Перейти к содержанию

Католическая Церковь в СМИ


Liusi
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Про вино странно. Наши всегда в магазине берут. Белое сухое.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 732
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Видимо он имеет в виду порошковое.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Священник назвал число католиков в России

 

МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Римско-католическая церковь не планирует увеличивать число епархий в России, где число верующих составляет в настоящее время около 600 тысяч человек, рассказал РИА Новости генеральный викарий римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

 

Двадцать лет назад, 11 февраля 2002 года, папа Римский Иоанн Павел II возвел четыре апостольские администратуры для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий. Сейчас в России действуют архиепархия Божией Матери в Москве, епархия Святого Климента в Саратове, Преображенская епархия в Новосибирске и епархия Святого Иосифа в Иркутске. Священник Николай Дубинин 30 июля 2020 года был назначен вспомогательным епископом (епископом-помощником) в архиепархию Божией Матери в Москве, став первым в истории русским священником, назначенным папой Римским епископом в России.

 

"Число католиков в России невелико – это примерно 220 приходов и около 600 тысяч верующих, из них активно практикующих свою веру не больше 10%. Однако размеры существующих епархий, конечно, колоссальны, что создает трудности и в плане ощущения единства, и в плане практических коммуникаций. Поэтому, в частности, в 2020 году Папа Франциск назначил в Архиепархию Божией Матери в Москве вспомогательного епископа Николая Дубинина. Но никаких планов по увеличению числа католических епархий в России нет", - сообщил генеральный викарий архиепархии в Москве в этот день.

 

Администратуры в России, рассказал Горбунов, начали создаваться как временные единицы, когда шло восстановление структур католической церкви в России.

 

"В Российской империи в начале XX века было целых шесть католических епархий, но все эти церковные структуры были полностью уничтожены в советское время. Поэтому, когда в 1991 году эти структуры воссоздавались, это было сделано первоначально в виде администратур, которые носят по определению временный характер. И действительно, вскоре стало понятно, что двух администратур, созданных изначально – с центрами в Москве и Новосибирске – объективно недостаточно, и к ним добавились еще две – в Саратове и Иркутске. По прошествии достаточного времени стало понятно, что эти структуры можно перевести в статус постоянных епархий и объединить их в митрополию с центром Москве", - пояснил священник.

 

Первоначальные разногласия по этому поводу с Русской православной церковью и некоторыми общественными силами, добавил он, к настоящему времени преодолены. "Преодоление возникшего в результате этого кризиса потребовало немало усилий и времени, и сегодня, мне кажется, существование епархий воспринимается как нечто нормальное, и мы благодарны за это и православным собратьям, и представителям других конфессий и религий, и властям", - заключил Горбунов, подчеркнув, что для верующих смена апостольских администратур на епархии стала не реформой, а нормализацией церковной жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

289874676_5324790217587080_7979139983348618664_n.jpg?_nc_cat=101&ccb=1-7&_nc_sid=dbeb18&_nc_ohc=2qf3bQHpsbgAX_u7HCK&_nc_ht=scontent-cdt1-1.xx&oh=00_AT_WIeGSrCkPQsDzatuLgmFFwBUCf121O3wwhsXv34LYWQ&oe=62BB7FE1

 

ЕВРОПА И ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ: НЕСОВМЕСТИМЫЙ БИНОМ?

 

Джованни Куччи SJ

 

Недавние рекомендации Европейской комиссии, призывающие отменить несколько терминов для возможности «корректной коммуникации», вызвали много споров. Среди этих терминов — пожелание «Счастливого Рождества», которое предлагалось заменить фразой «Хороших праздников». Несмотря на то, что потом это предложение было отозвано, сам документ — признак тенденции, которая хотела бы стереть христианство из европейского сознания. В статье упоминаются многочисленные знаки присутствия христианской традиции в Старом свете – традиции, которая идет на благо всем и может помочь справиться с серьезными проблемами, атакующими современное общество. Удаление исторической памяти не поспособствует лучшей коммуникации, а, наоборот, приведет к серьезному культурному обнищанию и кризису идентичности, как персональной, так и коллективной.

 

***

Признак тенденции

 

Основные рекомендации Европейской комиссии, призывающие отменить несколько терминов для возможности «корректной коммуникации», вызвали много споров[1]. Среди этих терминов — пожелание «Счастливого Рождества», которое предлагалось заменить фразой «Хороших праздников». Это признак общей тенденции: стереть с целого континента то, что кажется несоответствующим общим чувствам: подумаем о попытках переписать историю, исправить сценарии фильмов, романов, чтобы они были признаны политически корректными, но, в отличие от свергнутых памятников или цензур, знаковым является то, что вышеупомянутый документ, пусть и позднее отозванный, исходил от органа государственной власти: речь идет об инициативе, направленной на передачу ясного поведенческого указания.

 

Это решение вызывает немало вопросов. Например: кто «за столом» может установить, какие характеристики должна иметь культура, чтобы соответствовать «корректной коммуникации»? И какие характеристики она должна иметь в обществе, которое все больше расслаивается и усложняется? Стирание исторических различий и традиций, внесших свой вклад в формирование идентичности нации, континента, может привести к диктату «единой мысли», которая в конце концов есть мысль сиюминутной моды.

 

Идентичность Европы — это плод долгого и многообразного переплетения разных традиций: греко-римской, иудейско-христианской, просветительской, романтической. Как замечает Поль Рикёр, эти традиции в первую очередь были пространствами принятия, интеграции и стабильности[2].

 

Такое признанное и принятое разнообразие и является подлинным условием для диалога, потому что одна культура структурно открыта другим культурам, вносящим свой вклад в ее формирование. Похожий процесс происходит при формировании языка, который заключает в себе другие языки, повлиявшие на него в течение времени: в итальянском есть термины, происходящие из латинского, греческого, арабского, английского и французского языков. Кроме того, каждый язык структурно открыт другим языкам, которые можно выучить, начиная с родного.

 

В тот момент, когда Европа пытается удалить из себя это наследие, она не становится более толерантной, наоборот, она становится хрупче и беднее. Сегодняшняя тенденция к возведению стен, к закрытию гостеприимства — следствие недостаточного принятия собственного культурного наследия. Неслучайно гость и чужестранец выделялись в классической и библейской традиции, считалось, что они под защитой Бога[3].

 

Райнхарт Козеллек, говоря об историческом развитии нации, выделяет известную полярность между пространством опыта (то есть наследием прошлого) и горизонтом ожиданий (открытости к будущему, месту надежды, желания и страха). Именно во взаимодействии этих двух аспектов возникает историческая идентичность как на индивидуальном, так и на общинном уровне, закладываются основы для планирования и продолжительности во времени, передавая наследие ценностей последующим поколениям. Это находится в основании поколенческого договора, необходимого для выживания цивилизации. Забвение одного аспекта влияет на другой, низводит археологическую традицию, традицию планирования к робким потугам.

 

Это двойное забвение является для Рикёра серьёзной патологией в историческом смысле, которая терзает Европу, как следствие, приводя ее к затрудненному проживанию настоящего, отрицанию стабильных исходных точек, угасанию надежды на будущее[4].

 

Нил Макгрегор, который был директором Британского музея в Лондоне с 2002 по 2015 год, представляя BBC выставку «Жить с богами», выразил беспокойство по поводу культурного обеднения, к которому приводит исчезновение религии в Соединенном Королевстве. «Мы — первое общество, функционирующее без религии. И это общество очень атипичное. Мы стараемся найти что-нибудь, что никто раньше не пытался найти, — жить без общего нарратива. Это изменение началось в 60-е годы»[5]. Религиозный опыт, как он добавил, это часть идентичности народа. Оно придает чувство принадлежности, формирует образ общества в каждом аспекте, поэтому это благо для всех.

 

Общее наследие

 

Нельзя отрицать, что христианство — один из важнейших компонентов Западной Европы. Если говорить об искусстве, литературе, но не только — о названиях улиц, памятников и исторических зданиях наших городов, — то в большинстве своем их невозможно было бы понять без Библии.

Это присутствие открывается именно теми, кто дистанцировался от христианской веры, но прилагает усилия, чтобы такое богатство не было утеряно. Умберто Эко замечал, что «нет ни одного аспекта нашей культуры, включая марксизм, на который не повлияла бы культура, выраженная Библией… Почему ребята должны знать всё о богах Гомера и мало о Моисее? Почему они должны знать „Божественную комедию”, а не „Песню песней” (в том числе потому, что без Соломона не понять Данте»)[6].

 

За век до этого Франческо де Санктис с великой интеллектуальной честностью выразил похожую озабоченность: поначалу он испытал своего рода спонтанную аллергию на Библию, но поменял свое мнение, когда решил открыть ее[7].

 

В Италии был перепечатан классический текст по этой же теме — «Великий код» канадского литературного критика Нортропа Фрая. Автор решил провести университетский курс, объектом которого была Библия с литературной точки зрения, ее присутствие у основных авторов западной мысли (не только английских), таких как Данте, Гёте, Рембо, Гегель, Кьеркегор. Он решил назвать свой курс «Великий код», отсылая тем самым к выражению Уильяма Блейка («Ветхий и Новый Заветы – это Великий код искусства»).

