Перейти к содержанию

Сретение Господне


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Арент де Гелдер - Гимн Симеона, ок 1700-1710.

Арент де Гелдер - Гимн Симеона, ок 1700-1710.

"Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов" Лк 2. 29-31.

С праздником Сретения Господня, братья и сестры!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сретенье

 

Когда она в церковь впервые внесла

дитя, находились внутри из числа

людей, находившихся там постоянно,

Святой Симеон и пророчица Анна.

 

И старец воспринял младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке храма.

 

Тот храм обступал их, как замерший лес.

От взглядов людей и от взоров небес

вершины скрывали, сумев распластаться,

в то утро Марию, пророчицу, старца.

 

И только на темя случайным лучом

свет падал младенцу; но он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона.

 

А было поведано старцу сему,

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем сына увидит Господня.

Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

 

реченное некогда слово храня,

Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,

затем что глаза мои видели это

дитя: он -- Твое продолженье и света

 

источник для идолов чтящих племен,

и слава Израиля в нем." -- Симеон

умолкнул. Их всех тишина обступила.

Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

 

кружилось какое-то время спустя

над их головами, слегка шелестя

под сводами храма, как некая птица,

что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

 

И странно им было. Была тишина

не менее странной, чем речь. Смущена,

Мария молчала. "Слова-то какие..."

И старец сказал, повернувшись к Марии:

 

"В лежащем сейчас на раменах твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

 

терзаема плоть его будет, твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око".

 

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед

Мария, сутулясь, и тяжестью лет

согбенная Анна безмолвно глядели.

Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

 

для двух этих женщин под сенью колонн.

Почти подгоняем их взглядами, он

шел молча по этому храму пустому

к белевшему смутно дверному проему.

 

И поступь была стариковски тверда.

Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:

но там не его окликали, а Бога

 

пророчица славить уже начала.

И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо

врывался шум жизни за стенами храма.

 

Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

 

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою

 

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

 

Иосиф Бродский

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С праздником!

 

Нета, спасибо! это одна из моих любимых вещей Иосифа Александровича

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

170px-Rogier_van_der_Weyden_010.jpg

 

Рогир ван дер Вейден. Сретение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С Праздником!Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Всех верных восточного обряда с праздником Сретения Господня!

 

 

%25D1%2581%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B52.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.jpg

 

Сретение. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи.

 

 

Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчёт о паломничестве в Святую Землю Этерии, датируемый IV в.: «Сороковой день от Эпифании (quadragesimae de epiphania) празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис , и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст» (Itinerarium Aetheriae, s. 26 // Sources Chretiennes, № 21. S. 206). Однако в ее сочинении у праздника Сретения нет самостоятельного названия, и он именуется просто «сороковым днем от Богоявления», то есть от Рождества Христова.

 

В армянском Лекционаре, содержащем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V в., день Сретения тоже не имеет установившегося названия – соответствующая ему богослужебная статья озаглавлена «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Из этого видно, что в это время праздник не имел самостоятельного значения и воспринимался как завершающий цикл праздников, посвященных явлению в мир Сына Божиего. Окончательное закрепление праздника Сретения произошло не ранее VI в. – установить точную дату не представляется возможным. Существует версия, что это произошло при Юстиниане I (527–565).

 

Однако в хронике Георгия Амартола (IX в.) отмечалось, что праздник Сретения был учрежден еще при предшественнике Юстиниана – императоре Юстине I (518–527): «В его правление было учреждено, чтобы мы торжественно праздновали Сретение». В главе о правлении Юстиниана хронист вновь говорит о Сретении: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14 день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам». Следовательно, праздник Сретения был установлен в VI в. при Юстиниане и Юстине (Theophanes. Chronologie, a. 534. Bonn-Augsg. Ill. S. 345). Из Константинополя он переходит в VII в. в Рим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

%25D1%2581%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B53.jpg

 

Первые известные изображения принесения Младенца Христа в храм мы встречаем в мозаике церкви Санта Мария Маджоре (V в.) и на эмалевом кресте-реликварии (полый крест, внутри которого хранятся мощи святого) конца V - начала VI века из Лютеранского музея. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки (см. илл.), обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Эти мозаики, созданные 432-440 гг., в эпоху Третьего Вселенского собора, стали своего рода памятником победы над несторианской ересью. В них Спаситель прославляется как Богочеловек, а Дева – как Богородица, что опровергалось Несторием. Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону. Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный праведный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За спиной Симеона представлены трое мужчин. Как считает Н.В. Покровский, художник изобразил здесь священников и книжников, бывших при храме (Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 195). Стоит также отметить, что изображения Ангела в сцене Сретения уникально и не находит аналогий на христианских памятниках.

