Перейти к содержанию

Дочь Иеффая


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

БЕЗРАССУДНЫЕ КЛЯТВЫ

 

Думаю, что вы хоть раз в жизни слышали спор о том, принес ли Иеффай свою дочь в жертву или, все же, это было сказано образно. В числе таких мыслителей была и я. Напомню историю: прежде чем вступить в битву с Аммонитянами, судья Иеффай пытается договориться с Богом, давая клятву: "если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение." (Суд.11:30,31) Навстречу вышла родная дочь

 

Есть разные версии: девушка не умерла, она просто никогда не вышла замуж; это было сказано не буквально, ведь Бог человеческих жертв не принимает, ну и другие мнения. Я считаю, что он убил свою дочь. Причины такого мнения:

 

1) в доме не держали овец или других животных, которых бы можно было принести в жертву, они жили в предназначенных для этого помещениях;

2) если такое и было, то вряд ли бы Иеффай дал Богу в благодарность первое попавшееся – обещание так себе перед такой важной для него битвой (а если бы выбежала собака или другая нечистая тварь?);

3) простое животное не соответствовало значимости победы;

4) в то время на Ближнем Востоке существовал обряд языческих человеческих жертвоприношений;

5) наконец, весь контекст книги говорит о сплошном беспределе в Израильском народе, поэтому такой поступок очень даже вписывается в общую картину своеволия, и смягчать его вовсе не имеет смысла.

 

В чем была проблема Иеффая? Он мыслил о Боге невежественно, не понимая Его святой природы. Судья (лидер и освободитель, прошу заметить!) думал, что с Богом можно строить бартерные отношения: Ты мне – я Тебе. Он не скупился на обеты и клятвы, потому что страстно желал получить просимое, в то самое время смутно понимая что Господу в реальности приятно, а что – мерзость в Его очах. Но цель была выше средств, за что Он и поплатился.

 

Я о нас. Не молимся ли мы подобными молитвами: "Господи, если Ты дашь мне…, то я тогда Тебе…"? Да, мы можем быть искренни, как и Иеффай, в своей просьбе, но разве искренность – это залог праведности? Духовное рвение без духовных знаний чаще всего производит катастрофу. Бог не играет в наши игры. Даже, если Он и даст ответ на такую молитву, то это будет вопреки нашему безумию, а не благодаря ему.

 

Сегодня наша проблема в том, что мы хотим поклонятся Господу на собственных условиях, обращаясь к Нему не как к Предвечному, а как к земному. Желаем Его подкупить, задобрить, торгуясь, заключая сделки, оговаривая суммы наших стараний в ответ на исполненные Им желания. И то, что мы ну уж очень искренни в такой момент, никак не смягчает слёз опосля.

 

"Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том." (Лев.5:4)

 

Чтобы не наговорить Богу глупостей, стоит лучше Его узнавать. Как писал Екклесиаст: "Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… голос глупого познается при множестве слов… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить." (Екл.5:1-4)

 

(ТГК "Гербарий слов")

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Послании к Евреям, Иеффай упоминается в числе героев веры:

 

"И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повест­вовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верой побеждали царства, творили правду, получали обетования" (Евр. 11:32-33).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Послании к Евреям, Иеффай упоминается в числе героев веры

Кто же с этим спорит? Или Вы считаете, что данный факт не совместим с отдельными греховными поступками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Послании к Евреям, Иеффай упоминается в числе героев веры:

 

"И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повест­вовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верой побеждали царства, творили правду, получали обетования" (Евр. 11:32-33).

 

И кто из них был безгрешен и не ошибался?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

прежде чем вступить в битву с Аммонитянами, судья Иеффай пытается договориться с Богом, давая клятву: "если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение." (Суд.11:30,31)

 

Книга Судей - она вообще специфическая, нашпигованная особыми примерами жестоких поступков.

Изменено пользователем Марион
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть разные версии: девушка не умерла, она просто никогда не вышла замуж...

Обычно говорят, что она не просто не вышла замуж, но посвятила себя Богу, неся некое служение при скинии. На это возражают: совершенно не понятно, что это могло быть за служение, поскольку единственный вариант служения для девушек или женщин в то время - храмовая проституция, распространенная у окружавших евреев народов. В таком случае возникает вопрос относительно предания о введении Богородицы в иерусалимский храм: каковы основания признавать не только достоверность данного конкретного события, но и того, что при храме вообще находились девушки, принявшие соответствующий обет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть разные версии: девушка не умерла, она просто никогда не вышла замуж...

