Перейти к содержанию

Об исихастах


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Монахиня Кассия (Сенина) пишет:

 

"Вообще, господа защитники Паламы, Вы можете сколько угодно говорить о том, какое исихасты сочинили красивое учение и все такое прочее, но апостол Павел ясно сказал, что "делающе своими руками" и "кто не работает, да не ест". А все эти товарищи-любители аскетического совершенства, не только не работали (в житии Паламы сказано, что он 6 дней в неделю умной молитвой занимался в келье, а на 7-й приходил причащаться, а в наставлении монахам той эпохи прямо сказано, что монах должен заниматься попеременно чтением, псалмопением и умной молитвой, а рукодельем - только разве что при унынии!), но еще и бесстыдно жили чужим трудом. Ибо пока Палама и Ко занимались по кельям исихазмом, целые деревни крестьян в поте лица пахали на них, чтоб им было чего кушать, где жить и молиться и во что одеться. И Плифон такую жизнь справедливо назвал существованием трутня, заметив, что и с жизнью первоначальных монахов как она задумывалась, все это совершенно не сходится, т.к. те монахи кормились от своего рукоделья. Не говоря уж о том, что заповедь о любви к ближним на деле может исполнить не затворник-исихаст, а как раз человек, живущий в обществе (что и доказывается многочисленными признаниями самих этих исихастов, что они бегут от общества, т.к. там они мол постоянно "согрешают" - велико дело, не согрешать и любить людей, не видя их в глаза! смешно вообще). Так что с новозаветной-то позиции любой ученый, художник и писатель, не говоря уж о рабочем или учителе, который зарабатывает на жизнь своим трудом и приносит какую-никакую пользу людям, пусть даже он и не занимается молитвой непрестанно, но по кр. мере старается помнить о Боге и соблюдать заповеди в отношении людей, с которыми по жизни сталкивается, ЛУЧШЕ самого великого затворника-исихаста, и я думаю, что таковой куда ближе к настоящему обожению, чем какой-нибудь зритель световых феноменов.

PS (выношу из комментов): Тут меня стали неции упрекать, словно я в принципе против исихазма, а мол, их молитвами "мир стоит". Так я не против! Но если ты такой монах-исихаст, то и живи как монах - так, как они жили изначально: уходили от мира совсем и жили своим трудом и молитвами. Что "мир стоял молитвами" таких монахов, и я готова поверить. А поздние исихасты - совсем другая компания. Плифон был не первый, кто поднимал вопрос о монастырской собственности, а товарищи св. исихасты за нее держались ого как. Например, св. исихаст Николай Кавасила (тот самый, которые написал "7 слов о жизни во Христе") наваял целый трактат о том, что нельзя секуляризировать монастырскую собственность. К 15 в. до 2/3 земельной собственности было в руках монастырей и церкви, ничего так. От мира там они отреклись, как же. Они не отреклись от мира, а на шею ему сели и ножки свесили. Да ежели бы этот мир перестал бы их кормить, весь их исихазм тут же бы и кончился, т.к. им кушать стало бы нечего и масла для лампад не стало бы, не говоря о прочем. То-то, кстати, в наше время исихастов не сыщешь - кормить-то их некому, а работать они, как видно, не хотят, от высокой духовной жизни. Любой дурак исихастом будет и обоживаться станет за чужой счет, удобно, чего. То-то эти монахи так и расплодились под конец, что некому стало воевать с турками, и Империя в итоге рухнула. Плифон реформы хорошие предлагал, только уже поздно было, да и не было человека такой твердости, чтобы воплотить их в жизнь."

 

https://www.facebook.com/kassia.senina/posts/995922087135161

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 65
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Сравни - "Ora et labora !"
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это не совсем довод. Св. Фома тоже не пахал. Трудиться можно по-разному. Кто за плугом, а кто в библиотеке.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это не совсем довод. Св. Фома тоже не пахал. Трудиться можно по-разному. Кто за плугом, а кто в библиотеке.

 

Так Фома и исихастом вроде не был.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это не совсем довод. Св. Фома тоже не пахал. Трудиться можно по-разному. Кто за плугом, а кто в библиотеке.

 

Труд ученого и преподавателя в оригинальном посте как раз упомянут, и противопоставлен затворничеству исихастов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Фома девять лет провел в бенедиктинском монастыре. Со всеми вытекающими...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже картезианцы в основном следуют уставу Св. Бенедикта. См. фильм Into Great Silence (Die Grosse Stille) , в русских переводах «Великая тишина» или «Великое безмолвие».
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так значит, все онм следуют принципу ora et labora, который я склонен считать универсальным для монашествующих.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так значит, все онм следуют принципу ora et labora, который я склонен считать универсальным для монашествующих.

