Перейти к содержанию

Трудные вопросы


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

1. Она - католичка, он - разведенный православный. Возможен ли брак?

 

ВОПРОС:

«Как быть молодым людям, которые влюблены, но есть нюансы: она – практикующая католичка и в браке не состояла, он крещен в Православной Церкви, женат был, но по закону разведен, есть двое детей. Брак продлился около десяти лет и был расторгнут по причине измены супруги. Как быть, если они хотят пожениться, но он был венчан? В Церкви есть обряд развенчивания. Возможно ли им получить обряд венчания в католическом храме и какие надо для этого исполнить условия?».

 

ОТВЕТ: Мы предполагаем, что с этим вопросом к нам обратилась католическая сторона, поэтому, конечно, рассмотрим его с точки зрения католического учения о Таинстве Брака. Но прежде всего нам хотелось бы отметить, на основе найденных нами православных материалов, что все же никакого «обряда развенчивания» в Православной Церкви не существует. Разведенный не проходит никакой процедуры расторжения предыдущего брака, а лишь получает благословение на заключение второго или даже третьего брака. Процитируем, к примеру, портал «Православие и современность»: «Церковь не дает «благословения супругам разводиться». Церковь, по снисхождению к человеческой немощи, в случае если брак распался по вине одного из супругов, признает факт распада этого брака и благословляет невиновной стороне вторичное венчание тогда, когда у человека есть желание вступить во второй брак. В современной практике при решении подобных вопросов Церковь руководствуется положениями документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.

Церковные Таинства не имеют обратной силы, поэтому по канонам Церкви никаких «развечаний» не предусматривается. Церковь может только со скорбью констатировать тот факт, что брак распался ввиду, например, неверности одного из супругов. В случае если одна из сторон не виновата, ей разрешается повторный церковный брак. Православная Церковь, допуская второбрачие, снисходит к человеческой немощи, поэтому в чине венчания второбрачных читаются особые покаянные молитвы». Итак, это – с православной точки зрения. Но, разумеется, католическая сторона не может руководствоваться этими принципами. Во-первых, согласно канону 1085 Кодекса канонического права, «недействительно пытается вступить в брак тот, кого удерживают узы прежнего брака». Католик может заключить брак только с человеком, никогда не совершавшим действительного Таинства Брака (Тут в тексте серьезная неточность. Католик может заключать брак с человеком, совершавшим действительное Таинство Брака, если тот является вдовцом или вдовой. Drogon) . Но Таинство Брака может быть признано недействительным, и в таких случаях новое венчание возможно. Что же означает признание брака недействительным? Это – не аннулирование совершенного Таинства, а признание того, что Таинства в принципе не было, поскольку для его действительного заключения отсутствовали какие-либо необходимые требования. В частности, перед вступлением в брак будущие супруги должны принимать цель и свойства брака: а именно продолжение рода, верность и нерасторжимость. Если перед вступлением в брак кто-то из супругов исключает одно из этих свойств, то брак может быть признан несостоятельным. Например, если, вступая в брак, супруги осознанно не исключают возможность его расторжения или намереваются отказаться от деторождения, это может стать причиной к признанию его несостоятельным, но только после тщательного анализа ситуации. Речь идет не о том, что произошло уже после венчания, а о том, как были расположены супруги именно в момент заключения брака. Таким образом, католический церковный суд может признать предыдущий брак православного недействительным согласно законам Католической Церкви.

Если католичка желает выйти замуж за разведенного православного, то она должна дождаться признания его брака недействительным согласно законам, существующим в Католической Церкви. Для этого необходимо обратиться в церковный суд. Католическая Церковь ни в коем случае не допускает развода, и благословение на заключение брака со стороны православного архиерея не может признаваться для нее действительным. И если католичка все же заключит брак с разведенным православным согласно законам Православной Церкви, то для Католической Церкви ее брак будет недействительным и, как следствие, она лишится возможности принимать Причастие в Католической Церкви и, конечно, в Православной Церкви у нее также не будет такой возможности.

