В этот день Церковь молится, чтобы: «(…) посреди хаоса этого мира наша вера осталась непоколебимой».

Взято у Ольги Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...