Перейти к содержанию

Модернизм


Гость Алексей 1976
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Гость Алексей 1976

Открываю потому, что возник вопрос. Стартовая точка:

 

Вопрос о реформах, кстати сказать, является, по-моему, частью универсального либерального проекта, продиктованного отнюдь не апостольскими и христианскими соображениями, под которые он в данном случае усиленно маскируется (это не обман, а больше даже самообман), сколько гуманизмом в модернистском понимании слова. Человек выше всего! Он пуп земли! В любом случае он выше любого долга. И отсюда пытаются создать атмосферу максимального телесного и душевного комфорта. Сначала пандусы для инвалидов (и это прекрасно!) а потом, как-то незаметно, либерализуется образование, чтобы не дай Бог не оскорбить тупых, ну а потом и религия. Где-то на этом пути проскочили ступеньку, после которой дорога, вымощенная благими намерениями, ведёт уже не туда. Я уж не говорю о том, что такое общество не только духовно, но и физически обречено на скорую и позорную гибель. Об этом свидетельствует хотя бы нынешний кризис вследствие жизни не по средствам и стремления политиков угодить обывателю, не заботясь о том, как преемники будут всё это расхлёбывать. Ну и "мечеть парижской Богоматери" тоже. У Церкви - кстати, вашей тоже - есть шанс (быть может, уже последний и уникальный) отрезвить Вселенского Потребителя, который во всех сферах жизни хочет максимально удобного интерфейса. Но вы этот шанс не только не используете, но и отвергаете. И нас хотите распропагандировать туда же - причём поверить в искреннее желание католиков на порядок увеличить количество воцерковлённых православных я не могу, как ни прискорбно. Больше похоже на осознание проблемы и желание "поделиться" ею с соседом.

 

https://catholichurch.ru/index.php/topic/450-%d0%be-%d0%bf%d0%be%d0%bd%d1%8f%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d1%8f%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0/page__view__findpost__p__18405

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 362
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Гость Алексей 1976

Модернизм, с моей точки зрения, есть комплекс новых характеристик, возникших в недрах европейского общества, и постепенно распространившихся по всему миру. Он сосуществует с элементами традиционного общества, постепенно их вытесняя. Наиболее ярко можно показать черты модернизма на противопоставлениях традиционализму, например:

 

Т: Приём и передача информации (эрудиция).

М: Генерирование информации (креативность, творчество).

 

Т: Иерархическое общество (начальник-подчинённый, учитель-ученик).

М: Общество равенства (максимальное смягчение и стирание различий).

 

Т: Религиозность пропитывает все сферы жизни.

М: Религиозность вытесняется из большинства сфер жизни.

 

Т: Иррациональное восприятие мира.

М: Рациональное = =.

 

Т: Ценность - долг.

М: Ценность - свобода.

 

Т: Чужой = враждебный.

М: Чужой = "новый опыт".

 

и так далее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Если же искать наиболее яркие, "девизные" выражения, то, возможно, на щите традиционализма может быть начертано "Истина и Порядок", на щите модернизма "Свобода и Творчество".

 

Церковь по самой своей природе враждебна всякому модернизму, однако в той или иной степени невольно уступает ему. При этом позиция Православной Церкви, которая говорит об "икономии", то есть здраво и честно позиционирует своё поведение, как прискорбную уступку человеческой слабости, выглядит неизмеримо симпатичнее, чем неуклюжие аналогии с зеленеющей ветвью и живым организмом. Характерно, что кроме ветви и организма так ничего и не придумано на этот счёт, хотя христианство в целом очень щедро на образы, что и показывает, как трудно выдавать действительное за желаемое ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ой, Алексей, ну а пандусы вам чем не угодили? :blink:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Если выражение "и это прекрасно" пишется когда "не угодили", то я не знаю, как надо писать, когда угодили? Как ещё выразиться? "Это бесподобно"? "Божественно"? "У меня нет слов"? ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но вы ж написали - Сначала пандусы для инвалидов (и это прекрасно!) а потом, как-то незаметно, либерализуется образование

 

Какая связь? И повторю - чем плохи пандусы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

На второй вопрос я лишь повторю - не могут быть "плохи" вещи, которые называются "прекрасными". Поистине, Вы "отрицаете то, что написано чёрными буквами по белому полю" (с) :)

 

А связь такая, что есть стремление дать всем и во всём максимум комфорта. Вначале это оправдано (комфорт для инвалидов), потом сомнительно (комфортное образование), и наконец, предосудительно (комфортная религия).

