Перейти к содержанию

О Балде, попе и купце Кузьме Остолопе


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Не удержалась, чтобы не скопировать свою тему с прежнего форума в полном объеме. :)

 

В Армавире переиздали произведение Пушкина

Служители церкви из Армавира переиздали сказку «О попе и работнике его Балде». Правда, одного из героев заменили. Теперь история повествует не о попе, а о жадном купце.

Поменять героя попа на купца предложил армавирский священник отец Павел.

О том, что существует сказка о купце, он слышал ещё в детстве. Год назад в Москве в государственной библиотеке отец Павел решил найти этот текст.

По словам священника Свято-Троицкого собора г. Армавира, сначала ему не поверили, лишь, когда показал номер в картотеке, — нашли в отделе редкой книги.

Оказалось, сказку о попе Пушкин действительно написал. Но при жизни поэта она не издавалась. А когда поэта не стало, право опубликовать его творения передали Василию Жуковскому. Тот из религиозных соображений побуждений решил: высмеивать попа некорректно и изменил его на купца.

По словам доктора филологических наук Андрея Безрукова, поэт отчетливо осознавал, что нападки на духовенство в конечном итоге обернутся нападками на православие.

 

До революции 1917 года эту сказку только и знали как о купце. Но в советское время решили вернуть героя — попа.

 

Священники в один голос говорят, Пушкин был верующим человеком и высмеять служителей церкви попросту не мог. Эту сказку он записал со слов няни и оформил в стихотворные строки. Издавать же её поэт не собирался. Так что редакцию Жуковского и надо считать основой. На её издание в Армавире потратили полгода. Местные художники сами придумывали иллюстрации.

Обновленную Пушкинскую сказку выпустили тиражом 4 тысячи экземпляров. Книги подарят воскресным школам и будут продавать в лавках православных храмов. Так что ознакомиться с непорочащим честь церкви текстом смогут все желающие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Don_Alessio:

 

А нет ли где-нибудь текста познакомиться?

Оригинал, как известно, начинался так:

"Жил-был поп,

Толоконный лоб"

и т.д.

В политкорректном же варианте должно быть:

"Жил-был купец,

Толоконный .... (?)"

Ага?! Что - "толоконный"? Вот то-то же.

Чувствую, поэты и литературоведы сегодня не смогут уснуть до утра, пока не выяснят, что именно у купца могло быть толоконное.

 

Neta:

 

Вот тут есть, хотя и не уверена, что аутентичный текст. https://klgd.ru/city/...regol/pr1_6.php

* * *

Жил был купец Кузьма Остолоп

По прозванью осиновый лоб.

Пошёл Кузьма по базару

Посмотреть кой-какого товару.

На встречу ему Балда

Идёт сам не зная куда.

«Что, дядюшка, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Кузьма ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит:

»Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же давай мне варёную полбу».

Призадумался наш Кузьма Остолоп,

Стал почёсывать лоб.

Щелчёк щелчку ведь рознь -

Да понадеялся на русский авось.

Кузьма говорит Балде: «Ладно,

Не будет нам обоим накладно,

Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё усердье и проворье.

 

Oleg-Michael:

 

"Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый Лоб", - говорит нам Википедия. Но расскажите мне, это тот же самый шибко верующий Пушкин, что написал - правда, на несколько лет раньше - препоганую кощунственную "Гавриилиаду"? Или его потом подменили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрий:

 

"Дорогой Финн, Ваша рукопись пойдет, только пришлось разбить ее на абзацы с подзаголовками. И потом, наша публика не потерпит в рассказе католического священника - надо учитывать настроения предместий. Я исправил его на мистера Брауна, спиритуалиста. -- Ваш Э. Натт".

(Г.К. Честертон, "Лиловый парик", из рассказов об отце Брауне)

 

Neta:

 

Мне интересно, какова ценность книги для воскресных школ и церковных лавок. Или это только наша родимая кубанская инициатива.

Подумалось... Жуковский - талантливый модератор...

 

Amtaro:

 

А интересно, чем купец хуже попа? И почему гадкое поведение Балды относительно попа хуже чем аналогичная мерзость по отношению к купцу?

А вообще, чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в безнравственности раннего Пушкина.

 

 

Ana:

 

А действительно, "гаврилиаду" в Армавире не поправили?

 

Конфликт динамичности человеческой личности и статичности искуства неизменно играет дурные шутки с писателями, художниками, кинематографистами, да и вообще..

 

Ну кому какое дело что Пушкин стыдился и раскаивался в шалостях своей юнности, если плоды этих шкодливых забав издаются в одном "собрании сочинений" вместе с прочими его произведениями?

Видно у поэтов особое проклятье - им не прощается людьми, ибо их грешки намертво закреплены на бумаге и торжественно внесены в историю.

Даже многие из тех кто хотели бы простить, видать, простить не могут, вот и стараются либо это "бывшее" стыдливо прикрыть, "отмодерировать", либо вообще отмазать от него своего кумира чтобы типа "как не бывшее" , типа "не мог от такого написать" и п т.