 

Так Фрай объясняет решение выбрать Библию в качестве текста для курса по литературе: «Я начал интересоваться этой темой с первых дней моей преподавательской деятельности, когда я начал вести лекции по Мильтону и писать о Блейке — двух авторах преимущественно библейских даже по стандартам английской литературы. Очень скоро я понял, что любому незнакомому с Библией студенту сложно понять то, что он читает […]. Моей основной целью было просто предоставить студентам достаточно информации о Библии, чтобы они могли понять, насколько велико оказанное ею влияние»[8].

 

Пьеро Бойтани в недавнем труде «Переделать Библию» — полете сквозь две тысячи лет присутствия Священного Писания в западной литературе — пояснил смысл исследования, процитировав Бориса Пастернака: «Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное»[9]. Поэтому она вызывает очарование у любого, кто любит поэзию и повествование, и открывает в этих текстах дыхание вечности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Искусство и большая часть шедевров западной мысли не существовали бы без этой «столь большой и несуразной книги». Даже при беглой библиографической проверке не нужны усилия, чтобы найти ее следы не только в шедеврах западного реализма (Авербах), но и в комиксах, в научной фантастике, в рок-песнях[10].

 

Библия — книга, которую могут оценить все. Беспокойство, связанное с раскрытием достоинства культурного богатства Книги книг, — одна из причин, по которой издательство Einaudi пустило в печать внушительную филологическую версию Библии, сопровожденную ученым комментарием (почти 4 000 страниц, из которых 200 — вступление) и обращенную к образованной публике любого сословия[11].

 

В то же время необязательно быть верующим, чтобы оценить красоту произведений искусства. Философ Ален де Боттон, который определяет себя как «убежденный атеист», предлагает вновь обрести культурное богатство религиозной перспективы. В ней он видит смысл красоты, порядок, который ускользает от человеческого планирования и именно поэтому он может вызвать ступор очарования даже в человеке, который на первый взгляд далек от религиозной чувствительности: «Несмотря на то, что на меня сильно повлияло поведение моих родителей, прошло двадцать лет, и мой атеизм вверг меня в кризис. Сомнения возникли, когда я первый раз послушал кантаты Баха, усилились, когда я рассматривал некоторых Мадонн Беллини, и стали кошмаром, когда я приобщился к архитектуре Дзен […]. Я понял, что мое длительное сопротивление теориям о потустороннем мире или об обитателях рая не были достаточным основанием, чтобы избавиться от музыки, зданий, молитв, ритуалов, торжеств, санктуариев, паломничеств, причастия и манускриптов»[12].

 

Чтобы оценить красоту какого-нибудь произведения, не так важно во что бы то ни стало вешать ярлык происхождения: речь идет о том, чтобы услышать послание, иногда открываешь схожесть, намного превосходящую возможные различия. Кардинал Мартини, цитируя Норберто Боббио, замечал, что великим водоразделом в духовной жизни является не разница между верующими и неверующими, а между думающими и не думающими[13].

 

Рождество тоже для всех

 

Рождество тоже для всех. Оно не должно рассматриваться как угроза, от которой надо укрываться, потому что его красота сформировала коллективный образ, это можно увидеть по влиянию, проявляющемуся на литературном, художественном, музыкальном, кинематографическом уровнях. Рождество вдохнуло жизнь богатой традиции, являющейся общим наследием, и его исчезновение волнует в том числе и неверующих.

Массимо Каччари обличает упразднение Рождества до потребительского бизнеса и призывает к первозданному значению и важности, которое оно может иметь для любого: «Я, будучи неверующим, спрашиваю себя: есть ли символ, внесший столь поразительный вклад в нашу историю, нашу цивилизацию, в наше восприятие? Христианство остается фундаментальной частью моего пути, моей жизни, это то, что является моей основой каждый день». Он связывает опустошение его смысла с теми, кто, объявляя себя верующими, «не размышляют, потому что не помнят об этой потрясающей истории»[14]. Эту тему недавно затронул и Массимо Рекалькати[15].

 

Таким образом не стирание, а взаимное познание является оптимальным условием для герменевтического диалога, напоминая тем самым знаменитое выражение Рикёра. Диалог, обогащающий обе стороны. В то время как закрытие и изоляция способствуют нетолерантости и фундаментализму как религиозному, так и светскому.

 

Политические институты. Связь сакрального и светского

 

Присутствие этого наследия можно обнаружить и на социальном, и на политическом уровнях: признаки христианской традиции ясно проступают в те моменты, когда обращают внимание на их присутствие в самых светских обстоятельствах. Например, дата в календаре или события, диктующие жизнь народа.

 

Касательно Объединенного Королевства: поражает пересмотр кадров с коронации королевы Елизаветы, произошедшей в 1953 году. Она зашла в Вестминстерское аббатство, предстала перед лицом архиепископа, который облачил ее в белое и дал ей символы власти: скипетр и корону. До сих пор монархия остается фундаментальным элементом сознания среднестатистического англичанина. Именно сакральным образом. «То, что сейчас поражает в нашем обществе, — заметил Макгрегор, — так это то, что глава нашего государства наделен властью от Бога, напрямую, через публичный ритуал, и что большинство граждан этого не знает. Эта идея растворилась с невероятной скоростью в стране. Мысль об отделении религии и политики невозможна. Обе говорят об отношениях с окружающим миром»[16].

 

Другое политическое событие, достойное упоминания, — речь президента Эммануэля Макрона, обращенная к Жоржу Понтье, президенту Конференции епископов Франции 10 апреля 2018 года. Она представляет собой чрезвычайное событие для диалога между политикой и религией. Франция, издавна являющаяся защитником светскости и отделения от «религиозного», в течение последних лет увидела серию уникальных инициатив в этой области.

 

В июне 2017 года Макрон выступил по окончанию Рамадана; в сентябре он встретил в парижском отеле H?tel de Ville общины протестантов по случаю пятисотлетия Реформации; в марте 2018 года он участвовал в ужине с Советом представителей французских еврейских организаций. А речь 10 апреля 2018 года можно считать первой официальной встречей президента с Католической церковью. По тому случаю Макрон перечитал историю отношений государства и Церкви в ключе взаимного доверия, зная, насколько деликатным может стать этот жест: «Связь между Церковью и государством ухудшилась, и наш долг восстановить ее. Я считаю, что миссией светскости ни в коем случае не является отрицание духовного во имя временного, и тем более ею не является искоренение из нашего общества сакральной части, которая питает многих наших граждан».

 

В речи выражено осознание тяжелого исторического момента, который переживают и религиозные, и светские институты, а также необходимость в сотрудничестве для общего «реального гуманизма», кратко изложенного в трех словах: мудрость, усердие, свобода. Это три дара, которые должны сочетаться в сложном и хрупком равновесии, необходимом в пустыне ценностей и смысла, характеризующей не только французскую картину, но и весь Запад. Франция тем не менее остается плодом в том числе вклада в христианское культурное наследие: «Наши современники, верующие или нет, нуждаются в том, чтобы услышать другую перспективу для человека, нуждаются в утолении другой жажды, жажды абсолюта»[17].

 

Эта речь является эпохальным событием в диалоге между политикой и религией во Франции. Чтобы иметь представление, достаточно вспомнить слова, которыми Валери Жискар д’Эстен, будучи президентом Франции, прокомментировал решение исключить любую отсылку к христианству в европейской конституции, удаляя даже возможную аллюзию на исторические и культурные корни Европы: «Европейцы живут в абсолютно светской политической системе, где религия не играет важной роли»[18].

 

И тем не менее именно на политическом уровне можно отследить важный след этой «роли»: многие ценности, присутствующие в западных демократических системах — равенство и достоинство каждого человека, забота о самых слабых — имеют под собой христианскую основу. Как уже было замечено, в тот момент, когда эти ценности отрывают от их почвы, им больше не находится возможного оправдания, и они сводятся к пустым слоганам: как пример можно подумать о правах человека.

 

Философ права Эрнст-Вольфганг Бёкенфёрде, член немецкого федерального конституционного суда, выразил эту идею в блестящей манере: «Либеральное секуляризованное государство живет предпосылками, которые оно не может гарантировать себе. Это великое приключение, которое она предприняла ради свободы. Как либеральное государство оно может устоять только в том случае, если свобода, которую оно дарует своим гражданам, будет регулироваться изнутри как моральной сущностью индивидов, так и определенной однородностью общества в целом.

 

С другой стороны, она не может сама обеспечить эти внутренние силы регулирования, то есть не своими собственными средствами, такими как юридическое принуждение и авторитетный декрет. Поступая таким образом, она отказывалась бы от своего либерального характера и возвращалась бы, по-светски, к притязаниям на тотальность, из которых она когда-то вывела себя в ходе конфессиональных гражданских войн»[19].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это то, что называется «дилеммой Бёкенфёрде»: государство, чтобы быть либеральным, должно обосновать провозглашенные им права на юридическом уровне. Тем не менее, чтобы сделать это, оно должно отказаться от технико-инструментального использования причины и оставить место для этих предпосылок, которые, однако, оно исключило в начале. Если либеральное государство не выйдет из этой дилеммы, то оно рискует умереть как демократическое и дать жизнь опасным ответвлениям, таким как популизм и силовые решения, прерывающие дебаты навязанной силой. В итоге государство приобретает те конфессиональные черты, от которых оно хотело дистанцироваться во время осовременивания.

