Перейти к содержанию

Страстная неделя и Священное Пасхальное Триденствие


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

680x450_Crop_Pilot_19958.jpg

 

Великий Четверг – праздник священства

 

Великий Четверг – это день, в который мы вспоминаем Тайную Вечерю Иисуса Христа с Его апостолами. Это день, в который мы специальным образом благодарим Господа за Таинство Евхаристии и Таинство Священства. Это также время особой благодарности Богу за то, что мы имеем в наших приходах святую Мессу, а еще – за наших священников. Это великий Дар, который мы часто не осознаём и который обычно недооцениваем. Пусть слова святого Иоанна Вианнея, священника и многолетнего настоятеля прихода в французской деревушке Арс, помогут нам углубиться в эти тайны и открыть свои сердца благодарности, ответственности и молитве за наших священников.

 

Св. Иоанн Мария Вианней о благодати священства и Святой Мессе.

 

Священник взят из народа Божия:

 

Христос избирает для проповеди Евангелия простых людей. «Священник взят из люда. Какой люд, такие и священники; один лучше, другой хуже, так, как и люди. Хотя от священников требуется больше. Не только люди требуют большего, но и сам Христос… Кому много дано, с того больше спрашивается».

 

О священстве:

 

«Священник является человеком, который получил от Бога всю Его власть».

«Как Отец Меня послал, так и Я посылаю вас», — сказал Господь первым священникам (Ин 20,21).

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари». (Мк 16, 15).

«Кто вас слушает, Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк 10,16).

Когда священник отпускает грехи, он не говорит: «Бог тебя прощает», но «Я отпускаю тебе грехи».

Во время пресуществления он не говорит: «Вот Тело Господа», но говорит: «Вот Тело Моё».

 

Если бы не было Таинства священства, мы не имели бы Господа среди нас. Кто вложил Его в дарохранительницу? Священник. Кто принял ваши души в Церковь, когда вы родились? Священник. Кто их питает, дабы вы имели силы для продолжения земного странствования? Священник. Кто приготавливает их, чтобы они могли предстать перед Богом, будучи омыты Кровью Христа? Священник. Всегда священник. А когда душа впадет в смертный грех, кто её воскресит к жизни? Кто вернёт спокойствие совести? Только священник. Вы не найдёте ни одного исходящего от Бога блага, за которым бы не стоял священник.

 

Попробуйте исповедоваться перед Божьей Матерью или перед одним из ангелов. Отпустят ли они вам грехи? Нет. Могут ли они дать вам Тело и Кровь Господа? Нет. Пресвятая Богородица не имеет власти привести Своего Сына к хостии. Даже если бы перед вами предстало двести ангелов, они не имели бы власти отпускать грехи. Только священник имеет власть сказать вам: «Иди в мире, прощаю тебя». Священство действительно является чем-то очень великим. Священник поймёт себя в полной мере только на небесах. Если бы мы на земле хорошо понимали, чем является священство, то умерли бы не от страха, но из любви. Священник, однако, не является священником для себя самого. Он не может отпустить грехи самому себе. Самому себе он не может уделить ни одного Таинства. Священник не живёт для себя, а живёт для вас. Когда кто-то хочет уничтожить религию, сначала нападает на священников, потому что там, где нет священника, нет жертвы Святой Мессы, нет Божьего культа. Священство является почитанием Сердца Иисуса. Когда вы встречаете священника, всегда думайте об Иисусе.

 

«Причиной падений священника является нехватка сосредоточения во время Святой Мессы!» – говорит святой Иоанн Мария Вианней.

 

О Святой Мессе:

 

«Все добрые дела, вместе взятые, не стоят и одной Святой Мессы. Ибо они являются делом человеческим, а Святая Месса является делом Божиим. По слову священника Христос сходит с небес и позволяет заключить себя в маленькой хостии. Отец непрестанно взирает с небес на алтарь: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф 17,5а). Ввиду заслуг такой великой жертвы, Отец ни в чём не может отказать Своему Сыну. Если бы мы имели веру, то увидели бы Бога в священнике, как видим свет через стекло. После преосуществления хлеба в Тело Христово Бог присутствует среди нас так же, как присутствует на небесах. Если бы мы это осознали, то умерли бы от любви. Бог, однако, жалеет нас и закрывает перед нами эту тайну, видя нашу слабость.

 

Один священник сомневался, что по его слову Христос сходит с небес на алтарь; и в это самое мгновение хостия, которую он держал в ладонях, начала покрываться кровью. Если бы нам кто-то сказал, что умерший в такой-то день, в такое-то время, должен восстать из мёртвых, то мы тотчас же побежали бы, чтобы посмотреть на чудо. Неужели пресуществление, во время которого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Самого Бога, не является более значимым чудом, чем воскрешение умершего?

 

Необходимо как минимум 15 минут, чтобы хорошо приготовиться к переживанию Святой Мессы. В это время необходимо глубоко уничижить себя перед Богом – подобно глубокому унижению, кое Христос претерпевает в Таинстве Евхаристии; необходимо сделать испытание совести, потому что, чтобы хорошо пережить Святую Мессу, мы должны быть в состоянии освящающей благодати. Если бы мы знали цену жертвы Святой Мессы или, скорее, если бы мы имели глубокую веру, то участвовали бы в ней с превеликим усердием.

 

Так будем же после Святого Причастия жертвовать Отцу Его Возлюбленного Сына вместе со всеми заслугами Его страданий и смерти, и тогда Бог ни в чём не сможет нам отказать.

 

Фрагменты из книги : «Zapiski z Ars» Alfreda Monnina, SJ

Материал подготовила сестра Иоанна Андрущишина, CSA

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Праздник священнейший радостью полнится, * Гимны хваления сердцем возносятся: * «Ветхое минуло, да обновляются * Сердце, слово, деяние».

Снова свершается Тайная Вечеря, * Где преподал Господь ученикам Своим * Агнца и пресный хлеб с горькими травами * В память Завета Ветхого.

После вкушения Агнца пасхального * Дал причаститься им Тела Господнего: * Данное избранным дарится каждому * Его руками святейшими.

В пищу всем страждущим Тело Бог дарует, * Кровь в питие даёт скорбным и плачущим, * Молвив: «Примите вы чашу из рук Моих, — * Пейте сие во спасение».

Так установлена Жертва бескровная, * Чин Евхаристии вверен священникам, * Дабы, как должно свершив Евхаристию, * Верным дали причастие.

Чудный хлеб ангельский стал человеческим, * Явлен небесный хлеб в образе бренного. * Чудо предивное! Бога вкушает раб * Бедный, смиренный, униженный.

Триипостасная дивная Троица, * Приди ко всякому, кем почитаема, * Тайными тропами к свету стремящихся, * В дом Твой веди сияющий. Аминь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Великий Четверг.