Обычно говорят, что она не просто не вышла замуж...

ну... не только это обычно говорят:

 

Суд 11:34—35 "И пришел Иеффай в дом, свой, и дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна... Он разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом, и не могу отречься"

 

Представляется, что Священное Писание здесь не выносит суждения ни о самом обетовании, ни о его исполнении, как в случае с Авраамом, которому Господь повелел принести в жертву своего сына, и тот последовал голосу Господа своего. Книги Священного Писания, скорее, содержат отчет об имевших место событиях и оставляют их оценку на суд читателя, как в случае с Иудой, сыном Иакова, который по неведению возлег со своей невесткой Фамарью и совершил прелюбодеяние, ошибочно полагая, что она блудница. Книги Священного Писания никогда не порицают и не хвалят открыто то или иное деяние, но описывает его как есть с тем, чтобы его оценивали и рассматривали с точки зрения добродетели и закона Божьего. Поэтому Библия не предлагает своего комментария относительно принятого обета и его исполнения, возлагая на нас труд вынесения суждения по рассматриваемому поводу и позволяя нам прийти к заключению, что такой обет разгневал Бога и привел к наказанию, заключавшемуся в том, что единственная дочь Иеффая выбежала первой из всех людей навстречу своему отцу. Августин Иппонский, Вопросы на Семикнижие.

 

Суд 11:36 "Она сказала ему: отец мой! делай со мною то, что произнесли уста твои"

 

И прочие жертвы, которые символизируют эти законные [жертвы], сродни этой жертве. И прочие жертвы, сродные этой жертве, как мне кажется, суть излияния крови доблестных мучеников. И не случайно ученик Иоанн видел их стоящими у небесного жертвенника (Откр 6:9). Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это (Ос 14:10)? И следует более умозрительно постичь, - насколько можно воспринять слово о таких жертвах, очищающих тех, за кого они приносятся, - смысл всесожжигаемой жертвы дочери Иеффая, который благодаря этому обету победил сыновей Аммона. Всесожжигаемая словно жертва, она согласилась с этим обетом, и, когда ее отец сказал: Я отверз о тебе уста мои пред Господом (Суд 11:35), она ответила: Если ты отверз уста твои обо мне пред Господом, твори со мною обет твой (Суд 11:36). Итак, этими словами приписывается видимость великой жестокости Богу, Которому приносятся такие жертвы ради спасения людей. И нам необходим возвышенный и проницательный ум, дабы опровергнуть возводимое на промысел и вместе с тем оправдаться за все [жертвы], поскольку они невыразимы и превосходят человеческую природу. Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна.

 

 

Суд 11:39 "И он совершил над нею обет свой, который дал"

 

Поскольку Иеффай принес означенный обет Господу и одержал победу в битве и его дочь вышла первой ему навстречу, он выполнил свой обет. Это событие породило великий и весьма трудный для суждения вопрос

как для исследующих это событие с благочестием и искренне интересующихся его [истинным] смыслом, так и для тех, кто из нечестивого невежества резко противопоставляют Ветхий Завет Новому и, расценивая описанное событие как ужасное злодеяние, доходят даже до таких утверждений, что Бог закона и пророки могли наслаждаться человеческими жертвами. Во-первых, позвольте нам ответить на их клеветнические обвинения, что всесожжения не доставляли удовольствие Богу закона и пророкам, или, как уж я предпочитаю выражаться, Богу Авраама, Исаака, Иакова. Что было угодно Богу в тех приношениях, так это то, что они исполнены смысла и знаменуют собой грядущее. Мы, как бы то ни было, располагаем самой сутью того, что предвещалось этими жертвованиями, которую Он желал передать для нас. Более того, имелась весомая причина, по которой эти жертвоприношения изменились настолько, что они не только более не требуются, но даже запрещены: и это всё здесь говорится к тому, чтобы мы не полагали, будто Богу угодны такие жертвы по плоти. Августин Иппонский, Вопросы на Семикнижие.