 

На одной конференции, организованной общиной Святого Эгидия на тему «Это конец Европы?», тогда еще архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс представил диалог между христианством и институтами как элемент, необходимый не только для выживания, но и для правдоподобия светского либерализма: «Если „либеральное” государство не вовлечено в постоянный диалог с религиозными общинами, то оно теряет сущность своего либерализма: оно становится догматически светским, настаивая, чтобы религиозная вера была невидимой на публичном уровне. Или оно станет хаотически плюралистическим, не имея другого обоснования своей законности, кроме позитивистского (государство – орган, который фактически заведует монополией на силу)»[20]. Другими словами, это подтверждение парадокса Бёкенфёрде.

 

Уроки прошлого

 

Чтобы понять препятствия, которые помешали этому диалогу, важно перечитывать историю, не стараясь стереть ее или изменить по собственному желанию. Причину нерасположенности по отношению к христианству можно найти в истории Европы, отмеченной религиозными войнами и преследованиями, за которые Иоанн Павел II публично попросил прощения, а также за насилие, кровь и боль, которую Церковь причиняла веками[21].

 

Из-за этих неизлечимых столкновений возникла необходимость того, чтобы всё большая часть современной культуры дистанцировалась от христианства, защищаясь от процессов, запретов на обучение и возможность проводить исследования, а также от пыток и смертных приговоров. Брэд Грегори ясно резюмировал данное положение вещей: «Они не только дали место отравленному наследию, которое в начале XXI века все еще живет, но именно они, протосовременные христиане, невольно предоставили твердое основание для запуска идеологической и институционной секуляризации […].

 

Несоблюдение caritas (милосердия) привело к тому, что Церковь стало легко ассоциировать с угнетением и насилием, обуславливая до сих пор распространенное убеждение, что эмансипация, автономия, свобода и современность требуют отказа от религии»[22].

Церкви потребовались столетия, чтобы признать легитимность ценностей секуляризма, таких как разделение сакрального и светского пространств, пространств между государством и Церковью, автономия исследований в разных дисциплинах, толерантность, плюрализм и свобода совести. Это, по мнению многих исследователей, сделало европейскую секуляризацию отличной от секуляризации на других континентах: «Исключением является Европа, а точнее западная и центральная ее части»[23].

 

Тем не менее и с одной, и с другой стороны видны новые возможности для встреч на разных основаниях. Юрген Хабермас в диалоге с тогда еще кардиналом Йозефом Ратцингером признавал, что постсекулярное общество заключает в себе две ментальности, секулярную и религиозную, настолько сплетенные между собой, что их сложно разделить, поэтому они могут учиться друг у друга. Для этого надо, чтобы религиозные авторитеты отреклись от претензий на монополию, открывшись многообразию предложений, и чтобы отделение политики от религии было необходимо для общего блага. А со светской стороны разум должен признать те лимиты, которые в течение современной истории он пытался преодолеть, становясь тем самым жертвой мифологических сказаний, которые он же и собирался оспорить, и открыться знаниям, необходимым для его развития[24].

 

Необходимость взаимного вклада

 

Сложные социальные проблемы, характеризующие последнее десятилетие, привели к растущему сотрудничеству государства и Церкви для заботы об «общем доме» (Папа Франциск). С этой точки зрения христианство может помочь обществу в трех аспектах.

 

Прежде всего заботой о самых бедных и слабых, особенно после недавних экономических кризисов и пандемии COVID-19, сотрудничая с итальянскими институтами. Подумаем о вкладе «Каритас» и других ассоциаций, помогших доставлять еду, лекарства и помощь тем, кто был недееспособен или без работы. В частности, можно вспомнить инициативу фонда «Иисус Божественный работник», основанного Папой Франциском, который сотрудничал с муниципалитетом Рима и регионом Лацио, чтобы противостоять новым случаям бедности.

 

Так, в первую волну пандемии фонд смог предоставить помощь 1800 римских семей, которые находились в сложной экономической ситуации. Мэр Рима Вирджиния Радджи поблагодарила Римскую епархию за помощь, оказанную волонтерским организациям, и особенно Папой Франциском. Она добавила, что городские службы не смогли бы справиться сами[25].

 

Это, возможно, самый признаваемый и оцененный аспект того вклада, который Церковь может предложить обществу: материальная помощь, которая, тем не менее, была бы невозможна без моральной и духовной мотивации, таких как разделение жизни, безвозмездность, желание помогать тем, кто находится в трудной ситуации. Волонтерство не может быть профессией: оно рождается из безвозмездности и желания выложиться для других[26].

 

Второй аспект — это вклад учения Церкви, чтобы оспорить претензии рынка, который хотел бы откинуть моральные нормы и ценности, и чтобы заботиться о самых уязвимых категориях. Научный журнал «Nature» на следующий день после выхода энциклики «Laudato si’» отметил авторитетный вклад, который Понтифик может предложить и по этой теме именно благодаря положению, которое он занимает[27].

 

Третий возможный способ сотрудничества — продвижение общего блага против господства индивидуализма, особенно в отношении этических и социальных вопросов.

 

Всё более серьезные и сложные проблемы касательно этих и других фундаментальных аспектов жизни нередко приводят западные общества в опасную тупиковую ситуацию. Подумаем о возрастающем потоке мигрантов, демографическом спаде, о проблемах, связанных со старением, расслоением общества, кризисе ценностей, основ и доверия к институтам. Естественно, речь идет не о простых вопросах и легких решениях, а о вопросах, требующих сотрудничества всех сторон для общего блага.

 

Социолог Хосе Казанова замечает: «Западная современность сейчас на распутье. Если не установится творческий диалог с другим, с теми традициями, которые бросают вызов ее идентичности, возможно, современность ждет триумф. Но также возможно, что она будет переварена жесткой и бесчеловечной логикой ее же творений. Было бы очень иронично, если бы после всех поражений, которые религия понесла от современности, именно она, вне зависимости от собственных намерений, помогла бы современности спасти саму себя»[28].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. Ue, polemica su nuove linee per la comunicazione inclusiva: la Commissione le ritira, in https://tg24.sky.it/...-comunicazione.

[2] См. P. RIC?UR, L’Europa e la crisi della coscienza storica, in Vita e Pensiero, n. 6, 2017, 9.

[3] См. M. CACCIARI, L’invenzione dell’individuo, in Micromega, n. 8, 1996, 121–127.

[4] См. P. RIC?UR, L’Europa e la crisi della coscienza storica, cit., 7 s; R. KOSELLECK, Futuro passato. Per una semantica dei tempi storici, Bologna, Clueb, 2007, 304 s.

[5] A. SINGH, Neil MacGregor: why Britain stands alone when it comes to religion, in The Telegraph, 11 ottobre 2017.

[6] U. Eco, Perch? l’Iliade e non la Bibbia?,in L’ Espresso, 10 settembre 1989.

[7] «Не знаю где, я прочитал об этой книге, как о документе высокого красноречия, и, движимый темой моих лекций, я пробежался взглядом по Книге Иова. Я был поражен. Я не нашел в моей классической эрудиции ничего сравнимого с этим величием […]. С преувеличением неофитов мы забыли о наших классиках, таких как Гомер, и несколько месяцев слышна была только Библия. Было что-то, не знаю, торжественное и религиозное в нашем впечатлении, что-то, что поднимало дух […]. Я поражался, что в наши школы, где читают так много фривольных вещей, не проникла библейская антология, способная поддерживать жизнь религиозного чувства, которое есть суть морального чувства в его самом высоком смысле» (F. DE SANCTIS, La giovinezza, Milano, Garzanti, 1981, 192 s).

[8] N. FRYE, Il grande codice. Bibbia e letteratura, Milano, Vita e Pensiero, 2018, 3 s.

[9] B. L. PASTERNAK, Il salvacondotto, Firenze, Passigli, 1990, 127; cfr P. BOITANI, Rifare la Bibbia. Ri-Scritture letterarie, Bologna, il Mulino, 2021.

[10] См. M. GRANIERI – L. MIELE, Il vangelo secondo il rock, Torino, Claudiana, 2018.

[11] См. M. RIZZI, Il romanzo dell’uomo s’intitola Bibbia, in Corriere della Sera/La Lettura, 19 dicembre 2021. Si veda E. BIANCHI – M. CUCCA – L. MONTI (edd.), Bibbia, Torino, Einaudi, 2021.

[12] A. DE BOTTON, Del buon uso della religione. Una guida per i non credenti, Parma, Guanda, 2011, 11.

[13] См. C. M. MARTINI, Per una Chiesa che serve. Lettere, discorsi, interventi 1993, Bologna, EDB, 1994, 460.

