Перейти к содержанию

Неведение Христа


Tigran1245
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Фома Аквинский в Сумме Теологии пишет, что «во Христе не было никакого неведения», а также душа Христа уже была обновлена при рождении и имела блаженное видение.

 

Как же тогда Христос по человечеству не знал срок второго пришествия и имел способность познания и обучения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что Христос по человечеству в воплощении добровольно отложил и свое всеведение, и свою бесконечность, и свой вечный модус, и свое всемогущество - в то же время ни от чего из этого не отказываясь и не переставая быть Богом.

 

Aeterni patris verbum sua immensitate universa comprehendens, ut hominem per peccata minoratum in celsitudinem divinae gloriae revocaret, breve fieri voluit nostra brevitate assumpta, non sua deposita maiestate. - Слово Отца вечного, в своей неизмеримости обнимающее все, восхотело, не отказываясь от своего величия, умалиться и воспринять нашу малость, дабы человек, из состояния грехопадения восстановился в высоту божественной славы. (Thomas Aquinas, Compendium theologiae ad fratrem Raynaldum, начало).

 

Aeternus Dei Filius temporalis fieri voluit, ut secundum aetates proficere posset. - Извечный Сын Божий восхотел стать временнЫм, чтобы Он мог преуспевать в соответствии с человеческим возрастом (Thomas Aquinas, Sermon Puer Iesus), согласно сказанному "преуспевал в возрасте, мудрости и благодати у Бога и людей" (Лк 2:52).

 

«Младенец родился нам» (Ис 9:6). Если Он родился ребенком, почему бы Ему тогда не расти, как растет ребенок? (Thomas Aquinas, Sermon Puer Iesus).

 

https://isidore.co/aquinas/Serm08PuerIesus.htm

 

Отсюда и познание, и обучение.

 

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6-8).

Изменено пользователем Марион
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6-8).

У нас есть отдельная тема, посвященная Флп 2:6.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что Христос по человечеству в воплощении добровольно отложил и свое всеведение, и свою бесконечность, и свой вечный модус, и свое всемогущество - в то же время ни от чего из этого не отказываясь и не переставая быть Богом.

 

 

Я хотел бы отметить, что наша Церковь НЕ учит тому что Христос имел реальное неведение по человечеству

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что Христос по человечеству в воплощении добровольно отложил и свое всеведение, и свою бесконечность, и свой вечный модус, и свое всемогущество - в то же время ни от чего из этого не отказываясь и не переставая быть Богом.

 

 

Я хотел бы отметить, что наша Церковь НЕ учит тому что Христос имел реальное неведение по человечеству

 

Св. Фома пишет в Sermon Puer Iesus, что возрастание в мудрости Христа следует понимать не так, как если бы оно было in re, то есть "реальным", но оно было только в явлении (quantum ad effectum), и проявлялось прежде всего в тех аспектах, где Христос в реальности возрастал. Например, Он возрастал в физическом возрасте (aetate): Он был Младенцем, затем - Отроком, затем - взрослым и т.д. С момента зачатия Христос был исполнен мудрости и благодати, но являл их не от начала, но когда это по обыкновению приличествует людям, и первое проявление мудрости в 12 лет зафиксировано в Евангелии. А являл не от начала, а в соответствующем возрасте, чтобы не шокировать окружающих, и чтобы никто не подумал, что Он не есть подлинный человек.

 

По сути или in re возрастания в совершенстве ума (mentis perfectione) в Нем не было - у Него и так все было, Он был совершенен в добродетели (perfectus in virtute). Так что Вы правы.

 

https://isidore.co/a...08PuerIesus.htm (см. абзацы 8 и 9)

Изменено пользователем Марион
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Et non voluit ostendere sapientiam suam, ut veritas naturae humanae in ipso comprobaretur, et ut daret nobis exemplum proficiendi in sapientia. - И не желал показывать свою мудрость, чтобы подлинность человеческой природы удостоверялась в Нем и чтобы дать нам пример возрастания в мудрости (Там же).
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что Христос по человечеству в воплощении добровольно отложил и свое всеведение, и свою бесконечность, и свой вечный модус, и свое всемогущество - в то же время ни от чего из этого не отказываясь и не переставая быть Богом.

 

 

Я хотел бы отметить, что наша Церковь НЕ учит тому что Христос имел реальное неведение по человечеству

Тогда почему Он сказал, что не знает время своего возвращения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что нам неполезно это было открывать
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что нам неполезно это было открывать

Ну тогда формально Он солгал…

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте сначала отметим две крайности, которые могут нас привести к неправильному пониманию.

 

Во-первых, это утверждение, что в Христе - как бы 2 неких "существа", одно из которых - Бог, и знает все, а другое - человек, которое знает не все. Явное несторианство и раскол единого Христа.

Во-вторых, это противоположное утверждение, что Христос, коль скоро Он - Бог, то не может не знать что-то, даже по человечеству. И если Он говорит о каком-то незнании, или изображает незнание, то лукавит. Пусть из лучших педагогических соображений. Не спорю, что подобные случаи притворства у Учителя могли быть, но оценивать весь ряд примеров с неведением подобным образом, по-моему, неверно. Иначе мы впадаем в противоположную крайность, а наглядно в Евангелии будет представлена несуразица. Тигран прав: формально Он в этом случае солжет. Педагогическим притворством все подобные места из Евангелий не объяснить.

 

Мне представляется, ответ здесь может быть таким.