 

%25D1%2581%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B56.jpg

 

Если в римских мозаиках Богоприимец был представлен с короткими волосами и бородой, то на фресках в церкви Санта Мария Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (конца VII в.), он изображен ветхим седым старцем с длинными волосами – по преданию, св. Симеон в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом прожил более трехсот лет. В рассматриваемой сцене (см. илл.) еще нет изображения престола, которое присутствует в других византийских и древнерусских памятниках.

 

Подробнее здесь: https://expertmus.livejournal.com/93483.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460.

Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

srt_400.jpg

 

Католиков восточного обряда и православных с праздником Сретения Господня!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

53896.jpg

170px-Rogier_van_der_Weyden_010.jpg

 

Братья и сестры, с праздником Сретения Господня!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

543822_452792968121895_882464368_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=feb3104db98d49a01bb538b51a391147&oe=5CB73A75

 

С праздником Представления Христа, верные! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sretenije.jpg

 

2 февраля. Праздник Сретения Господня – последний отзвук Рождества

 

Формально Рождественское время завершилось в этом году 13 января, праздником Крещения. Однако в народном благочестии, а отчасти – и в литургической традиции, рождественские мотивы звучат 40 дней – вплоть до праздника Сретения Господня. Всё это время в храмах и домах христиан стоят украшенные ёлки и макеты Вифлеемских яслей, а во время богослужений допускаются рождественские песнопения. Эпизод в Иерусалимском храме, описанный в Евангелии от Луки (Лк 2,22-40), которому посвящен праздник Сретения, завершает собой круг событий, связанных с рождением Бога на земле в смиренном облике Младенца Иисуса.

 

В Католической Церкви, кроме того, в праздник Сретения Господня 2 февраля отмечается День посвященной Богу жизни. В нашей Преображенской епархии к этому дню традиционно бывает приурочена Всеепархиальная встреча сестер-монахинь.

 

В иудейском мире новорожденного мальчика-первенца, согласно закону Моисея, необходимо было посвятить Господу, заплатив за него символический «выкуп», а его мама должна была совершить обряд очищения, чем заканчивалось её состояние «ритуальной нечистоты», связанной с родами (ср. Исх 13,2.12-13; Лев 12,2-8). Пресвятая Богородица внутренне подготовилась к акту посвящения Своего Первенца Его Отцу, как и к собственному посвящению. Таким образом Она возобновила Свое fiat (да будет!) и в очередной раз отдала всю Свою жизнь Богу. Она отдала Богу и Иисуса, спящего у Нее на руках. Никогда еще в Иерусалимском храме не совершалось такого Жертвоприношения, и оно уже никогда больше не повторится. Следующее Жертвоприношение совершит уже Сам Иисус – за городскими воротами, на Голгофе. В храме Мать и Младенца приветствовал благочестивый старец Симеон, изрекший пророчество о Христе, как «Свете к просвещению народов», и Марии, которой предстоит много страдать за Сына: «Тебе Самой оружие пройдет душу».

 

На протяжении многих веков праздник Сретения считался Богородичным. Первые упоминания о нем восходят к IV столетию и связаны с Иерусалимом, откуда он распространился по всей Церкви как на Востоке, так и на Западе. Паломница из Галлии Сильвия Аквитанская (Этерия), посетившая Святую Землю в конце IV века по Р. Хр., вспоминает, что 40-ой после Богоявления день отмечался в Иерусалиме с огромным размахом. Множество христиан с горящими свечами в руках шли в торжественной процессии, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, как это сделал когда-то старец Симеон. Процессию возглавлял патриарх Иерусалимский в окружении духовенства.

 

praesentatio.jpg

 

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (слав. Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке вплоть до наших дней употреблялось по преимуществу первое наименование, на Западе – второе. Так этот праздник именовался в Римском миссале 1570 г., однако в Миссале 1970 г. было введено новое его наименование: «Праздник Жертвования Господнего». Окончательной датой праздника стало 2 февраля.

 

В Риме праздник был принят с VII века. Папа Сергий I (687-701 гг.) ввел процессию со свечами, которая, как ни странно, имела покаянный характер (Папа и диакон были облачены в черные одежды), что было связано, по-видимому, с желанием противодействовать языческому празднику, совершавшемуся в тот же день с зажженными факелами в честь Феба, Прозерпины и богов подземного мира. Цветом литургических одежд в этот день вплоть до 1970 г. был фиолетовый, который теперь заменен на белый.