[14] S. ZURLO, Natale non ? solo dei cristiani. In ballo c’? la nostra civilt?, in il Giornale, 30 novembre 2017; C. NARDINI (ed.), Il Natale. Arte e letteratura, Firenze, Nerbini, 2011.

[15] «Младенец в яслях показывает условия покинутости, в которой мы все находимся с самого начала. Судьба маленького Иисуса уже написана, и это смерть на кресте. Тем не менее этот смертоносный удел не перечеркивает необходимости заботы о жизни, которая приходит в мир, наоборот, усиливает ее. Его уязвимость показывает благодать внимания, тепло прикосновения, присутствие другого, дар, это то, что делает жизнь человечной. Не это ли самый важный урок рождественского праздника, который в жестокие и невероятные времена Covidмы должны выучить и держать при себе прежде любой другой вещи? Жизнь беззащитного – это жизнь необычного Бога, который требует заботы, чтобы выжить. Это потрясающий парадокс христианского Рождества! Его сакральный смысл настаивает на том, чтобы мы помнили ключевой жест радушного приема, без которого жизнь не становится человечной, а падает в абсолютную покинутость» (M. RECALCATI, Istruzioni per un altro Natale, in la Repubblica, 22 dicembre 2020).

[16] A. SINGH, Neil MacGregor: why Britain stands alone when it comes to religion, cit.

[17] CH. DE PECHPEYROU, Macron alla conquista dei cattolici francesi, in Oss. Rom. (www.osservatoreromano.va/it/news/macron-alla-conquista-dei-cattolici-francesi), 10 aprile 2018.

[18] Цитата из «Unholy Row on God’s Place in EU Constitution», in Christian Century, 5 April 2003.

[19] E. W. B?CKENF?RDE, La formazione dello Stato come processo di secolarizzazione, Brescia, Morcelliana, 2006, 68 s; cfr G. CUCCI, La giustizia. Una virt? scomoda, in Civ. Catt. 2021 III 121–133.

[20] http://rowanwilliams...icles.php/1179/

religion-culture-diversity-and-tolerance-shaping-the-new-europe-address-at-the-european-policy-centr.html

[21] См. Иоанн Павел II, s., Апостольское послание Tertio Millennio Adveniente, 10 ноября 1994, nn. 34-35. Как заметил писатель-гугенот Франсуа де ла Ну: «Если спросить, кто создал этот род [атеистов], не будет ошибкой ответить, что это были наши войны за религию, которые привели к тому, что мы ее забыли» (F. DE LA NOUE, Discours politiques et militaires, Gen?ve, Pierre et Jacques Chou?t, 1613, 8).

[22] B. GREGORY, Gli imprevisti della Riforma. Come una rivoluzione religiosa ha secolarizzato la societ?, Milano, Vita e Pensiero, 2014, 184. Поль Жильберт замечал: «Великие философы первой волны современности были более-менее убежденными христианами. Мыслители второй намного меньше, наверняка будучи агностиками и атеистами, они попытались изгнать Церковь из общественной жизни» (P. GILBERT, Prefazione, in ID. [ed.], L’uomo moderno e la Chiesa, Roma, Gregorian & Biblical Press, 2012, 5).

[23] P. BERGER — G. DAVIE — E. FOKAS, America religiosa, Europa laica? Perch? il secolarismo europeo ? un’eccezione, Bologna, il Mulino, 2010, 19. Per un approfondimento dell’argomento, cfr G. CUCCI, Religione e secolarizzazione. La fine della fede?, Assisi (Pg), Cittadella, 2019.

[24] См. J. HABERMAS, I fondamenti morali prepolitici dello Stato liberale, in J. HABERMAS — J. RATZINGER, Etica, religione e Stato liberale, Brescia, Morcelliana, 2005, 38 s.

[25] См. F. BERETTA, Nasce «Alleanza per Roma»: Stato e Chiesa uniti per ridare dignit? ai «nuovi» poveri, in Il Faro (www.ilfaroonline.it/2020/06/12/nasce-­alleanza-per-roma-stato-e-chiesa-uniti-per-ridare-dignita-ai-nuovi-poveri/345214), 12 giugno 2020.

[26] См. G. CUCCI, Altruismo e gratuit?. I due polmoni della vita, Assisi (Pg), Cittadella, 2015.

[27] «Ученые и политические лидеры, поддерживающие борьбу с изменением климата, естественно, выразили благодарность и восхищение смелому шагу Папы Франциска. Учитывая моральный авторитет Папы и высокую популярность не только у католиков, его слова могут пойти дальше строгих научных отчетов организаций, таких как Межправительственная комиссия экспертов по изменениям климата. Эти тома склонны к изобилию профессиональных терминов, и их читает относительно мало людей» (Hope from the Pope, in Nature, vol. 522, 2015, 391).

[28] J. CASANOVA, Oltre la secolarizzazione. Le religioni alla riconquista della sfera pubblica, Bologna, il Mulino, 2000, 415.

 

Источник: La Civilta Cattolica

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Законопроект о запрете пропаганды нетрадиционных отношений внесен в Думу

 

В Госдуму внесён проект закона о запрете пропаганды в РФ нетрадиционных сексуальных отношений. Соответствующий документ (№165975-8) размещен 18 июля 2022 г. в базе законодательной деятельности палаты, передает Интерфакс.

 

Проект закона предусматривает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

 

Законопроект отдельно дополняет действующее законодательство в сфере киноиндустрии основанием, по которому устанавливается прямой запрет на выдачу кинотеатрам прокатного удостоверения на любые материалы кинематографии, допускающие пропаганду отрицания семейных ценностей и нетрадиционных сексуальных отношений.

 

В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений приняла в современной России широкое распространение. Вместе с тем «публичное одобрение и признание таких отношений опасно не только для детей и молодежи, еще не способных критически отнестись к той информации, которая в свободном доступе обрушивается на них каждый день, но и для всего общества, так как ставит вопросы демографии и экономического роста в будущем под определенный удар», считают авторы.

 

«Сам по себе запрет такой пропаганды как деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений среди лиц, в том числе лишенных в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан», — говорится в проекте закона.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

78704_4.jpg

 

Mass вместо мессы: как в томском костеле проходят службы на английском

 

ТОМСК, 3 сен – РИА Томск, Александр Мазуров. Томские католики проводят службы на английском языке раз в месяц, по выходным. Англоязычные мессы решили ввести для иностранных студентов, обучающихся в Томске. Их проводит 75-летний американский священник, отец Майкл. О том, как проходит служба на английском, – в обзоре РИА Томск.

 

Последняя англоязычная месса собрала около 20 человек. В храме как местные прихожане, так и студенты Томского политехнического университета (ТПУ) из Африки. Периодически во время службы 25-летний студент из Ганы Кристофер начинает играть на органе, после чего все прихожане встают и подпевают: Glory to God in highest, and on earth peace to people ("Слава Богу в небесах, и мир людям на Земле").

 

"Мессы на английском начали проводить в 2022 году... У нас студенты, большинство из Африки… которые говорят на английском – это их общий язык… Это способ, чтобы они могли молиться на понятном им языке", – рассказывает отец Майкл.

 

Для 75-летнего священника язык субботней мессы – родной, сам он уроженец Бостона. Русскому языку его обучал белогвардейский офицер, живший в Штатах. Интересоваться Россией отец Майкл начал, когда ему было десять лет, после запуска СССР первого спутника в 1957 году. В России священник уже 29 лет, до этого служил на испанском языке в Чили.

 

78705_9.jpg

 

Обычно на англоязычную мессу приходят от 12 до 20 иностранных студентов из ТПУ, Томского госуниверситета (ТГУ) и Сибирского государственного медуниверситета (СибГМУ). Больше всего иностранных студентов-прихожан – из Африки и Южной Америки.

 

"Я из Ганы. Я только закончил аспирантуру – впереди кандидатская. Моя специальность – безопасность на атомной электростанции, я учусь в ТПУ", – рассказывает Пол.

 

Приехав из Ганы в Томск, он несколько месяцев не знал, что здесь проходят католические службы. "Я приехал, спросил у друзей – они не знают, где месса. Но однажды человек сказал, что здесь есть католики. А я был католиком в Гане", – рассказал он.

 

© РИА Томск. Александр Мазуров

78706_9.jpg

 

Аспирант и преподаватель ТПУ из Ганы Пол Атта Амоах

 

По его словам, до появления в храме англоязычных месс он приходил на службу и не понимал священника – переводил текст молитвы дома. Полу сейчас 39 лет. Он преподает в университете для магистрантов и планирует остаться в Томске после защиты кандидатской.

"Меня зовут Кристофер. Мне 25 лет. Я учусь в ТПУ в магистратуре на ядерной физике. Мы – друзья (с Полом – Ред.). В этом храме я начал играть на органе, до этого играл на пианино – это похоже. Сегодня в третий раз играю", – рассказал другой участник службы, тоже из Ганы.

 

По словам Майкла, в будущем томские католики рассматривают возможность проводить мессы на других языках, на испанском или французском. "Все зависит от того, будут ли люди", – сказал он. Сам священник знает испанский, русский, немецкий, английский и французский языки.

