Перейти к содержанию

Пьер Джорджо Фрассати – смеющийся святой


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

22-0.jpg

 

 

 

Пьер Джорджо Фрассати – смеющийся святой

 

Автор: Агнешка Тарнавска

 

«Дорогая Лучана!

Ты спрашиваешь меня, отчего я весел: а отчего бы мне не быть веселым? Пока вера будет придавать мне силы, я всегда буду радоваться: уныние нужно раз и навсегда изгнать из душ католиков. Страдание – это не уныние: именно уныние – худшая из всех болезней. Ее причина в большой мере связана с атеизмом; но цель, ради которой мы сотворены, указывает путь, который, конечно, усеян терниями, но от того не становится печальным. Это радостный путь, даже если пролегает через страдание». (Из письма к сестре, 14 февраля 1925 г.)

 

Пьер Джорджо Фрассати, причисленного к лику блаженных Иоанном Павлом II – итальянца, прожившего на свете 24 года – часто называют образцом для подражания современной молодежи. Его жизнь, благочестие и вера не вписываются в привычные рамки. Он не был ни монахом, ни священником. Молодые люди могут увидеть в нем пример жизни христианина-мирянина, до конца отдавшего себя Богу и следовавшего своему неповторимому призванию. Кем же был Пьер Джорджо Фрассати?

 

Он появился на свет 6 апреля 1901 г. в Страстную Субботу. Его родители были весьма известными людьми: отец, Альфредо Фрассати был основателем и владельцем газеты «Ла Стампа», а позднее стал сенатором Итальянского королевства и послом Италии в Берлине. Эту должность он занимал до 1922 г., когда в Италии пришел к власти Муссолини.

 

Мать Пьер Джорджо, Аделаида Аметис, была художницей, ее картины были представлены на множестве выставок. Она не была глубоко верующей, а ее благочестие было, скорее, данью семейной традиции. Сенатор, напротив, был либералом и антиклерикалом, хотя официально никогда не порывал с Церковью.

 

Пьер Джорджо был не единственным ребенком в семье. Сестра Лучана была младше на полтора года и на протяжении всей жизни оставалась его лучшим другом. В 1925 г Лучана вышла замуж за польского дипломата Яна Гавронского.

 

Что же необычного было в жизни этого молодого человека? По правде говоря – все. Воспитывались они с сестрой в весьма специфической обстановке. Сеньора Фрассати при воспитании детей обращалась к необычным методам, с самого раннего возраста желая приучить их к разного рода неудобствам и трудностям. Лучана Фрассати вспоминала о временах, когда в доме, где всего и всегда было с избытком, детям приходилось голодать. Почему? Потому что им следовало принимать пищу в строго определенные часы и запрещалось в другое время брать фрукты или сладости, стоявшие на столе.

 

http://4.bp.blogspot.com/-pCE74SM4lJw/VIMA4txoAMI/AAAAAAAAIeE/HbbPZj6YOvI/s1600/Beato%2BPiergiorgio%2BFrassati%2Be%2Bseu%2Bpai%2B(foto).jpg

 

Маленького Додо, как называл себя в детстве Пьер Джорджо, и его сестру часто отправляли на прогулки в горах. По нескольку часов они взбирались тропами, сложными даже для взрослых. Хотя, может быть, именно тогда Пьер Джорджо и полюбил альпинизм.

 

Родители любили своих детей, но не слишком понимали их. Особенной загадкой, которую им не удалось разгадать до конца жизни, был сын. Можно сказать, что они совершенно не знали ни его, ни подлинных мотивов его поступков. Поэтому к Пьер Джорджо относились как к неудачнику, ребенку, который не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Нередко отношение было просто пренебрежительным. Когда он опаздывал к обеду – а это случалось довольно часто – то получал выговор от матери, означавший: «Ты и так ни на что не годишься, мог хотя бы выработать в себе пунктуальность». Однако сенатор Фрассати как-то сказал одному из своих подчиненных: «В его присутствии я смущаюсь, как будто в присутствии кого-то из старших. Не знаю, в чем тут дело, но повторяю: иногда в его присутствии я смущаюсь». В другой раз он признался: «Никогда ни от кого я не выслушивал указаний, даже от Джолитти. Единственный человек, который обладает надо мной властью – это мой сын».

 

FrassatiFamily-1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

brfrassati.jpg

 

Существует стереотип, будто святой должен в каждом своем поступке быть идеалом. В случае Пьер Джорджо это не так, у него были свои слабые стороны. Учился он с трудом, не был первым учеником и дважды оставался на второй год. Впрочем, последнее обернулось для него благом: мать, желая создать дополнительную трудность в жизни сына, отдала его в Общественный институт, которым руководили отцы иезуиты. Там Пьер Джорджо сумел за год освоить программу двух классов. Под воздействием воспитателей он также стал ежедневно участвовать в Евхаристии.