"Потом Господь дал мне и дает такую веру в священников, живущих по обряду святой Римской Церкви, и такое почтение к их сану, что я, если бы они чинили мне гонения, хотел бы сам отдаться в их руки. И если бы имел такую премудрость, как Соломон, и нашел бы наименьших священников этого мира, то в тех приходах, где они пребывают, ни за что не стал бы проповедовать без их согласия. И их, и всех других хочу бояться, любить и почитать как моих господ. И не хочу усматривать в них грехи, потому что различаю в них Сына Божьего, и они господа мои. И потому так поступаю, что нигде не зрю телесно в этом мире Самого Всевышнего Сына Божьего, кроме Святейшего Тела и Святейшей Крови Его, которые они воспринимают и лишь они одни передают другим. И эти святейшие таинства более всего прочего хочу чтить и уважать и хранить в местах бесценных. И где бы я ни нашел в местах недостойных святейшие имена и слова Его, хочу собрать и прошу, чтобы и все собирали и хранили в почетном месте. И всех теологов и тех, кто доносит святейшие божественные слова, должны мы уважать и почитать, как тех, кто поддерживает в нас дух и жизнь".

(Завещание Святого Франциска – 1226 г.).

167251817_10158506715557496_979728996067053529_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-3&_nc_sid=825194&_nc_ohc=GkzLqgi86zEAX9WqMRs&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&oh=cf02ac767cd94c180ae000aaa0069fda&oe=6089E99B

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ангелы земли – Священники

 

Святой Настоятель из Арс Иоанн-Мария Вианней, обращаясь к пастве в одной из своих проповедей, так пояснял величие Таинства Священства: «Если бы не было Таинства Священства, с нами не было бы Господа. Ибо кто поместил Его в дарохранительницу? Священник. Кто привёл ваши души в сообщество Церкви, когда вы родились? Священник. А когда душа впадает в смертный грех, кто воскресит её к жизни? Кто восстановит спокойствие её совести? Только священник. Вы не сможете указать ни одного исходящего от Бога блага, если за ним не стоит священник. Попробуйте исповедоваться Богородице или одному из ангелов. Они отпустят вам грехи? Нет. Могут ли они преподать вам Тело и Кровь Господа? Нет. Сама Пресвятая Дева Мария не в силах низвести Своего Сына в крошечный кружочек хостии. Пусть бы вам явилось даже двести ангелов, они не смогут простить вам ваши грехи. Только священник имеет власть сказать вам: ‘Иди с миром, я отпускаю тебе грехи’. Священство – это поистине нечто наиважнейшее. Сам священник сможет в полной мере понять себя, лишь очутившись на небесах. Если бы мы, живущие на земле, уразумели величие священства, мы испустили бы дух, но не от шока, а от любви. Однако никакой священник не может быть священником для себя самого. Он не может отпустить грехи себе самому. Он не может совершить сам для себя никакого Таинства! Священник живёт не для себя, он живёт для вас. После Бога, священник – важнее всех. Если оставить приход без священника на двадцать лет, люди начнут поклоняться тельцу. Если кто-то желает упразднить религию, он прежде всего нападает на священников, потому что там, где нет священника, больше нет Литургии, нет поклонения Богу».

 

 

 

https://sib-catholic...ZWi0eMACJEgNJWQ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, это изображение 4 человека

Страстная пятница. Воспоминание Страстей Господних

В каждой Евхаристии мы за краткие минуты участвуем в тайне Жертвы Христовой, Его смерти и воскресении. Ежедневно можно стать причастным тем самым спасительным событиям, которые свершились единожды в истории творения. Великая Пятница – единственный день в году, когда Евхаристия не совершается, но когда само время, отведенное воспоминанию крестной жертвы Господа, «растягивается», обретает «человеческую» размерность. Через литургические знаки перед нами снова разворачивается драма Страстей Христовых.

Желание прикоснуться к событиям на Голгофе возникало у верующих уже в первые века христианства: в Иерусалиме в Великую Пятницу паломники собирались на месте Распятия, чтобы почитать Крест, слушать Слово Божие и молиться. Впоследствии почитание Креста укоренилось в Риме и в других местах, где хранились частицы Древа. Кроме того, пятница изначально считалась днем самого строго поста. Этот исключительный пост отличается от обычного евхаристического поста и имеет несколько значений. Самый близкий и понятный смыл – желание пройти вместе с Господом путь Его страданий, насколько это вообще возможно. Второй аспект пятничного поста связан со словами Христа «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься»: Страстная пятница и Великая Суббота – время, когда Жених действительно отнимается у Невесты – Церкви, когда телесные лишения и усталость соединяются с болью утраты и разлуки. И третий смысл поста – напряженное ожидание Воскресения, нового творения, духовное усилие, предшествующее воссоединению с Возлюбленным. Пост Великой Пятницы — не просто «сумма» индивидуальных постов верующих. Это состояние всей Церкви: осязаемый пост мистического тела.

Богослужение Страстной Пятницы должно совершаться около трех часов дня, что соответствует «девятому часу» — времени смерти Христа. (По понятным соображениям там, где Страстная Пятница не является выходным днем, оно переносится на более позднее время). Литургия открывается процессией, в тишине или под звук деревянных колотушек следующей к алтарю. Красный цвет священнических облачений в этот день связан не столько с кровью мученичества, сколько с цветом царского пурпура. Пурпурный цвет облачений в Вербное воскресенье указывал на то, что Царь вступает в Свой город; сегодня же пурпур знаменует Его восшествие на трон Креста.

Затем наступает один из самых эмоциональных моментов всего триденствия – целебрант простирается ниц перед алтарем. Это одновременно и жест самого глубокого почитания алтаря, и выражение скорби о муках Господа, но еще и знак падшего состояния, в котором пребывает ветхий человек. Наконец, это образ страдающего Отрока Божия:

Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал как человек без силы, между мертвыми брошенный (Пс. 87:5-6)

Вступительная молитва в этот день не предваряется призывом «помолимся» и произносится целебрантом со сложенными руками:

«Вспомни, Господи, о Своем милосердии, и освяти рабов Твоих, храня их вечно; за них Кровью Своею установил Пасхальную Тайну Христос, Сын Твой, живущий и царствующий во веки веков, аминь».

Литургия Слова

Первое чтение взято из книги пророка Исайи (Ис. 52:13-53:12), «Евангелиста среди пророков», как называл его св. Иероним. За семь веков до Воплощения Господа Исайя создает поразительное богословие Страстей:

«Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. .. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполнятся рукою Его».

Ветхий Завет неоднократно повествует о ситуациях, связанных с «преданием». Это могло быть наказание, предание в руки врагов за грехи и беззакония (предание Израиля его врагам или наоборот, предание неприятелей в руки народа Божия), и свидетельствовало о гневе Божием, изливающегося на преданного. Это могло быть добровольное предание себя в руки гонителей, героическое, активное мученичество во имя правды (как в книгах Даниила и Маккавейских). Образы, востребованные традицией и многократно интерпретированные. И только пророчество Исайи о страдающем Отроке Яхве, на протяжении столетий остается «неуслышанным», «невостребованным», ожидая Самого Иисуса, в Котором открывается смысл пророческих слов.

Второе чтение взято из послания к Евреям (Евр. 4: 14-16, 5:7-9)

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Христа Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха…. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».