 

Ныне обязательным элементом празднования является обряд освящения свечей и процессия со свечами перед началом Мессы (отсюда – и еще одно наименование: «праздник светильников» или «свечей»; в традиции славянских народов известно наименование «праздник Матери Божией Громничей»; «громница» – это большая восковая свеча, которую освящали на Сретение и которой приписывалась чудодейственная сила, прежде всего – способность оберегать от грома и молнии).

 

Svecy_1.jpg

 

Процессия с зажженными свечами напоминает нам о Свете Христовом, о котором говорил Симеон в Храме: свет к просвещению язычников. Этот свет сияет в каждом христиане, верно следующем своему призванию – быть «светильником» для своего ближайшего окружения.

 

Сегодняшний праздник побуждает нас в очередной раз отдать Господу свою жизнь, свои мысли и поступки, всё свое естество. Необходимо посвятить Богу все «мелочи жизни», как и «великие свершения», если только они имеют место.

 

Сибирская католическая газета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1sretenie1.jpg

2 февраля — Сретение Господне

«Вот Господь наш грядёт со славою и озарит очи рабов Своих. Аллилуйя» - с пением этого антифона и горящими свечами в руках каждый год 2 февраля проходят по всем католическим церквам мира процессии верующих, символически подтверждая свою верность однажды принятому решению следовать за Христом – светом миру и «светом к просвещению язычников».

У праздника, отмечаемого в этот день, первого праздника рядового времени литургического года, несколько названий, в том числе, народных, например, «Candelore» в Италии, "Candlemas" в Великобритании и англоязычных странах, «Lightmes» в Германии и большинство этих народных наименований так или иначе отсылает нас к слову «свет», соединяя его со словом «месса» и это закономерно – традиция освящать в этот день свечи, свет которых символизирует для нас свет Христов, и совершать процессию с ними почти полторы тысячи лет. Официально в литургии Католической Церкви праздник этот называется «Представление Господа». В Католической Церкви России в последние десятилетия утвердилось название, принятое в Церквах Византийской традиции – «Сретение», т. е. «Встреча».

 Событие, которое вспоминает в этот день Церковь, хорошо известно каждому католику не только из Священного Писания, но и благодаря тому, что о нём мы размышляем в четвёртой радостной тайне Розария. Оно описано в Евангелии от Луки (Лк 2, 22-38). Евангелист рассказывает, как после рождения Иисуса, Иосиф и Мария по прошествии предписанных после рождения первенца сорока дней, в течение которых родильница считалась нечистой и не могла переступать порог храма, принесли в Иерусалимский храм Младенца Иисуса, чтобы, «представить Его пред Господа» (Лк 2, 22) и принести Богу в выкуп за Него, как за всякого израильского первенца, установленную жертву, как того требовал закон Моисеев. Согласно этому закону, всё первородное считалось принадлежащим Богу, и поэтому должно было быть выкуплено принесением соответствующей жертвы. Будучи бедны, Иосиф и Мария принесли самую скромную из возможных жертв – двух голубиных птенцов. Церковь обращает наше внимание на несколько важных аспектов этого евангельского повествования. Прежде всего – на смирение Святого Семейства, исполнившего все требования закона, несмотря на то, что ни Сын Божий не нуждался в искупительной жертве, которая приобрела в этом случае иной смысл – прообраза будущей жертвы на Голгофе, ни Мария, в материнстве сохранившая по воле Божией девственность, не нуждалась в очищении. На смирение Иисуса, с первых дней жизни в человеческом теле принявшего нищету и убожество хлева, кормушку для скота вместо колыбели, бедность семьи, скромных средств которой хватило только на самую малую жертву, а вскоре ставшего на несколько лет изгнанником, вынужденным бежать в чужую страну.

 В Иерусалимском храме, тогда ещё не до конца достроенном, два человека – старец Симеон и вдова Анна, жившая при храме, узнали в ребёнке, принесённом бедными супругами, Мессию, пришествия Которого ожидал с надеждой весь Израиль. О Симеоне, его истории и происхождении повествуют многие легенды и апокрифические евангелия. Протоевангелие от Иакова утверждает, что он был священником, и даже рассказывает историю его избрания вместо убитого священника Захарии. Другие источники предлагают несколько версий того, при каких обстоятельствах Симеону было предречено дожить до появления Мессии. Лука же ограничивается тем, что называет его «…мужем праведным и благочестивым» и утверждает, что «…Дух Святый был на нём» и «… Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Лука приводит полностью прекрасные слова, излившиеся из уст Симеона, когда он увидел Младенца, сегодня, наравне с гимном Марии Magnificat, входящие в Литургию Часов: «Ныне отпускаешь раба Твоего по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё…». Но не только то, что младенец – Мессия было открыто Симеону, внимающему Святому Духу, но и то, что Спаситель пришёл в мир ради всех людей, а не только для избранного народа. Он - «…свет к просвещению язычников». Обращаясь к Марии, Симеон предсказывает, и разделение и «пререкания», которые принесёт в мир приход Христа, и его смертную муку, которая станет мукой и для Богородицы. Сегодня, в день, когда Сын Божий был представлен в Храме и узнан святым Симеоном, Церковь призывает нас молиться о святости священников, монашествующих и членов секулярных институтов.

