Перейти к содержанию

Св. Фома Аквинский. "О вечности мира"


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

St. Thomas Aqinas. De aeternitate mundi

 

При том, что мы, в соответствии с католической верой, приз­наем, что мир имел начало своего существования, имеется со­мнение: возможно ли, чтобы мир существовал вечно. И для того, чтобы выявить истину в данном вопросе, прежде всего необходимо определить, в чем мы согласны с нашими оппонентами [1], а в чем наши точки зрения не совпадают. Ибо если речь идет о том, что помимо Бога вечно может существовать нечто, что, тем не менее, не было Им произведено, то это - отвратительное заблуждение не только с точки зрения веры, но и с точки зрения философов, которые признавали и доказывали, что все, что ка­ким-либо образом существует, не может существовать, если не причинено Тем, Кто обладает высшим и истиннейшим суще­ствованием. Но если речь идет о том, что нечто было всегда и, тем не менее, все то, что в нем есть, было причинено Богом, то следует рассмотреть, возможно ли это.

 

А утверждение, что это невозможно, основывается либо на том, что Бог не мог сотворить нечто, существующее вечно, либо на том, что этого не могло произойти, даже если бы Бог и мог сотворить [такое вечное сущее]. Что касается первого, то здесь все солидарны в том, что Бог мог, в силу своего всемогущества, сотворить нечто, что было всегда. Остается, следовательно, рас­смотреть, возможно ли, чтобы нечто существовало всегда.

 

И если скажешь, что этого не может быть, то данное [утвер­ждение] может пониматься двояко, т.е. может иметь два осно­вания истинности: 1) отсутствие пассивной потенции; 2) про­тиворечивости в понятии [2]. Исходя из первого, можно сказать, что до того, как ангел был создан, ангел не мог возникнуть, по­скольку его существованию не предшествовала некая пассивная потенция, ибо он не был создан из предсуществовавшей мате­рии; тем не менее, Бог смог создать ангела и Он смог сделать так, чтобы ангел возник, поскольку Бог создал его и ангел был создан. И при таком понимании [творения] следует безоговороч­но признать, в соответствии с верой, что творение не может су­ществовать вечно, поскольку допускать такое - значит предполагать, что пассивная потенция существовала всегда, а это еретично. Однако из этого не следует, что Бог не мог сделать так, чтобы возникло нечто вечно сущее.

 

Что касается второго, то нечто не может существовать по причине противоречивости в понятии так же, как утверждение и отрицание не могут одновременно быть истинными. При этом некоторые говорят, что Бог может создать таковое [т.е. самопро­тиворечивое], а другие утверждают, что такового не может со­здать даже Бог, поскольку это - ничто. Однако, очевидно, что Бог не может сделать так, чтобы [самопротиворечивые вещи] су­ществовали, поскольку утверждение их существования опровер­гает само себя. Но если, тем не менее, предполагается, что Бог может сделать, чтобы таковое существовало, то данная точка зрения не является еретической, хотя, с моей точки зрения, лож­на так же, как содержащее противоречие высказывание «того, что было, не было». Поэтому Августин [пишет] в книге Против Фавста, что «всякий, кто говорит: «Если Бог всемогущ, то пусть Он сделает, чтобы не было того, что было», не понимает, что он говорит: «Если Бог всемогущ, то пусть Он сделает, чтобы истин­ное стало ложным благодаря тому самому, что оно истинно» [3]. Тем не менее, многие великие мужи [4] благочестиво утверждали, что Бог может сделать бывшее не-бывшим, и это не считалось ересью.

 

Следовательно, надлежит рассмотреть, возникает ли логичес­кое противоречие между следующими двумя понятиями: «быть сотворенным Богом» и «существовать вечно». И вне зависимости от того, какова здесь истина, точка зрения, согласно которой Бог может сделать так, чтобы некое Его творение существовало веч­но, не является еретической. Я полагаю, что если бы логическое противоречие имело место, то данная тока зрения была бы лож­ной, а если логического противоречия нет, то она не является ни ложной, ни невозможной, ибо в данном случае было бы оши­бочно говорить иное. В самом деле, поскольку всемогущество Божие превосходит всякую силу и всякое понимание, то явно от­рицает божественное всемогущество тот, кто утверждает, что среди творений можно помыслить нечто такое, что не может быть создано Богом. И пример о грехах, которые, насколько они от себя, суть ничто. Следовательно, весь вопрос заключается в том, противоречат ли друг другу «быть творением Бога в от­ношении всей своей субстанции» и «не иметь начала существо­вания», или нет.

