Перейти к содержанию

О теологии освобождения


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Источник греха — бедность? Католическая церковь пережила увлечение марксизмом

 

Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии.

Бедность — не порок, а привилегия

 

Богословие освобождения — учение, возникшее в Латинской Америке и других странах третьего мира. Его основная интенция — размышление над причинами и следствиями социального зла в мире, связью социального зла и греха и способами их преодоления. По мнению ряда сторонников богословия освобождения, источник греха — бедность. Существуют не только грешники, но и «жертвы греха», нуждающиеся в справедливости и защите; бедные являются «привилегированным каналом Божией благодати». Второй постулат богословия освобождения — идея о том, что для изучения феномена бедности христиане должны использовать современные достижения науки, в частности социологию и экономику, раз бедность — источник греха. Христианской миссии дается особая роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, особенно через политическую деятельность.

Непосредственным импульсом к появлению богословия освобождения стал приход в ряде стран Латинской Америки в 1960-е и 1970-е годы жестоких режимов, преследовавших не только левых, но и умеренных сторонников социальной справедливости. Расстояние между богатыми и бедными, и без того огромное, продолжало расти. Ситуация породила ответную волну — революционное движение, поставившее своей целью свержение деспотических режимов. В нем приняли участие и католические священники...

 

Раскритиковано, но не отвергнуто

 

Среди епископата Католической Церкви можно встретить как сторонников, так и противников богословия освобождения. В Католической церкви осуждение богослова или богословия не означает осуждения личности. Если даже труды того или иного богослова официально признаются Церковью ошибочными, еретическими, но богослов при этом не противопоставляет свою точку зрения Церкви, он остается ее членом. Поэтому импульсы, заданные богословием освобождения, были восприняты в официальном дискурсе Католической церкви, хотя она и не сделала богословие освобождение своим официальным учением. В 2007 году V Собор латиноамериканских и карибских епископов в бразильской Апаресиде вместе с Папой Бенедиктом XVI высказался за необходимость решения социальных вопросов в перспективе, обозначенной представителями епископата, разделяющими идеи богословия освобождения. При этом ряд положений богословия освобождения подвергся критике со стороны вероучительного авторитета Церкви. Осуждались следующие тезисы: «чрезмерное доверие к данным естественных и общественных наук, когда, в том числе, теоремы марксизма воспринимаются не критически и в слово Церкви привносится атеистическое мировоззрение; действие по принципу “сначала хлеб — потом слово”, когда вопросы спасения уступают место задачам социального служения...

 

Сначала хлеб — потом слово?

 

В целом в ответ на критику со стороны Католической церкви богословы освобождения предпочли дистанцироваться от пунктов, вызвавших осуждение. Представителем богословия освобождения является и нынешний декан богословского факультета Фрибургского университета профессор Мариано Дельгадо (род. 1955). Тематика его научной деятельности не связана с марксизмом, но затрагивает вопросы миссии среди коренных народов Латинской Америки, которые по-новому подняли сторонники богословия освобождения.

 

И здесь есть две проблемы: с одной стороны, говорить людям о Божией любви и не проявить о них, по слову Божию, элементарную заботу, не одеть нагого, не накормить голодного, не защитить угнетаемого — невозможно. С другой, именно социальная забота нередко становится в беднейших странах поводом для часто неосознанной, но корысти. Возникают так называемые «социальные призвания»: возможность стать христианином освобождает от невыносимых социальных условий, а возможность стать клириком означает получить уважаемый и недостижимый иным путем общественный статус.

 

Марксизм на дистанции

 

В своем официальном вероучении Католическая церковь относительно любой философии, политического или социального учения сохраняет дистанцированную позицию, предоставляя эти учения на рассмотрение богословию как творческой площадке. Осуждается не учение, а вредоносные для христианского вероучения следствия. Там, где есть тенденции подмены богословия тем учением или философией, элементы которых Церковь может лишь использовать, Церковь выражает свою критическую позицию, как это было с богословием освобождения.