Традиция отмечать день принесения Младенца-Иисуса в Иерусалимский храм возникла очень рано. Известно, что уже в IV в.в Иерусалимской Церкви в память об этом совершалось особое богослужение. Подробно такое богослужение описано в письме благочестивой галльской паломницы Эгерии: «Четыредесятый день от Богоявлений празднуется здесь с большою честию. В этот день служба бывает в Воскресении, и все служат, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте евангелия, где в четыредесятый день Иосиф и Mapия принесли Господа в храм, и узрели его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают литургию, и затем бывает отпуст».

В то время, память этого события отмечалась 14 февраля, так как Рождество Христа вспоминалось не 25 декабря, как принято теперь, а 6 января, одновременно с Богоявлением. Впоследствии, когда празднование Рождества выделилось в отдельное торжество, был перенесён на сороковой день по Рождестве и праздник в память о принесении Иисуса в Иерусалимский храм. Праздник получил название «??ν?ν?????» - «Встреча». Здесь, как это видно из названия на первый план выдвигалась встреча Симеона и Анны с Христом, которая и сегодня трактуется как символ встречи народа Ветхого Завета со Спасителем. Благодаря дошедшей до наших дней проповеди святого Григория Нисского «Слово на Сретение» мы знаем, что праздник этот уже в IV в.существовал и за пределами Святой Земли. В Константинопольской Церкви праздник Сретения был утвержден, как обязательный для всей империи в 534 г. в царствование императора Юстиниана. Хотя праздник был Господским, Марии также воздавалась особая честь.

 В Западной Церкви описанные Лукой и получившие на Востоке название Сретения события также считались очень значительными. На триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме можно видеть мозаику V в., изображающую момент Представления Господа, однако, в литургические книги он был внесён позже, чем на христианском Востоке. В Римскую литургию праздник вошёл при папе Сергии I (681-701), как один из четырёх праздников, посвящённых Богородице под названием «Очищение Пресвятой Девы Марии» и сопровождавшихся торжественными процессиями.

Именно в Риме обязательным элементом празднования стала торжественная процессия со свечами, сохранившаяся до наших дней. Некоторые историки считают, что свечи и зажженные лампады перешли в христианский праздник из языческого праздника Луперкалий, однако никакого серьёзного документального подтверждения этому до настоящего времени не найдено. Начиная с VII в., праздник, отмечаемый 2 февраля, вошёл в римские богослужебные книги. Название его менялось от заимствованного из греческого языка “Ypapante” до «Дня св. Симеона» (теперь празднуется на следующий день после Сретения – 3 февраля). В Миссал 1570 г. он вошёл под названием «Очищение Марии». До литургической реформы этим праздником завершался Рождественский период. После реформы 1960 г., перенёсшей окончание Рождественского времени на Крещение Господне название было изменено на Представление Господа, что вернуло ему первоначальный статус Господского праздника, смысл которого трактуется Катехизисом Католической Церкви так:

 «Сретение Иисуса во Храме показывает Его как Первенца, принадлежащего Господу. Вместе с Симеоном и Анной все чаяния Израиля, все ожидания и надежды являются на встречу со Своим Спасителем (в византийской традиции это событие так и называется: сретение, т.е. встреча). Иисус признан как долгожданный Мессия, «свет к просвещению язычников» и «слава Израиля», но также и как «предмет пререканий». Оружие, которое, как предсказано, пройдет душу Марии, возвещает то, другое жертвоприношение, совершенное и единственное, — оно свершится на кресте, принося спасение, которое Бог «уготовал пред лицем всех народов».

Анна Кудрик

Источник

 

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • 2 недели спустя...

0d6f76da23c1d50cd84e8349b63a242c.jpg

 

Верных восточного обряда со Сретением Господним!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наташа, очень хорошая икона. Симеон как будто писан с покойного о. Ильи Шмаина.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анна Байбакова написала ее.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5_%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%8F%3B%20XI%20%D0%B2._%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F.%20%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%2C%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BE%D1%81%20%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81-2448x1632-980x653.jpg

 

Сретение Господне: праздник

 

Вместе с Симеоном и Анной все чаяния Израиля, все ожидания и надежды являются на встречу со Своим Спасителем (в византийской традиции это событие так и называется: сретение, т.е. встреча).