 

 

По сути да. Особенно трапписты, которые этот принцип соблюдают буквально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

А вот мнение Дунаева о происхождении техники Иисусовой молитвы:

 

Готовлюсь к лекции по истории Иисусовой молитвы. Проанализировав научную литературу (вкл. новейшую) и тексты (один мой друг выполнил или сверил переводы главных репрезентативных текстов с перс., араб. и санскрита), убедился, что все сомнения Каллиста Уэра насчет влияния йоги и суфизма на технику МИ напрасны.

Сначала йога повлияла на одно еретическое христ. течение III-IV вв., от которого и пошла связь молитвы с дыханием. Потом, начиная с 9-10 вв., суфии заимствовали технику у йогов, и развили ее в 12-13 вв. с помощью йогических трактатов, переведенных на персидский и арабский. А уже от них "исихасты" заимствовали свою практику.

После чтения йогических и суфийских трактатов творения типа Пс.-Симеона, да и весь "исихазм", представляются жалкой и смешной пародией, обезьянничанием, причем у "православных" не было и нет никакого психосоматического и богословского оправдания, описания и осмысления приемов, органичных более для йоги (психосоматика) и менее для суфизма (подробно разработанная теория визионерства, хотя и психосоматика тоже на уровне).

А. Бусыгиным обнаружены несохранившиеся, видимо, на греческом важнейшие тексты в дррус переводах и полемика среди византийских исихастов о количестве МИ за один вдох (это эксклюзивный материал, до сих пор не введенный в научный оборот, сообщаю о нем с разрешения А. Бусыгина, готовящего публикацию для БТ).

Совокупность данных показывает, что соединение современной формулы МИ с "Сыне Божий" с психосоматической техникой произошло где-то в конце 13 -- первой трети 14 в. в результате двойного влияния йоги: с 4 в. напрямую как "традиция", впервые четко зафиксированная у Лествичника, и с 13 в. через суфиев. Это вызвало полемику как среди самих исихастов, так и между ними и богомилами и между Варлаамом и Паламой, но после победы паламизма МИ была, так сказать", канонизирована", а весь "компромат" старательно уничтожен (остался только в дррус переводах).

Собственно, исихазм предстает теперь как скопление разных ересей и нехристианских влияний: помимо уже названных, это евагрианство, мессалианство (также в его поздних разновидностях, как в дррус тексте Пс.-Златоуста), имябожие, а также западный эзотеризм и масонство ("Откровенные рассказы странника", возродившие интерес к технике МИ, и вся софиология от прямо одержимого Соловьева через магизм Флоренского и Лосева).

В отсутствие подлинного и детально разработанного православного богословия и аскетики ничего странного в таком выводе я не вижу.

 

https://danuvius.livejournal.com/511494.html

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Соловьев был прямо одержимым?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То-то, кстати, в наше время исихастов не сыщешь - кормить-то их некому, а работать они, как видно, не хотят, от высокой духовной жизни. Любой дурак исихастом будет и обоживаться станет за чужой счет, удобно, чего.

Почему ж не сыщешь - в соответсвующих странах полно буддийских и индуистских исихастов, живущих по тому же принципу высококодуховного недеяния и кормящихся тем, что притащат им сердобольные и глубоковерующие местные тетеньки.

Да и у ворот христианских церквей в нынешние времена ошиваются порой целые оравы граждан с явными признаками хронического исихазма.

 

То-то эти монахи так и расплодились под конец, что некому стало воевать с турками, и Империя в итоге рухнула.
Тенденция такая и гораздо ранее просматривалась, императоры-иконоборцы свои иконоборческие затеи не на пустом же месте и не от хорошей жизни устраивали. Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть такая книга "Трезвенное созерцание", вот эта. Там все эти психосоматические приемы описаны довольно подробно, с т.з. психологии было довольно любопытно почитать. Вот например:

Ибо острая боль, которая господствует внутри твоей груди, и кровь, которую ты выплевываешь от сердца по причине понуждения сердечной молитвы, пред Богом вменяются в приятную жертву.

Но почему боль появилась в центре твоей груди, а не где-нибудь в другом месте? И почему молитва изрезала на части твою грудь изнутри, как некий острейший нож? И почему ты харкаешь кровью, иногда черной и холодной, а иногда красной и горячей? Возлюбленный, это следствие того, что в центре груди ради искупления и спасения твоей души благодатная молитва вступила в войну и сразилась с диаволом и его слугами.

 

(боль и кровохарканье это само-собой последствия неумеренных дыхательных упражнений в специфической позе)

 

То что на ИМ сильно повлиял суфизм давно знала, но то, что еще и йога - впервые слышу. Как-то далековато от Индии до Синайской пустыни или Афона. В те века же не было такой глобализации как сейчас.