 

Ну ничего, авось Бог простит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Michel:

 

Детская сказка. Вот когда читали мне ее, и на пластинке слушал в коротких штанишках, ну никак у меня не было ассоциаций с маститым протоиереем . Ну и теперь тоже, когда читаю что то смешное про священников, это не отторгает от Церкви. Может не стоит трогать текст, и доказывать, что это был никоим образом не поп, а купец - еще смешнее получается, когда предпринимаются такие медвежьи услуги обелить духовенство. А на картине "Чаепитие в Мытищах" тоже не игумен (судя по наперсному кресту), а к примеру купец? Перов это дело "записал", а изначально замысел не тот был? Может оставить все как есть?

 

Д.К. Дмитрий:

 

Don_Alessio (25 February 2011 - 02:46) писал:

В политкорректном же варианте должно быть:

"Жил-был купец,

Толоконный .... (?)"

Ага?! Что - "толоконный"?

Крестец? Стервец, подлец, самец. Делец. Да есть варианты.

 

Кого бы на кого заменить в Гавриилиаде? Ведь Пушкин был очень религиозен. Он - наше всё, душа русского народа. Пушкин - это и звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас (с). Нужно бы заменить, но у меня нет вариантов.

 

Макс Али-хан:

 

Д.К. Дмитрий (25 February 2011 - 11:30) писал:

Кого бы на кого заменить в Гавриилиаде?

См. варианты у Ильфа и Петрова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Drogon:

 

А не предполагается издать для воскресных школ еще один "религиозный" шедевр Александра Сергеевича - "Царь Никита и его сорок дочерей"? И если до, то что на что там будут заменять?

 

Евгений Крашенинников:

 

Oleg-Michael (25 February 2011 - 02:51) писал:

...это тот же самый шибко верующий Пушкин...

.

 

Который "занимался афеизмом", и именно это было одним из главных обвинений, по которым он был в ссылке. Проблема привязывания Пушкина к религии на самом деле серьёзнее. Есть люди, которые нам близки - или из реальных, или из творцов (перевернувших нашу жизнь, вызывавших трепет и слёзы). Но когда мы понимаем, что говорит Христом, что говорит Церковь, то в отношении посмертной судьбы многих для нас остаётся только надежда - а в отношении некоторых надежда только на последнее мгновение перед кончиной, потому что они Бога отрицают до самого конца. И это очень трудно принять.

А надо осознать, что душевные стихи не оправдывают и не спасают, что Пушкин и дядя Федя для Бога равны. И тогда ответственнее приходится относится и к своим ближним; и больше внимания уделять их пути, их возможным ошибкам. А доказывая, что Пушкин был глубоко верующим православным христианином, мы лишь доказываем, что можно блудить и богохульничать - но всё равно потом как-нибудь вывернуться - например, в предсмертной исповеди (забывая, что если ты не исповедовался, например, регулярно, то и исповедоваться можешь никак, недостаточно - и примирения с Богом не случится).

 

(На всякий случай, для некоторых любителей делать вывод, который из текста напрямую не следует: я нигде тут не говорил ни о том, что я свят, ни о своём гарантированном спасении).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр Пересвет:

 

А в мультфильме "Горбун из Нотр-Дама" кто-то подменил Клода Фролло и он уже не архидьякон Жозасский, а министр правосудия. Архидьякон там тоже есть, но он "добрый человек".

 

Алексей 1976:

Drogon (25 February 2011 - 11:52) писал:

А не предполагается издать для воскресных школ еще один "религиозный" шедевр Александра Сергеевича - "Царь Никита и его сорок дочерей"? И если до, то что на что там будут заменять?

 

Не помню там ни одной ссылки на веру или Церковь

Евгений Крашенинников (25 February 2011 - 11:54) писал:

Пушкин и дядя Федя для Бога равны.

 

Для Бога равны, да для нас не равны.

Потому и является ахиллесовой пятой, очень болезненной, для нас сыноубийство равноапостольного царя Константина, для вас - например, Александр Борджиа.

 

Marishkin:

 

Я, честно говоря, давно не перечитывала эту сказку, но что в ней такого ужасного? Максимум - изображает недалёкого и скупого священнослужителя и высмеивает его глупость и скупость. Но это если копаться и искать вторые донья. А так - просто незлой юмор.

Хотя сама история этой сказки оказалась интересная . Её тоже нужно знать.

 

Евгений Крашенинников:

 

"Сказка о попе" ничего богохульного точно не содержит; нападок на церковь тоже нет. Показан плохой поп - и всё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Drogon:

Евгений Крашенинников (25 February 2011 - 12:54) писал:

"Сказка о попе" ничего богохульного точно не содержит; нападок на церковь тоже нет. Показан плохой поп - и всё.

 

Собственно да. Хотя конец сказки всегда казался мне неоправданно жестоким, и из-за этого симпатий к Балде я тоже не испытываю...