В этом фрагменте Иисус впервые назван «Первосвященником». Церковь, с удивлением разворачивая перед собой единый нешитый хитон Ветхого и Нового Заветов, узнает в преданном на страдания Отроке из пророчества Исайи («от которого «мы отвращали лице свое») величественного «священника вовек по чину Мелхиседека», которому подобает воссесть одесную Отца, и Сына, прошедшего не только небеса, но и ад. Об этом тождестве сыновства, священства, муки и победы она говорит: «будем твердо держать исповедания нашего».

Затем читается Евангелие – Страсти Господни по Иоанну (Ин. 18:1-19:42).

Следующая часть пятничной Литургии Слова – торжественная Всеобщая молитва. По структуре она отличается от обычной молитвы верных.

Сначала диакон с амвона произносит предначинание: «помолимся о….», после чего община молится в тишине, стоя или преклонив колени. Затем священник с предстоятельского места с простертыми руками произносит молитву, а народ отвечает возгласом «Аминь».

Миссал предписывает произнесение десяти прошений, причем если в случае крайней необходимости некоторые из них можно опустить, сам порядок должен оставаться неизменным.

— о Святой Церкви.

— о Папе.

— о всех чинах и ступенях верующих (то есть о духовенстве и мирянах)

— о катехуменах (если в общине есть катехумены, ожидающие крещения в Пасхальную ночь, произносится «о наших катехуменах»)

— о единстве христиан

— об иудеях

— о не верующих во Христа

— о тех, кто не верит в Бога

— о правящих общественными делами

— о бедствующих.

В большей части этих прошений у Бога испрашивается прежде всего благодать веры и верности: в вере мы просим укрепить святую Церковь, возрастание в вере – цель служения Папы, верность в служении необходима всем христианам, укрепление веры и разумения испрашиваем для катехуменов, обретение полноты веры произойдет при воссоединении всех христиан, веру во Христа просим даровать представителым иных религий и неверующим, верность завету просим укрепить в народе Божием Ветхого Завета. Молитвы о тех, кто не верует во Христа включает прошение и о нас самих. Церковь осознает, насколько далеко ее члены, называющие себя христианами, могут далеко отойти от веры в Него, и потому испрашивает не только обращения иноверцев, но просит «укрепить в нас любовь друг к другу… и полнее постигать Твою тайну, и быть более совершенными свидетелями любви Твоей перед лицом мира».

Поклонение Святому Кресту

Процессия выносит к алтарю все еще окутанный покровом крест, проходя с ним от дверей храма к пресвитериуму. То, что крест «обходит» все пространство храма, от входа до центра – знак искупительного делания Христова, охватывающего все мироздание и всю человеческую историю, от ее начала. Водруженный в центре храма крест указывает, что смерть и воскресение Христа – подлинный центр истории творения.

Крест открывается нашим взглядам постепенно. Сначала открывается верхняя часть, и священник поет:

— Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира (Ecce lignum crucis, in quo salus mundi pependit)

Народ отвечает:

— Придите, поклонимся! (Venite, adoremus!)

После ответа все опускаются на колени и молятся в молчании, священник же держит крест вознесенным. Затем крест выносят в середину нефа и открывают правую его перекладину. Вновь следует возглашение, ответ народа и молитва в тишине. Крест выносят к пресвитериуму и открывают целиком с теми же возглашениями и ответами. После чего крест остается выставленным для поклонения. (Пожалуй, самый распространенный в России обычай почитания Креста — целование пронзенных стоп Иисуса, но это не единственный возможный вариант. Коленопреклонение или прикосновение к распятию челом тоже будет достойной формой почитания.)

Во время поклонения кресту поются древние песнопения:

— «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас» (с V-VI вв. эта аккламация используется в литургии и поется как по-гречески, так и по-латыни: Agios O Theos, Agios ischyros, Agios athanatos, eleison imas; Sanctus Deus, Sanctus Fortis, Sanctus Immortalis, Miserere nobis)

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыка» (Crucem tuam adoramus, Domine) – с IX в. также исполнялось на двух зыках.

Кроме того, традиционно поклонение кресту сопровождалось так называемыми «упреками» (improperia), которые от лица Иисуса адресуются иудеям, не узнавших в Нем обетованного Мессию. Эти упреки знакомы нам в форме песнопения «Избранный мой народ, что тебе я сделал?», а сама форма упреков Господа неправедному народу восходит к пророческим книгам Ветхого Завета:

«Мой народ! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? Отвечай Мне. Я вывел тебя из земли египетской и искупил тебя из дома рабства». (Мих. 6:4)

«Из сыновей ваших Я избирал в пророки и и юношей ваших – в назореи, не так ли это, сыны Израиля? – говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуй». (Ам. 2: 11-12)

Причащение

В Страстную Пятницу причащение совершается без евхаристической молитвы. Не совершается консекрация, не звучит исповедание Церкви «Христос умер, Христос воскрес, Христос придет вновь». Причащение Великой Пятницы – причастие прежде всего Господу страдающему, возможность соединиться с Его оставленностью, необходимое причастие тому умирающему Телу, которое будет покоиться во гробе и воскреснет, оживотворяя мир. Чтобы войти в жизнь воскресения, необходимо причаститься умиранию пятницы.

Только перед причащением алтарь снова покрывают покровами, а диакон или священник в тишине приносит на алтарь Святые дары. Из обычных элементов литургии перед причастием произносится молитва Господня и приглашение к причащению. После заключительной молитвы не произносится благословение. Да и сама литургия еще не закончена, ведь остается ее последняя часть…

Процессия ко Гробу Господню

С алтаря Пресвятые дары переносятся в так называемый «Гроб Господень» — в часовню или на боковой алтарь храма, которые по традиции оформляются так, чтобы напоминать о месте погребения Христа. Это может быть икона Христа во Гробе, а может быть и вполне реалистичное изображение пещеры с лежащим внутри телом, укутанным в белые пелены. (Можно только искренне восхищаться мужеством и смелостью маленьких девочек-процессианток, бесстрашно несущих дежурство перед погребальной пещерой в некоторых храмах!). В некоторых странах существовал обычай овивать Распятие белой тканью и класть его рядом с алтарем на время до навечерия Пасхи.

Перенесение Иисуса во гроб завершается молитвой священника:

«Господи Иисусе Христа, жизнь и воскресение наше,

Подними нас из гроба грехов, посети и наполни нас духовной силой.

Дай нам, укрепляясь в вере, надежде и любви вместе со всеми святыми постичь величие Твой любви.

Ты так возлюбил нас, что ради нас претерпел смерть на Кресте, чтобы каждый верующий в Тебя не погиб, но имел жизнь вечную, ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков. Аминь».

Киворий со святыми Дарами остается выставленным для поклонения вплоть до навечерия Пасхи. Он закрыт прозрачной белой вуалью. Пелена смерти… сквозь которую еще чуть заметно в сгустившейся темноте брезжит надежда Воскресения.

Анастасия Паламарчук

Рускатолик.рф

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

K1024_3-600x320.jpg

 

Навечерие Пасхи в святую Ночь. Светильничное богослужение

 

Литургия навечерия Пасхи – самое длительное богослужение литургического года, но это неудивительно. В течение одной литургии воспоминается не только переход Христа от смерти к жизни. Воспоминается вся история творения, вся история отношений человека и Бога, которая в Евхаристии вместе с хлебом и вином приносится на алтарь Агнца, чтобы стать освященной и преображенной Его жизнью.

Навечерие Пасхи состоит из четырех частей – светильничного богослужения, литургии слова, литургии крещения и евхаристической литургии.

 

Светильничное богослужение (Lucernarium)

Возжигание ритуального светильника в шабат и вечернее жертвоприношение огня и ароматов в Храме – ветхозаветные обычаи, которые продолжает христианское светильничное богослужение, иначе еще называемое «литургией света».

 

«И вели сыновьям Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время. В скинии собрания, вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будут зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра пред лицеем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых». (Исх. 27:20-21)

 

В вечерней храмовой жертве Ветхого Завета Церковь видит пророческий знак жертвоприношения, совершенного на Кресте истинным Светом, Иисусом Христом. Возжигаемый же заново огонь христианами был воспринят как самый яркий – в полном смысле слова – символ Воскресения Иисуса. Желая вспоминать момент Воскресения Господа, первые поколения христиан иначе, чем сейчас, обращались со светом: в ходе «светильничной Евхаристии» возжигалась не одна свеча или светильник, а сразу множество, наполняя все помещение сиянием так, как Христос осветил Собою мир. Светильники, подвешенные к сводам храмов, символизировали звезды и светила, сияющие на открытых перед спасенными Небесах. Переживание радости становилось воистину светлым.

 

Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского (Exsultet)

Ночной сумрак скрывает от наших глаз тайну Воскресения, темнота – наше неведение о том, когда именно, а там более – как Иисус воскрес.

«О воистину блаженная ночь — та единственная, что удостоилась знать время и час, когда Христос воскрес от ада! Это ночь, о которой написано: и ночь будет светла как день; и ночь — свет мой в ликование мне» (Exsultet)

 

Можно только догадываться, узнаем ли мы, что происходило в пещере Гроба Господня, когда увидим Господа лицом к лицу и обретем полноту знания, или эти события навсегда останутся тайной Отца, Сына и Их Духа. Воскресение – тайна Святой Троицы, совершившаяся в сфере, абсолютно недоступной нашему тварному пониманию. Поэтому начало Литургии света — обретение нового огня – совершается, по возможности, вне стен храма.

 

На улице разжигают костер, перед которым собирается народ, выходит целебрант, священники и министранты, выносят и свечу – пасхал. (Да, и не забудьте про огнетушитель! Загореться от пасхала или свечки можно точно так же, как и от обычной спички, а получить от него ожоги — больно и вовсе не почетно.)

 

Перед тем, как благословить огонь, священник провозглашает, что сегодня «Церковь приглашает детей своих, рассеянных по всей земле, собраться вместе для бодрствования и молитвы».

 

Во тьме трудно найти друг друга, увидеть ближнего можно только при свете. Обнаружить в темном лесу человеческое жилье можно только если в окнах горит свет. Чтобы стать Церковью, разбежавшимся ученикам необходимо идти на свет. Свет Христов выводит к жизни и собирает воедино.

Священник благословляет огонь, от которого и зажигают пасхал. Пасхал – необычная свеча: он символизирует Самого Христа, а о том, Кто Христос для нас, говорит молитва приготовления пасхала, в которой слова сочетаются с действиями.

 

Сначала священник резцом рисует на свече большой крест:

Христос – вчера и сегодня (проводит вертикальную черту)

Начало и конец (проводит горизонтальную черту)

Альфа и Омега (рисует сверху креста букву альфа, внизу – букву омега)

Ему принадлежат времена (ставит первую цифру года в первом квадрате креста)

И века (ставит вторую цифру года)

Его слава и владычество (ставит третью цифру)

Во веки веков (ставит четвертую цифру года)

 

После начертания символов священник вонзает в свечу пять крупиц ладана, по числу пяти ран Христовых, располагая их также в форме креста, со словами:

Ранами своими (первая крупица) и славными (вторая) защищает (третья) и хранит нас (четвертая) Христос Господь (пятая).

Затем пасхал зажигается с молитвой:

«Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах!»

Затем процессия готовится к возвращению в храм. Священник или диакон, шествующий впереди с пасхалом, первый раз поднимает свечу с возгласом:

— Свет Христов!

— Благодарение Богу! – отвечает народ и по возможности чинно пытается вслед за процессией вернуться на свои места в церкви. (Самые ответственные остаются тушить разожженный на улице костер)

 

Теперь наступает замечательный момент: пасхал вносится в храм. Один простой знак указывает сразу на несколько непостижимых разуму событий: пришествие Христа в мир – воплощение, сияние Предвечного света в темноте материнского лона Марии – матери Церкви; победа Воскресшего над тьмой смерти; преображение ночи падшего творения в творение новое; освещение светом благодати Божией темноты душ человеческих.

 

В дверях храма процессия останавливается, пасхал поднимается во второй раз:

— Свет Христов!

— Благодарение Богу! – отвечают верные и торопливо зажигают свои свечи от нового пасхального огня.

«Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча, которая пылает огнём во славу Божию; и её сияние не угасает, хотя её пламя разделяется, раздавая свет» (Exsultet)

 

Помимо света вести о воскресении Христа разливающийся по храму свет символизирует Самого Господа, раздающего Себя в Слове и в Евхаристии бесконечно и не умаляясь. На чем большее число крошечных огоньков разделяется этот свет, тем светлее становится вокруг. На сколько бы частей не разделялся пасхальный огонь, пламя каждой свечки – тот же самое пламя, которым горит пасхал. Сколько бы Иисус не раздавал Себя в евхаристии, в каждой частице Его Тела и Крови мы обретаем Его Самого целиком.

Далее пасхал проносят через весь храм к алтарю, и в третий раз, перед взорами всей общины звучит возглас:

— Свет Христов!

— Благодарение Богу!

 

Во время навечерия Пасхи пасхал проносят в храме тем же самым путем и тем же самым способом, как в Страстную Пятницу по храму проносили Крест. Древо преобразилось в столп огненный, который освещает путь новому народу Божию. Неопалимая купина, в огне которой сжигается все ветхое. Свет пасхала во время вигилии — символ Воскресения – и одновременно эсхатологический знак грядущего Христа во славе:

Итак, мы молим Тебя, Господи, пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего, продолжает гореть, не угасая, чтобы рассеять мрак этой ночи. И пусть она, принятая, как приятное благоухание, соединится с небесными светилами. Пусть её пламя сияет до той поры, когда его встретит Утренний Свет, Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом человеческий род и живёт и царствует во веки веков. (Exsultet)

 

Когда пасхал устанавливают в пресвитериуме на подсвечнике, наступает время провозглашения Пасхи гимном «Да ликуют» («Exsultet»), фрагменты которого уже цитировались выше. Только один раз в году произносится этот удивительный текст. Удивительный хотя бы потому, что в нем нераздельно слиты два элемента: провозглашение благой вести, евангелие Пасхи, и анафора, торжественная молитва жертвоприношения, схожая с молитвами евхаристического канона.