 

© РИА Томск. Александр Мазуров

78703_9.jpg

 

Служба на английском языке в костеле

 

Католики Томска

Католическая община Томска сегодня включается в себя более 350 человек разных национальностей и возрастов. "Католический комплекс" состоит из храма Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария, которому в 2022 году исполняется 189 лет, приходского дома и католической гимназии.

По данным открытых источников, польский костел появился в Томске в 1833 году. В советские годы храм был закрыт, на его месте располагался планетарий, а многие члены католический общины были репрессированы. Вернули здание католикам в 1990-е годы.

78701_9.jpg

Костел в Томске

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

"вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою".

 

Вы уверены, что люди на искусственных дыханиях, без самостоятельных жизненных функций- действительно живут?

 

После нахождения на искусственном дыхании многие живут и практически совершенно здоровы, работают.

Неоднократно читала и смотрела свидетельства тех, кто был в коме, на искусственном дыхании и прошёл через клиническую смерть. Практически все говорят, что всё слышали, видели, ощущали. И потом, когда это состояние заканчивалось, вспоминали. Если бы их просто хладнокровно "остановили" бы, они бы это тоже осознавали.

 

Вы цитату трактуете дословно. Кстати, по Вашей логике получается, что не родившиеся ещё дети не живут потому что не дышат. А мы с Вами в 21 веке и имеем множество подтверждений того, что жизнь до рождения и после кроме дыхания ничем не отличается. То есть одним моментом раньше, это вещь, а как есть дыхание, то уже не вещь. Просто средневековье какое-то.

С другой стороны, если подумать: младенец - это ужасное состояние, ничего не решает, не соображает, писиет и какает под себя и вообще... без детей жизнь намного лучше. К такому выводу общества уже идут.

 

 

 

 

 

Полученную от родителей заботу о себе в младенчестве следует по эстафете передавать своим детям.

 

Вместо того, чтобы десятилетиями памперсы родителям менять якобы за заботу о себе в младенчестве. Это не равноценные вещи.

 

ВЗ в Церкви пока не отменили. Если кто там выживал из ума-то типа Навуходоносора, в негативном смысле.

 

Достойные патриархи уходили достойно, никому без надобности не обременяя жизнь, на их место приходило молодое поколение. Логика жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

119251-rasskazivaem-i-pokazivaem-kak-katolicheskih-prihod-surguta-otmetil-odin-iz-glavnih-tserkovnih-prazdnikov.jpgФото: siapress.ru

 

Как католики Сургута отмечали Рождество // ФОТОРЕПОРТАЖ

 

Рассказываем и показываем, как католических приход Сургута отметил один из главных церковных праздников

 

В минувшие выходные католики Сургута отметили Рождество. Корреспондент СИА-ПРЕСС побывал на торжестве. О том, как это было – читайте в нашем материале.

 

Праздник начался, как водится, с сочельника. Прихожане – мужчины, женщины и дети – были заняты на цокольном этаже приготовлением к праздничному ужину. Дело нашлось для каждого: одни занимались нарезкой овощей, другие расставляли посуду, третьи раскладывали салаты по тарелкам. Некоторые готовили молитвенный зал к празднику, ведь после сочельника ожидалась рождественская сценка в исполнении самих прихожан.

 

Как только со всеми делами было покончено, в цоколь спустился священник. Все помолились и приступили к важной традиции – поздравлению всех присутствующих. Прихожанам раздали специальный хлеб, на котором были изображены фрагменты библейских сюжетов. Тот, кто принимает пожелания на грядущий год, отламывает кусочек. Каждый должен был поздравить всех и от всего сердца пожелать что-нибудь приятное.

 

2022_12_27_061054.jpg

 

2022_12_27_061109.jpg

 

2022_12_27_061125.jpg

 

После этого всех пригласили к столу. Царила атмосфера уютного семейного праздника даже несмотря на то, что многие прихожане встретились друг с другом впервые.

 

2022_12_27_060801.jpg

 

2022_12_27_060904.jpg

2022_12_27_060917.jpg

 

2022_12_27_060940.jpg

 

Затем все отправились наверх. Прихожан становилось все больше и больше – все хотели попасть на рождественскую службу, некоторые даже успели помолиться и поставить свечку за своих родных и близких. Но сначала сценка. В пьесе рассказывалось о рождении Иисуса.

 

2022_12_27_060241.jpg

 

2022_12_27_060447.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2022_12_27_060520.jpg

 

2022_12_27_060659.jpg

 

Больше всего порадовали и умилили дети в костюмах ангелов. Они танцевали, изображая вуалью взмахи крыльев, читали стихи. Одна из девочек даже сыграла на флейте. Впрочем, взрослые прихожане также показали свои таланты в музыкальном и актерском мастерстве.

 

2022_12_27_060342.jpg

 

2022_12_27_060407.jpg

 

2022_12_27_060427.jpg

 

Все завершилось торжественной мессой, всеобщей молитвой и проникновенной проповедью священника о важности Бога в жизни каждого человека.

 

2022_12_27_060028.jpg

 

2022_12_27_060042.jpg

 

2022_12_27_060123.jpg

 

Алёна Кожевова

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

saeu2vdjk08gvo4kwxnw9tj9hzil1zo0.jpg

 

В это Рождество католический храм порадовал сургутян концертами органной музыки. Зрителей ждали четыре абсолютно разных программы.

 

Открылся фестиваль 12 января с концерта при свечах. Выступали лауреаты международных конкурсов органистка Мария Блажевич и мультиинструменталистка Алена Дубровина. Прозвучали мелодии на кельтской арфе, кларнете, а также средневековой волынке, которая, безусловно, произвела самое большое впечатление. В рамках фестиваля музыканты сыграли шедевры музыки средневековой Европы, мелодии Рождества, а завершилось все гала-концертом. Послушать уникальных для города музыкальные инструменты собрались десятки человек, сложно было найти свободное место. Как это было – в репортаже Ирины Швец.

 

Сургутская трибуна

 

mhoox3l7xb0j3d0gxc0xeju7t3fni9pc.jpg

 

q7achfr1hvx8oczomt2ox0j9fcqltt8r.jpg

 

a2zdakccddxpy61wz9q01o9ikgwwxiid.jpg

 

guef6r4pqttt8u61adnh5caqucdzjh02.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Совершенно неожиданная новость: христианская песня "Как тебя не славить?" французской христианской группы (стиль pop praise) взорвала тик-ток: 

Там в студии все под неё все двигаются.

Это одна из самых моих любимых в этом стиле. В один из последних евангелизаций на улице мы её пели.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Философ Владимир Варава:

Интересно посмотреть, как неправильное переживание Второй мировой войны европейскими интеллектуалами привело к отказу от философии и концу человека.

Война подорвала социальные, политические и, главное, моральные институты Европы, нанесла сильнейшую травму сознанию творческой интеллигенции, что взывало к обновлению культуры, к пересмотру прежних ценностей.

Можно вспомнить известное адорновское, что после Освенцима невозможно писать стихи. Эта ситуация как на гребне волны выбросила Сартра и его вариант экзистенциализма на пик популярности.

Как пишет британская исследовательница мировоззрения французских экзистенциалистов «первой волны» Сара Бейквелл:

«Аудитория Сартра услышала его послания в то время, когда большая часть Европы лежала в руинах, появились подробности о нацистских лагерях смерти, а Хиросима и Нагасаки были уничтожены атомными бомбами. Война заставила людей осознать, что они и их собратья способны полностью отойти от норм цивилизации: неудивительно, что идея о неизменной природе человека казалась теперь спорной. Какой бы новый мир ни возник на месте старого, его, вероятно, придется строить без надежного руководства со стороны авторитетных источников – политиков, религиозных лидеров и даже философов – особенно философов старого образца, живущих в своих дальних и абстрактных мирах».

И вот появляется Сартр – философ нового типа, со своими «открытиями Америки»: «мы свободны», «существование предшествует сущности», «человек – проект» и т.д.

Философы старого типа, метафизические рационалисты, действительно «виноваты» в создании антропологии абсолютной косности. Но их задолго до Сартра разогнали великие «иррационалисты» - Достоевский, Ницше, Кьеркегор. Разве они не говорили об «инфернальности» человека? И мысль о свободе совершенно не «заслуга» Сартра.

Но его «вина» в том, что он создал прецедент недоверия к метафизике человеческой природы. От идеи о ненадежности человеческой природы, способной к чудовищным вещам, таким как Хиросима и Нагасаки, нацизм (исключительно западные явления), до отрицания вообще природы человека в постмодерниской «смерти человека» (у Фуко) и последовавшими за этим трансгуманистическими и трансгендерными био-модификациями человека дистанция оказалась очень короткой.

Потеря доверия к старым авторитетам, утверждавшим неизменность человеческой природы, привела не к свободе, а к тотальному цинизму западного общества, о чем очень хорошо писал П. Слотердайк в 80-х гг.

Цинизм – гедонизм – эвтаназийная идеология – вырождение человека.