 

А то, что не противоречат, показывается так. Если они проти­воречат, то по одной из двух причин, или по двум сразу: 1) необ­ходимо, чтобы действующая причина предшествовала следствию по длительности [5]; 2) необходимо, чтобы не-существование по длительности предшествовало существованию, поскольку гово­рится, что сотворенное Богом возникло из ничего.

 

Во-первых, я покажу, что не необходимо, чтобы действующая причина, т.е. Бог, предшествовала своему следствию по длитель­ности, если бы Он Сам захотел, [чтобы не предшествовала]. Во-первых, [я доказываю это] так. Не необходимо, чтобы какая-либо причина, производящая свое следствие мгновенно, предшество­вала ему по длительности. Но Бог есть причина, производящая свое следствие не посредством движения, но мгновенно. Сле­довательно, не необходимо, чтобы Бог по длительности пред­шествовал своему следствию. Первое явствует по индукции: [так обстоит дело] во всех случаях мгновенного изменения, например, в случае просвещения и т.п.

 

Но это можно доказать и посредством умозаключения. В лю­бой момент, в который полагается существование вещи, можно полагать и начало ее действия. Это очевидно во всем возникаю­щем, поскольку в тот момент, в какой огонь начинает существо­вать, он начинает и нагревать. Но в мгновенном действии начало и конец действия одновременны, более того, тождественны, как во всем неделимом. Следовательно, в любой момент, в который полагается действующее, производящее свое мгновенное дей­ствие, может полагаться и конец его действия. Но конец дей­ствия единовременен с самой произведенной [вещью]. Следова­тельно, понятие о причине, производящей мгновенное действие и не предшествующей [при этом] своему причиненному по дли­тельности, непротиворечиво. А противоречие наблюдается в слу­чае причин, производящих свои следствия посредством движе­ния, поскольку необходимо, чтобы начало движения пред­шествовало его концу. Но поскольку люди обычно наблюдают действия, осуществляемые посредством движения, то они с трудом понимают, что действующая причина [может и] не предшествовать своему следствию по длительности. И поэтому они, несведущие во многом и мало понимающие, легко делают [не­правильные] выводы.

 

И этот довод нельзя обойти, [аргументируя], что Бог есть при­чина, действующая по [своей] воле, поскольку ни воля, ни дей­ствующее по [своей] воле равным образом не должны с необхо­димостью предшествовать своему действию по длительности; это допустимо только в случае, что действию предшествует длитель­ное размышление, но этого мы не допускаем в отношении Бога [6].

 

Кроме того. Причина, производящая всю субстанцию вещи, не менее властна в произведении всей субстанции, чем причина, производящая форму, при произведении формы, даже больше, поскольку она действует не выводя [составную вещь] из потен­ции материи, как действует то, что производит только форму. Но определенное действующее, которое производит только фор­му, властно над тем, чтобы форма, им производимая, существо­вала в любое время, когда существует оно само, что очевидно в случае света Солнца Следовательно, куда скорее Бог, производящий всю субстанцию вещи, может сделать так, чтобы Его причи­ненное существовало всегда, когда существует Он.

 

Кроме того. Если причина существует в определенный момент времени и не может в этот же момент времени произ­вести свое следствие, то это так потому, что причине недостает чего-то для полноты, ведь полная причина и [ее] причиненное одновременны. Но полноте Бога не может чего-либо недоста­вать. Следовательно, его причиненное может полагаться сущест­вующим всегда, пока существует Он, и потому Он не должен с необходимостью ему [т.е. причиненному] предшествовать по дли­тельности.