 

На чтение (или пение) Exsultet целебрант благословляет диакона так же, как на чтение Евангелия; верные во время молитвы тоже встают, ибо провозглашается Благая Весть.

 

Диакон (или священник, читающий гимн), облачен в белое и представляет собой ангела, возвестившего женам у гроба радостное известие: «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег» (Мф. 28:3). Речь этого ангела отличается от других ангельских приветствий евангелия: Гавриил, сообщая Марии весть о рождении Спасителя, убеждал Ее не бояться; просили не бояться ангелы, явившиеся вифлеемским пастухам; «не бойтесь», — сказал ангел и женам-мироносицам. Ангел Пасхи начинает с призыва к ликованию о случившемся сегодня:

Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные

и одновременно напоминает седьмого ангела Откровения, ангела конца времен и окончательной победы Христовой, ангела, «сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы Его» (Откр. 18:1). Слова Exultet «Да возвестит труба спасения победу столь славного Царя!» — эхо слов ангела Апокалипсиса: «И седьмый ангел вострубил, и раздались на Небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15).

 

В тексте Exultet мы видим предвосхищение всех событий литургии Навечерия пасхи.

Первая часть гимна – радость о возгоревшемся Свете и совершившейся Господней пасхе:

«Воистину достойно и праведно всем сердцем и душой многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего и Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа; Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины. Ибо ныне — пасхальные торжества, когда совершается заклание истинного Агнца, и Его кровь освящает двери верных.»

Вторая часть предвосхищает Литургию Слова – воспоминание истории Завета и великих дел Божиих:

«Это ночь, в которую некогда отцов наших, сынов Израиля, Ты вывел из Египта и перевёл через Красное море сухими стопами. Это ночь, когда тьму греховную рассеял столп света. Это ночь, которая ныне во всём мире верующих во Христа, освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной, возвращает к благодати и собирает в общение святых. Это ночь, когда, разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем. Ибо тщетным было бы наше рождение, если бы Он не искупил нас! О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение! О, сколь неизреченно богатство любви: ради искупления раба, Ты предал Сына! О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!»

 

Наконец, предвосхищается крещальная литургия и литургия Евхаристии – гимн торжественно провозглашает, что несут собой эти Таинства, что дает сегодняшняя ночь человеку:

«Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину, возвращает падшим невинность и унывающим радость, изгоняет вражду, рождает согласие и покоряет всякую власть».

Теперь остается только приготовиться к длинному путешествию через Литургию Слова: путь, который для нас, в отличие от народа Божия Ветхого Завета, освещает свет Христов.

 

Анастасия Паламарчук

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Христос во гробе лекция смотреть, слушать и читать онлайн. Курс Иконография  Нового Завета. Анна Пожидаева - Магистерия

СУББОТА (03.04.2021). СВЯТАЯ СУББОТА

В Святую Субботу Церковь пребывает у Гроба Господня, размышляя над Его страстями и смертью, а также сошествием в ад, в молитве и посте ожидая Его воскресения. Верующие пребывают в молитвенном бдении, как Мария и вместе с Марией, разделяя Её чувства скорби и веры в Бога. Обнажив алтарь, Церковь воздерживается от приношения Жертвы Мессы до тех пор, пока после торжественного Навечерия или ночного ожидания воскресения не войдёт в пасхальную радость, полнота которой продолжается пятьдесят дней.

Где Бог?

Святая Суббота, следующий день после смерти; время, когда перед учениками был только конец надежды, безысходность, пустота, над которой нависла бессмыслица, невыносимая боль смертельной раны: где Бог? Это немой вопрос Великой Субботы. Целый день проходит, и нет никакого вмешательства Бога...

Отец через Сына несет в ад спасение

Но Бог не оставил Иисуса: в то время как ученики горько оплакивают свое разочарование, Бог на самом деле уже призвал к Себе Иисуса, - более того, Он уже воскресил Его в Своем Святом Духе, и живой Иисус спускается в ад, чтобы также и там возвестить освобождение. День Святой Субботы, молчаливый для учеников и для людей, вместе с тем - день, в который Отец через Сына несет в ад спасение: "Ныне, – говорится в проповеди, приписываемой Епифанию Кипрскому, – тишина великая настала на земле, великая на ней тишина и пустота. Тишина великая, ибо Царь уснул. Земля убоялась и умолкла, ибо Бог во плоти уснул и пробудил спавших от века. Бог во плоти умер и потряс преисподнюю. Идёт, дабы найти первого человека, как заблудшую овцу. Жаждет придти к сидящим во тьме и тени смертной".

Продолжение спасения всей вселенной

Сошествие в ад становится продолжением спасения всей вселенной и всего человека во всей его полноте. Что случилось с адом после этого "визита" прославленного Христа? Кирилл Александрийский говорит, что это возвещение Христа в аду означало освобождение ада: "Христос, освободив весь ад и распахнув его непроницаемые двери для духов умерших, оставил там только дьявола!". Поэтому пасхальная литургия с ликованием поет: "Где, ад, твоя победа?".

Сошествие в человеческие глубины

Христиане сегодня не должны забывать эту тайну Великой и Святой Субботы, истинной прелюдии к Пасхе, но также и о сошествии Христа в сердце земли и творения, в глубину всего сущего, далекого от Бога, в адские регионы, в которые нередко попадает также христианин, несмотря на свое желание следовать за Иисусом. Кто не признает в себе присутствие этих адских глубин? Неосвященные Благой Вестью регионы нашего существования, территории неверия, места, где Бог кажется отсутствующим, в которых каждый из нас ничего не может, если не призовет Христа, чтобы Он сошел в них, принес туда Свою благую весть, просветил их; превратил их из пространств смерти, подлежащих власти дьявола в плодородную почву, способную дать прорасти жизни в силу благодати. Таким образом, Великая Суббота – это вовсе не пустой день, его можно уподобить времени беременности, ожиданию появления новой жизни: его молчание – это не немота, но сосредоточенная загрузка энергии и жизни.

Когда Бог кажется отсутствующим

Святая Суббота была и остается опытом многих верующих в Иисуса и многих людей, веру которых знает и оценивает только Бог. Святая Суббота: Бог, кажется, отсутствует, зло господствует, скорбь и боль в бессильных попытках увидеть во всем этом смысл... Святая Суббота: это молчаливый, но отчаянный крик о человеке, обремененном злом, страданиями и смертью в их различных формах; о хрупком человеке, который уже даже не может больше протестовать и восставать, выражая свой протест открыто, громким криком. Но Святая Суббота – это также время, когда кровь мучеников и жертв подобно семенам падает на землю, чтобы оплодотворить ее и получить обильный плод, – время, когда распад нашего внешнего существа создает пространство для роста нашего внутреннего человека... Поэтому каждый может сказать о своей Святой Субботе: "Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!" (Бытие 28, 16). Воистину нет света пасхальной зари без мрака и скорби Святой Субботы.