Юрий:

 

Я в детстве видел конец этой сказки так:

 

Когда Балда начинает мстительно наносить попу черепно-мозговую травму, его руку после второго щелчка внезапно перехватывает невесть откуда взявшийся польский шляхтич в жупане, алом кунтуше, шапке с пером (или конфедератке), с саблей и висячими усами, и кричит: "Что, мол, холера, пся крев, духовное лицо бьешь!" Балда в страхе падает на колени, на ломаном польском умоляя пана о пощаде, а пан сухо отсылает его туда, где его место: на конюшню. Поп, потирая ушибленный лоб, благодарит пана, а пан читает ему лекцию о том, как Речь Посполитая и Его Величество король защищают все духовенство и всю шляхту (независимо от вероисповедания и национальности).

 

Marishkin:

Да вы прямо писатель-фантаст, Юрий...

 

А вот интересно, эта сказка https://traditio.ru/w...ндзы_вылечились тоже подвергнется подобному... переизданию.

Frost:

Купец не годится, не логично - с какой стати черти ему должны оброк платить? Вот попу - другое дело. Ему лишь стоит пруд освятить, и кирдык водяной братии.

 

А Балда гад.

Макс Али-хан:

Frost (25 February 2011 - 20:29) писал:Купец не годится, не логично - с какой стати черти ему должны оброк платить? Вот попу - другое дело. Ему лишь стоит пруд освятить, и кирдык водяной братии.

Какой нарочитый клерикализм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Frost:

Признаюсь: я эту сказку недавно прочёл после очень долгого перерыва. Ну остроумно ведь, просто блестяще. Особенно сама идея - оброк с чертей Подсмыслов море!

И никакого там антиклерикализма или просто злобы. Гений, он и есть - гений.

Вот мультик советский, тот действительно гадкий и бездарный.

 

Ana:

Frost (25 February 2011 - 20:45) писал:Признаюсь: я эту сказку недавно прочёл после очень долгого перерыва. Ну остроумно ведь, просто блестяще. Особенно сама идея - оброк с чертей Подсмыслов море!И никакого там антиклерикализма или просто злобы. Гений, он и есть - гений.

 

А Вам народных сказок читать не доводилось?

Как блестящесть идеи с оброком, так и аморальная жестокость Балды в которой почему-то тут обвиняют поэта, насколько я понимаю, это всего лишь плод народного творчества представленного пушкинской няней. Пушкин это поэтически обработывал, а не прилизывал и не "модерировал".

 

 

Don_Alessio:

 

Несомненно, что сюжет сказки происходит от архетипичного сказания о Злом Короле, Злой Королеве и Молодом Кандидате на Королевство, достигающего цели с помощью потусторонних сил. Осталась нераскрытой лишь тема женитьбы Балды на Поповне и овладения имуществом Попа. В оригинальном народном сказании это обязательно должно было присутствовать.

 

А Жуковский, переиначивший стих, он и в других случаях выступал как "модератор" Пушкина, причем модератор трусливый и, в сравнении с Пушкимным, бесталанный.

Достаточно почувствовать разницу:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал

(Пушкин)

 

И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что прелестью живой стихов я был полезен

И милость к падшим призывал.

(после модерации Жуковского)

 

В общем, привет армавирским попам-толоконным лобам, которые возвращают собственную культуру на рельсы, которые уже в 19 в. выглядели неприлично. При таких охранителях им никаких внешних врагов не надо, сожрут себя сами.

 

Neta (25 February 2011 - 02:33) писал:

Книги подарят воскресным школам и будут продавать в лавках православных храмов...

...а также вслух прочтут с амвонов и включат в курс катехизации "как перехитрить черта".

Что по Пушкину, что по Жуковскому, но сказку, столь вульгарно и залихватски представляющую отношения человека с миром нечистых духов, преподавать в воскресных школах неполезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Amtaro:

Don_Alessio (25 February 2011 - 21:40) писал:

Что по Пушкину, что по Жуковскому, но сказку, столь вульгарно и залихватски представляющую отношения человека с миром нечистых духов, преподавать в воскресных школах неполезно.

Тем более, что она совершенно безнравственная.

 

Д.К. Дмитрий:

Don_Alessio (25 February 2011 - 21:33) писал:

При таких охранителях им никаких внешних врагов не надо, сожрут себя сами.

Точно, и это же к теме "осуждения" БГ. У людей реально сорваны крыши, они не видят вокруг себя ничего. И уж тем более не способны сами на себя посмотреть глазами психически здорового человека.

Если телевидение не получит команду это дело поддержать (что вряд ли), то они сами себя делают посмешищем практически для всех.

 

Frost (25 February 2011 - 20:29) писал: Купец не годится, не логично - с какой стати черти ему должны оброк платить? Вот попу - другое дело. Ему лишь стоит пруд освятить, и кирдык водяной братии.

А Балда гад

Отец Владимир, а Вам вот совсем-совсем не досадно, что эти ребята делают посмешищем и Вас? Мало ведь кто разделяет, для большинства Вы и они - одна команда. Вот совсем нисколечко не досадно?

Ну ладно лично Вас, но ведь и всё, ради чего Вы живёте - они тоже пытаются сделать смешным и скучным почти для всех. По мне так ничего хорошего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...