 

В течение всего литургического года Церковь торжественно отмечает главные спасительные действия Христа в порядке их совершения в истории Спасения. При этом важно понимать, что переживание каждого из этих действий не является простым воспоминанием о некогда происшедшем историческом событии. «Вспоминая таким образом тайны Искупления, Церковь открывает верным богатства добродетелей и заслуг своего Господа, так, что они становятся в известном смысле присутствующими во всякое время, а верные могут прикоснуться к ним и исполниться благодатью спасения» говорит о смысле праздников литургического года Апостольская Конституция Sapientia Cristiana. В ряду этих праздников литургического года и Сретение Господне.

 

Евангельское чтение этого дня рассказывает нам о том, как Мария и Иосиф, следуя израильскому обычаю, принесли Иисуса в храм, как это делалось со всеми первенцами и здесь сначала Симеон, а затем и пророчица Анна, живущая при храме узнали в Нём Мессию. «Сретение Иисуса во Храме (Ср. Лк 2, 22-39) показывает Его как Первенца, принадлежащего Господу (Ср. Исх 13, 12-13). Вместе с Симеоном и Анной все чаяния Израиля, все ожидания и надежды являются на встречу со Своим Спасителем (в византийской традиции это событие так и называется: сретение, т.е. встреча). Иисус признан как долгожданный Мессия, «свет к просвещению язычников» и «слава Израиля», но также и как «предмет пререканий». Оружие, которое, как предсказано, пройдет душу Марии, возвещает то, другое жертвоприношение, совершенное и единственное, — оно свершится на кресте, принося спасение, которое Бог «уготовал пред лицем всех народов» (Катехизис Католической Церкви, 529).

 

Праздник Сретения Господня праздновался ещё в древней Церкви. Первый подробный рассказ об этом содержится в «Путешествии Эгерии», произведении, датируемом IV веком и рассказывающем о путешествии благочестивой христианки Эгерии в Святую Землю. Во второй части этого произведения Эгерия подробно рассказывает о богослужениях принятых в Иерусалимской Церкви и среди других описывает и празднование сорокового дня после Богоявления (в ранней Церкви все события Рождественского цикла от Рождества до Богоявления праздновали одновременно – 6 января). Эгерия пишет: «Четыредесятый день от Богоявлений празднуется здесь с большою честию. В этот день служба бывает в Воскресение, и все служат, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте евангелия, где в четыредесятый день Иосиф и Mapия принесли Господа в храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают литургию, и затем бывает отпуст».

 

В современной Церкви в этот день во время литургии совершается благословение свечей и процессия с ними. Процессии со свечами в этот праздник известны в Западной Церкви уже с середины V века. Свет этих свечей напоминает нам о словах Симеона, обращённых ко Христу: «Свет к просвещению язычников». Существует традиция традиция хранить сретенские свечи весь год и зажигать их во время домашней молитвы при трудных жизненных обстоятельствах, чтобы следуя за светом Христа пережить трудности, как подобает христианам. У некоторых народов, в частности в Польше, эти свечи, как считается, сохраняют от грома и молнии, откуда их распространенное название – «громницы».

 

По установлению Слуги Божия Папы Иоанна Павла II с 1997 в день Сретения Господня празднуется также Всемирный день посвященной жизни. В этот день Церковь молится о святости всех, кто особым образом посвятил себя служению христианской общине – священников, монашествующих, членов секулярных институтов.

 

Этот праздник закрывает цикл торжеств, связанных с явлением миру Воплощённого Слова.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

145025138_2725748167641833_8395800897475322450_o.jpg?_nc_cat=102&ccb=2&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=W05tts18di0AX_dsA4L&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&tp=7&oh=8ea19656b809a7d31e590f5c3e26279d&oe=60402383СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём. (Лк 2, 22-40)

 Ему было предсказано Духом Святым

 Симеон оставался в особых отношениях со Святым Духом, он умел слышать Его конкретно и точно. Много лет он жил в такой близости и послушании Его вдохновению, пока не дожил до этого момента: движимый Духом, он пришел в храм. Несмотря на долгие годы ожидания, он не отчаивался, не сомневался в Божьем обещании - поэтому он смог услышать голос Святого Духа. Симеон вовремя пришел в храм и узнал Иисуса и его родителей среди толпы паломников. Такую же открытость Святому Духу мы видим у Анны. Мы живем во время, когда Бог исполнил свое желание и свое обещание. Благодаря крещению в нас пребывает Дух Святой - Тот же, Кто говорил с Симеоном, Тот же, Кто сошёл на Иисуса в Иордане, Тот же, Кто был дан Апостолам в горнице. Ты заботишься об общении с Ним? Есть ли у тебя живая связь с Параклетом - Защитником - Утешителем - Духом истины?