 

В Христе по человечеству отсутствует как и реальное неведение, так и актуальное всеведение в каждый момент существования на Земле: в силу Его возраста, ситуации, стадии Его миссии и т.д. Но это не потому, что Он по человечеству не может или неспособен знать всего, но потому что Он добровольно отказался, отложил способность всеведения в какие-то промежутки времени. Отключил всеведение как опцию, хотя в любой момент мог включить ее - а отключил, чтобы быть как обычный человек, кроме греха, ut veritas naturae humanae in ipso comprobaretur (чтобы подлинность человеческой природы удостоверялась в Нем).

 

И это не только со всеведением так. Дьявол искушал Христа в пустыне, потому что Он взалкал, проголодался. Голод - в силу нехватки пиши, в силу потребности в пище. Так как Христос - Бог, то Он в любой момент мог обойти эту проблему: либо сделать так, чтобы по человечеству Он вообще не голодал, либо сделать хлеб из камней, как советовал враг. Возможностей - уйма. Но он ведет себя как человек, во всем человек кроме греха, откладывает, закрывает для себя подобный ряд возможностей. Выбирает путь сложный, но достойный и полезный для человечества и своего пути.

 

Подобным образом Христос ведет себя в области знания и мудрости. Он не то что бы что-то реально "не знает", и не то чтобы "все всегда знает", но идет средним путем. Зная все и видя все, Богочеловек добровольно откладывает свои бесконечные знание и видение, избегает пользование ими, становится как обычный человек, кроме греха - чтобы соответствовать человеческой природе, удостоверить ее. Поэтому в Нем нет и раскола, когда одна часть Его не знает, что знает другая, и в то же время Он не лукавит, когда признается в собственном неведении тех или иных вещей.

 

То есть хотя Он все знает in re, Он, однако, не лукавит, когда говорит или демонстрирует quantum ad effectum, что что-то не знает.

И если Он всамделишно признается в неведении и показывает его quantum ad effectum - Он не перестает in re быть всезнающим, не перестает быть Богом.

 

Видимо подобное ситуативное неведение и его преодоление имел в виду св. Фома, когда говорил о Христовом возрастании в мудрости quantum ad effectum, отрицая при этом неведение и его преодоление, возрастание в мудрости in re.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте сначала отметим две крайности, которые могут нас привести к неправильному пониманию.

 

Во-первых, это утверждение, что в Христе - как бы 2 неких "существа", одно из которых - Бог, и знает все, а другое - человек, которое знает не все. Явное несторианство и раскол единого Христа.

Во-вторых, это противоположное утверждение, что Христос, коль скоро Он - Бог, то не может не знать что-то, даже по человечеству. И если Он говорит о каком-то незнании, или изображает незнание, то лукавит. Пусть из лучших педагогических соображений. Не спорю, что подобные случаи притворства у Учителя могли быть, но оценивать весь ряд примеров с неведением подобным образом, по-моему, неверно. Иначе мы впадаем в противоположную крайность, а наглядно в Евангелии будет представлена несуразица. Тигран прав: формально Он в этом случае солжет. Педагогическим притворством все подобные места из Евангелий не объяснить.

 

Мне представляется, ответ здесь может быть таким.

 

В Христе по человечеству отсутствует как и реальное неведение, так и актуальное всеведение в каждый момент существования на Земле: в силу Его возраста, ситуации, стадии Его миссии и т.д. Но это не потому, что Он по человечеству не может или неспособен знать всего, но потому что Он добровольно отказался, отложил способность всеведения в какие-то промежутки времени. Отключил всеведение как опцию, хотя в любой момент мог включить ее - а отключил, чтобы быть как обычный человек, кроме греха, ut veritas naturae humanae in ipso comprobaretur (чтобы подлинность человеческой природы удостоверялась в Нем).

 

И это не только со всеведением так. Дьявол искушал Христа в пустыне, потому что Он взалкал, проголодался. Голод - в силу нехватки пиши, в силу потребности в пище. Так как Христос - Бог, то Он в любой момент мог обойти эту проблему: либо сделать так, чтобы по человечеству Он вообще не голодал, либо сделать хлеб из камней, как советовал враг. Возможностей - уйма. Но он ведет себя как человек, во всем человек кроме греха, откладывает, закрывает для себя подобный ряд возможностей. Выбирает путь сложный, но достойный и полезный для человечества и своего пути.

 

Подобным образом Христос ведет себя в области знания и мудрости. Он не то что бы что-то реально "не знает", и не то чтобы "все всегда знает", но идет средним путем. Зная все и видя все, Богочеловек добровольно откладывает свои бесконечные знание и видение, избегает пользование ими, становится как обычный человек, кроме греха - чтобы соответствовать человеческой природе, удостоверить ее. Поэтому в Нем нет и раскола, когда одна часть Его не знает, что знает другая, и в то же время Он не лукавит, когда признается в собственном неведении тех или иных вещей.

 

То есть хотя Он все знает in re, Он, однако, не лукавит, когда говорит или демонстрирует quantum ad effectum, что что-то не знает.

И если Он всамделишно признается в неведении и показывает его quantum ad effectum - Он не перестает in re быть всезнающим, не перестает быть Богом.

 

Видимо подобное ситуативное неведение и его преодоление имел в виду св. Фома, когда говорил о Христовом возрастании в мудрости quantum ad effectum, отрицая при этом неведение и его преодоление, возрастание в мудрости in re.

В целом я согласен с Вами. Это объяснение у многих Отцов Церкви. И вполне приемлемо.

 

Касательно, 2 Существ во Христе - это буквально учение Халкидонского собора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...