 

Кроме того. Воля водящего нисколько не уменьшает его силу, и прежде всего это относится к Богу. Но все те, кто опровергает доводы Аристотеля, посредством которых обосновывается веч­ность вещей, [произведенных] Богом, на основании того, что од­но и то же всегда производит одно и то же, утверждают, что это имело бы место в случае, если бы Бог действовал не по воле, [но по необходимости природы]. Таким образом, даже если предпо­лагается, что Бог действует по [своей] воле, из этого, тем не ме­нее, не следует, что Он не может сделать так, чтобы Его причиненное существовало всегда. И ясно, таким образом, что в том, что действующее не предшествует своему следствию по длитель­ности, нет никакого противоречия, поскольку Бог не может сде­лать так, чтобы самопротиворечивое существовало.

 

Теперь остается рассмотреть, не является ли самопротиворе­чивым утверждение о том, что нечто созданное существует всегда, на том основании, что его бытию по длительности необ­ходимо должно предшествовать небытие, ибо говорится, что оно создано из ничего. Но то, что и здесь нет никакого противоре­чия, доказывается на основании слов Ансельма из 8 главы Монологиона, [где] он разъясняет, в каком смысле о творении гово­рится как о созданном из ничего. «Третье, - говорит он, - пони­мание высказывания «нечто было создано из ничего» таково: мы понимаем, что нечто создано, но нет ничего, из чего оно было бы создано. В сходном смысле, как представляется, о человеке, который опечален без причины, говорят как об опечаленном из-за ничего. Итак, если то, что выведено выше, трактовать именно в этом смысле, т.е. если кроме высшей сущности все создано этой высшей сущностью из ничего, т.е. не из чего-то, то из этого не следует никаких абсурдных выводов» [7]?. Из сказанного оче­видно, что сообразно этой трактовке [положения «нечто было создано из ничего»] нет никакого порядка между тем, что было создано, и ничто, такого, что то, что было создано, было ничем, а затем стало чем-то.

 

Кроме того. Допустим, что предлог «из» подразумевает дей­ствительный порядок, так что смысл [положения «нечто было создано из ничего»] таков: творение создано из ничего, т.е. соз­дано после ничто; в этом случае «после» безусловно предполагает порядок. Но [термин] «порядок» может употребляться в разных значениях: [имеется порядок] по длительности и [порядок] по природе. Если, следовательно, собственное и частное не следует из общего и универсального, то не необходимо, чтобы вследствие того, что творение называется существующим после ничто, оно было ничем по длительности до того, как стало чем-то; но этого вполне достаточно, чтобы оно было не сущим по природе рань­ше, чем сущим. В самом деле, то, что соответствует чему-либо как таковому, по природе предшествует тому, чем оно обладает от другого. Но творение обладает бытием только от другого, а рассматриваемое как предоставленное само себе, оно есть ничто; поэтому ему по природе прежде [подходит] ничто, нежели бы­тие. И из этого не следует, что творение есть одновременно нич­то и сущее, поскольку нет первенствования [ничто] по длитель­ности. В самом деле, речь идет не о том, что творение, если оно было всегда, какое-то время оно было ничем, но о том, что его природа такова, что оно было бы ничем, будь оно предоставлено само себе. [То же и в случае], если бы мы стали утверждать, что воздух всегда был просвещаем Солнцем: следовало бы сказать, что воздух стал просвещенным от Солнца. И поскольку все, что становится, становится из несовпадающего, т.е. из того, что не совпадает по бытию со становящимся, то следует сказать, [воз­дух] становится просвещенным из не-просвещенного или темно­го, но не в том смысле, что некогда он был не-просвещенным или темным, а в том, что он был бы таковым в случае, если Солнце предоставило бы его самому себе. И это совершенно очевидно на примере звезд и небесных сфер, которые иллю­минируются Солнцем.

 

И так, следовательно, очевидно, что в словах о том, что нечто создано и при этом было всегда, не заключено никакого проти­воречия. В самом деле, если здесь было бы какое-либо противо­речие, то непонятно, почему его не обнаружил Августин. Это был бы наивернейший путь к опровержению [учения] о вечнос­ти мира, однако Августин, который приводит в XI и XII книгах О граде Божием множество аргументов против вечности мира, совершенно его игнорирует.

 

Напротив, представляется даже, что он считал, что в этом нет никакого логического противоречия в понятиях. Поэтому он го­ворит в 31 главе X книги О граде Божием о платониках: «Они некоторым образом поняли это так, что [творение имеет] начало не во времени, но в смысле преемства. Ибо они говорят: «Если бы нога от века стояла на песке, то от века был бы и след под нею; однако никто не усомнился бы, что след возник благодаря ей, и что одно не было раньше другого - при том, что одно соз­дано другим Так, - утверждают они, - и мир, и созданные в нем боги существовали в нем вечно при вечном существовании сотворившего их, и в то же время были сотворены» [8]. Но Авгус­тин нигде ничего не говорит о том, что этого невозможно помыслить, напротив, он аргументирует против них иначе. Также он говорит в 4 главе XI книги: «Те, кто признает, что мир создан Богом, но, тем не менее, считает, что мир получил начало не во времени, но по творению, т.е. неким едва понятным способом всегда был сотворенным, хотя и утверждают нечто и т.д.» [9]. А причина того, почему [этот способ] трудно понять, затронута в первом аргументе [10] .

 

Непонятно также, каким образом знаменитейшие философы не заметили здесь никакого противоречия. В самом деле, Авгус­тин пишет в 5 главе той же книги, аргументируя против тех, о ком он упоминал в предшествующем рассуждении, что «здесь мы имеем дело с теми, кто, как и мы, считает, что Бог есть Тво­рец всех тел и всего естественного, которое не является Им» [11]; и о них же он далее говорит, что «эти самые философы превос­ходят прочих по достоинству и авторитету» [12]. И то же будет яс­но [любому] внимательному исследователю слов тех, кто придер­живался учения о вечности мира, полагая, тем не менее, что он был сотворен, и не видел в этом никакого противоречия. Следо­вательно, те, кто столь тонко это противоречие чувствуют, являются единственными [учеными] мужами и с ними родилась мудрость.

 

Но поскольку оппоненты приводят некоторые авторитетные высказывания в защиту своей [точки зрения], то следует пока­зать, что эти высказывания не могут служить прочной основой [для их позиции].

 

В самом деле, Дамаскин пишет в 8 главе I кни­ги [О вере православной],что «то, что приведено к бытию из ни­что, по своей природе не может быть совечным тому, что суще­ствует безначально и всегда». И Гуго Сент-Викторский в начале своей книги О таинствах говорит, что «несказанная всемогущая сила не могла иметь иную, совечную себе [силу], которая помо­гала бы ей в творении» [13].

 

Но смысл этих и подобных высказываний разъясняется бла­годаря словам Боэция в конце Утешения философией: «Некото­рые, услышав, что Платон считал, что этот мир не имел начала во времени и не будет иметь конца, неверно заключают, что со­творенный мир, таким образом, совечен Творцу. Ибо очевидно, что вести бесконечную жизнь во времени, которую Платон при­писывает миру - это одно, а быть всеобъемлющем наличием бесконечной жизни, что характерно только для божественного разума» [14]. Из этого также ясно, что возражение некоторых, полагающих, что в таком случае творение станет равным по дли­тельности Богу, недейственно, поскольку ничто, кроме Бога, не является неизменным. И это очевидно из слов Августина в 15 главе XII книги О граде Божием: «Но так как течение времени происходит благодаря изменениям, то время не может быть со-вечным неизменной вечности. И по этой причине, хотя бессмер­тие ангелов не протекает во времени и не может быть ни прошедшим, как если бы его уже не было, и ни будущим, как если бы его еще не было, тем не менее, их движения, которые они совершают во времени, переходят из будущего в прошедшее. И поэтому они не могут быть совечными Творцу, о Котором нель­зя сказать, что в Его движении или было то, чего уже нет, или будет то, чего еще нет»[15]. И подобное он говорит в VIII книге Комментария к Книге Бытия: «Поскольку природа Троицы со­вершенно неизменна, то она вечна в том смысле, что ничто не может быть ей совечно» [16]. И то же самое Августин пишет в XI книге Исповеди [17].