 

Так же как: освобождение негров было оправдано, "освобождение" женщин сомнительно, "освобождение" геев и лабораторных мышей (характерно, что они примерно синхронны) предосудительно.

 

Меры нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алёша, вы сами себе противоречите. Если стремление дать комфорт инвалидам дурно, то почему вы дописали в скобках прекрасно? Если же оно прекрасно, то почему вы приводите её в ряду негативных вещей, которые ведут к порицаемому вами модернизму?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит, не надо было освобождать негров и женщин?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алексей, несколько вопросов.

Разве в Церкви нынче отменена иерархия, а взамен её теперь равенство? И разве раньше всё чужое воспринималось как враждебное?

Или вы не про Церковь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Значит, Вы не консерватор, не ретроград и не традиционалист. Традиция враждебна всякой модернистской логике, и тем более последовательности. Последовательность вообще существует только в тоталитарном обществе.

 

Да ну? Вот как интересно... Дальше давайте!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На заглобе была тема о модернизме, где Олег-Михаил любезно привел подборку католических документов на эту тему.

И свое мнение я там высказывала

https://zagloba.me/in...ndpost&p=356686

Т: Иррациональное восприятие мира.

М: Рациональное = =.

не совсем если говорить о модернизме как о богословской ереси. Пий X, судя по всему считал, что скорее наоборот, модернизм это попытка спрятать религию от возможных атак со стороны светского рационализма из верифицируемой разумом, фактической, объективной реальности в область не доступную для возможной рационалистической критики, в область индивидуального религиозного чувства.

И таким образом религия действительно изгоняется из всех сфер деятельности ориентированных на реальность и сводится к частному личному душевному опыту. И такая индивидуализация религии, естественно, декларирует равенство (ибо с утратой рациональности утрачивает и критерии для сравнения) и, естественно, ориентирована на личную креативность и свободу(ибо объективность и фактическая реальность уже не являются ограничительными критериями)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т: Иррациональное восприятие мира.

М: Рациональное = =.

Вот здесь я бы буковки поменял. Кому сейчас разум на фиг нужен? Сейчас можно нести любую чушь, не связанную ни с разумом, ни с реальностью, и будешь великий мыслитель - главное новизна, быть первым, чтобы до тебя именно до этой чуши никто не додумался. Творчество, свобода, новый опыт - это всё так. А разум - ну его, устарел.

А так всё правильно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если стремление дать комфорт инвалидам дурно, то почему вы дописали в скобках прекрасно? Если же оно прекрасно, то почему вы приводите её в ряду негативных вещей, которые ведут к порицаемому вами модернизму?
Наверно, потому, что зло есть искаженное добро, а сатана был светлым ангелом. Я так думаю :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Значит, не надо было освобождать негров и женщин?

 

Негров нужно, а женщин можно (заметьте, освобождение женщин у меня уже стоит в кавычках).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Алексей, несколько вопросов.

Разве в Церкви нынче отменена иерархия, а взамен её теперь равенство? И разве раньше всё чужое воспринималось как враждебное?

Или вы не про Церковь?

 

Иерархия не отменена, но её авторитет явно не окреп за последнее столетие. А чужое действительно воспринималось как враждебное: "если оно такое хорошее, почему же оно не своё" ;) ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому сейчас разум на фиг нужен? Сейчас можно нести любую чушь, не связанную ни с разумом, ни с реальностью, и будешь великий мыслитель - главное новизна, быть первым, чтобы до тебя именно до этой чуши никто не додумался. Творчество, свобода, новый опыт - это всё так. А разум - ну его, устарел.