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(боль и кровохарканье это само-собой последствия неумеренных дыхательных упражнений в специфической позе)

Что это за интересные такие "дыхательные упражнения в специфической позе" были, аж до болей и кровохарканья?

А может у неизвестного афонского исихаста попросту туберкулез был - отсюда и бронхолегочная симптоматика, и исихастическая экзальтация?..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что это за интересные такие "дыхательные упражнения в специфической позе" были, аж до болей и кровохарканья?

Задержка дыхания и т.п. Поза сидя, скрючившись головой к пупку. Как это делается написано напр. у Григория Синаита.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

А Соловьев был прямо одержимым?

 

Видения у него были. И вдохновляли А.Блока и Д. Андреева.

Изменено пользователем Марион
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выложена аудиозапись вышеупомянутой лекции Дунаева. Очень интересно!

1-я часть: https://yadi.sk/d/naPd9ERbmLcAZ

2-я часть и обсуждение: https://yadi.sk/d/cjtt-4LImLcAj

 

По моему мнению, Дунаев слишком смягчает выводы.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему мнению, Дунаев слишком смягчает выводы.

По-моему просто щадит религиозные чувства аудитории. Кстати, он имеет косвенное отношение к тому, что я перешла в КЦ. Поймал меня как то на слове в ЖЖ, после чего я первый раз пошла на Мессу. ))

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему просто щадит религиозные чувства аудитории. Кстати, он имеет косвенное отношение к тому, что я перешла в КЦ. Поймал меня как то на слове в ЖЖ, после чего я первый раз пошла на Мессу. ))

А не могли бы Вы рассказать об этом подробнее или дать ссылку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А не могли бы Вы рассказать об этом подробнее или дать ссылку?

Да ничего особенного. Просто обсуждали негативные стороны российского православия. Я когда то давно на волне неофитства работала в одном православном издательстве при православном же учебном заведении. Как говорится, меньше знаешь, крепче спишь.

Сообщения, на сколько я помню, я после окончания нашей беседы удалила, чтобы не было компромата. ^_^ На тот момент у меня еще не было какого-то однозначного решения.

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо ли понять что все святые, в том числе и католические, это простой фейк, и молитва беспрестанная человеку ни чего не даёт?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо ли понять что все святые, в том числе и католические, это простой фейк, и молитва беспрестанная человеку ни чего не даёт?

Такой вывод ниоткуда не следует. Даже если признать, что все монахи, созерцавшие "нетварный свет" поголовно в прелести, то это никак не затронет величайший сонм святых, поскольку паламитов в наших святцах, я уверен, меньшинство, равно как не бросит тени и на практику непрестанной молитвы, которая, как хорошо разъясняет св. Феофан Затворник (и не только он), заключается не в бесконечном молитвословии, а во всегдашнем держании себя в присутствии Бога, непрестанной памяти о Нем, чему есть разные средства, одним из которых является Иисусова молитва.

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дунаев в лекции упомянул статью Колумбы Стюарта по Евагрию. Оказалось она на Google Books имеется в этой книге начиная со стр. 137: https://books.google...Century&f=false

 

Правда вчера была полная статья, а сейчас уже первых страниц не хватает, так что со стр. 140 на данный момент.

 

В общем, получается, безобразная молитва пошла от Евагрия, причём безобразность обусловлена у Евагрия влиянием на него (нео)платонизма, насколько я понял.

Изменено пользователем Вячеслав
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, получается, безобразная молитва пошла от Евагрия, причём безобразность обусловлена у Евагрия влиянием на него (нео)платонизма, насколько я понял.

Да, собирался написать об этом в теме "Молитва и воображение", но можно и здесь. Дело тут не просто в неоплатонизме, а в оригенистических воззрениях Евагрия, а именно учении о предсуществовании душ, которые якобы пали, постепенно грубея и материализовываясь; соответственно, чтобы вернуться в первоначальное состояние, нужно отрешиться от всего материального, в том числе через борьбу с воображением (это я пересказываю своими словами). А так, как заметил Дунаев, требование безобразной молитвы не выдерживает критики в силу факта Боговоплощения. Аргумент же о том, что при использовании воображения в молитве велика опасность впадения в прелесть, опровергается тем, что такая же опасность присутствует на всех уровнях молитвенного делания. В общем, ситуация несколько абсурдна: Евагрия осудили за оригенизм, но при этом принимается его учение о молитве, на этом самом оригенизме основанное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за аудио лекции

 

Вот книга которую упоминали, надеюсь будет полезна

 

https://yadi.sk/d/MgXWAxkzmQmzJ

 

 

Coverpng_5483168_19975281.png

Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...