Перейти к содержанию

Замечания Папы Римского по поводу послесоборной литургии


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В последние недели с подачи Бенедикта XVI вновь была открыта дискуссия о ходе послесоборной литургической реформы. В проповеди на торжество Тела Господня Папа осудил послесоборный отказ от евхаристического культа, выраженного в Адорации Пресятого Таинства, а также резко высказался по поводу обмирщения св.Мессы во имя веры без культа и обрадов.

В то же время в последнее воскресенье в послании Международному Евахаристическому Конгрессу Бенедикт XVI заметил, что послесоборный пересмотр литургических форм зачастую ограничивается лишь внешними переменами. Слова понтифика прокомментировал Николь Бус (Bux), советник сразу двух Конгрегаций - Вероучения и Дисциплины Таинств.

 

О.Бус: В литургии, как, впрочем и в этике, и социальной жизни, было утрачено вертикальное измерение. А потом литургия перестала пониматься как право Бога на поклонение Ему таким образом, каким Он сам восхотел, и превратилась в наше узурпированное право свободно изобретать культ и его совершение сообразно нашим собственным обычаям. Литургия превратилась, по словам Папы - тогда еще кардинала и богослова - в некую форму времяпрепровождения. В этом, как мне кажется, исток проблемы.

Мне думается, сегодня важно заново осознать, что литургия - это не благо, которым мы можем свободно распоряжаться, не деятельность, в которой мы можем экспериментировать. Нет. Литургия - это публичное действие Церкви, как о том говорит Второй Ватиканский собор в Конституции о Литургии, и потому она управляется Апостольским Престолом - об этом нам напоминает известный параграф 22 той же Конституции: "Ни одно другое лицо, даже священник, не может по собственному усмотрению что-либо добавлять к Литургии, изымать из неё или изменять в ней". Однако на деле все вышло совсем иначе - совсем не так, как того желал Собор...

 

То есть, ту литургическую реформу, о которой говорили соборные отцы, еще только надлежит провести?

 

О.Бус: Это очевидно. Следует продолжать обновление. Ведь литургия, как и Церковь, semper reformanda - всегда нуждается в обновлении. Но: в обновлении, а не в революции. Тем временем многие восприняли реформы как революцию: то есть, все переворачиваем вверх ногами, в центр литургии вместо Бога ставим человека с его желаниями, поползновениями и, скажу прямо, неумеренным желанием доминировать. При этом как-то забыли, что главный в литургии - наш Господь Бог. Поклоняйся Господу, Богу твоему и Ему одному служи - такова первая заповедь. Папа очень сильно однажды сказал, что кризис Церкви в первую очередь является следствием кризиса литургии. Ибо если мы сами творим себе Бога по своему образу, все остальные заповеди просто отметаются.

 

Могли бы Вы привести нам пример конкретный пример противления воле соборных отцов?

 

О.Бус: Например, Адорация. Литургия по сути своей является актом культа, а не способом занять свободное время некоей группой людей. Сегодня в Италии священники могут пожелать после св.Мессы хорошего дня, доброй ночи... Однако литургия - это дело всей Церкви, а не одной только группы людей или семейной встречей. Именно в этом проблема. В то же время Адорация означает, что люди приходят в церковь чтобы исповедовать своего Господа, поклониться Ему. Это чрезвычайно важно. Если этого нет, может случиться что угодно. Например, то, что Дарохранительницу (на что жалуются многие миряне) могут задвинуть в дальний угол, так что ее вообще трудно отыскать, а центральное место занимает кресло священника. Этому Собор никогда не учил! Но до этого дошло в результате постепенных уступок: сначала с центрального места убрали Господа Бога в Пресвятых Дарах, потом на Его место переставили священников. Между тем как раз нам, священникам, хвалиться особо нечем, и для нас же будет лучше, если мы останемся с краю - как и подобает слугам.

 

Вы, наряду с кардиналом Вальтером Брандмюллером и архиепископом Агостино Марчетто, являетесь соавтором нашумевшей книги "Ключи Бенедикта XVI в интерпретации Второго Ватиканского собора". Дает ли нам недавнее послание Евхаристическому Конгрессу еще один такой ключ к пониманию Собора?

