Перейти к содержанию

О браке в Католической Церкви


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Всё же называть благословением второе и третье венчание некорректно. Православные говорят, что тут нет благословения, а есть лишь допущение жить во втором или третьем браке, чтобы не было большего зла (чтобы исключить блуд). Таким образом, если второе и третье венчание — не таинство, то и не обряд благословения. Это нечто другое: покаянный обряд.

Ну вот смотри:

 

Схема чина венчания второбрачных

 

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря

«Благословен Бог наш...»

Трисвятое по «Отче наш...»

Мирная ектения

Две молитвы на обручение

Обручение кольцами

Три молитвы (две покаянного характера)

Возложение венцов

Тайносовершительные слова Венчания

Чтение Прокимна, Апостола, Евангелия

Сугубая ектения

Молитва

Просительная ектения

Молитва: «Отче наш...»

Благословение и преподание общей чаши

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Снятие венцов

Две молитвы

Отпуст

https://subscribe.ru/...slavie/6658772/

 

Как видишь, в чине присутствуют и тайносовершительные слова (т.е. второй брак рассматривается как таинство), и благословение. Но мы опять немного запутались. Чин венчания для кого предназначен? Для оводовевших, а не разведенных, нет чина венчания разведенных. И что касается истории чина, то тот же Нефедов пишет (это, вероятно, то же, о чем говорят Мейендорф или Троицкий):

 

 

"Древняя Церковь рассматривала второбрачие как нравственное не­совершенство, уступку чувственности и нарушение обета, данного преж­нему супругу. По этой причине она не одобряла заключения повторных браков. Второбрачные не допускались в клир, ибо, согласно предписанию апостола Павла, пресвитер должен быть «непорочен, муж одной жены» (Тит. 1, 6).

 

Церковь отказывалась принимать всякое участие в совершении по­вторных браков и запрещала священнику «пиршествовать» на браке двоеженца (Книга правил... Неокесарийский собор, правило 7). Тем бо­лее, по словам преподобного Феодора Студита (IX в.), непозволительно было священнику венчать повторный брак. Однако вдовцам и вдовицам не возбранялось вступать в гражданский брак при условии, чтобы он был не тайным, а заключался при свидетелях.

 

Гражданский порядок заключения браков святой Никифор Испо­ведник, Патриарх Константинопольский (IX в.), излагает в 135 правиле: «Если вдовец хочет жениться на вдове, то он должен устроить брачную трапезу, созвать на пир десять соседей и в их присутствии объявить: «Знайте, господа и братья, что я беру эту женщину за супругу». Но этот брак не получает благословения по церковному чинопоследованию, и оба супруга подвергаются епитимии за второбрачие.

 

Второй и третий браки рассматривались в Древней Церкви как врачевство против блуда. От вступающих в них требовался покаянный подвиг очищения совести. Двоеженцы отлучались от Причастия Святых Христовых Таин на год или два. Вступающим в третий брак назначалась епитимия от 3 до 5 лет (Св. Василий Великий, правила 4, 50). Ис­ключения из этих правил делались только для лиц, расторгнувших брак по вине другого супруга.

 

Но так как и второй брак все-таки был разрешен апостолом, если и он был заключен «в Господе» (1 Кор. 7, 39), то Церковь, хотя и остав­ляла второбрачных без своего благословения, однако не могла не приз­нать в их союзе характера Таинства с той мерой благодати, какая при­суща каждому христианину и его браку в силу Таинств Крещения и Миропомазания. Без сомнения, общецерковная мысль выражена в сле­дующих словах блаженного Августина: «Вступающий не в первый брак не совершил греха, а только утратил некоторую меру Таинства, необхо­димую для приобретения добродетельной жизни, для получения печати церковного рукоположения». Умаление Таинства во втором браке ус­матривалось, конечно, в том, что он уже не представлял собою «полного образа» духовного союза Христа с Церковью — Единого с единою, а уподобляется этому союзу только по своей нерасторжимости, в чем бла­женный Августин и полагал «существо Таинства Брака».