 Динамизм благодати

 Симеон и Анна – два праведника Израиля. Несмотря на свой преклонный возраст, они имели мужество и терпение ждать, когда осуществится обетование Бога. Именно поэтому они сподобились узнать в младенце молодой супружеской пары Всевышнего Господа. То, чего часто недостает нашей вере – это именно упорства, измеряемого долгим временем. Когда обетования Бога не исполняются, у нас всегда есть искушение думать, что Он забыл о нас; но, если вместо этого мы дадим Святому Духу жить и действовать в нас, то поймем, что Бог желает вовлечь нас в динамизм благодати, в котором время играет иную роль, отличающуюся от той, что мы отводим ему.

 Быть в движении

 Мария и Иосиф отправляются в путь в Иерусалим, а Симеон, побуждаемый Духом, идет в храм, а Анна служит Богу, не переставая, день и ночь. Таким образом, четыре действующих лица этого евангельского отрывка показывают нам, что христианская жизнь требует динамизма и готовности отправиться в путь, предавая себя водительству Святого Духа. Неподвижность не подходит для христианского свидетельства и миссии Церкви. Мир нуждается в легких на подъем христианах, не устающих ходить по дорогам жизни, всем неся утешающее Слово Иисуса. Каждый крещеный призван возвещать Иисуса! Как позволяешь вести себя Духу Святому? /Франциск/

 Способность изумляться

 Вторая черта, которой св. Лука наделяет четырех действующих лиц повествования, - это их способность изумляться. Мария и Иосиф "дивились сказанному о Нём [об Иисусе]". Симеон, увидевший в Младенце Иисусе спасение, совершенное Богом для Своего народа, также изумлен: долгие годы он ждал этого спасения. То же самое касается и пророчицы Анны, которая тоже начала "славить Господа" и говорить о Нем всем ожидавшим спасения во Храме. Она – "святая болтуня" в том смысле, что “болтала” о хорошем, то есть возвещала Иисуса. Способность удивляться тому, что нас окружает, способствует религиозному опыту и делает встречу с Господом плодотворной. Напротив, невозможность удивить нас делает нас равнодушными и увеличивает дистанцию ??между опытом веры и повседневной жизнью. /Франциск/

 Никогда не поздно встретить Иисуса

 Не существует такого возраста, социального положения или физического состояния, которые могли бы помешать нам встретиться с Иисусом. Мария и Иосиф не были обязаны соблюдать обычаи Храма; они хорошо знали, кто этот Младенец, но оставались верными религиозным заповедям, позволив двум представителям иудаизма встретиться с Господом и увидеть, как исполняется их надежда. Симеон, человек праведный и богобоязненный, движимый Духом, вошел в Храм и принял Младенца на руки. Как прекрасен образ этого старого человека, приветствующего новую жизнь. Теперь он наконец увидел спасение, то есть исполнение своих ожиданий и обетований, содержащихся в священных книгах, на которых он основывал свой опыт. То же самое происходит с Анной, которая решила служить Богу и которую Бог не разочаровывает в ее ожиданиях. Никогда не поздно встретить Иисуса.

---

 

Приди, Дух Святой

 

Приди, Дух Святой,

не замедли, потому что "близок час".

Открой мне уши, чтобы слышать Твой голос, открой мне сердце, чтобы принять Твой призыв.

Приди!

Омой мои одежды в Крови Агнца!

Истинный Боже, спаси меня кровью и водой,которые излились из Сердца Иисуса – источника жизни.

Соделай, чтобы я возлюбил Слово,

которое Ты вдохновляешь.

Помоги мне строить Твою святую Церковь,

соблюдать заповеди моего Бога,

чтобы я пребывал в Нём, а Он во мне,

благодаря обилию Твоих даров.

Дух Святой, я жажду живой воды.

Иду!