 

О.Бус: Несомненно. Интерпретационные ключи, которые предлагает нам Папа, очень ясны. Во-первых, Собор необходимо рассматривать в историческом контексте, в единстве с двухтысячелетней Традицией Церкви (об этом в известном выступлении Папы о герменевтике в 2005 году). Второй ключ Бенедикт XVI дал нам в прошлом году, огласив Год Веры - вера это ключ. Второй Ватиканский собор невозможно понять без веры. Это было собрание всей Церкви, которое, разумеется, несло на себе отпечаток наших слабостей и ограничений. Однако его невозможно понять без веры, как невозможно понять литургию без Адорации.

Адорация - это не дополнение к литургии. Именно поэтому, я надеюсь, в скором времени Папа Бенедикт XVI издаст энциклику о литургии, дабы также кардиналы, епископы и священники пребывали в согласии с Папой. Ибо они обязаны составлять, вместе с Папой, единое целое, обязаны принять как руководство к действию тот способ совершения литургии, о каком говорит Папа Римский. Лично я, к примеру, своими ушами слышал, как один из кардиналов советовал священникам не вводить в жизнь motu proprio Бенедикта XVI "Summorum Pontificum". Такого просто не может быть! Кардиналы и епископы обязаны осознать, что их служение действенно только тогда, когда оно совершается в единстве с Епископом Рима. Я уже не говорю о соблазнах, которым они тем самым подвергают верных...

 

(с) перевод: Юрий Хващевский.

 

 

Источник

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Глава высшей папской судебной инстанции против концелебрации и импровизации на св. Мессе

 

%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg

 

Кардинал Рэймонд Лео Берк, Префект Верховного Трибунала Апостольской сигнатуры, считает, что "чрезмерная" концелебрация (с лат. «совместно праздновать», совместное служение Святой Мессы двумя и более священниками) может привести к уменьшению уникальности роли священника в литургии.

"Если это повторяется слишком часто, в священнике может развиться ощущение, что он лишь один из участников Евхаристии, хотя на самом деле он - священник, который служит св. Мессу ", - пояснил кардинал на конференции в ирландском городе Корк.

 

Глава высшей судебной инстанции Святого Престола считает, что концелебрация характерно для торжественной литургии с участием епископа или его представителя. Если это происходит в сообществе самих священников - это спорит с латинской литургической традицией, заявил он.

 

Кардинал Берк обратил также внимание на так называемую «импровизацию» во время св. Мессы, когда священник добавляет свои собственные слова в установленные и утвержденные литургические тексты. В этом случае священник, по мнению иерарха, делает "главным героем литургии Не Христа", а себя, хотя, на самом деле, он только "слуга обряда".

"Это абсолютно неправильное мышление, когда священник думает с точки зрения: "как я могу сделать все более интересным? " или" как я могу сделать это лучше? ", - считает кардинал Берк.

Он напомнил, что это запрещает Кодекс канонического права. "Думать, что я могу улучшить литургию, которая передавалась в Церкви на протяжении веков - это абсурд", - заявил кардинал Берк.

По материалам «Радио Ватикана»

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

"Думать, что я могу улучшить литургию, которая передавалась в Церкви на протяжении веков - это абсурд", - заявил кардинал Берк.

 

Бедный Павел VI! Как его приложили!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем проблема с Адорацией?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да скорей не с самой Адорацией, а с тем что эта благочестивое действо оказалось как бы на периферии после реформы Мессы. Конечно не везде. Повторюсь о Польше и России где все не так плохо по сравнению с многими другими странами Европы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в каких странах Европы вы побывали и повидали?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, в Германии приходы, где бывает адорация, очень редки. На весь огромный Берлин можно пересчитать по пальцам, и почти все они будут - или "экстраординарные", или "иностранные" (я был в местной "Полонии заграничной"). А в приходах, где немецкие священники служат на немецком языке для немецких католиков, адорация - большая редкость. А из Франции у нас недавно один человек приехал и поведал, чему там учат: адорация, мол, - идолопоклонство. Прости, Господи!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А из Франции у нас недавно один человек приехал и поведал, чему там учат: адорация, мол, - идолопоклонство. Прости, Господи!

 

Этому и в Москве учат. Учившиеся во Франции...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно, 7 лет назад в Кельне и городках вокруг него во время Дня молодежи было очень много храмов, где шла адорация, а в нескольких из них она была постоянной. Может быть, адорация считалась тогда чем-то экстраординарным, на что шли ради особого случая, а может быть, все изменилось меньше чем за 10-летие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...