 

Строгое соблюдение правила, не допускавшего никакого церковного торжества при совершении вторых браков, сделалось невозможным после издания новеллы Льва Философа (893 г.), постановившей церковное благословение необходимым условием законности всякого брака. Сначала вошло в обычай благословлять второбрачных без венчания, то есть без возложения на их головы венцов — символа девственной чистоты и тор­жества над чувственностью. В этом узком смысле и следует понимать все церковные правила XI—XII веков, запрещавшие венчать второбрачных. Впоследствии это различие в обряде церковного благословения первых и вторых браков повсюду исчезло на Востоке. Святой Симеон Солунский (XIV в.) указывал лишь на одну особенность в церковном последовании о второбрачных — им не преподавалось Причащение Святых Даров, а только общая чаша.

 

Рассматривая первый брак, по выражению святителя Григория Бо­гослова, как «закон», а второй как «снисхождение» к человеческой немо­щи, Церковь позже внесла некоторые различия в чинопоследавания для первого и второго брака. Последние венчались по более короткому чину. Обычный чин венчания второбрачных был выработан к XVI веку.

 

Последование второбрачных совершается менее торжественно, чем полный чин венчания, и исполнено чувством покаяния. Этот чин соверша­ется сразу же на середине храма перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие".

 

Т.е. изначально Восточная церковь была куда ригористичней Западной, свободно позволявшей вступать овдовевшим в брак, а затем постепенно скатилась из крайнего ригоризма в дичайший лаксизм.

 

После это покаянного обряда венчания причащаться можно после двух, трёх лет покаяния.

Думаешь, на практике кого-то отлучают? Да придут на исповедь, а потом причастятся, как все.

 

Но тут действительно можно пойти ведь и дальше. Если Церковь будет попускать христианам ветхозаветничать, то по икономии можно допустить и практическое многожёнство и прочее.

В том-то и дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 702
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

После это покаянного обряда венчания причащаться можно после двух, трёх лет покаяния.

 

Два-три года - полнейший пустяк по сравнению с 7-10-25 годами ожидания решения церковного трибунала в КЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У меня очень узкое восприятие - я все вижу со своей колокольни. И я вижу, что когда человек впервые приходит в церковь к Богу, а ему создают препятствие к полному общению из-за недействительного брака - это ужасно. Это душит, делает жизнь невозможной.

 

В ПЦ этого нет, она открыта всем. Надо ли говорить, что я отношусь к ней с горячей симпатией?

ИМХО, в чем-то перегибы на местах. И ПЦ тоже не стоит идеализировать.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гермиона, 7лет еще поверю, но 10-25 не могу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО, в чем-то перегибы на местах. И ПЦ тоже не стоит идеализировать.

Перегибы, наверное, только у нас в России, в европейских странах механизм налажен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Церковь покрывает грех развода"

 

Опять за рыбу гроши!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете, потому что смотрите на это с католической точки зрения. Православная Церковь смотрит на это по-другому. Брак нерасторжим, пока он (брак) жив, а если он мертв, то его больше нет. Церковь констатирует его смерть. На аргумент " что Бог соединил..." обычно говорят: это же не человек разрывает, а Церковь. Еще один ответ я слышала: "Церковь покрывает грех развода" И еще один:" Второе венчание упраздняет первое". Если во всем этом какой-то смысл? Может быть есть.

Говорят так по своей неграмотности, полном непонимании сути вопроса. Темная, глупая паства, которой легко управлять. А если вдуматься в слова Господа да почитать внимательно Евангелие, то все станет на свои места. ведь Церковь не может нарушить то, что заповедал Господь, Она - Его Мистическое Тело, не может быть другой, чужеродной по отношению к своей Главе. Это же так просто.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете, потому что смотрите на это с католической точки зрения. Православная Церковь смотрит на это по-другому. Брак нерасторжим, пока он (брак) жив, а если он мертв, то его больше нет. Церковь констатирует его смерть. На аргумент " что Бог соединил..." обычно говорят: это же не человек разрывает, а Церковь. Еще один ответ я слышала: "Церковь покрывает грех развода" И еще один:" Второе венчание упраздняет первое". Если во всем этом какой-то смысл? Может быть есть.

Говорят так по своей неграмотности, полном непонимании сути вопроса. Темная, глупая паства, которой легко управлять. А если вдуматься в слова Господа да почитать внимательно Евангелие, то все станет на свои места. ведь Церковь не может нарушить то, что заповедал Господь, Она - Его Мистическое Тело, не может быть другой, чужеродной по отношению к своей Главе. Это же так просто.

 

Это говорят священники, а не паства. Я канал "Союз" смотрю регулярно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гермиона, 7лет еще поверю, но 10-25 не могу.

 

Ну и не верьте. Вас это не коснулось, слава Богу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете, потому что смотрите на это с католической точки зрения. Православная Церковь смотрит на это по-другому. Брак нерасторжим, пока он (брак) жив, а если он мертв, то его больше нет. Церковь констатирует его смерть. На аргумент " что Бог соединил..." обычно говорят: это же не человек разрывает, а Церковь. Еще один ответ я слышала: "Церковь покрывает грех развода" И еще один:" Второе венчание упраздняет первое". Если во всем этом какой-то смысл? Может быть есть.

Говорят так по своей неграмотности, полном непонимании сути вопроса. Темная, глупая паства, которой легко управлять. А если вдуматься в слова Господа да почитать внимательно Евангелие, то все станет на свои места. ведь Церковь не может нарушить то, что заповедал Господь, Она - Его Мистическое Тело, не может быть другой, чужеродной по отношению к своей Главе. Это же так просто.

 

Это говорят священники, а не паства. Я канал "Союз" смотрю регулярно.

Тогда все намного хуже, чем можно было бы предполагать. Церковь не может покрывать грех. Господь прощает его, прощает, а не покрывает!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и не верьте. Вас это не коснулось, слава Богу.

Максимум что наблюдала, это 5 лет не давали разрешения на венчание одной паре (о них я уже писала)))). Одна знакомая даже не рыпнулась признавать свой молодежный брак недействительным (хотя там мама настояла на венчании, чтобы дочка не блудила, его быстренько покрестили и, не долго думая, тут же обвенчали)))), живет в цивильном, к причастию не подходит. На минуточку так, племянница священника.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете, потому что смотрите на это с католической точки зрения. Православная Церковь смотрит на это по-другому. Брак нерасторжим, пока он (брак) жив, а если он мертв, то его больше нет. Церковь констатирует его смерть.

Это логическая ошибка. Как если бы кто сказал, что человек бессмертен, пока он не умер, а уж если он умер, то и вопрос о смертности/бессмертии подавно снимается.

От одного того, что брак пока еще жив, не расторгнут, не вытекает еще, что он нерасторжим; точно так же как из факта, что человек еще здоров и не умер, не следует, что человек бессмертен.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете, потому что смотрите на это с католической точки зрения. Православная Церковь смотрит на это по-другому. Брак нерасторжим, пока он (брак) жив, а если он мертв, то его больше нет. Церковь констатирует его смерть.

Это логическая ошибка. Как если бы кто сказал, что человек бессмертен, пока он не умер, а уж если он умер, то и вопрос о смертности/бессмертии подавно снимается.

От одного того, что брак пока еще жив, не расторгнут, не вытекает еще, что он нерасторжим; точно так же как из факта, что человек еще здоров и не умер, не следует, что человек бессмертен.

 

Ну как сказать. На небесах ведь нет браков, значит, это чисто земное устроение. На земле был, на земле умер. Видимо из таких рассуждений исходят).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и не верьте. Вас это не коснулось, слава Богу.

Максимум что наблюдала, это 5 лет не давали разрешения на венчание одной паре (о них я уже писала)))). Одна знакомая даже не рыпнулась признавать свой молодежный брак недействительным (хотя там мама настояла на венчании, чтобы дочка не блудила, его быстренько покрестили и, не долго думая, тут же обвенчали)))), живет в цивильном, к причастию не подходит. На минуточку так, племянница священника.

 

Вот именно: поняла, что бесполезно это. Только нервы себе трепать. Да и дорогое это удовольствие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как сказать. На небесах ведь нет браков, значит, это чисто земное устроение. На земле был, на земле умер. Видимо из таких рассуждений исходят).