 

С ранних лет Пьер Джорджо участвовал в самых разнообразных обществах: был членом Апостолата молитвы, в семнадцать лет записался в Конференцию св. Викентия де Поля. Работа в ней заключалась в систематической помощи самым бедным. Нужно сказать, что с детства Пьер Джорджо проявлял чуткость к людской нужде: отдавал бедным свои сбережения, останавливал на улице, чтобы дать им еду. Теперь же, повзрослев, он еженедельно появлялся на улице, увешанный сумками с продуктами и лекарствами, и отправлялся в беднейшие кварталы Турина, чтобы помочь тамошним обитателям. Он дарил им не только самые необходимые вещи, но и свою улыбку, заботу, заинтересованность. В «Ла Стампе» то и дело появлялись объявления о поиске работы, которые посылал Пьер Джорджо от имени своих бедных приятелей. Многие удивлялись, как молодой человек из приличной семьи может заниматься подобными делами, а он отвечал: «Иисус каждый день приходит ко мне в Причастии, а я благодарю Его за это доступным мне скромным способом – навещаю Его бедняков».

 

Опека над бедными была главным делом Пьер Джорджо, но не единственным. Ему хотелось бороться за социальную справедливость на политической арене. Будучи студентом Королевского политехнического института в Турине, он вступил в Итальянскую народную партию. Кроме того, он принадлежал к Университетской федерации итальянских католиков и к движению Итальянской католической молодежи. Принимал участие в религиозных манифестациях, что само по себе навлекало враждебность со стороны коммунистов, а потом и фашистов.

 

pier-giorgio-frassati-5f86292f-6ab0-4b32-87f8-87cf2e2adec-resize-750.jpeg

 

Пьер Джорджо постоянно стремился углублять свою веру чтением Отцов Церкви. Особенно ему навились послания святого Павла, а текст Гимна любви он всегда носил с собой. Юноше очень хотелось стать миссионером, однако отчаянное сопротивление матери стало тому препятствием. Именно стремление к миссионерству побудило Пьер Джорджо поступить на факультет горной инженерии: он говорил, что хочет нести Христа шахтерам, тяжело работающим под землей. Мечта Пьер Джорджо о священстве в некотором смысле сбылась. В 1922 г. он вступил в Третий Орден св. Доминика и взял имя Джироламо (Иероним) – в честь Джироламо Савонаролы, средневекового доминиканца, боровшегося с социальной несправедливостью.

 

«Горы, горы, люблю вас». Сын сенатора Фрассати действительно любил горы. Каждое свободное воскресенье с несколькими друзьями он поднимался по горным тропам на высоты более трех тысяч метров. «Там, - писал он матери, - вдыхаю свежий ветер и созерцаю величие Творца». В горах он познавал и дар дружбы. В студенческие годы Пьер Джорджо с проверенными друзьями основал клуб под названием «Общество Мрачных Типов». Его участники, называвшие себя «ступеньками», жили апостолатом веры и молитвы.

 

«Уповаем, что та вера, которая дается нам в святом крещении, вера, объединяет нас в чудесных походах в Альпы, будет сопутствовать нам до последнего дня нашего земного похода, и будет, посредством молитвы, духовно объединять всех Мрачных Типов, рассеянных по свету», - писал он Лауре Идальго, одной из «ступенек».

 

Каждый, кто видел радостного Пьер Джорджо, которого за баловство в школе часто выгоняли с уроков, мог подумать, что он весельчак от природы. В сущности, так и было. В «Обществе мрачных типов» существовала секция «Террор» под девизом «Terror omnia vincit» («Террор (страх) все побеждает»). В нее входил и наш блаженный, который под псевдонимом «Робеспьер» осуществлял важную миссию – придумывал разные сумасбродства, шутки и неопасные шалости. Приятели называли его «Фракассати» - от итальянского слова «fracasso» - орать, голосить. Еще одним способом выразить радость Пьер Джорджо было пение. Он обладал хорошим голосом, но… Вот что говорит о нем одни из приятелей: «Он очень любил петь, но безбожно фальшивил. Когда кто-то в церкви упрекнул его этим, он ответил: “мне трудно, но ведь важно петь!” Пел за четверых и надрывался так, что нам приходилось затыкать уши».