Морально слабым европейским интеллектуалам не хватило силы духа, чтобы нравственно пережить и осмыслить ужасы войны. В итоге это привело к потере человека, потере общества и к потере некогда великой культуры.

ТГ "Владимир Варава"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.01.2023 в 17:50, Наталия сказал:

Совершенно неожиданная новость: христианская песня "Как тебя не славить?" французской христианской группы (стиль pop praise) взорвала тик-ток: 

Там в студии все под неё все двигаются.

Это одна из самых моих любимых в этом стиле. В один из последних евангелизаций на улице мы её пели.   

А где ее целиком послушать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Neta said:

А где ее целиком послушать?

 

  • Like 1
  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаль видео сюда из компа отправить невозможно. У меня есть в личном архиве, где я на концерте христианской группы Грориус под эту песню в декабре 22 года. Билеты мы покупали задолго, я решила не отменять и почти сразу после последней химиотерапии поехала на концерт и выдержала... 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Сегодня смотрели репортаж, что эта христианская песня, автор которой священник из Камеруна, продолжает взрывать соц сети и даже ночные клубы... 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Католики России отправят в Донбасс священников и медиков для помощи местным жителям

Председатель Конференции католических епископов России архиепископ Павел (Паоло) Пецци сообщил, что для жителей региона также соберут гуманитарную помощь

МОСКВА, 7 марта. /ТАСС/. Католическая община России приняла решение отправить в Донбасс священников для пастырской поддержки верующих-католиков, а также прихожан с медицинским образованием, которые доставят в регион лекарства и примут участие в оказании медицинской помощи местным жителям. Об этом сообщил во вторник ТАСС председатель Конференции католических епископов России (ККЕР) архиепископ Павел (Паоло) Пецци.

"Мы размышляли на заседании католических епископов в России <…> в том числе о помощи католическим общинам в Донбассе и приняли положительное решение оказать, прежде всего, духовную помощь, отправив туда - временно, естественно - священников и катехизаторов", - сказал архиепископ.

Также, по его словам, для всех нуждающихся жителей Донбасса силами католической общины будет оказана медицинская помощь.

"Из того, что мне известно, уже несколько врачей и медсестер отправились и собираются отправиться туда. Также мы собираем лекарства, которые сможем передать [местным жителям] через священнослужителей, катехизаторов или медиков", - сообщил Пецци.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папа Римский Франциск - РИА Новости, 1920, 13.03.2023

Католическая архиепархия в Москве рассказала о любви Папы римского к России

Викарий архиепархии Горбунов: визит Папы римского в Россию был бы благом для страны

МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Визит папы Римского в Россию был бы благом не только для католиков, но и для всей страны, так как он искренне любит русский народ и духовную традицию, сказал РИА Новости генеральный викарий римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов в день десятилетия понтификата папы Франциска.

"Я, как и всегда, считаю, что визит папы был бы большим благом не только для католической общины, но и для всей России, потому что он, очевидно, совершенно искренне стремится к миру и любит наш народ и его духовную традицию", – заявил священник.

Глава римско-католической церкви папа Римский Франциск (Хорхе Марио Бергольо) родился 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье итальянских эмигрантов. 13 декабря 1969 года Бергольо был рукоположен в сан священника. 13 марта 2013 года в соборе Святого Петра в Риме архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран папой Римским под именем Франциск. Он стал первым папой с таким именем, первым не европейцем на Апостольском престоле, и первым иезуитом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

914A7495.jpg

В начале прошлого века католицизм в Новониколаевске был весьма значительной конфессией

К революционному 1917-му году из примерно 65 тысяч жителей около 4 тысяч были католиками. Для понимания масштабов, если бы это соотношение сохранилось по сей день, то сейчас в Новосибирске было бы чуть больше сотни тысяч исповедующих эту религию.

У Новониколаевских католиков был и свой храм. Не просто молитвенный дом, а величественный каменный собор, построенный в 1909 году. Собственно, в молодом городе уже были представлены все основные конфессии. Там же неподалеку располагалась и первая мечеть, ну а ближе к нынешнему центру — первая синагога. Увы, из всех этих религиозных сооружений до наших дней дожила только мечеть, спрятанная ныне за шестиэтажками по проспекту Димитрова.

Советская власть, объявившая войну капитализму, кулакам и поповству, не делала исключений ни для каких конфессий. Собор святого Казимира был закрыт в 30-е годы и простоял еще три десятка лет в статусе складского помещения, пока на его месте не решено было построить ЦУМ.

Так канул в лету первый костёл Новониколаевска, который сейчас мог бы быть такой же туристической достопримечательностью нашего города, как храм Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария в Томске. Но увы, всё, что напоминает о соборе святого Казимира — памятный камень возле ступеней ЦУМа, установленный в 2009-м году.

На долгие годы католичество в Новосибирске ушло в подполье. Постепенное возрождение его началось в 1941-м году, когда в Сибирь стали переселять немцев из Крыма и Поволжья. Осевшие в России немцы продолжали исповедовать религию своих предков и, даже оказавшись в далеком сибирском городе, продолжали собираться небольшими группами для совместных молитв, чтения литературы и просто общения, далеко не всегда — на религиозные темы.

Количество католиков постепенно росло, Новосибирская община налаживала связи с соседней Томской, гораздо более многочисленной, с общинами в Прибалтике и Калининграде, и однажды в нашем городе открыто заговорили о строительстве новой католической церкви. Связано это в первую очередь с тем, что в 1981 году в Новосибирск приехал Иосиф Свидницкий, священник, подпольно проводивший к тому времени мессы уже на протяжении 10 лет в различных городах Советского Союза.

Отец Иосиф был первым католическим священником, получившим официальное разрешение от властей на постоянное проживание в нашем городе. В 1982 году он зарегистрировал общину и стал собирать пожертвования на строительство молельного дома. Местом для него была выбрана окраина Новосибирска — Расточка. Можно только предполагать, чем он руководствовался в выборе. Может быть, тем, что в частном секторе у Расточки было проще и дешевле купить дом, которому суждено было стать первой католической церковью в советском Новосибирске? А может быть, тем, что район в те годы уже был весьма криминальным, а значит, на Расточке жило больше заблудших душ, которым требовалось спасение?

Община под руководством отца Иосифа на собранные деньги купила дом по адресу: 2-ой переулок Мира, 10. Дом был старый, и для превращения его в церковь требовалась кардинальная перестройка, однако не это пугало прихожан, а бюрократическая волокита. Нужно было получить разрешение на постройку, уложить проводку, подвести воду, согласовать все это с нужными инстанциями и, наконец, согласовать сам факт того, что здесь будет находиться церковь!

Пока шла стройка, пришла беда.

19 декабря 1984 года, накануне Рождества, Иосифа Свидницкого арестовали по обвинению в хранении антисоветской литературы. За уликами далеко ходить было не нужно, дома у него нашлась Библия и множество других религиозных (а значит, антисоветских) книг. Парадокс, не правда ли? Католической общине разрешено существовать, то есть исповедовать религию вроде как можно, но только без соответствующих книг…

Отцу Иосифу дали три года в колонии. Отправили его совсем недалеко, в Куйбышев, где он продолжил служить пастырем и помог многим заключенным найти дорогу к Богу.

Интересной вехой для новосибирского католичества стало его возвращение из тюрьмы. Освободившись в 1987 году, отец Иосиф вернулся в построенную к тому времени церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Расточке и снова стал служить мессы. И тут же к нему стали приходить местные партийные деятели с требованием отказаться от религиозной деятельности.

Отец Иосиф с гордо поднятой головой ответил на все угрозы, что он служил в тюрьме, а уж на свободе — и подавно будет служить. И будет отстаивать свое право быть пастырем своего прихода даже через суд! А если сделать это не получится — подаст жалобу в Верховный суд СССР! Опротестует свое освобождение и вернется в колонию, где продолжит делать то, ради чего рожден. Нести в массы слово Божье.

Советская эпоха шла к своему логическому завершению. Назревали перемены. Но даже несмотря на это, давление на Иосифа Свидницкого не ослабевало. Поэтому он вынужден был покинуть наш город, перебравшись сначала на Украину, а затем — в Среднюю Азию. Но главное дело было сделано: в Новосибирске сформировалась католическая община, насчитывавшая на середину 80-х годов около 250 человек, и в городе появился первый за долгие годы католический храм.

Да, крошечный. Да, на окраине. Но начало было положено!

Пришли 90-е. Распался Советский Союз. Поменялось и отношение к религии, по всей стране стали оживать православные храмы… Легче стало дышаться и католикам.

Отец Саулюс, сменивший отца Иосифа на посту настоятеля храма на Расточке, несколько лет обращался в различные инстанции с просьбой о строительстве храма в центре Новосибирска, и наконец получил разрешение. В апреле 1991 года в России были восстановлены структуры католической церкви, а 19 марта 1993 года на пересечении улиц Горького и Каменской был заложен первый камень в основание будущего собора.