Брак - земное устроение по предмету, точке приложения, но не по форме, и не по источнику. Он относится к земным людям, но в нем участвует также и начало неземное. Действительно, брак и нерасторжимость его - только по отношению к живущим на земле. "Пока смерть не разлучит вас". Но вот поэтому, пока живы, будьте добры соблюдайте эту нерасторжимость.

На небе другие аналоги брака. Поэтому, чтобы быть достойными неба, сдайте экзамен, покажите, что можете нести бремя брака, все радости и печали здесь, на земле.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот именно: поняла, что бесполезно это. Только нервы себе трепать. Да и дорогое это удовольствие.

Полагаю, что скорее всего понимает, что с ее стороны брак был действительным, а со стороны мужа толком неизвестно. Возможно он тоже был искренен в своей влюбленности и думал, что женится навсегда. Во всяком случае позорить своего дядюшку не стала, доказывая, что он ее плохо воспитал (а отца у нее давно не было, умер) и плохо подготовил к браку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это ведь такая тонкая материя, интенция человека. И доказать что-то очень не легко, с чем и сталкиваются знакомые и не знакомые нам лица.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот именно: поняла, что бесполезно это. Только нервы себе трепать. Да и дорогое это удовольствие.

Полагаю, что скорее всего понимает, что с ее стороны брак был действительным, а со стороны мужа толком неизвестно. Возможно он тоже был искренен в своей влюбленности и думал, что женится навсегда. Во всяком случае позорить своего дядюшку не стала, доказывая, что он ее плохо воспитал (а отца у нее давно не было, умер) и плохо подготовил к браку.

 

Можно было бы заявить, что он крестился специально для того, чтобы венчаться (это ведь так и было). Тут, действительно, была не плохая подготовка, а неготовность к браку. Но да, без парня трудно доказать. Ему надо было до венчания написать ей письмо:"Дорогая, ты знаешь, как я тебя обожаю, что даже готов креститься и идти с тобой под венец, хотя я и не верю во всю эту чепуху. Но раз ты этого так хочешь, тем более родственники настаивают, особенно твой дядюшка, то я сделаю это для тебя." Все, признали бы недействительность. :P

Изменено пользователем Hermiona317
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, ну да, вот только эпистолярный стиль отмирает как вид, так что имеем то, что имеем. Второй брак, муж, дочь...но без Таинств.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, ну да, вот только эпистолярный стиль отмирает как вид, так что имеем то, что имеем. Второй брак, муж, дочь...но без Таинств.

 

А муж кто? Католик? Верующий или номинальный?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, она вернулась в Вильнюс, там нашла. Думаю, номинальный, потому как практикующему было бы трудно так жить.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, она вернулась в Вильнюс, там нашла. Думаю, номинальный, потому как практикующему было бы трудно так жить.

 

Вот и я о том подумала. Верующий, как мне кажется, никогда не пойдет на такое.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Почитав эту тему, хочу добавить.

Тут предлагали а приори считать браки, заключённые в РПЦ, недействительными. Убеждён, что это неправильно. Как известно, брак это единственное таинство, которое образующиеся стороны совершают сами. Если у них неверная интенция, если кто-то из них считает, что брак заключается не навечно, то это может быть основанием для признания брака недействительным. Если же пара вступает в брак с намерением не расставаться никогда, то такой брак безусловно действителен.

Вот что я хотел добавить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Почитав эту тему, хочу добавить.

Тут предлагали а приори считать браки, заключённые в РПЦ, недействительными. Убеждён, что это неправильно. Как известно, брак это единственное таинство, которое образующиеся стороны совершают сами. Если у них неверная интенция, если кто-то из них считает, что брак заключается не навечно, то это может быть основанием для признания брака недействительным. Если же пара вступает в брак с намерением не расставаться никогда, то такой брак безусловно действителен.

Вот что я хотел добавить.

Но ведь, венчают до 3-х раз, значит, нет речи о нерасторжимости брака?

 

Перечитала тему...Познавательно.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...