 

Как в первом письме Баламута:

"Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых

воззрений. Концепции он воспринимает прежде всего не как истинные или ложные, а как теоретические или практические, устаревшие или современные, банальные или смелые. Самоуверенная тарабарщина, а не аргументы, поможет тебе удержать пациента вдали от церкви".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Не следует преувеличивать значение разума, как это делают католики начиная с XIII века. Это тоже инновация, просто настолько старая, что все уже забыли о её новаторском характере. Если вспомнить Бернарда Клервосского, едва ли найдёшь у него апелляцию к разуму! (недаром писатель У. Эко так злобно окарикатурил Бернарда в своём романе в образе убийцы-Хорхе: он, Бернард, действительно чуждая и враждебная современной западной культуре фигура). Известно также, что Франциск с большим колебанием относился к необходимости богословия, по крайней мере, для своих собратьев.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известно также, что Франциск с большим колебанием относился к необходимости богословия, по крайней мере, для своих собратьев.
Именно для своих собратьев, а не вообще. Франциск вообще не случайно появился вместе с Домеником, не случайно поминают их часто вместе, хотя их современные последователи часто как кошка с собакой :)

Бернард Клервосский возможно, к разуму и не взывал. Но если к разуму не взывал Августин, тогда я не знаю, что такое разум. Современная же западная культура не имеет к разуму никакого отношения. Так что если это действительно инновация, просто старая - 13-го века, то ныне она не опасна, так как закончилась в веке 20-м.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Иерархия не отменена, но её авторитет явно не окреп за последнее столетие. А чужое действительно воспринималось как враждебное: "если оно такое хорошее, почему же оно не своё" ;) ?

Авторитет иерархии слабел и укреплялся веками в зависимости от поведения иерархии. И модернизм тут не при чём. Ну а насчёт чужого - уточните, что в Церкви понималось как чужое и соответственно, враждебное?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Нет, именно модернизм свергает авторитет всякой иерархии, начиная от помазанника Божьего на своём троне, и кончая, безусловно, епископом на своей кафедре. В настоящее время этот факт несколько затуманен тем, что иерархия старается не отдавать приказов, которые точно будут унизительно проигнорированы. А вот в XIX веке Пий IX анафематствовал итальянского короля, и даже отлучил всех католиков, которые будут с новым государством сотрудничать. Результат? Полный пшик. И это при том, что итальянцы до сих пор почти все католики, а уж тогда тем более.

 

Всё чужое, повторяю, считалось враждебным. Если хотите, сошлюсь на практику испанской инквизиции, которая считала, что "всякий, кто придерживается обычая устраивать прощальный ужин перед отправлением в дальнюю дорогу" и "всякий, кто перед лицом смерти повернулся или будет повернут родственниками лицом к стене, чтобы умереть именно в таком положении" должен считаться подозреваемым в криптоиудействе, и на такого было предписано донести (Р. Сабатини, "Торквемада и испанская инквизиция", с. 93).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Про Бернарда сошлюсь на православную энциклопедию. Кого не устраивает, что она православная - опровергайте, но конкретику, а не источник. Итак:

 