 

Иногда выполнение обещания или исполнение клятвы противоречит долгу. Как было в случае с Иродом, который поклялся дать дочери Иродиады все, чего она ни попросит, тем самым он разрешил предать смерти Иоанна, дабы не нарушить своего слова (См. Мф 14:6). Что же я могу сказать об Иеффае, который предложил свою дочь в жертву, поскольку она была первой, кто встретил его, когда он вернулся домой с победой? Он и выполнил клятву о том, что принесет в жертву любого, кто встретит его первым. И лучше было бы совсем не давать обещания, чем выполнять его ценою смерти своей дочери. Амвросий Медиоланский, Об обязанностях священнослужителей.

 

Никогда я не позволю себе поверить, что вождь Иеффай дал свой обет иначе, как не подумав, когда он обещал Господу все, чего бы ни встретил на пороге своего дома по возвращении. Ибо он раскаивался в своей клятве после того, как навстречу ему вышла дочь. Он разодрал одежду свою и сказал: Ах, дочь моя, ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего (Суд 11:34). И хотя с благочестивым страхом и благоговением взял он на себя горькое исполнение своей жестокой задачи, он все же сделал это, и ему был предоставлен год, чтобы печалиться и скорбеть на будущие времена. Это была тяжкая клятва, но гораздо более горьким было ее исполнение, в то время как именно тот, кто исполнил ее, имел величайшую причину для скорби. Итак, это стало правилом и законом в Израиле год от года, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году (Суд 11:40). Я не могу винить человека, который счел необходимым выполнить свою клятву, и все же это была несчастная необходимость, которую можно было разрешить только смертью своего дитя. <...> И вот то, что для уважаемых и ученых людей наполнено чудом, в случае этой девицы оказывается намного прекрасней, намного чудесней, когда она говорит своему опечаленному отцу: Делай со мною то, что произнесли уста твои (Суд 11:36). Но она попросила отпустить ее на два месяца в горы с ее подругами оплакивать ее девство, обречённое на смерть. Но плач ее подруг не тронул ее, печаль не одолела ее, даже их сетования не удержали ее. Она не позволила ни дню, ни часу пройти незамеченными. Она вернулась к своему отцу и будто по своему собственному желанию и по своей собственной воле [она] убедила отца, когда он колебался, и действовала так по своему собственному выбору. Итак, то, что было страшной случайностью, стало благочестивой жертвой. Амвросий Медиоланский, Об обязанностях священнослужителей.

 

 

Мы справедливо вопрошаем о том, не должно ли понимать совершение человеческой жертвы в ознаменование грядущих событий. Но если бы только это было так, то такого рода жертвоприношение не оскорбило бы Бога. Однако на самом деле Священное Писание ясно свидетельствует, что человеческие жертвы вызывают гнев Божий. Ибо когда Бог пожелал и повелел, чтобы все первенцы принадлежали Ему и были Его, Он, тем не менее, пожелал, чтобы первенцы рода человеческого выкупались своими родителями, с тем чтобы они не посвящали своих детей Богу путем принесения их в жертву. <...> Очевидно, что Бог любит и вознаграждает венцом мученичества жертвоприношения следующего рода, когда праведник претерпевает несправедливые притеснения и гонения и борется за истину даже ценой собственной жизни, когда его убивают враги, которым он причинил боль во имя божественной справедливости тем, что он ответил добром на зло, ответил своею любовью на их ненависть... <...> В подражание Авелю тысячи мучеников отстаивали истину до самой своей смерти и были принесены в жертву кровожадными врагами. И поэтому Священное Писание говорит об отношении к ним Господа: Он испытал их [души праведных] как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную (Прем 3:6). И поэтому апостол говорит: Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало (2 Тим 4:6). Но это вовсе не распространяется на тот случай, когда Иефффай приносит свою дочь на всесожжение (Суд 11:31). Куда скорее он приносит её в жертву в буквальном смысле, то есть по образу жертвоприношений Господу животных, не допустимых в качестве образца для жертвоприношений Господу людей. Деяние Иеффая на первый взгляд кажется похожим на деяние Авраама, приносящего своего сына Господу на всесожжение. Но в том случае Аврааму было повеление Господа. И Он повелел ему это вовсе не по образу всеобщего правила, как если бы для того, чтобы такого рода жертвоприношения совершались регулярно. Именно жертвоприношение такого рода общее правило запрещало. Августин Иппоиский, Вопросы на Семикнижие.

