Отправлено 02 Июнь 2013 - 22:33
"16. О дни же том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, ни Сын, токмо Отец (137). Если, говорят, вы решили исповедовать одного Христа, воплотившееся, то есть вочеловечившееся, Слово Божие, тогда как же Он не знает о дне конца мира? Так вот, мы утверждаем, что не познать, когда произойдут они, тайн Божиих — не может быть чем-то необычным, или же, иначе, неприличным для творения. Ибо кто уразуме ум Господень?(Ис.40,13), как написано. И если говорится, что Сын был немного умален перед ангелами (См.:Евр. 2,7), разумеется, поскольку Он стал человеком, хотя по Божеству Он за пределами всего творения, тогда что удивительного, если скажут, что Он вместе с ангелами не знает тайны Бога, будучи при этом Его премудростью и силой?(См.:1Кор. 1, 24) Далее, как премудрость Отца могла бы не познать того, что сокрыто в Нем? Если даже* о Духе говорится, что Он все проницает и глубины Божии (См.:1Кор. 2,10), а Дух — Христов, тогда как Он мог не познать того, что в совершенстве знает Дух Его? Следовательно, пусть даже скажут, что Он по-человечески не знает, однако Он знает как Бог. И хотя Он спрашивает о том, где положен Лазарь (См.:Ин. 11,34), как будто Ему позволено было по человечеству не знать этого, Он поступил как Бог, воскресив его из мертвых. Таким образом, относя к домостроительству с плотью свойственное человеческой природе, подобающее Божеству мы благочестиво сохраним для рожденного от Отца Слова, даже когда Он стал таким, как мы".
[Свт. Кирилл Александрийский, "О правой вере к царицам", БВ N8-9, стр. 96]
* Обратите внимание на слово "даже". Это к вопросу о филиоквистической триадологии свт.Кирилла Александрийского. Если даже Дух (то есть, Тот, Кто в причинном смысле "меньше" Христа) знает всё, то, тем более, и Сам Христос знает всё. Как бы так говорит свт.Кирилл, по-моему. При антифилиоквическом понимании "даже" излишне по смыслу.