/Энцо Бьянки/

/По материалам radiovaticana.va/

---

Иисусе, обрати меня к Себе всецело

Иисусе, райская виноградная лоза, дарующая жизнь, вспомни Кровь, истекающую из Плоти Твоей, подобно соку из спелых виноградных плодов в точиле. Из Твоего ребра, проколотого копием воина, истекла вся Кровь и вода до последней капли, и, поднятый на Кресте, со склоненной головой, Ты был словно застывший, без следа жизни.

Ради горьких страданий Твоих, ради пролитой драгоценной Кровь умоляю Тебя, сладчайший Иисусе, рань и мое сердце благодатью, дабы слезы покаяния и любви стали для меня хлебом насущным во дни и ночи.

Обрати меня к Себе всецело и сотвори в сердце моем обитель Твою, и да будут угодны Тебе слова мои, да будет увенчан конец жизни моей надеждой встречи с Тобой в раю, где я мог бы славить и благословлять Тебя во веки веков со всеми святыми.

Аминь.

/Св. Бригитта Шведская/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

228876.p.jpg

 

«O Jesu Christe», Яхет де Берхем

«O Jesu Christe» — один из прекраснейших гимнов Великого поста и Страстной недели — написан в XVI веке Яхетом де Берхемом, фламандским композитором, почти всю жизнь проработавшим в Италии.

О судьбе композитора нам известно немного. Яхет родился приблизительно в 1505 году в городе Берхем на юге Нидерландов (современная Бельгия), а в 1539 году переехал в Венецию, как многие из его музыкальных соотечественников. В том же году в Венеции опубликованы его первые мадригалы. В последующие годы он упорно работает, и уже в 1546 выходит целая книга его мадригалов. Так же Яхет пишет мотеты и музыкальные элементы для Святой Мессы. Он входит в итальянское аристократическое общество и часть своих композиций посвящает представителям венецианской аристократии. Между 1546 и 1550 гг. Яхет работает капельмейстером кафедрального собора Вероны, затем находит знатных покровителей в Риме и Монополи (небольшой городок близ Бари). Именно с Монополи, где в 1553 году он женится на девушке из аристократической семьи, связан остаток его жизни. Яхет де Берхем жил в достатке, ему покровительствовали губернатор и епископ Монополи, и до конца своих дней он продолжал писать музыку. Одним из величайших его произведений, дошедших до нас, стал гимн «O Jesu Christe».

 

https://youtu.be/2tWMdANVCto

Предлагаем вашему вниманию оригинальный текст, русский перевод и партитуру:

O Jesu Christe, miserere mei!

Quum dolore langueo!

Domine, Domine, Tu es spes mea

Clamavi, clamavi ad Te!

Miserere, miserere mei!

Иисусе Христе!

Помилуй меня,

Так как я слабею от страданий!

Господи, Ты моя надежда!

Я взывал к Тебе,

Помилуй меня!

Скачать партитуру в PDF: O, Jesu Christe

Ещё пара интересных фактов о композиторе: Франсуа Рабле упоминает Яхета де Берхема в своём романе «Гаргантюа и Патагрюэль» как одного из величайших композиторов своего времени, а партитура одного из мадригалов де Берхема навсегда запечатлена на полотне Караваджо «Юноша с лютней».

Рускатолик.рф

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Страстная неделя не сводится к одному лишь воспоминанию. Она есть созерцание тайны Христа, которая продолжается в наших душах. Христианин обязан стать “alter Christus, ipse Christus”, другим Христом, Самим Христом. Крещение возвело нас в сан священников нашего собственного бытия, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом, и совершать любое из наших дел в духе послушания воле Божией, продолжая во веки миссию воплотившегося Бога Сына".

 

Св. Хосемария Эскрива

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

"Пасхальное Триденствие: духовность и символика". Епископ Николай Дубинин OFMConv.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Пасха Страстей и Воскресения. Между Входом в Иерусалим и Тайной Вечерей

Пасха Страстей и Воскресения. Между Входом в Иерусалим и Тайной Вечерей

Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи, нежели участие в одном лишь богослужении Пасхальной Ночи. Неудивительно, что многие верующие, даже будучи сильно обременены, казалось бы, неотложными повседневными заботами, стараются найти возможность побывать, если не на всех службах Страстной седмицы, то хотя бы на некоторых из них.

О некоторых особенностях первых будних дней Страстной седмицы рассказывается в отрывке из большого очерка П. Д. Сахарова «Пасха Страстей и Воскресения» (очерк был полностью опубликован ранее интернет-журналом МГУ «Татьянин день»).

Самым первым днем Страстной седмицы, открывающим этот особенный промежуток литургического года, является праздник Входа Господня в Иерусалим. Помимо указанного наименования, он имеет в различных поместных Церквах и другие названия. В византийской традиции его принято называть Неделей ваий («ваии» – заимствованное старославянским языком из греческого слово, означающее ветви финиковых пальм), ввиду древнего обычая держать в этот день в руках во время богослужения пальмовые ветви, уподобляясь тем, кто встречал Иисуса Его мессианского входа в Иерусалим: «…Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12. 12-13; ср. Мф  21. 8; Мк 11. 8). На многих языках этот праздник называется «Пальмовым воскресеньем» (например, по-латыни он зовется Dominica in palmis). В тех землях, где пальмы не растут, издавна принято использовать ветви маслин или других растений, притом предпочтение отдавалось вечнозеленым, вроде лавра, мирта или тиса (отсюда французское название Dimanche des rameaux – «Воскресенье ветвей», а также старое английское Yew-Sunday– «Тисовое воскресенье»). В некоторых странах к ветвям добавлялись и первые весенние цветы, что тоже нашло отражение в названиях праздника Входа Господня в Иерусалим: в славяно-византийской традиции он стал называться Цветоносной, или Цветной неделей (именно поэтому богослужебная книга, первоначально начинавшаяся Страстной седмицей, получила название Цветной триоди), в армянской –Ծաղկազարդ [цахказард] (буквально «украшение цветами»; в Армении верующие не только держат в руках цветы, но и украшают свои головы венками из цветов и трав), «Цветочным воскресеньем» он именуется и у многих народов Запада (английское Flower-Sunday, немецкое Blumensonntag, венгерское Viragvasarnap и др.). Поскольку в северных странах первыми среди растений расцветают ивы, у части славян принято использовать на богослужении Входа Господня в Иерусалим вербы и называть этот праздник Вербным воскресеньем.

Современное название этого праздника в Римско-Католической Церкви – Пальмовое воскресенье о страстях Господних. По давней традиции западных христиан именно в этот день впервые читаются Страсти – то есть евангельский рассказ о Христовых страданиях, начиная с предательства Иуды и Тайной Вечери и завершая крестной смертью Иисуса и Его погребением Его. Дореформенный Римский миссал (служебник) предписывал в Вербное воскресенье чтение Страстей по Матфею, в понедельник Великой недели – по Марку, во вторник – по Луке и в Страстную пятницу – по Иоанну. После литургической реформы 2-й пол. XX в. Страсти из синоптических Евангелий стали читаться в Вербное воскресение в соответствии с вошедшим в употребление трехгодичным циклом воскресных чтений (в текущем году будут читаться Страсти по Матфею; соответственно, в следующем – по Марку, а через год по Луке); что касается Страстей по Иоанну, то они по-прежнему звучат в Страстную пятницу. В свою очередь, в византийской  традиции чтение Страстей ограничивается Страстной пятницей (и отчасти ее кануном), и это имеет свои особенности, которые мы рассмотрим уже тогда, когда будем говорить об этом дне (тогда же уместно будет вернуться и к своеобразию чтения и пения Страстей, характерному для христианского Запада).