 

о. Jakub Blaszczyszyn

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А это "обязательный" праздник или нет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да. Завершает цикл Богоявленских торжеств.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

145337113_3602975736465233_482823439113938431_n.png?_nc_cat=108&ccb=2&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=at8vm_iYe6QAX_2kT8T&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=74e85bb9c0ca1e00e17bbb7d8963958d&oe=604068FF

 

Послание епископа Николая Дубинина на праздник Сретения Господня и Всемирный День посвященной Богу жизни 2021 года

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Стало уже доброй общепринятой традицией, что в праздник Сретения Господня вся наша Церковь особым образом молится за тех, чью жизнь называют посвященной – vita consecrata. Такой образ жизни в современной церковной действительности приобретает самые разнообразные выражения – от «классического» отшельничества и общежительного монашества до самых новых общин и движений, и даже чисто индивидуальных форм посвящения. Вместе с тем, общим и единым основанием посвященной жизни, независимо от конкретной формы проявления, является дар призвания, который дает сам Господь, и отклик человека, стремящегося и желающего подражать Христу, следуя за Ним и стремясь воплощать всей своей жизнью Его евангельские советы нестяжания, целомудрия и послушания.

В последнее время всё чаще, всё более настойчиво и вполне справедливо звучит убежденность в том, что посвященная Богу жизнь по самой своей сути должна быть скорее пророческим знаком, чем просто религиозно-нравственным порядком «большего совершенства». Что это может означать сегодня для тех, кто является драгоценной и неотъемлемой частью нашей поместной Церкви, для людей различных форм посвященной Богу жизни в России?

В своей недавней энциклике Fratelli tutti Папа Франциск (впрочем, уже не впервые) не обращает каких-либо особых слов непосредственно к людям посвященной жизни. Но, естественно, каждое слово Понтифика обращено к ним, и многое из сказанного затрагивает посвященную жизнь в первую очередь, именно в силу предназначения быть пророческим знаком для Церкви и общества.

Сегодня я обращу внимание лишь на одну конкретную форму такого пророческого присутствия и свидетельства – свидетельство общинной жизни и общения. Вслушаемся в слова Папы: «Жизнь там, где связь, общение, братство; и жизнь сильнее смерти, когда основана на настоящих отношениях и верности. И наоборот, нет жизни у того, кто хочет принадлежать только себе и жить как остров: тут торжествует смерть» (FT, 87). Каждый из нас как член общины и наши общины там, где они присутствуют, призваны быть яркими и красноречивыми знаками жизни – то есть, преображаемого любовью общения и братского духа.

Это касается прежде всего атмосферы и отношений внутри отдельных общин и между общинами одного института (ордена, конгрегации, движения…). Но Папа Франциск подчеркивает: «моя жизнь не сводится к отношениям с маленькой группой, […] потому что невозможно понять себя вне более обширной сети отношений, включая те, что мне предшествовали и сформировали меня в ходе моей жизни» (FT, 89). Итак, свидетельство общения и братства не в меньшей степени касается и отношений между различными общинами посвященной Богу жизни – тем более, когда в подавляющем большинстве случаев наши общины очень малочисленны и удалены друг от друга. Далее, это свидетельство и вызов затрагивают самым непосредственным образом наши отношения с приходскими общинами и поместной Церковью, отношения с христианами других конфессий, отношения с обществом в его различных (в том числе и вовсе не религиозных) проявлениях.

Также и следующие слова Понтифика вполне можно (и, несомненно, следует) непосредственно отнести к людям посвященной Богу жизни: «Общаясь с человеком, которого я уважаю, я не могу не знать, что он живёт не только ради общения со мной, да и я живу не только ради него. Наши отношения, если они здоровые и подлинные, ведут нас к другим людям, которые нам помогают расти и нас обогащают. Сегодня самую благородную потребность в общении легко разрушить в эгоистическом узком круге, выдающем себя за глубокие отношения. Но подлинная любовь, помогающая расти, и благороднейшие формы дружбы живут в сердцах, готовых к тому, чтобы их дополняли другие» (FT, 89).

В пример Папа Франциск приводит дух гостеприимства, предписанный и принятый в средневековых монашеские общинах, «о чём читаем в Уставе св. Бенедикта. Несмотря на возможное нарушение порядка и тишины в монастыре, Бенедикт требовал обращаться с бедными и паломниками как можно внимательнее и заботливее. Гостеприимство – конкретный способ не уклониться от задачи и дара – встречи с кем-то, кто вне моей группы. Эти монахи понимали, что все искомые ими добродетели должны сопровождаться способностью выходить за свои пределы навстречу другим людям» (FT, 90).

Пусть любовь Христа, собравшая нас воедино (как мы нередко поем и слышим: Congregavit nos in unum Christi amor) помогает нам открывать сердца для окружающих, выходить за пределы самих себя, чтобы принять всех (ср. FT, 89).

Благодарю различные институты посвященной Богу жизни, присутствующие в нашей Церкви, и каждого из их представителей и представительниц, за искренне и щедрое, жертвенное служение и свидетельство.

