Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Святой Франциск Ассизский и Православная церковь


Сообщений в теме: 3

#1 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 19 819 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 03 Апрель 2012 - 11:07

Если не считать латинских Отцов, довольно хорошо известных в некоторых православных Церквах — особенно в Румынии и России, то Франциск Ассизский, несомненно, является самым популярным и самым любимым в Православии1.
Удивительное возрождение богословия и религиозной философии в России в начале XX века принесло плоды в эмиграции, особенно во Франции. Сегодня оно вновь происходит на родине в среде молодой христианской интеллигенции2. Но это возрождение совершается в тесном диалоге с культурой Западной Европы, в обет?ванном и уже формирующемся подлинном европейском единстве. Это возрождение открывает перед православными возможность обнаружения очевидных сходств, например, с рейнской мистикой, с французской духовностью XVII века (в частности с Паскалем), но прежде всего с Франциском Ассизским.

Зимой 1910–1911 гг. религиозный философ Николай Бердяев, подобно многим известным интеллектуалам своей страны, предпринял итальянское путешествие. Побывав в Риме и во Флоренции, он был вызван в Россию и вынужден был выбрать только одно из тех мест, которые еще собирался посетить. Он отправился в Ассизи и провел несколько недель в Умбрии. «Нужно быть в Ассизах, в долине Умбрии, чтобы до конца почувствовать религиозную индивидуальность Франциска и безмерное его значение»3, — писал Бердяев. Действительно, в его первой значительной книге, законченной в 1914 году, «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»4,содержатся многочисленные упоминания о святом Франциске и его историческом влиянии. Жизнь Франциска, пишет Бердяев, это «величайший факт христианской истории после жизни самого Иисуса Христа»5. В противоположность конформизму, компромиссам с властью, социологической объективации христианской истории, когда существовала тенденция уподобить Бога человеку, Франциск призывает к освобождению в христианстве творческой молодости. Будучи «юношей» по духу, он явился «самым совершенным выразителем» Христа, ибо «Христос — Абсолютный Человек — вечно молод»6. Преображая рыцарскую этику, Франциск возвестил о христианстве как о религии любви, свободы и творчества в Духе.

«Мистическая Италия, — продолжает Бердяев (то есть Италия Франциска Ассизского. — И.К.), — была высшей точкой всей западной истории»7. Франциск ничего не искал, ибо всё ему было дано свыше; он создал «раннее Возрождение», Возрождение преображенное, в котором утверждается не отделенное от божественного человеческое. Это своего рода «бого-человечность», ищущая себя. Но она так и не найдет себя, ибо в поздних формах Возрождения произойдет большое разделение человеческого и божественного; все более и более замыкающийся в себе гуманизм будет противоставляться в них христианству, надолго обреченному на морализирующий пиетизм…

Однако Бердяев не был исключением. Дмитрий Мережковский нередко упоминал Франциска Ассизского и посвятил ему одно из своих эссе в книге «Вечные спутники»8.Мережковского, читавшего Ницше в религиозном аспекте, мучило неизбежное примирение Христа и Диониса, евхаристии и «святой плоти земли». Поэтому он воспевает во Франциске Ассизском того, кто объединил мироздание с христианством. Для него Франциск — это Алеша Карамазов, целующий землю и постигающий ее священную тайну9, ее софийность, о которой говорили такие учители «софиологии», как Соловьев, Флоренский, Булгаков…

Если обратиться к более близкому нам времени, то мне хотелось бы вспомнить одного из моих учителей, крупного православного богослова Владимира Лосского. Почти все свои труды он писал непосредственно по-французски, он основательно знал и любил западное Средневековье (один из своих главных трудов он посвятил Майстеру Экхарту). Я могу подтвердить, поскольку знал его хорошо, что он особенно почитал Франциска Ассизского и считал его одним из своих ходатаев. Он часто рассказывал о нем своим детям, и одним из самых праздничных подарков, которые он им сделал, была биография Франциска.

Читать далее: https://www.kiev-orth...onalities/3680/
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#2 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 10 278 сообщений
  • ГородЛетбридж, Канада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 04 Апрель 2012 - 00:53

Что ни говоря, а Бердяев и Мережковский - это маргинальные, хоть и крупные фигуры в Русской Првославной Церкви. Увы, бОльшая часть рекомых православных не так благодушно относится к этому великому святому.
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.

#3 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 19 819 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 04 Апрель 2012 - 01:17

Судя по тому, что писал Клеман, не все, что обычно цитируют православные из трудов этих авторов, имеется в полном переводе с французского. Или вырывается из контекста. Во всяком случае, эссе Мережковского о Терезе Малой достойное произведение.
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#4 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 10 278 сообщений
  • ГородЛетбридж, Канада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 04 Апрель 2012 - 01:24

Наверно, достойное. Да только Мережковский - это очень малая , маргинальная часть ПРЦ.
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных