Перейти к содержанию

Поклонение Богу в духе и истине


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Довольно неожиданное толкование Феофилакта Болгарского на 1 Тим 3:15, где апостол Павел говорит, что Церковь есть столп и утверждение истины:

 

Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных – преславная жизнь, богатая внутренними плодами; Первосвященник в ней – Сын Божий; великая жертва – Божественное Тело Его.

 

 

 

Интересно, что Феофилакт здесь не говорит, что Церковь хранит или провозглашает истину в том смысле, что она чужда заблуждений, то есть он противопоставляет истину не лжи, а своему прообразу, подразумевая под истиной их исполнение. "Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно", - пишет он, и это не смотря на уже сложившуюся к его времени достаточно непростую обрядность и традицию символического истолкования богослужебных одежд и предметов.

 

 

А вот что пишет Феофилакт непосредственно о поклонении Богу в духе и истине, толкуя Ин 4:23-24:

 

Истинными поклонниками называет тех, которые живут по Его закону, которые не ограничивают Бога местом, как самаряне, или не чтут Его служением телесным, как иудеи, но кланяются в духе и истине, то есть душою, чистотою ума. Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Это означается словом "в духе». Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А как многие, по-видимому, поклоняются Ему душою, но не имеют об Нем истинного понятия, например, еретики, посему присовокупил: «и в истине». Ибо должно поклоняться Богу умом, но также должно иметь и понятие об Нем истинное. (...)

 

И иначе: так как самаряне ограничивали Бога местом и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово "в духе», так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить "в духе», то есть умом и душою. Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но "в истине», так как обычаи и обряды иудейские будут отменены. (...)

 

"Настанет, – говорит, – время и настало уже», именно: время явления Моего во плоти, когда истинные поклонники будут поклоняться не на одном месте, как самаряне, но на всяком месте «духом», совершая поклонение не телесное только, как и Павел говорит (Которому (Богу) я служу «в духе» моём (Рим.?1,?9) ), будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух – духовных, как Истина – истинных.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О.Владимир, а вопрос-то в чем? Что Вас зацепило в толковании?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О.Владимир, а вопрос-то в чем? Что Вас зацепило в толковании?

Зацепило, что Феофилакт символизм и сложную обрядность богослужения считает принадлежностью Ветхого Завета, но никак не нового. Он ен говорит, что, мол, у нас помимо священных одежд преславная жизнь, но вместо, понимаете? И это при том, что к его времени, то есть к XI веку, византийская обрядность достигла высокой степени развития.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас помимо священных одежд преславная жизнь, но вместо

Может, он имел в виду, что на первом месте так? Действительно, в Церкви раннее бывшее внутренним достоянием стало актуально наличным, и перед ним все образы, тени и одеяния, и обряды - ничто. Тогда как в ВЗ об этом самом внутреннем еще не знали, только ждали и предчувствовали его - и на первое место автоматически выставлялась обрядовость и образность.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас помимо священных одежд преславная жизнь, но вместо

Может, он имел в виду, что на первом месте так? Действительно, в Церкви раннее бывшее внутренним достоянием стало актуально наличным, и перед ним все образы, тени и одеяния, и обряды - ничто. Тогда как в ВЗ об этом самом внутреннем еще не знали, только ждали и предчувствовали его - и на первое место автоматически выставлялась обрядовость и образность.

 

Разве у католиков и православных сейчас не то же самое? По теме о мессе, я поняла, что для многих людей важен именно обряд. Если бы обряд был ничто, то никто не переживал бы о смене обряда, ведь главное поклонение в духе и истине. Но тут люди переживают именно о смене обряда. Т.е. что тогда на первом месте?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понимаете, Тамара, можно причаститься и в кинотеатре перед сеансом, наспех перекрестившись. Только будет ли это поклонение в духе и истине?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понимаете, Тамара, можно причаститься и в кинотеатре перед сеансом, наспех перекрестившись. Только будет ли это поклонение в духе и истине?

 

Так чем отличается обрядовость от поклонения в духе и истине? На Ваш взгляд? Где та грань?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не вполне понимаю что вы понимаете под обрядовостью, Тамара. Если обрядоверие, то есть вера в обряд, то есть что обряд идёт впереди веры, то это неправильно. Вера облекается в обряд. Должны быть благочестивые формы выражения веры, которые помогают людям идти к Богу. Это не обрядоверие, а уважение к веками накопленный Церковью практике.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обряд и есть внешнее выражение веры и поклонения Богу в духе и истине.

Также как Таинства - это есть видимые знаки невидимой благодати Бога.

 

В католической Церкви есть много обрядов.

И речь в наших спорах о них велась о другом.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если обряд лишь тень, то сейчас, когда уже тени нет, зачем он вообще нужен? Мне кажется Феофилакт именно об этом. Что сейчас нет необходимости облекать веру в обряд. Что не нет необходимости в каких то жестких правилах как именно поклоняться. В духе и истине, для меня это постоянно, в каждом дне, в работе, в повседневных делах. Ну и когда христиане собираются вместе, то тоже нет необходимости в обрядах. И как раз большое количество разных обрядов, даже в одной, католической церкви, говорит о том, что скорее всего, все они появились позже и единого обряда у первых христиан не было. Ну вспомним хоть коринфян, которые умудрялись, причащаясь, напиться и наесться, а кого то оставить голодными. Т.е. их вечери вообще близко не были похожи на причастие в любой современной церкви.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И что ?

 

Стоит ли держаться за то, что привнесли гораздо позже и чего не знали Апостолы и чему не учил Господь? Может быть это не в духе и истине?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы хотите сказать, что нужно бесчинствовать как коринфяне, раз это было во времена апостолов?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы хотите сказать, что нужно бесчинствовать как коринфяне, раз это было во времена апостолов?

Разве Господь или апостолы учили бесчинствовать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы хотите сказать, что нужно бесчинствовать как коринфяне, раз это было во времена апостолов?

Разве Господь или апостолы учили бесчинствовать?

Нет, конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну собственно Владимир ответил уже.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он не ответил, а спросил.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он не ответил, а спросил.

 

Но Вы так и не ответили - что для Вас означает поклонение в духе и истине?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поклонение Богу так, как всегда учила святая Католическая Церковь, столп и утверждение истины.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поклонение Богу так, как всегда учила святая Католическая Церковь, столп и утверждение истины.

Конкретнее можно? Если не в двух словах, то хотя бы в двух предложениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поклонение Богу так, как всегда учила святая Католическая Церковь, столп и утверждение истины.

Конкретнее можно? Если не в двух словах, то хотя бы в двух предложениях.

Можно. Если вы конкретизируете вопрос. Чем конкретно вы интересуетесь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Можно. Если вы конкретизируете вопрос. Чем конкретно вы интересуетесь?

 

Что значит поклонение в духе и истине с точки зрения католика?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже ответил. Если вы интересуетесь более подробными деталями, то отсылаю вас к любому краткому катехизису, например о. Тышкевича. Он есть в сети. Изменено пользователем Amtaro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже ответил. Если вы интересуетесь более подробными деталями, то отсылаю вас к любому краткому катехизису, например о. Тышкевича. Он есть в сети.

 

Вы не ответили. Т.е. просто сказать своими словами Вы не можете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже ответил. Если вы интересуетесь более подробными деталями, то отсылаю вас к любому краткому катехизису, например о. Тышкевича. Он есть в сети.

Ну вот я нашла краткий катехизис. http://ruscath.ru/catechism/catech2.shtml Здесь нет ничего о поклонении в духе и истине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...