Конференции старших настоятелей и настоятельниц институтов посвященной Богу жизни в России (CORSUM) желаю вдохновения и плодотворного продолжения миссии способствования возрастанию в духе сотрудничества, взаимопомощи и духовного единства ради вящей славы Божией, блага Церкви и всех людей.

Всех приглашаю к молите за тех, кто идет по пути посвященной Богу жизни, а также о новых и святых призваниях к ее различным формам, и от всего сердца благословляю во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

+ Николай Дубинин OFMConv

Вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

273018874_4920171994715573_4715547715913139500_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=9mi8eT2RtVgAX9A-Wxe&tn=7D16bWVxynpk34al&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=00_AT9l7y8p_Ho1xEZ3MIREXbnK-uL7huy5jy-lgU6k4D9GXw&oe=61FDDB4F

 

 

СРЕДА (02.02.2022). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

 

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём.

 

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём. (Лк 2, 22-40)

 

И принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа

 

Сегодня мы празднуем праздник Сретения Господня: когда Дева Мария и Святой Иосиф принесли в храм новорожденного Иисуса. На этот день приходится и День Богу посвященной жизни, который напоминает о великом сокровище в Церкви тех, кто радикальный образом последовал за Господом, следуя евангельским советам.

 

Как принимать и как отдавать свою жизнь Богу

 

Евангелие повествует, что через сорок дней после рождения родители Иисуса принесли Младенца в Иерусалим, чтобы представить Его Богу, как это предписано иудейским законом. И, описывая обряд, предусмотренный традицией, этом эпизод обращает наше внимание на пример некоторых персонажей. Они представлены именно в тот момент, когда они переживают встречу с Господом в том месте, где Он делает Себя присутствующим и близким человеку. Это Мария и Иосиф, Симеон и Анна, которые являются примером, как принимать и как отдавать свою жизнь Богу. Этих четверо не были одинаковыми, все они были разными, но все они искали Бога и позволяли вести себя Господу. Евангелист Лука описывает всех четверых в двух аспектах: в движении и изумлении.

 

Быть в движении

Мария и Иосиф отправляются в путь в Иерусалим, а Симеон, побуждаемый Духом, идет в храм, а Анна служит Богу, не переставая, день и ночь. Таким образом, четыре действующих лица этого евангельского отрывка показывают нам, что христианская жизнь требует динамизма и готовности отправиться в путь, предавая себя водительству Святого Духа. Неподвижность не подходит для христианского свидетельства и миссии Церкви. Мир нуждается в легких на подъем христианах, не устающих ходить по дорогам жизни, всем неся утешающее Слово Иисуса. Каждый крещеный призван возвещать Иисуса!

 

Способность изумляться

 

Второй аспект, в которым св. Лука рассматривает четырех действующих лиц повествования, - это их способность изумляться. Мария и Иосиф "дивились сказанному о Нём [об Иисусе]". Симеон, увидевший в Младенце Иисусе спасение, совершенное Богом для Своего народа, также изумлен: долгие годы он ждал этого спасения. То же самое касается и пророчицы Анны, которая тоже начала "славить Господа" и говорить о Нем всем ожидавшим спасения во Храме. Она – "святая болтунья" в том смысле, что “болтала” о хорошем, то есть возвещала Иисуса. Способность удивляться тому, что нас окружает, укрепляет религиозный опыт и делает встречу с Господом плодотворной. Напротив, невозможность удивить нас делает нас равнодушными и увеличивает дистанцию ??между опытом веры и повседневной жизнью.

 

Да поможет нам Дева Мария созерцать Дар Божий для нас каждый день в Иисусе и позволять себе участвовать в Нем в развитии дара, с радостным изумлением, чтобы вся наша жизнь стала хвалой Богу в служении братьям и сестрам.

 

/ Франциск /

 

---

 

Приди, Дух Святой

 

 

 

Приди, Дух Святой, не замедли, потому что "близок час".

 

Открой мне уши, чтобы слышать Твой голос, открой мне сердце, чтобы принять Твой призыв.

 

Приди! Омой мои одежды в Крови Агнца!

 

Истинный Боже, спаси меня кровью и водой, которые излились из Сердца Иисуса – источника жизни.

 

Соделай, чтобы я возлюбил Слово, которое Ты вдохновляешь.

 

Помоги мне строить Твою Святую Церковь, соблюдать заповеди моего Бога, чтобы я пребывал в Нём, а Он во мне, благодаря обилию Твоих даров.

 

Дух Святой, я жажду живой воды.

 

Иду!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...