Новый стиль
25 июля
Седмица 7-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 5-й
Мчч. Прокла и Илария (II); прп. Михаила Малеина, игумена (962).
Мчч. Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского, в Киеве (983); прп. Арсения Новгородского (1570); прмч. Симона Воломского, игумена (1641); св. Голиндухи, во Святом Крещении Марии, исповедницы (591); прпп. Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).
Икона Божией Матери: «Троеручица» (VIII).

Народные приметы:
По народному календарю 25 июля 2022 года отмечается день Прокла Плакальщика, православная церковь вспоминает святых мучеников Прокла и Илария, которые пострадали за веру во втором веке. Правитель Максим приказал схватить Прокла и пытками заставить его отречься от Христа, но мученик остался верен своим убеждениям и предсказал Максиму, что тот и сам вскоре будет вынужден поверить в единого Бога.
Прокла повели на казнь после нескольких попыток убить и по дороге к процессии подошел племянник Прокла — Илария. Он обнял своего дядю и тоже назвался христианином. Когда их умертвили, христиане похоронили святых родственников в одной могиле.
На Руси Прокла называли Плакальщиком, потому что с этого дня начинали выпадать большие росы, называемые также сеногнойными. «На Прокла поле от росы промокло», — говорили по этому поводу крестьяне, торопясь убрать урожай до того, как он станет портиться от слишком большой влажности. Также нужно было спешить и с заготовкой сена, чтобы высушить и сложить его в копну.
Троеручица
Иконография
В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, со Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно[1].
История возникновения
В житии преподобного Иоанна Дамаскина приводится эпизод, согласно которому возникновение этой особой иконографии связано с ним. Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранён от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла[2]. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица»[1][3].
История иконы и чтимые списки
Впоследствии икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель святого Саввы, где хранилась до XIII века, когда была отдана в дар сербскому архиепископу Савве. По преданию, во время вторжения турок в Сербию икона была положена на осла, который принёс её к воротам Хиландарского монастыря на Афоне. Монахи поместили образ в алтаре, но он, по преданию, переместился на игуменское место. С тех пор в монастыре игумена перестали избирать (делами монастыря управляет иеромонах-проигумен), а монахи принимают благословение на церковные службы от иконы «Троеручицы».
Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии.
В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря.
Вместе с тем, приписывание на иконах Богородицы третьей руки как её собственной зачастую вызывало у людей естественное смущение. В рассуждении сего Святейший синод своим указом от 21 мая 1722 года постановил:
повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истине, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; <…> Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно[4].
Один из списков иконы Божией Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова, а в Москве — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, на Болгарском подворье.
Сообщение отредактировал Олега: 3 недель назад