Перейти к содержанию

Словарь символических употреблений слов в Псалтири


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

283753246_5234728336593269_1591320284711856731_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=9omuLaMiYscAX9qmNDP&_nc_ht=scontent-cdt1-1.xx&oh=00_AT8eH63BrA0MYLXPAK2589mQZkV17M-DOw9SBilJeGIQvg&oe=6291AB49

 

В издательстве «Синопсисъ» вышел словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири, сообщает «Богослов.ru».

В словаре представлена лексика, которая употребляется в Псалтири образно, в переносном, символическом значении. Автор-составитель – доктор филологических наук, Л.П. Клименко, профессор Нижегородского государственного университета.

 

Необходимость такого словаря обусловлена своеобразием текста Псалтири: составляющие ее псалмы, в особенности пророческого, мессианского содержания, изображая исторически достоверные события жизни царя Давида, пророчествуют о будущих событиях Новозаветного времени. Условия жизни ветхозаветных пророков часто понуждали их не прямо, а прикровенно, намеком, символически говорить о событиях Священной Истории и о грядущем пришествии на землю Мессии, Иисуса Христа.

 

Все толкования словарных единиц опираются на имеющуюся экзегетическую православную литературу, подтверждаются многочисленными цитатами из разных толковников. Словарь адресован студентам духовных учебных заведений, филологам, изучающим духовную культуру Русского Средневековья, а также всем интересующимся темой читателям.

Благовет-Инфо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книга новая, а кажется, будто давно о ней слышал, или кто-то на этот словарь ссылался.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Место – тело; след чего-либо; грех: Видех нечестиваго превозносящагося и высящася, яко кедры ливанские. И мимо идох, и се не бе. И взысках его, и не обретеся место его (Пс.36:35–36). Под «местом» надобно понимать тело нечестивого, так как тело есть дом души, и оно гниет и разрешается в землю, или в составные части свои, из которых оно сложено, и потому уже нельзя узнать, чье оно. По словам св. Максима, это означает, что зло, хотя и весьма возвышается, но оно не существенно (т. е. не имеет сущности) и не оставит места, т. е. следа, по себе, как не имевшее самостоятельности. Дидим пишет: Нечестивым Давид называет сатану. В будущем веке будешь искать места его и не найдешь. А место диавола есть грех, как сказано: не давайте места диаволу; почему когда зло (грех) истребится, то и его, сатаны, место не найдется (ЗТП. 229).

Как-то все за уши притянуто. Не похоже, чтобы это был действительно полезный словарь с точки зрения лучшего понимания Библии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть задумка хорошая, исполнение не очень?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы оценить, надобно хотя бы посмотреть, что внутри.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир опередил.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, "кедры ливанские" - намек на идольство, нечестие и т.д. Плохое и только.

А в Песни Песней кедры - символ нетления.

 

О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы (1:15–16)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то все за уши притянуто. Не похоже, чтобы это был действительно полезный словарь с точки зрения лучшего понимания Библии.

О. Владимир, в чем бесполезность по-Вашему? Вроде бы толкования на Отцов ссылаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О. Владимир, в чем бесполезность по-Вашему? Вроде бы толкования на Отцов ссылаются.

Ну и назвали бы книгу "Словарь символических употреблений слов у отцов Церкви".:)

Бесполезность хотя бы в том, что словарь вводит читателя в заблуждение: "место означает тело", "место означает грех" - не абсурд ли? Место в Библии означает именно место, а не что-то иное. "Не найти места грешника" в Пс 36 значит, очевидно, что буквально не окажется такого места, где будет находиться грешник, т. е. грешников не будет ("место" упоминается в Септуагинте, а МТ и, соотвественно, в Синодальной Библии этого слова нет). Можно проэкспериментировать и заменить слово "место" на "тело": "Взыщеши тело его и не обрящеши". И что это будет означать? Будешь искать труп и не найдешь?:) То же касается и слов ап. Павла "не давайте места диаволу". Понятно, что речь идет о том, чтобы избегать греха, но опять же место - это место, часть пространства или чего-либо другого, в данном случае имеется в виду, что никакая часть нашей жизни не должна быть под контролем сатаны.

 

Теперь о кедрах. Тема Пс 28 - величие Бога, являемое в грозе, и кедры здесь означают кедры, пустыня - пустыню и т. д., достаочно просто внимательно перечитать псалом, чтобы в этом убедиться. При чем здесь дертвенники? Возможно, конечно. кто-то из отцов отказывался от буквального понимания этого псалма, но тогда, повторюсь, словарь надо было назвать, например так: "Словарь слов в Псалтири, понимаемых отцами Церкви аллегорически".

 

Что касается Пс 36, то тут явный ляпсус: кедр - не символ бесплодности и горечи, это символ гордости: ливанские кедры славились своей высотой, потому и говорится, что гордый человек приевозносит, возвышает себя, подобно кедру.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закон Господень.

В чем смысл помещения этого словосочетания в словарь? Какое у него может быть переносное значение? Я спрашиваю риторически, если что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...