Кроме Кодекса канонического права, мы можем привести документы, в которых рассматривается именно такая ситуация: совершение Таинства брака между католической и православной сторонами, одна из которых связана узами предыдущего брака. В частности, существует Декрет о каноническом бракосочетании, изданный Итальянской епископской конференцией. Он ясно гласит: «Католики не могут быть допущены к заключению брака с крещеными некатоликами, а также с некрещеными, связанными предыдущими узами с другим лицом, не являющимся католиком, даже если предыдущие узы были расторгнуты какой-либо некатолической религиозной властью или гражданской властью».

Верховный суд Апостольской сигнатуры издал в 2006 году Декларацию о правовой ценности решений Румынской Православной Церкви по поводу расторжения брака. В документе, во-первых, подчеркивается, что Таинство Брака, совершаемое в Православной Церкви, рассматривается Католической Церковью как действительное. И в случае, если бы церковный трибунал Православной Церкви объявил о недействительности совершенного в ней брака, Католическая Церковь, после необходимого анализа, могла бы признать решение православного трибунала. Но проблема в том, что Православная Церковь не проводит процессов по признанию брака недействительным, а лишь дает благословение на последующий брак, расторгая предыдущий (речь идет о практике расторжения брака в Румынской Церкви). И практику допущения архиереем к новому браку ни в коем случае нельзя приравнивать к долгому и тщательному процессу, предшествующему решению католического трибунала о признании брака недействительным.

Итак, что можно конкретно посоветовать девушке, которая желает вступить в брак с разведенным православным? Прежде всего ей надлежит обратиться в церковный трибунал ее епархии и изложить суть дела. Вполне вероятно, что найдутся основания для того, чтобы католический трибунал смог признать предыдущий брак православной стороны недействительным – то, что обычно называют «аннулированием». При любом же решении церковного суда верующий человек призван полагаться на Господа, молиться и приступать к Таинствам Покаяния и Евхаристии, во всех своих поступках и решениях ставя на первое место дружбу с Богом, которую разрывает грех, и помня о том, что без Бога мы не сможем построить крепкого дома. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его», -- гласит 126 Псалом.

А всем нашим слушателям и слушательницам пожелаем рассудительности: ведь любовь, даже та, которая приходит, как говорят, с первого взгляда, не вырастает в одночасье: мы взращиваем ее в своем сердце и разуме. И когда мы узнаем, что наш избранник, наша избранница связаны узами когда-то совершенного брака, мало того, от этого союза у него есть дети, -- наверное, нужно все-таки задаться вопросом: а стоит ли взращивать эту любовь в сердце, надеяться, или все же лучше быть рассудительнее и сделать выбор в пользу внутреннего мира и духовного благополучия? Человек слаб, но верующий во Христа имеет надежную опору, благодаря которой ему удастся преодолеть все, что вносит смятение в его жизнь во Христе.

 

Радио Ватикана https://www.radiovati...lo.asp?c=562806

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?

 

ВОПРОС: «Вот уже несколько лет как наш приход посещает одна разведенная женщина, живущая с разведенным же мужчиной. Это замечательная женщина, по ее словам, она пережила развод очень тяжело – муж бросил ее вскоре после свадьбы. Она одна растила ребенка, родившегося от мужа. Наш старый настоятель отнесся к ней с пониманием, он давал ей отпущение грехов и позволял подходить к Причастию. Сейчас у нас новый настоятель, и эта прихожанка боится, что он не будет ее исповедовать. Однако она не хочет отказываться от Причастия. Конечно, это не мое дело, но она иногда об этом заговаривает, а я считаю, что и прежний настоятель не должен был ее причащать. Но, с другой стороны, не хочется обижать замечательного человека, любимого всеми нашими прихожанами. Хотелось бы узнать, существуют ли какие-то исключения, когда разведенные и повторно вступившие в брак могут причащаться, например, на венчание или крещение их детей. И еще: является ли само участие в Святой Мессе уже духовным причащением?»

