Перейти к содержанию

Святой Франциск Ассизский и Православная церковь


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Если не считать латинских Отцов, довольно хорошо известных в некоторых православных Церквах — особенно в Румынии и России, то Франциск Ассизский, несомненно, является самым популярным и самым любимым в Православии1.

Удивительное возрождение богословия и религиозной философии в России в начале XX века принесло плоды в эмиграции, особенно во Франции. Сегодня оно вновь происходит на родине в среде молодой христианской интеллигенции2. Но это возрождение совершается в тесном диалоге с культурой Западной Европы, в обет?ванном и уже формирующемся подлинном европейском единстве. Это возрождение открывает перед православными возможность обнаружения очевидных сходств, например, с рейнской мистикой, с французской духовностью XVII века (в частности с Паскалем), но прежде всего с Франциском Ассизским.

 

Зимой 1910–1911 гг. религиозный философ Николай Бердяев, подобно многим известным интеллектуалам своей страны, предпринял итальянское путешествие. Побывав в Риме и во Флоренции, он был вызван в Россию и вынужден был выбрать только одно из тех мест, которые еще собирался посетить. Он отправился в Ассизи и провел несколько недель в Умбрии. «Нужно быть в Ассизах, в долине Умбрии, чтобы до конца почувствовать религиозную индивидуальность Франциска и безмерное его значение»3, — писал Бердяев. Действительно, в его первой значительной книге, законченной в 1914 году, «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»4,содержатся многочисленные упоминания о святом Франциске и его историческом влиянии. Жизнь Франциска, пишет Бердяев, это «величайший факт христианской истории после жизни самого Иисуса Христа»5. В противоположность конформизму, компромиссам с властью, социологической объективации христианской истории, когда существовала тенденция уподобить Бога человеку, Франциск призывает к освобождению в христианстве творческой молодости. Будучи «юношей» по духу, он явился «самым совершенным выразителем» Христа, ибо «Христос — Абсолютный Человек — вечно молод»6. Преображая рыцарскую этику, Франциск возвестил о христианстве как о религии любви, свободы и творчества в Духе.

 

«Мистическая Италия, — продолжает Бердяев (то есть Италия Франциска Ассизского. — И.К.), — была высшей точкой всей западной истории»7. Франциск ничего не искал, ибо всё ему было дано свыше; он создал «раннее Возрождение», Возрождение преображенное, в котором утверждается не отделенное от божественного человеческое. Это своего рода «бого-человечность», ищущая себя. Но она так и не найдет себя, ибо в поздних формах Возрождения произойдет большое разделение человеческого и божественного; все более и более замыкающийся в себе гуманизм будет противоставляться в них христианству, надолго обреченному на морализирующий пиетизм…

 

Однако Бердяев не был исключением. Дмитрий Мережковский нередко упоминал Франциска Ассизского и посвятил ему одно из своих эссе в книге «Вечные спутники»8.Мережковского, читавшего Ницше в религиозном аспекте, мучило неизбежное примирение Христа и Диониса, евхаристии и «святой плоти земли». Поэтому он воспевает во Франциске Ассизском того, кто объединил мироздание с христианством. Для него Франциск — это Алеша Карамазов, целующий землю и постигающий ее священную тайну9, ее софийность, о которой говорили такие учители «софиологии», как Соловьев, Флоренский, Булгаков…

 

Если обратиться к более близкому нам времени, то мне хотелось бы вспомнить одного из моих учителей, крупного православного богослова Владимира Лосского. Почти все свои труды он писал непосредственно по-французски, он основательно знал и любил западное Средневековье (один из своих главных трудов он посвятил Майстеру Экхарту). Я могу подтвердить, поскольку знал его хорошо, что он особенно почитал Франциска Ассизского и считал его одним из своих ходатаев. Он часто рассказывал о нем своим детям, и одним из самых праздничных подарков, которые он им сделал, была биография Франциска.

 

Читать далее: https://www.kiev-orth...onalities/3680/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ни говоря, а Бердяев и Мережковский - это маргинальные, хоть и крупные фигуры в Русской Првославной Церкви. Увы, бОльшая часть рекомых православных не так благодушно относится к этому великому святому.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по тому, что писал Клеман, не все, что обычно цитируют православные из трудов этих авторов, имеется в полном переводе с французского. Или вырывается из контекста. Во всяком случае, эссе Мережковского о Терезе Малой достойное произведение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно, достойное. Да только Мережковский - это очень малая , маргинальная часть ПРЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 лет спустя...

e886fb9f560124f3be6873a9e6108138.jpeg

 

Архимандрит Августин (Никитин). Святой Франциск Ассизский и преподобный Серафим Саровский

 

"Образы Франциска Ассизского, Серафима Саровского или Амвросия Оптинского доста­точно намекают, что такое человек высшего типа, что такое "Ангел во плоти". (о. Павел Флоренский)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...