Перейти к содержанию

Права ребенка в Древнем Риме


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

ar03.jpg

 

Меня часто спрашивают, как в Древнем Риме было с правами ребёнка на жизнь. Вот сегодня снова зашёл об этом разговор (https://t.me/rad_truth/3959). Лучше напишу один раз, чтобы потом давать ссылку.

 

Если вкратце, то прав ребёнка на жизнь в Древнем Риме не было. А если подробнее, то изложу ниже.

 

В теории римляне считали, что семья и государство полностью подобны друг другу во всем, кроме размера. Семья - маленькое государство. Государство - большая семья. Поэтому отец семейства - pater familias - изначально обладал в своей семье примерно такой же властью, как царь или, позднее, диктатор в римском государстве. Правда, со временем эта власть слегка была ограничена законами и ещё больше - общественным мнением и сложившейся практикой.

 

Что касается практики, законов и обычаев, то для начала, когда ребёнок рождался, отец должен был его признать своим. Происходило это так. Мать клала новорождённого перед порогом, а отец брал его на руки и вносил в дом. Это символизировало принятие ребёнка в качестве нового члена семьи. После этого отец уже не имел права усомниться в своём отцовстве.

 

Что происходило, если отец не принимал новорождённого? Мне не известно описаний подобных случаев. Могу предположить, что всякий мог подобрать младенца, а если никто этого не делал, то младенец погибал.

При этом отказ признать младенца мог иметь определённые последствия для обоих родителей, поскольку по древнеримским законам муж, который знал о неверности жены, но ничего с этим не делал, считался виновным в сводничестве, а это было уголовным преступлением.

 

После внесения в дом, как я уже сказал, ребёнок считался членом семьи. Но это не значит, что его право на жизнь было абсолютным.

Согласно древнеримским законам полнотой гражданских прав обладал только совершеннолетний мужчина (persona sui juris). Мальчик до совершеннолетия оставался под властью отца.

Девочка под властью отца оставалась до замужества, после чего переходила под власть мужа.

 

Поскольку семья считалась маленьким государством, отец семейства имел право вершить суд над своими подвластными: над женой, несовершеннолетними сыновьями и незамужними дочерьми. Это право называлось jus gladii (право меча), поскольку в него входило право и выносить, и приводить в исполнение смертный приговор.

 

В случае смерти главы семейства его жена, несовершеннолетние сыновья и незамужние дочери переходили под юридическую власть старейшего совершеннолетнего мужчины в роду. Это не значит, что мужчина имел право сожительствовать, например, с женой своего умершего брата, но он имел обязанность заботиться о ней и о детях, а также право меча над ними.

 

Кстати, если отец умирал уже в преклонных летах, оставив после себя жену и совершеннолетних сыновей, то вдова переходила под власть своего старшего сына. Это называлось in loco sororis (на месте сестры), что было, конечно же, юридической фикцией. И хотя в такой ситуации сын имел юридическое право судить пожилую мать, но воспользоваться таким правом было бы тяжким нарушением обычаев и добрых нравов, что поставило бы его в крайне неудобное положение перед общиной.

 

Со временем, как я уже писал выше, эти законы немного смягчались. Например, в более классические времена (в отличие от архаических) действовал закон, по которому муж, который казнил жену, был обязан сообщить её отцу или брату (короче говоря, старшему мужчине в роду, из которого она происходила), за какую провинность он её казнит.

 

Что более существенно, со временем появилась такая юридическая форма брака, при которой жена оставалась в роду отца, а не переходила в род мужа. Это несколько облегчало процедуру развода, но ещё это означало, что и судить её в случае чего имеет право отец или брат, а не муж.

 

Но что касается права отца казнить своих детей, то эти законы были отменены уже только в христианскую эпоху, хотя на практике много веков почти не применялись.

 

Евгений Розенблюм,

ТГ-канал Взгляд из-под столика

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

Краткий план этого семинара:

1. Римская "фамилия", отличие от современной и средневековой семьи. Состав фамилии.

2. Власть главы фамилии.

3. Образование и воспитание детей. Бабушки со стороны отца и матери.

4. Естественная любовь к матери, кормилице, воспитателю.

5. Брак, цели, форма заключения. Разводы. Изменения представлений о браке в I-II веках н.э. "Неравные браки" в Древнем Риме.

6. Усыновление, как альтернатива большой семьи.

7. Рабы как часть "фамилии".

8. Экономика рабства в Римской Империи. Основные сферы использования рабского труда.

9. Отношения рабов и хозяев. Семейная жизнь рабов. Рабы и вольноотпущенники.

10. Завещание, как особый литературный жанр.

11. Клиенты как часть римской "фамилии". Типы клиентов.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...