8dfe45270355d7216a8dba8449da6a46698d8ee8

***

В отличие от Вербного воскресенья и последних трех дней Страстной седмицы, когда будут вспоминаться Тайная Вечеря, Гефсиманское борение, взятие Иисуса под стражу, суд над Ним, Его крестный путь, распятие, смерть и погребение, а также Его сошествие во ад – то есть те события, которые можно датировать с точностью до дней недели, если не до времени суток, – первые три будних дня Страстной (Великий понедельник, Великий вторник и Великая среда) не оставляют возможности столь же точной привязки к конкретным евангельским событиям, происходившим между входом Господа в Иерусалим и Тайной Вечерей. Тем не менее, в некоторых восточных литургических традициях каждый из этих дней сфокусирован на воспоминании какого-нибудь эпизода из соответствующих глав Евангелия. Так, в византийской традиции в Великий понедельник вспоминается проклятие Иисусом бесплодной смоковницы (Мф 21. 18-43), во вторник – обличение Им книжников и фарисеев, а также звучат Его притчи, произнесенные в Иерусалимском храме (Мф 22. 15 – 23. 39; наряду с этим в оба дня читаются пророческие беседы Иисуса 24. 3 – 26. 2), в среду вспоминаются предательство Иуды, помазание ног Иисуса грешницей и предсказание Им Своей смерти (Мф 26. 6-16; Ин 12. 17-50).

Песнопения этих дней, в которые в Православной Церкви не совершается полная Божественная Литургия, но служится Литургия Преждеосвященных Даров (наряду с богослужениями суточного круга), содержат яркие образцы ранневизантийской гимнографии, среди авторов которых такие замечательные поэты, как свв. Андрей Критский, Косма Маюмский и Кассия. Ввиду эсхатологической тематики бесед Иисуса в преддверии Его Страстей, некоторые из гимнов сосредоточены на теме второго пришествия Господа и Страшного суда. Среди них выделяется поющийся в эти дни неоднократно тропарь «Се Жених грядет в полунощи». Вот его текст в современном русском переводе [православные богослужебные тексты приводятся в переводах иеромонаха Амвросия (Тимрота)]:

Вот, Жених приходит в полночь,

и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,

но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.

Смотри же, душа моя,

не будь побеждена сном,

да не будешь смерти предана

и заключена вне Царствия,

но воспрянь, взывая:

Свят, Свят, Свят Ты, Боже,

по молитвам Богородицы помилуй нас!


Та же тема присутствует и в ексапостиларии «Чертог Твой вижду», повторяющемся в первые три будних дня Страстной седмицы:


Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,

но одежды не имею, чтобы войти в него.

Сделай светлым одеяние души моей,

Податель света, и спаси меня.

Помимо этого в понедельник особое место в библейских чтениях и литургических песнопениях принадлежит ветхозаветному патриарху Иосифу, чьи страдания в Египте рассматриваются как прообраз Страстей Христовых.

Римской традиции, в отличие от византийской, не свойственно стремление скрупулезно прослеживать в эти дни евангельские события, но важно другое: присутствие в богослужении самой темы Христовых страстей. После литургической реформы на этом отрезке времени стала акцентироваться подготовка к воспоминанию страданий и смерти Христа, поэтому в понедельник читается фрагмент о помазании ног Иисуса как Его предуготовлении к погребению (Ин 12. 1-11), во вторник – о предательстве Иуды и начале «прославления» Сына Человеческого (Ин 13. 21-33, 36-38), в среду – о подготовке Иисуса к празднованию Пасхи и снова о предательстве Иуды (Мф 26. 14-25); кроме того, во все три дня читаются пророчества о Страждущем Слуге из Книги пророка Исаии.

Вернемся, однако, к евангельскому сюжету, которому в эти дни как на Востоке, так и на Западе уделяется существенное внимание: помазание Иисуса грешницей. В православной Утрене и Вечерне Великой среды звучит стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена», написанная гениальной византийской поэтессой IX в. монахиней по имени Кассия. В этом большом стихотворении, удивительном по красоте в греческом оригинале, проводится параллель между грешницей, помазавшей ноги Спасителя, и праматерью Евой, услышавшей после грехопадения шум ног – шагов Бога в раю (ср. Быт 3. 8). Вот буквальный русский перевод этой стихиры:

Господи, во многие грехи впавшая жена,

Твое ощутившая Божество,

мироносицы служение взяв на себя,

с рыданием миро Тебе прежде погребения приносит, –

«Увы мне», возглашая, –

«ибо ночью для меня является страсть невоздержания,

мрачной и безлунной – любовь к греху!

Прими мои источники слез,

из облаков изводящий воду моря.

Приклонись к моим стенаниям сердечным,

приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением.

Буду лобызать пречистые Твои ноги,

и еще отру их головы моей кудрями, –

те, шум от которых Ева в раю после полудня,

услышав ушами своими, в страхе скрылась.

Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует?

Спасающий души, Спаситель мой,

меня, рабу Твою, не презри,

имеющий безмерную милость!»

Отчасти – но только отчасти (см. ниже) – с тем, что этот евангельский эпизод помазания миром имел место в преддверии Тайной Вечери, связан обычай, известный и на христианском Востоке, и на Западе, совершать освящение мира в Великий Четверг. В Православных Церквах миро освящает первоиерарх поместной Церкви на Божественной Литургии Великого четверга (правда, не обязательно каждый год, а по мере необходимости). Более того, мироварение занимает довольно долгое время: на Востоке для приготовления мира используются десятки компонентов, и его технология весьма сложна, а сам процесс, начинаясь утром Великого понедельника, когда сам первосвятитель зажигает огонь под котлом (см. видео), непрерывно сопровождается различными обрядами. А вот в латинской традиции, где состав мира, как и процесс его приготовления, совсем прост, каждый правящий епископ ежегодно освящает миро для своей епархии, и оно непосредственно перед освящением готовится епископом, который всего лишь добавляет в сосуд с елеем один-единственный ароматический компонент и размешивает его. Раньше это происходило на Мессе воспоминания Тайной Вечери в Великий четверг наряду с освящением еще двух елеев: елея катехуменов, которым помазываются крещаемые, и елея болящих, который используется для таинства Елеосвящения. После реформы эти обряды были отделены от мессы воспоминания Тайной Вечери, которая в соответствии с раннехристианской традицией стала служиться в Великий четверг вечером (а не утром, как прежде) и вошли в состав особой службы, получившей название Мессы освящения елеев. Она служится в кафедральном соборе каждой епархии либо утром Великого четверга, либо в один из трех предшествующих дней. В ней участвуют по возможности все клирики епархии, и на нее приглашаются все верные, в присутствии которых священники перед лицом своего епископа торжественно обновляют обеты священства, данные ими при рукоположении.