 

Также те, [кто пытается доказать, что мир не может сущест­вовать вечно], приводят в защиту своей позиции аргументы, ко­торые выставляли и опровергали философы. Главнейшим среди них является аргумент от бесконечного [числа] душ: если бы мир существовал вечно, то одновременно необходимо существовало бы бесконечное [число] душ, [что невозможно]. Но этот аргу­мент неуместен, поскольку Бог мог сотворить мир без людей и душ или сотворить людей тогда, когда их сотворил, даже если весь [остальной] мир и был сотворен от века. Таким образом, по­сле [отделения от] тел не осталось бы бесконечного [числа] душ. И, кроме того, еще не доказано, что Бог не мог бы сделать так, чтобы бесконечное [число душ] существовало [одновременно] ак­туально.

 

Есть и другие аргументы, но я не буду опровергать их сейчас, поскольку они либо опровергнуты в иных местах, либо настоль­ко слабы, что из их собственной слабости, как представляется, выводима возможность противного.

 

 

 

 

 

[1] Оппонентами Фомы являются консервативно настроенные теологи из среды белого духовенства и францисканского ордена.

 

[2] Традиционный способ доказательства невозможности вечности творения (см., напр. Генриха Гентского: Quodlibet I, q 7-8.) заключается в несовместимости понятий «творение» и «вечное существование».

 

[3] August., Contra Faustum, XXVI,5 (PL 42,481)

 

[4] Среди тех, о ком говорит Фома, можно назвать, например, Петра Дамиани (См. Petrus Damiani, De div. omnipot., cap. 4 (PL145,601))

 

[5] Когда речь идет о длительности (duratio), не всегда имеется в виду временной промежуток; особенно очевидно это в случае творения мира, поскольку, даже если и допустить, что мир не вечен, нельзя сказать, что до мира было время, ибо время как мера движения возникло вместе с первым движением, то есть с миром.

 

[6] Поскольку Бог знает все и всегда, мы не можем допустить, что какому-либо Его действию необходимо должно предшествовать некое рассуждение

 

[7] Anselmus Cant. Monologium, 8 (PL 158, 156)

 

[8] August., De civ. Dei, X, 31 (PL 41, 311)

 

[9] Ibid, XI, 4 (PL 41, 319)

 

[10] См. выше: «поскольку люди обычно наблюдают действия, осуществляемые посредством движения, то они с трудом понимают, что действующая причина [может и] не предшествовать своему следствию по длительности. И поэтому они, несведущие во многом и мало понимающие, легко делают [неправильные] выводы»

 

[11] Ibid. 5 (PL 41,320)

 

[12] Ibid, 6 (PL 41, 321)

 

[13] Hugo de S. Victore, De sacr., I, 1 (PL 176, 187)

 

[14] Boeth., De cons., prosa VI (PL 63, 859)

 

[15] August., De civ. Dei, XII, 15 (PL 41, 364)

 

[16] De Gen., VIII, 23, n.44 (PL 34, 826)

 

[17] Confess., XI, 30, n.40 (PL 32, 826)

 

 

(пер. Аполлонов А.В. По изданию: Фома Аквинский. Сочинения. М., Едиториал УРСС, 2002, с. 118-133)

 

https://comiter-478....l.com/6172.html

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...
  • 6 месяцев спустя...

Но поскольку люди обычно наблюдают действия, осуществляемые посредством движения, то они с трудом понимают, что действующая причина [может и] не предшествовать своему следствию по длительности. И поэтому они, несведущие во многом и мало понимающие, легко делают [не­правильные] выводы.

 

(Перевод Аполлонова).

 

 

- Multorum inexperti ad pauca respicientes facile enuntiant.

 

Несведущие во многом при поверхностном подходе легко делают [неправильные] выводы. - может так.

Св. Фома причем, употребляет эту цитату также в проповеди "Beata gens" и приписывает ее Аристотелю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...