 

Молитва была органичной частью дня Пьер Джорджо. Утром он шел на Мессу, ежедневно читал Розарий. Часто приходил на ночные адорации и объяснял это свойственным ему способом, говоря: «Если в древности королей всегда охраняла ночная стража, то Иисусу, Царю Царей, тем более полагается иметь собственных стражников».

 

Вера, о которой писал Пьер Джорджо, стала твердой основой, помогавшей ему преодолевать любые трудности. А их случалось немало. Его родители, никогда не жившие друг с другом счастливо, в конце концов пришли к официальной сепарации. Кто знает, сколько Пьер Джорджо молился за неверующего отца? Исидору Боннини, своему другу, он писал: «С каждым уходящим днем все больше понимаю, в каких заблуждениях лежит мир, сколько в нем нужды и как сильно страдают в нем добрые люди; в то время как мы, которых Бог облагодетельствовал столькими дарами, так дурно ими пользуемся. Это страшная правда, мысли от нее вскипают, когда сижу над книгами».

 

Это письмо относится ко времени, когда Пьер Джорджо встретил свою единственную и, увы, несчастливую любовь. Его избранницей стала секретарь «Общества Мрачных Типов» Лаура Идальго. Фрассати не показывал своих чувств и девушка пребывала в полном неведении. Чтобы узнать, понравится ли она родителям, молодой человек через свою сестру пригласил Лауру и еще одну подругу на семейный обед. Реакция сеньоры Фрассати, также не догадывавшейся о чувствах сына, решила все. Лаура показалась ей чересчур говорливой и неучтивой. Пьер Джорджо решил не противиться матери, без того измученной постоянными ссорами с отцом, и решил, что если нельзя достичь желаемого, значит, нужно в самом начале сломить то, что при благоприятных обстоятельствах принесло бы огромное благо, но иначе – только страдание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://english.op.org/images/blogs/godzdogz/2015/07/SAM_1450.JPG

 

Перед последним экзаменом, отделявшим Пьер Джорджо от диплома инженера, у молодого человека начали проявляться симптомы болезни Гейне-Медина (острый полиомеилит). Он заразился, вероятнее всего, от одного из опекаемых бедняков. Последние дни жизни Пьер Джорджо прошли в полном одиночестве, потому что вся семья была занята хлопотами с умирающей бабушкой. Он не жаловался на мышечную боль, не желая причинять родным беспокойство, поэтому его недомогание сочли обыкновенным гриппом, а врач решил, что боли ревматические. Когда бабушка Аметис умерла, мать отругала сына за то, что его никогда не бывает рядом в трудную минуту, не зная, что ночью он с трудом добрался до комнаты умирающей, несколько раз упав по пути.

 

Смертельная болезнь Пьер Джорджо оставалась секретом для всех до дня похорон бабушки. Все семейство выехало в Поллоне, за 40 километров от Турина, чтобы там похоронить умершую в родовом имении, а сеньора Фрассати осталась дома из-за плохого самочувствия, а точнее – из-за переутомления. И к лучшему, потому что в тот день произошел самый сердечный разговор между матерью и сыном. Они беседовали о цветах в Поллоне, которые выращивала покойная бабушка, вспоминали приятные моменты прошлого. Юноша, измученный бессонницей, вызванной болями, поинтересовался, когда придет вызванный врач. Доктор Альвации пришел в хорошем настроении, спрашивал о планах на будущие походы в горы, но когда осмотрел пациента, изменился в лице. Диагноз говорил о параличе внутренних органов.

 

Консультации других врачей не принесли пользы, а последняя надежда на спасение больного - сыворотка, привезенная из института Пастера в Париже, прибыла слишком поздно. Пьер Джорджо Фрассати отошел к Богу в субботу 4 июля 1925 года. Его похороны стали настоящей манифестацией. За гробом бок о бок шли представители и властей и бедняки, потерявшие своего благодетеля. Кажется, в тот день родители Фрассати поняли, кем на самом деле был их сын.

 

web3-blessed-pier-giorgio-frassati-pier-giorgio-frassati-facebook.jpg

 

Жизнь Пьер Джорджо Фрассати показывает, что святость может быть улыбающейся, полной сил, которые свободно отдаются нуждающимся в поддержке. Этот молодой человек был точно таким же, как все его ровесники, с той лишь разницей, что каждый его день был полон присутствием Бога. Фрассати отдавал себе отчет в тех слабостях и недостатках, от которых не свободен никто. Однако он вел с ними поединок, который в конце концов выиграл – недаром он был спортсменом. Неустанно стремился к вершине и в конце концов покорил ее – показал, как можно прожить молодость во всем ее богатстве и полноте.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...