Разработку проекта храма доверили Владимиру Васильевичу Бородкину, с 1985 по 1987 занимавшему должность главного архитектора нашего города. Кроме собора на Горького он запомнился Новосибирску как автор проекта каскадных домов Шевченковского жилмассива, которые и до сих пор выделяются своей оригинальностью, а цены на квартиры в них не уступают ценам в современных новостройках, а также бизнес-центрами «Кобра» и «Зеленые купола».

Строительство завершилось в августе 1997 года. Храм, освященный в честь Преображения Господня, стал одной из архитектурных жемчужин центра. Компоновка крыши, состоящей из трех частей, выбрана, чтобы символизировать три кущи, которые собирался построить апостол Петр в честь открывшегося перед ним на горе Фавор Преображения Иисуса Христа.

Символична и разная высота частей крыши. Самая высокая часть располагается над алтарем, от которого молитвы верующих возносятся к Богу.

Ну а над входом в храм установлены единственные в городе уличные часы с боем.

Такова история становления католичества в Новосибирске и история появления единственного в городе здания, построенного в готическом стиле.

Кстати, православный собор в честь Преображения Господня, тоже имеет статус кафедрального, вот только не в Новосибирске, а в Бердске. Но о нем — в следующий раз!

Кирилл Кудряшов, писатель

ЧС-ИНФО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Dominus vobiscum! Как западная церковь возродила католицизм в Поморье

Dominus vobiscum! Как западная церковь возродила католицизм в Поморье

Настоятель католического прихода Архангельска отец Йозеф Роман рассказал о жизни последователей крупнейшего христианского направления.

Мы продолжаем наш цикл материалов, посвящённых религиозным общинам Поморья. Во всём мире сегодня живёт около двух с половиной миллиардов христиан, чуть больше половины которых причисляют себя к католицизму. Архангельск — город портовый, поэтому первые католики тут появились ещё со времён Петра I. Император позволил ордену иезуитов заниматься душпастырьством, и в основном души эти принадлежали морякам из стран Западной Европы и небольшому количеству местных католиков. 

s320x240  s320x240

В 1831 году католиков в Поморье стало больше — в казармах флота в Соломбале открылась часовня для ссыльных солдат- поляков — участников Ноябрьского восстания — и католиков, которые служили в царской армии. После амнистии эту часовню перенесли в центр города, а в городе жило около двух сот католиков, во всей губернии — 500. После 1863 года в Соломбале вновь открыли часовню для 900 поляков  — уже для интернированных после Январского восстания в Царстве Польском. Однако в 1891 году костёл, который находился в центре города, сгорел. Местным католикам разрешили построить новое здание. Уже в 1896 году строительство храма имени святых Петра и Павла в неоготическом стиле с двумя башнями было завершено. 

После Октябрьской революции 1917 многие последователи католицизма уехали в Польшу, храм закрыли, а после и вовсе снесли. Но сегодня Католическая церковь на Севере продолжает свою миссию. 

Из Словакии на Север России

Мы поговорили с настоятелем католического прихода Архангельска отцом Йозефом Романом о жизни католиков Севера.

628785c844a05.jpg

— Расскажите, пожалуйста, давно Вы служите в церкви?

— В католической церкви существует чёткая структура, этот приход в Архангельске существует больше 25 лет. Однако приход в своё время бы упразднён, настоятеля не было, поэтому эпископ ко мне обратился с просьбой заняться этим — так я и попал в Архангельск. Я до это в Вологде работал. Некоторое время я обслуживал оба прихода — совмещал Вологду и Архангельск, — а потом меня с Вологды освободили и вот 13-й год я настоятель этого прихода.

— А когда Вы приехали в Россию?

— Вообще я сам из Словакии, а в Россию приехал в 1999 году — хотел служить тут, чтобы помочь христианизации России, потому что после 70 лет атеизации церковь была в довольно подавленном состоянии. В 1990-х годах начался духовный подъём и многие вновь обратили взоры на христианство, начали возобновлять всевозможные религиозные структуры. 

— Сколько сейчас католиков в городе и сколько из них посещают вашу церковь?

— В Архангельске очень много людей из Украины, Беларуси, Литвы, где традиционно проживают и католики. Это, в основном, люди, которые приезжали сюда работать. Моряки, например, служили здесь в порту, потом женились и остались жить. Таких людей покрещённых, выходцев из Украины, Беларуси и Литвы — несколько сотен на территории города. Мы время от времени с ними встречаемся по случайности, однако контакт с ними очень слабый, я бы сказал, что его почти нет. Очень часто дети таких людей приходят к нам и говорят: «Мой дедушка или мой папа были католиками, можете отпеть?». Дело в том, что православная церковь в таком случае отпевать не будет. Эти люди вынуждены искать в интернете католического священника и находят. Я несколько человек в год таких хожу и отпеваю.

— А католические священные могут отпевать православных усопших?

— В принципе — да, препятствий нет. Потому что у нас по-другому смотрят на похороны с богословской точки зрения, у нас это не таинство. Таинство действительно могут принять только покрещённые люди. Что же касается молитвы за усопших — я могу молиться за любого человека.

— Даже за мусульман можете?

— Можно и за тебя молиться, если ты мусульманин (смеётся). Но мусульмане, естественно, не будут к нам обращаться с похоронами. Мы можем молиться за любого человека, за его упокоение. Богословских препятствий тут нет. В молитве мы не ограничиваемся, можем молиться за весь мир, за любого человека, по крайней мере, чтобы он нашёл путь к Богу. В любой момент можем такую молитву произнести. Каким будет этот путь — уже другое дело. Ведь при латинскому обряду на вечере пасхи мы молимся о всех, даже о неверующих, чтобы они нашли путь к Богу. Что уж говорить о православных усопших, ведь они — тоже христиане.

— Какой главный обряд в католичестве?

— Главный наш обряд — месса, которая имеет аналог по существу со священной литургией у православных. В нашем приходе несколько сотен покрещённных католиков, но в контакте с нами - примерно 50-80 человек. На большие праздники (Рождество и Пасху) приходят около 40 людей. На воскресную службу 10-15 человек, в зависимости от обстоятельств. Взрослые бывает приходят, чтобы покрестить своих детей, но в школе уже меньше приводят. На воскресной службе в основном все среднего возраста, но, в принципе, приходят люди от 20 до 70 лет. В католичестве есть строгая заповедь, что нужно участвовать в воскресной службе на мессе, но так как у людей с нами слабый контакт из-за того, что нас долго не было на этой территории, многие уже не ходят — понимание важности этой обязанности обязанности уменьшилось.

Административный дом Божий

Сегодня католики Архангельска собираются в приходе святых апостолов Петра и Павла Римско-католической церкви, что на Никольском проспекте. Со стороны сразу и не скажешь, что это храм — его выдаёт скромный крест на крыше, внутри со стен на каждого входящего взирают внушительного размера апостолы Пётр и Павел, на резных картинах — страсти Христовы. Историческое здание деревянного храма находилось на углу Троицкого проспекта и улицы Волонецкой (Гайдара), католический приход тогда владел большим земельным участком. Храм местные жители называли польским костёлом. Сейчас на его месте больница имени Семашко.

Dominus vobiscum! Как западная церковь возродила католицизм в Поморье

— Как вы оцениваете состояние католицизма в России?

— Что касается законодательства, а именно закона о свободе совести, он довольно корректный — относится ко всем религиям одинаково. Во время процедуры регистрации нашей общины в минюсте не было никаких препятствий. С 1992 года были постепенно восстановлены церковные структуры католической церкви в Москве в виде апостольской администратуры, епархии. Однако на практике бывает и иначе, потому что всё зависит от людей на местах, некоторые могут считать, что христианами могут быть только православные, всё остальное — секты, а сектам нужно препятствовать, в том числе и нам достаётся. Мы, например, формально по техническим причинам не можем уже три года сдать в эксплуатацию наше здание, поэтому мэрия не подписывает нам документы.

— Это здание считается культовым сооружением?

— Не считается, потому что во время строительства оно называлось административным зданием прихода. В 2016 году мы начали строить это здание с помощью западной церкви. Как правило нам помогала немецкая католическая церковь — католическая благотворительная организация, которая помогает всем церквям на востоке, — Renovabis — это значит «восстановление». Они организовали сбор пожертвований у своих прихожан, однако в последнее время всё заглохло. 

— Почему?

— Во-первых, потому что меняются очень сильно обстоятельства и в рамках католической церкви в Германии — умирают пожилые люди, а молодёжь не так активна. Во-вторых, считается, что тут — свободная страна и католики должны уметь сами о себе заботиться, поэтому нет такой поддержки, какая была раньше.

— А с точки зрения католицизма это храм?

— У нас нет формальных ограничений, мы называем что-то храмом, если здание предусмотрено для культа, то есть для религиозного использования. Это здание — многофункциональное, конечно, но, самое главное, здесь есть часовня. И статус у этой часовни абсолютно такой же, как и у любого католического храма.

— Мусульманская община долгое время шла к реконструкции исторического здания деревянной мечети. Вы, как католик, хотели бы увидеть реконструкцию того самого сгоревшего католического храма, который был в городе, даже если он будет в другом месте?