 

Иеффай, дав Богу обет заклать первого встретившегося ему после победы на войне, впал в детоубийство, потому что первой его встретила дочь, и он принес ее в жертву, а Бог не воспрепятствовал этому. И я знаю, что из-за этой жертвы многие из неверующих обвиняют нас в жестокости и бесчеловечии, но я бы сказал, что попущение этой жертвы есть доказательство великой попечительности и человеколюбия и что Бог не воспрепятствовал этому закланию, заботясь о нашем роде. Ведь если после той молитвы и обета Он воспрепятствовал бы жертве, многие и после Иеффая, в надежде, что Бог не примет, стали бы делать множество таких обетов и постепенно таким путем дошли бы до детоубийства. Но теперь, попустив совершиться ему на деле, Он отвел от него все последующие [поколения]. И [в знак того], что это правда, после заклания дочери Иеффая, дабы это событие было вечно вспоминаемо и несчастье не предалось забвению, у иудеев стало законом, чтобы девы, сходясь в определенное время, сорок дней оплакивали совершенное убийство и, возобновляя этим плачем память о жертве, вразумляли всех потомков и научали, что это произошло не по воле Божией. Иначе Бог и не попустил бы девам скорбеть и плакать. И то, что мои слова не догадка, показали последующие [события]. Ибо после этой жертвы уже никто не давал подобного обета Богу. Поэтому Он не воспрепятствовал этой жертве, а ту, которую Сам заповедал, - жертву Исаака, - остановил, чтобы показать тем и другим, что Он не услаждается такими жертвами. Иоанн Златоуст, К народу антиохийскому.

 

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I—VIII веков. Ветхий Завет IV.

Изменено пользователем о.Олег
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Обычно говорят, что она не просто не вышла замуж, но посвятила себя Богу, неся некое служение при скинии. На это возражают: совершенно не понятно, что это могло быть за служение, поскольку единственный вариант служения для девушек или женщин в то время - храмовая проституция, распространенная у окружавших евреев народов. В таком случае возникает вопрос относительно предания о введении Богородицы в иерусалимский храм: каковы основания признавать не только достоверность данного конкретного события, но и того, что при храме вообще находились девушки, принявшие соответствующий обет?

 

Ссылаются на Иосифа Флафия, сам первисточник не находил, что при Иерусалимском храме жили вдовы и девы. В храме кто-то же переодически шил большую завесу, кто-то же чистил сосуды. Но при Иеффае, еще не было храма, а была скиния. А так, пророчица Анна жила при Иерусалимском храме. На кураевском форуме, иудеи в теме про Иеффая писали, что Моисеевым Законом запрещены человеческие жертвы, поэтому Иеффай не имел права давать подобный обет. В той теме, иудей пишет, что между комментаторами нет единого мнения по поводу того, что именно произошло с дочерью Иеффая, то ли ее принесли в жертву физически, то ли она осталась жива, но вся ее жизнь была посвящена служению в результатет чего она никогда не вышла замуж. С иудейского сайта Толдот.ру: "Вместо того чтобы снять обет (или выяснить, является ли он действительным), Ифтах решил выполнить его. Обратите внимание на то, что дочь Ифтаха не возражала, только попросила позволить ей «попрощаться с девичеством» вместе с подругами. Комментаторы приводят два мнения, что именно сделал Ифтах в результате — многие объясняют, что «посвящение Всевышнему» девушки означало, что ей предстоит остаться незамужней и посвятить свою жизнь молитвам и добрым делам. Но есть и такое мнение, что неграмотный и гордый отец сделал буквально именно то, что обещал…

С уважением, Овадья Климовский". То есть большинство иудейских комментаторов утверждают, что девушка посвятила свою жизнь молитвам и добрым делам, оставаясь незамужней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или Вы считаете, что данный факт не совместим с отдельными греховными поступками?

 

А почему вы решили, что я вижу у Иеффая греховный поступок? Может быть он ее не приносил в жертву, а отдал на служение. Может быть и автор Послания к Евреям, так считал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

164168147_3918063238259792_3460007371410947571_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-3&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=r_uIruzwcw0AX-0oOnw&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=3a8a5215cc649f538dc91028ddbd3464&oe=607F2C37

 

Картина итальянского художника Себастьяно Риччи «Иеффай и его дочь». 1709. Художественный музей, Мемфис.

 

Журнал "Фома": Что произошло с дочерью Иеффая?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему вы решили, что я вижу у Иеффая греховный поступок?

А необдуманная клятва - не грех? Ср Еккл 5:1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...