 

Полностью статья здесь: https://www.nsad.ru/i...30&article=2221

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Святой Франциск не узнает в нас своих детей" (св. Пио из Пьетрельчины)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я не ошибаюсь, составной частью этой идеологии, когда она только возникла, была мысль, что духовенство должно быть бедным и жить своим трудом. Франциск бы возражал?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я не ошибаюсь, составной частью этой идеологии, когда она только возникла, была мысль, что духовенство должно быть бедным и жить своим трудом. Франциск бы возражал?

 

Мне тяжело ответить за святого. Но думаю, что да, возражал бы.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но думаю, что да, возражал бы.

Почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему?

 

Можно я отвечу несколько метафорично? Потому что св Франциск принял плащ, которым епископ укрыл его наготу, потому что св Франциск не основывал секту, потому что "в доме Отца обителей много".

 

Минорит должен быть бедным, но минорит это тот, кто не должен быть бедным.

Вот такой вот почти коан :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это непонятно. Св. Франциск жил в добровольной бедности и сие же завещал своим братьям.

Другое дело, что теология освобождения предполагает кое-что ещё, многое из чего можно посчитать сомнительным. Но уж стремление к бедности для священника - что же в этом плохого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это непонятно. Св. Франциск жил в добровольной бедности и сие же завещал своим братьям.

Другое дело, что теология освобождения предполагает кое-что ещё, многое из чего можно посчитать сомнительным. Но уж стремление к бедности для священника - что же в этом плохого?

Добровольной бедности. И никогда он не говорил, что все священники должны быть бедными, но говорил - тот, кто хочет быть братом меньшим, тот...

Маленькая тонкость, а однако все меняет. Тем более, учитывая тот пиетет и то почтение, с которым св Франциск относился ко всем священникам, бедным ли, богатым ли. Да и не только к священникам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако сложно себе представить источники богатства для целибатного священника. И главное, зачем оно ему?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако сложно себе представить источники богатства для целибатного священника. И главное, зачем оно ему?

Источников богатства - да вот хотя бы навскидку - священник, к примеру, сын Ротшильда :) Богат, как незнамо кто.

Можно и еще с десяток примеров придумать, таких же простых. К вопроу об источнике.

Но только я не поняла смысла твоего поста, то есть вообще - не уловила мыль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Источников богатства - да вот хотя бы навскидку - священник, к примеру, сын Ротшильда :) Богат, как незнамо кто.

Священник у нас под обетами бедности и вряд ли имеет право вступать в наследство или вообще получать доходы иначе как ни через церковь.

 

Не знаю насчет епископов. У православных с князей Церкви снимается этот обет, а вот у нас не знаю, во всяком случае когда приходил Франциск князья Католической Церкви купались в роскоши, епископство было не только диоцензом но порой и суверенными территориями, т е фактически отдельным государством, независимой политической единицей, со своими землями, бюджетом, армией, тюрьмами ну и там почтой, телеграфом. И я что-то не помню, чтобы кто-то настаивал на том что св. Франциск Ассизкий призывал к перемене политической системы и требовал от епископов ходить в рубище как он сам.

 

Вообще святость характеризуется тем что самые высокие требование предъявляются себе, а не к другим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теология освобождения меньше всего касается духовенства, как я понимаю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня такое чувство, что это же теология, поэтому чтобы её осуждать или обсуждать, надо её знать :). Мне вот явно чего-то не хватает в этом плане.

Действительно, с социальными выводами всё понятно, а в чём богословские положения? Кроме того, что бедные являются привилегированными каналами благодати (?), статья как-то особо ничего не сообщает.

 

Пойду вечером кошмарить википедию. Интересно же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в статье довольно дельно о ней написано.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Священник у нас под обетами бедности и вряд ли имеет право вступать в наследство или вообще получать доходы иначе как ни через церковь.

 

Обет бедности (то есть отказ от права владения имуществом) дают только священники принадлежащие к какому либо ордену. Епархиальные священники такого обета не дают и они вправе свободно распоряжаться своим имуществом. Это конечно не означает что они должны жить в роскоши. Хороший священник, если у него есть финансовые излишки, всегда найдёт способ как их правильно использовать для блага ближних и Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...