На самом деле, древний обычай освящать миро (а на Западе и елей) в преддверии Пасхи имеет очень простое объяснение. Как уже говорилось, в первые века таинство Крещения совершалось почти исключительно на Пасху; за ним – будь то сразу или с небольшим отрывом по времени – следовало таинство Миропомазания. Отсюда и необходимость располагать этими двумя освященными мастями. В большинстве традиций их освящение закрепилось за Великим четвергом. И именно в Великий четверг, с воспоминания Тайной Вечери, христиане вступают в самый важный, последний этап Страстной седмицы, а лучше сказать – вступают в Пасху Страстей и Воскресения Господа…


Автор: Петр Дмитриевич Сахаров
Российский учёный-востоковед, литургист, журналист, христианский публицист, переводчик.
СКГ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ватикан: следить за пригодностью хлеба и вина для Евхаристии | "Сибирская  католическая газета"

6 АПРЕЛЯ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВЕЛИКИЙ (СТРАСТНОЙ) ЧЕТВЕРГ

"Сегодня Христос устанавливает Своё священство... Мы постоянно терзаем священников из-за их человеческих слабостей. Мы перестаём ходить в Церковь, потому что священник согрешил или плохо обошёлся с нами. Мы критикуем, мы идём с высоко поднятыми головами и с камнями за пазухой, хотя сами мы отчаянные грешники.... В конце концов имеет ли значение, грешен священник или нет? Важно то, что в нём Христос. Позвольте своему разуму войти в тайну тайн: Христос избрал одних людей среди других, чтобы они стали Им... Он влил Себя в этих людей, но не так, как молоко вливают в кувшин или чай - в чашку, нет. Он не просто влил Себя в сосуд, а стал этим сосудом! Это руки Христа совершают помазание. Это руки Христа преподают нам Евхаристию. Это уста Христа произносят те слова, которые претворяют хлеб и вино в Его Тело и Кровь и отпускают наши грехи. Это Христос ходит в своих священниках по всей земле. Нет уголка, где бы ни было Христа"

(Екатерина Колышкина де Гук Дохерти)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

iYROslY_i2M.jpg?size=750x422&quality=95&

«Дорогие братья и сестры, предоставим живому Господу главное место в нашей жизни. Попросим Его милости, дабы нас не унесло в глубокие воды моря проблем; дабы мы не разбились о скалы греха и не сели на мель недоверия и страха. Позволим Ему искать нас, и будем сами искать Его во всём. С Ним мы воскреснем» (Папа Франциск, проповедь в Навечерие Пасхи 20.04.2019).

Давайте прислушаемся к вопросу, обращённому к женщинам: «Что вы ищете живого между мёртвыми?». У нас не может быть Пасхи, если мы задержимся в смерти, если останемся узниками прошлого, если в жизни у нас не хватит смелости принять Божье прощение, измениться, порвать с делами зла, решиться на Иисуса и на Его любовь; если мы сведём веру к магическому амулету, превратив Бога в прекрасное воспоминание о минувших временах, – вместо того, чтобы встретиться с Ним сегодня как с Богом живым, Который хочет преобразить и нас, и весь мир. Христианство, которое ищет Господа среди реликвий прошлого и запирает его в гробнице привычки, – это христианство без Пасхи. Но Господь воскрес! Давайте не будем задерживаться у могил, но пойдём и откроем заново Его, Живущего! Не будем бояться искать Его также в лицах наших братьев и сестёр, в истории тех, кто надеется и мечтает, в боли тех, кто плачет и страдает: Бог пребывает именно там! (Папа Франциск, Пасхальное бдение в Светлую ночь Христова Воскресения 16 апреля 2022 года).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

e1c13f_fb3ec5b790724377b66750772d448b48~

Приходит час великого одиночества. Парадоксально, но когда Господь оказывается со Своими друзьями-учениками – которые с самого начала следовали за Ним, сталкиваясь с тысячей трудностей, – Он объявляет, что Ему также придется познать отрешенность и оставленность Своих любимых апостолов. И действительно, все они оставили Его в Гефсимании. Иуда, который решил принадлежать сатане, предал Его; Петр, еще несовершенный, вскоре после этого отречется от Него. Поэтому Христос познал жесточайшее опустошения из-за того, что Его бросили все друзья и соратники. Для одиннадцати это стало последним испытанием, чтобы окончательно смириться и стать, благодаря дару Святого Духа, столпами Церкви. Но Святой Дух не входит в сердце, обуреваемое гордыней. Чтобы стать смиренными, апостолы искореняли в себе надменность. И они возродились в любви Учителя, когда поняли, что могут уповать лишь на любовь Иисуса и покорное предание себя воле Небесного Отца. Будем же созерцать Господа Иисуса Христа в Его величии: Он уходит в Свое одиночество, чтобы после испытания вновь найти Своих апостолов.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

image.png

Вы когда-нибудь задумывались над значением пасхала? Это большая свеча, которая целый год занимает достойное место возле алтаря. Что же означают символы на ней?

Пасхал делается из воска, на нём изображаются первая и последняя буквы греческого алфавита А (альфа) и Ω (омега) («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» Откр. 1:8), а также знак креста и цифры, обозначающие текущий год.
Пасха начинается в субботу после захода солнца. Главным, центральным богослужением в течении всего года является Навечерие Пасхи. Оно начинается с литургии света. На улице рядом с храмом разводят костер. Священник благословляет огонь, от которого зажигает пасхальную свечу, символизирующую воскресшего Христа. Священник рисует на пасхале резцом крест и произносит слова: «Христос – вчера и сегодня, начало и конец, альфа и омега. Ему принадлежат времена и века. Ему слава и владычество во все веки веков. Аминь».
Затем священник устанавливает пять декоративных красных гвоздей, символизирующих раны Христа и обозначает текущий год.

После этих обрядов верующие идут в процессии в затемненный храм и от пасхала зажигают свои свечи, передавая свет друг другу. От растущего количества зажжённых свечей свет постепенно наполняет всю церковь.
Литургия света находит свою кульминацию в торжественном провозглашении Пасхи (это удивительное песнопение называется «Exultet», от первого слова на латыни), которое начинается словами: «Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя!». Говорится в этом гимне и о пасхальной свече: «Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча, которая пылает огнём во славу Божию; и её сияние не угасает, хотя её пламя разделяется, раздавая свет. Его питает тающий воск, который дала мать-пчела для создания этого драгоценного светильника».
Пасхал остается важным символом в течении всего года. От торжества Пасхи до праздника Вознесения Господня он находится в центре всех богослужений. Своим светом пасхальная свеча возвещает и символизирует присутствие воскресшего Господа. После Вознесения пасхал устанавливают вблизи крещальной купели. С этого момента её пламень светит во время крещения и от него зажигают крещальную свечу, которую передают родителям и крёстным ребёнка. Пасхальная свеча ставится также возле гроба покойного в обряде погребения, так как Христос – наша жизнь и Пасха, свет и спасение.
В храмах можно увидеть пасхальные свечи с очень богатой росписью и разных размеров – иногда до нескольких метров высотой.

Павел Блок OFMConv

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...