— У нас не настолько сильная община, чтобы мы могли сделать реконструкцию того храма, были попытки, но ничего не вышло. Есть целый ящик проектов. Город нам выделил территорию на Набережной, но разрешение на строительство, к сожалению, не дали.

6287861116fa7.jpg

«Народный» язык

«Новые» католики активно приезжают на Север из стран Латинской Америки и Африки. Большая часть из них — студенты, которые надолго в Архангельской области не задерживается. 

— Какой у вас язык богослужения?

— Он был традиционно латинским, но в XX веке произошёл Второй Ватиканский собор, где было решено, что кроме официального латинского языка можно переводить литургию на «народный» язык. Латынь остаётся языком официальным, которым пользуются на общих собраниях, когда, например, приходят церковные представители в Кафедральный собор в Москву — чтобы был общий язык на международных встречах.

— О чём была Ваша последняя проповедь?

— В каждой мессе есть несколько чтений из Библии. Есть библейские чтения из Нового и Ветхого завета. Объясняется Евангелие, потому что это основная доктрина церкви. В последний раз я рассказывал прихожанам об Иисусе как о добром пастыре, который ведёт людей в Царство Божие — это из Евангелия от Иоанна, глава десятая. 

— Долго длится воскресная месса?

— Воскресная месса с песнопениями длится около часа.

628786404ef5b.jpg

К Богу через учёбу

— Есть ли неофиты среди католиков?

— Да, конечно, были случаи, когда уже в зрелом возрасте люди принимают католицизм. У нас принятие в церковь происходит через крещение, был случай, например, когда мужчина из Холмогор хотел стать католиком, прошёл учёбу и был покрещён как католик.

— Нужно проходить обучение?

— Да, конечно. На данный момент у меня есть несколько людей, которые проходят обучение для присоединения. Мы знакомим людей с катехизисом — это вероучение, оно включает в себя Божьи заповеди, основы Библии и таинства как средства Божьей благодати.

— Как Вы думаете, почему люди меняют религию?

— Сегодня все могут прочитать в интернете и решить, что им нравится, а что нет. Некоторые определяются и решают, что хотят быть в католичестве. Или, допустим, формально некоторые были покрещены в православной церкви, но в церковь никогда не ходили и ничего не знают. Такие люди приходят, им нравится и она решают стать католиками. 

— У католической церкви налажен диалог с представителями других конфессий тут, на Севере?

— Время от времени мы встречаемся, если в области организовываются какие-то встречи, где обсуждаются религиозные дела. Я на таких встречах был. Индивидуально встречаемся и с православными священниками, в мечети я был на экскурсии. 

Источник

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

photo_2023-03-01-22.50.17.jpeg

Городские конфессии: католицизм

Некоторое время назад мы в редакции задумались над тем, что Сочи, какой он есть — это ведь и про внутренний мир. Религиозный фьюжн раздутого во всех смыслах города требует детализации. Мы открыли эту рубрику большим интервью с молодым православным священником и как мир немолодыми острыми вопросами. Сегодня продолжаем эти рассуждения в христианской трактовке уже под католическим углом.

Городские конфессии: православие

Если, прогуливаясь по Завокзальному району, вы не заметили внушительных размеров костёл, не удивляйтесь. Подъезжая впервые к нему по улице Параллельной, пришлось даже уточнить у пробегающей школоты: «где здесь римско-католический приход?». После секундной оцифровки непривычного словосочетания они показали на калитку в нескольких метрах. И действительно, внизу просторного участка, прикрытый штакетником из жилых высоток, притаился такой по-европейски ладный католический храм. Внутри светло, весьма просто и оттого более атмосферно. Встречает настоятель отец Аркадиуш, вопреки шаблону не в сутане с белым воротничком, а в обычной одежде и с доброй улыбкой. Он вообще всегда улыбается, когда говорит с мягким польским акцентом. Мы проходим через храмовые кулуары в трапезную, где угощают вкусным кофе монахини-лоретанки, и ведутся душевные диалоги на любые темы.

Шесть отличий православных от католиков

С начала основания храма в 1992 году все настоятели прибывали в Сочи из Польши. Расскажите, почему именно оттуда?

В 1989 году в посёлке Лоо польские строители фирмы «Будимекс» начали возводить санаторий «Магадан». Тогда вообще было много строек, на которых трудились приглашённые иностранцы, в том числе поляки. Рабочие подолгу находились вдали от дома, семьи и, конечно, нуждались в отдушине. Особенно остро это ощущалось в рождественские и традиционные праздники, не все выдерживали, случались кризисы. Правительство Польши решило оказать поддержку строителям и прислало в помощь капеллана-священника католической церкви, который исповедовал и помогал справляться с духовными тяготами. Сначала первый настоятель отец Богдан организовал часовню в одном из помещений пансионата «Магадан». Когда всё большее число верующих людей начало её посещать, он решил построить первый католический приход святых Фаддея и Симона в Сочи, который официально зарегистрировали 21 января 1992 года.

Отец Аркадиуш, вы монах, расскажите, пожалуйста, о своём пути к вере и духовной жизни?

За свой путь я благодарен только Богу, который даровал мне учителей. Моя дорога веры началась благодаря бабушке. У неё я научился любви к Богу и людям. Бог всегда был мне близок, хотя страх ада тоже присутствовал, как в каждом церковном учении. Я был алтарником, всегда служил при церкви. Позже стал скаутом, занимался детьми и молодёжью, а потом отправился в Салезианский новициат — это первый этап познания монашеской жизни в нашей конгрегации. В какой-то период я даже подумывал уйти из монастыря, но в 27 лет сделал окончательный выбор пойти за Господом после изучения философии и богословия. Во время кризиса веры я понял, что без Божьей любви не смогу жить.

photo_2023-03-01-22.50.32.jpeg

И первый вопрос по популярности в бытовых дискуссиях — в чём догматические различия между католиками и православными?

Православная и католическая церкви были единой семьёй, где в 1054 году случилась ссора. На разделение в первую очередь оказала большое влияние политика: Византия и Рим боролись за власть. Им очень нужен был повод поссориться и его нашли в богословии. Первое догматическое различие состоит в том, как исходит Святой дух. Православие учит — от Отца через Сына. Мы, католики, принимаем две версии: и выше представленную и то, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, поскольку Они равны. Такие представления находим в Евангелии.

Второе различие заключается в факте Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии [это полный титул догмата Католической Церкви]. В католицизме считается, что Богородица была зачата и родилась без первородного греха, была полная Божией Благодати и не совершила ни одного личного греха. В православии же говорится о том, что Богородица была обычной девушкой, которую по своей милости выбрал Бог, чтобы она выносила и родила Мессию.

И третье различие связано с пониманием чистилища. В Библии Ветхого и Нового Завета показана разная участь, которая постигнет праведника (Небо) и грешника (Ад). В книге пророка Даниила читаем: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2). Однако Библия не напрямую говорит о чистилище. Иисус Христос утверждает: «Не освободят тебя оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта — пока не отдашь всё до последней полушки» (Матфей 5:26). Это означает, что перед вступлением во спасение мы должны очиститься. Действие вождя Иуды Маккавея из Ветхого Завета, 1200 драхм пожертвованных на храм за грех падших в битве воинов, указывает нам на какое-то место, несходное с Небом и Адом, из которого они могут выйти (2-я книга Маккавейская 12:43). Молиться и жертвовать за пребывающих на Небесах не нужно – они уже во славе Божией. За пребывающих в Аду — не имеет смысла, поскольку они оттуда уже не выйдут. Если человек жил на земле по законам Царства Небесного, он удостоится Неба. Те, кто жил против Святого Духа, не жил по истине, такие люди уходят в Ад, к сожалению. А большинство отправляется в чистилище, где душа очищается от грехов. Поэтому, когда человек умирает, молясь за него, на самом деле мы молимся за тех людей, которым он когда-либо сделал плохо, чтобы они его простили и тем самым помогли поскорее попасть на Небо. В православном мире есть такое понятие, как «мытарства», которые после смерти должна пройти душа, чтобы ответить за все свои грехи и чтобы осознать — хочет ли она быть с Богом в вечности, что она выбирает Небо или Ад? Это и есть Суд перед Богом.

Если человек в детстве не был крещён и, будучи взрослым, осознанно ищет вероисповедание, на что бы вы рекомендовали ориентироваться на этом пути, есть ли какой-то «правильный» выбор, обусловленный, например, официальной религией государства?

Каждый человек, живущий на этой земле, сотворён Богом и для того, чтобы быть по-настоящему счастливым, нуждается в общении с Ним. Мы наделены разумом и волей, поэтому имеет смысл рассуждать: а нужно ли верить в Бога? Вера — это дар Всевышнего, но только разумом можно оценить и выбрать веру, а потом волей следовать за ней. Об этом говорил святой Павел. И ни государство, ни родители не могут заставить человека верить в Бога. Это должно быть личное решение каждого. Но своим примером и поступками другие люди могут зародить в нас желание жить верой. Особенно важную роль здесь играют родители, призванные передавать детям то, что есть самое лучшее в жизни.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...