"Основу богословия Б. К. составляли Свящ. Писание, Свящ. Предание и личный духовный опыт (Sermo in Cant. XXXIII 7). Свящ. Писание он цитирует в каждом своем сочинении. Из зап. отцов Церкви на него более всего повлияли свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин, Боэций, папа свт. Григорий I Великий (Двоеслов) и Ансельм Кентерберийский. Двух первых Б. К. называет «столпами Церкви» (De baptismo II 8), Амвросия - «небесной трубой» (Sermo de diversis. XXII 7). Влияние предшествующей лат. традиции наблюдается прежде всего в учении Б. К. о Боге, об искуплении, о свободе и благодати, о богопознании, в экклезиологии. Из вост. отцов и учителей Церкви Б. К. ссылается на Оригена и свт. Афанасия Великого (Sermo de diversis. XXXIV 1; Sermo in Cant. LIV 3; Contr. Abaelard. I 3). С недоверием он относился к философии и логико-философским методам исследования в области богословия, презрительно называя их «игрой в диалектическое искусство» (Contr. Abaelard. I 1). Мирской философии Б. К. предпочитает «Павлову философию»: «Знать Иисуса, и притом распятого (2 Кор 2. 2),- вот моя тонкая, внутренняя философия» (Sermo in Cant. XLIII 4; VII 1). В отличие от Абеляра он, как и Августин, полагает, что вера должна предшествовать знанию (Contr. Abaelard. I 1). Если Абеляр считал, что даже самые возвышенные и священнейшие истины христианства могут быть постигнуты и доказаны разумом, то, согласно Б. К., они «содержатся в глубинном лоне святой веры» (Ibid. I 2). Он подвергает критике определение Абеляра, что вера есть всего лишь смутная «оценка» (aestimatio - Ibid. IV 9). «Все, что есть в нашей вере,- утверждает Б. К.,- основано на достоверной и прочной истине, подтверждено пророчествами и чудесами от Бога, упрочено и освящено рождением от Девы, Кровью Искупителя, славой Воскресшего» (Ibidem). Определение, к-рое он дает вере, основывается на словах ап. Павла (Евр 11. 1): «Вера есть твердое основание (substantia) того, на что надеемся, и доказательство (argumentum) того, что невидимо» (Contr. Abaelard. IV 9). Поэтому вера «не есть смутная оценка, но сама достоверность (certitudo)» (Ibidem). В своем позднем соч. «De consideratione» Б. К. также рассматривает эту проблему. Он полагает, что вера (fides) занимает среднее положение между мнением (opinio) и разумением (intellectus) (V 3. 5). Мнение основывается на правдоподобии (veri similitudine), вера - на авторитете (auctoritati), а разумение - на разуме (rationi); мнение - принятие за истину того, о ложности чего мы не знаем; вера - волевое и верное предвкушение (certa praelibatio) еще не открытой истины; разумение - верное и ясное понятие о к.-л. невидимом предмете (Ibid. V 3. 6). Б. К. предостерегает от смешения этих 3 способов исследования, ибо если мнение претендует на точное утверждение, то оно безрассудно; если вера пребывает в сомнении, она непрочна; если разумение пытается вторгнуться в то, что «запечатано верой» (signata fidei), оно становится «грабителем, посягающим на величество» (Ibidem; ср.: Sermo in Cant. XXXI 3). В отличие от мнения и вера, и разумение обладают точной истиной (certam veritatem), но вера обладает ею как сокрытой и прикровенной (clausam et involutam), а разумение - как открытой и явной (nudam et manifestam) (De consideratione. V 3. 5). Поэтому Б. К. вслед за блж. Августином полагает, что вера есть именно промежуточное состояние человеческого духа. «Мы желаем познать только то, - утверждает он, - что уже знаем благодаря вере. И для блаженства недостает только того, чтобы то, что уже известно нам благодаря вере, было бы ясно также и непосредственно» (Ibid. V 3. 6). Отсюда термин intellectus у Б. К. следует понимать скорее как «духовное постижение», даже «умное созерцание», чем «знание» или «разумение». По-видимому, именно ему соответствует понятие «созерцательное размышление» (speculativa consideratio)".

 

https://www.pravenc.ru/text/78178.html

 

Как видим, при известной полемической неточности в моём постинге, всё же выделенные места явно плохо согласуются с томистским, и следовательно, современным пониманием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(Р. Сабатини, "Торквемада и испанская инквизиция", с. 93).

 

Хм, он еще и историческими исследованиями занимался? Я думал, что скучнейшая чушь под названием "Хроники капитана Блада" - его единственное произведение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алексей, зачем ломиться в открытые ворота? Насчёт Бернарда Вам вроде никто не возражал. Я о нём мало что знаю, а его не читал никогда, - а причин мне Вам не верить на слово никаких нет. Только ведь не один Бернард.

А кроме того, томистское понимание никак современным пониманием не является. Ну никак. Сейчас главное как раз личный опыт, если он не согласуется с чем угодно, в том числе и с разумом, то тем хуже для этого чего угодно. В центре Я, МОЙ опыт. Мой же разум никогда не вполне мой, он внешен, общ, он может прийти к выводам, которых я не хочу - так зачем он мне нужен? Ну как-то так сейчас.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...