 

ОТВЕТ:

Практика Католической Церкви, основанная на Священном Писании, такова: к евхаристическому Причастию не допускаются разведенные люди, вступившие в новый брак. Это правило закреплено в апостольском увещании Иоанна Павла 2 «Familiaris consortio». Оно не является только дисциплинарным, но отражает объективную ситуацию, в которой невозможно приобщение Святых Тайн. Иными словами, не Церковь исключает из Причастия этих верующих, а они сами. Они не могут приступать к Причастию, поскольку их статус и жизеннная ситуация объективно противоречит тому единству любви между Христом и Церковью, которое обозначает и актуализирует Евхаристия (читаем об этом в том же «Familiaris consortio», 84 параграф). Евхаристия укрепляет супружескую любовь и взаимную жертву супругов, так же, как Христос пожертвовал своей жизнью за Церковь. В том случае, когда один из расставшихся супругов соединяет свою жизнь с другим человеком, в то время как он связан церковным Таинством брака со своим супругом, он объективно противоречит этому смыслу Евхаристии. Кроме того, причащение разведенных, вступивших в новый брак, противоречит учительству Церкви о нерасторжимости брака.

Об этом еще раз упоминается в Послании Конгрегации вероучения от 14 сентября 1994 года: «Верный, который постоянно сожительствует more uxorio (то есть как муж и жена) с лицом, не являющимся законным мужем или законной женой, не может приступать к Евхаристическому Причастию. В тех же случаях, когда он считает это допустимым, пастыри и исповедники, учитывая важность предмета и духовные потребности человека, а также общего блага Церкви, строго обязаны предупредить их о том, что подобное суждение находится в явном контрасте с учением Церкви. Они обязаны также напоминать об этом учении в наставлении всей вверенной им паствы».

Если же разведенные расстаются с новым супругом или живут с ним как брат и сестра, то они могут быть допущены к Таинствам.

Для того, чтобы разведенные люди, вступившие во второй брак, смогли приступать к Таинству Покаяния, которое открывает путь к Причастию, они должны быть самым серьезным образом готовы изменить свою жизненную ситуацию, чтобы она не была в контрасте с нерасторжимостью брака. Это означает, что они должны раскаяться в совершенном – то есть в заключении нового брака при наличии нерасторжимого брака с прежним супругом (ведь развод, о котором мы говорим, может существовать только на гражданском уровне, таким образом, перед Богом и Церковью человек в любом случае остается связан брачными узами, даже если развелся в ЗАГСе). Чтобы получить отпущение грехов и возможность принимать Причастие, разведенные, вступившие в новый брак, должны раскаяться в нарушении брачной верности и расстаться с тем, кто не является супругом перед Богом. Если по серьезным причинам это невозможно – например, ввиду воспитания общих детей, -- то сожительствующие могут жить совместно, но в полном воздержании, о чем и говорится в апостольском увещании Familiaris consortio. С помощью благодати, на которую должен уповать каждый верующий, и посредством их личных усилий отношения между сожительствующими должны преобразиться в отношения дружбы, взаимного уважения и взаимной помощи.

Таким образом, разведенные, вступившие в новый брак, которые искренне раскаялись и расстались, или же живут как брат и сестра, могут получить отпущение грехов и причащаться.

К этому Послание Конгрегации вероучения однако добавляет, что при таком решении следует избегать соблазна для других верующих. Ведь им-то неизвестно, что сожительствующая пара приняла решение прекратить незаконное сожительство. Поэтому настоятель прихода может причащать их в частном порядке, или же они будут причащаться не в своем приходе, а в другом, где их не знают.

Цитируемое нами Послание Конгрегации вероучения напоминает также, что вопрос участия в церковной жизни не может сводиться лишь к вопросу о допустимости Причастия, как часто его ставят разведенные. Во-первых, разведенные, вступившие в новый брак, призываются к духовному причащению. И участие в Святой Мессе уже является духовным причащением.

Автор вопроса спрашивает также, могут ли они в исключительных случаях принимать Причастие, например, в день Крещения и Венчания детей. Ответ однозначен: нет. И даже если они живут как брат и сестра, в описанной в вопросе ситуации, – когда эту прихожанку знает весь приход, -- причащение также не будет допустимым, так как оно бы привело к соблазну для других прихожан. Ведь они могут подумать, что сожительствующим возможно иногда причащаться. А Венчание и Крещение – как раз события, когда вокруг прихожанина собирается вся община.

 

Радио Ватикана https://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=554901

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?

 

ВОПРОС:

Нужно ли считать грехом совместное проживание до брака, если мы соблюдаем целомудрие?

 

ОТВЕТ:

Нужно заметить, что совместное проживание до брака, даже если молодые люди намерены жить в целомудрии, все же подвергает их определенному риску, искушению. Совместное проживание в данном случае – это то, что мы называем «поводом ко греху». «Кто любит опасность, тот впадет в нее», гласит Священное Писание (Сир 3,25). По закону природы, если приблизить солому к огню, она вспыхивает.

Кроме того, сожительство, даже целомудренное, является соблазном для ближнего. Ведь у молодой пары не написано на лбу, что они живут в чистоте. Соблазн еще более велик, если окружающие видят, что пара подходит к святому Причастию.

Кто-то может возразить: существуют обстоятельства, когда молодые люди вынуждены проживать вместе. Например, если оба учатся или работают в чужом городе и снимают две квартиры. В таких случаях, с чисто человеческой точки зрения, есть искушение «объединиться» экономии ради.

Но чистота любви, которая является твердым основанием для будущего нерасторжимого брака, ценнее любых финансовых затрат. Так же, как жизнь в благодати Бога стоит любой экономической жертвы.

 

Радио Ватикана https://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=566628

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?

 

ВОПРОС:

«Почему Церковь за аборт отлучает, а за умышленное убийство – нет?»

 

ОТВЕТ:

Если мы обратимся к Кодексу канонического права, то, действительно, мы найдем канон 1398: «Тот, кто совершает аборт с воспоследовавшим результатом, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению», то есть сам факт аборта автоматически ведет к отлучению от Церкви. В то время как отлучение не предусматривается за такое преступление, как умышленное убийство.

О причине этого Папа Иоанн Павел 2 писал в энциклике «Евангелие жизни»: «С помощью такого сурового наказания Церковь указывает на это преступление как на одно из самых тяжких и опасных, поощряя преступника ревностно искать пути покаяния. Ибо в Церкви кара отлучения налагается для того, чтобы виновный мог вполне осознать серьезность совершенного греха и чтобы затем привести его к окончательному покаянию и раскаянию. (62).

Всем известно, что умышленное убийство – это зло, преследуемое государственным законом. По-иному обстоит дело с абортом. Католику известно, что аборт – это убийство, зло, и здесь не может быть разночтений. Но во многих государствах он не считается злом, мало того, государство даже оказывает помощь в его совершении, финансируя операцию. Этот факт может привести к путанице в понятиях, к неверному восприятию аборта. Что, в общем, и произошло: в сознании многих то, что позволяет государство, не является злом или является не таким уж тяжким злом.

В 1978 году итальянские епископы обнародовали особый документ на эту тему, в котором утверждается: «Здравомыслящий человек не может не осознавать, что аборт – это умышленное убийство, поскольку рождающийся ребенок абсолютно беззащитен; карающее вмешательство Церкви направлено на защиту рождающегося, тем более что государство, по крайней мере в некоторых случаях, как у нас, более не рассматривает аборт как убийство, в то время как продолжает считать убийство преступлением».

В Италии ежегодно совершаются 700-800 убийств. А с абортом связаны совсем другие цифры: 130000 в год. А в России -- 1.200000 – по официальной статистике, но по иным источникам можно говорить о 5 и даже 12 миллионах. Не считая нелегальных абортов и выкидышей, спровоцированных абортивными препаратами, в том числе «таблеткой следующего дня».

 

Радио Ватикана https://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=572687

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
 Поделиться

×
×
  • Создать...